Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел II. Развитие психики на разных возрастных этапах






Тема П.1.Психическое развитие в младенческом возрасте.

 

Пренатальное развитие и его роль в становлении психики ребенка. Условия перехода от пренатального к постнатальному детству.

Общие закономерности психического развития ребенка в первые три года жизни. Общая характеристика периода новорожденности. Специфика социальной ситуации развития. Безусловные и условные рефлексы. Основные новообразования (улыбка, зачатки психической жизни, биоритм «сон-бодрствование»). Критерии завершения кризиса новорожденности.

Социальная ситуация развития в младенчестве. Эмоционально-непосредственное общение как ведущий вид деятельности. Роль общения с матерью в психическом развитии младенца. Становление потребности в общении. Формы и средства общения со взрослыми. Синдром госпитализма и его последствия. Эмоциональное развитие младенца. Симптомы эмоционального неблагополучия.

Сенсорное и перцептивное развитие в младенческом возрасте. Моторное развитие в младенчестве. Формирование акта хватания и его значение для психического развития. Предметные манипуляции. Предпосылки возникновения и развития речи.

Активность как предпосылка развития личности. Становление элементов самосознания, индивидуальные различия младенцев. Кризис первого года жизни.

 

Литература.

1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М., 1995.

2. Ермолаева М.В. Психология развития. - Москва-Воронеж, 2003.

3. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности// Хрестоматия по возрастной психологии. - М., 1996. - С. 84-87.

4. Крайг Г. Психология развития. – СПб, 2000.

5. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М., 1997.

6. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. - М., 1998.

7. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 1996.

8. Психология человека от рождения до смерти/ Под ред. А.А.Реана. – Спб, 2001.

9. Смирнова Е.О. Детская психология.

10. Сапогова Е.Е. Психическое развитие человека. - М., 2001.

11. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М., 1996.

12. Шаграева О.А. Детская психология. – М., 2001.

13. Авдеева Н.П., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец: у истоков общения. - М., 1991.

14. Божович Л.И., Славина Л.С. Переходный период от младенчества к раннему возрасту// Хрестоматия по возрастной психологии/ Сост. Л.М. Семенюк. - М, 1994. - С. 190-195.

15. Боулби Дж. Детям - любовь и заботу. Как оценивать нанесенный ущерб? Исследование младенцев и младших детей// Психология развития. Хрестоматия. - Спб., 2001. - С. 127-139.

16. Выготский Л.С. Младенческий возраст// Собр. Соч.: В 6т.- М., 1984. - Т.4. - С. 269-317.

17. Кольцова М.М. Формирование двигательных функций ребенка// Психология развития. Хрестоматия. - СПб., 2001 - С. 163-171.

18. Матейчик З. Душевные страдания и что из этого вытекает// Психология развития. Хрестоматия. - СПб., 2001. - С. 140-143.

19. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. - М., 1995.

 

 

Тема. П. 2. Психическое развитие в раннем детстве.

 

Социальная ситуация развития в раннем детстве. Развитие предметно-орудийной деятельности. Возникновение игровой деятельности.

Особенности речи ребенка раннего возраста. Основные тенденции в развитии речи: усвоение фонетической, грамматической, лексической, синтаксической структуры речи. Развитие значения детских слов. Влияние общения со взрослыми на становление речи ребенка раннего возраста.

Когнитивное развитие в раннем детстве. Особенности внимания и памяти. Наглядно-действенный характер мышления. Развитие символической функции мышления (Ж.. Пиаже). Начало развития воображения.

Становление личности и индивидуальности в раннем детстве. Развитие самосознания. Становление половой идентичности.

Развитие общения со взрослыми как условие социального и интеллектуального развития ребенка. Зарождения потребности в общении со сверстниками.

Кризис трех лет. Психологическая сущность и причины возникновения.

 

Литература.

1. Божович Л.И. Переходный период от младенческого к раннему возрасту// Хрестоматия по возрастной психологии. - М., 1996. - С. 190-195.

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М., 1995.

3. Гуськова Т., Елагина М. Что нужно знать о ребенке: ранний и младший дошкольный возраст// Дошкольное воспитание. - 1986. -№ 5. - С. 13-20.

4. Гуськова Т.В. Личностные новообразования детей в период кризиса трех лет// Хрестоматия по детской психологии. - М., 1996. - С. 238-242.

5. Ермолаева М.В. Психология развития. - Москва-Воронеж, 2003.

6. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2000.

7. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 1998.

8. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 1996.

9. Палагина Н.Н. Воображение у самого истока. - М., 1997.

10. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрасте. - М., 1998.

11. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М., 1998.

12. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. - М., 1996.

13. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. - М., 1995.

14. Аверин В.А. Психология детей и подростков. - СПб., 1998.

15. Выготский Л.С. Вопросы детской психологи. - СПб., 1997.

16. Менчинская Н.А. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет. - М., 1996.

 

 

Тема П. 3. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста.

 

Социальная ситуация развития дошкольника. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольника, ее структура, становление, развитие и значение.

Развитие личности в дошкольном возрасте. Мотивационно - потребностная сфера дошкольника. Становление иерархии мотивов. Формирование произвольного поведения. Моральное развитие ребенка в дошкольном возрасте. Особенности эмоциональной сферы.

Развитие самосознания в дошкольном возрасте. Особенности Я-образа и самооценки дошкольника.

Специфика познавательной сферы дошкольника. Особенности внимания, восприятия и памяти. Развитие мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, предпосылки словесно-логического. Особенности дооперационального мышления (Ж.Пиаже). Развитие воображения.

Развитие речи дошкольника. Словотворчество как возрастной феномен. Детские вопросы. Эгоцентрическая речь (Ж.Пиаже, Л.С.Выготский).

Виды деятельности в дошкольном возрасте: изобразительная, конструктивная, элементы трудовой и учебной.

Особенности общения дошкольника с родителями и сверстниками.

Кризис семи лет, его сущность и особенности. Проблема психологической готовности к школьному обучению. Компоненты психологической готовности к школе.

 

Литература.

1. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. - М., 1996.

2. Выготский Л.С. Кризис семи лет// Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия/ Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В.Зацепин. - М., 2001. - С.62.

3. Ермолаева М.В. Психология развития. - Москва-Воронеж, 2003.

4. Психология развития человека от рождения до смерти/ Под ред. А.А.Реана. - СПб, 2002.

5. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. - М., 1998.

6. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе// Психология развития. Хрестоматия. - СПб, 2001. - С. 227-241.

7. Венгер Л.А. Формирование познавательных способностей в дошкольном возрасте// Хрестоматия по детской психологии. - М., 1996. - С. 133-146.

8. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника// Хрестоматия по детской психологии. - М., 1996. - С. 170-179.

9. 5. Лисина М.И. Общение с взрослыми у детей первых семи лет жизни// Психология развития. Хрестоматия. - СПб., 2001. - С. 155-162.

10. Люблинская А.А. Активность и направленность дошкольника// Хрестоматия по возрастной психологии/ Сост. Л.М. Семенюк. - М., 1994. - С. 216-229.

11. Поддьяков Н.Н. К проблеме умственного развития ребенка// Хрестоматия по детской психологии. - М., 1996. - С. 146-149.

 

 

Тема II.4.Психическое развитие в младшем школьном возрасте.

 

Особенности социальной ситуации развития младшего школьника. Адаптация к школьному обучению. Основные виды трудностей, испытываемых первоклассниками.

Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьного возраста, ее структура, закономерности становления и развития. Формирование и динамика мотивов учения у младшего школьника. Роль учебной деятельности в психическом развитии.

Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте. Специфика восприятия. Внимание и его развитие в учебной деятельности. Особенности памяти и ее развитие в процессе обучения. Интеллектуальное развитие в младшем школьном возрасте. Мышление на уровне конкретных операций (Ж.Пиаже). Развитие житейских и научных понятий (Л.С.Выготский). Особенности развития воображения. Произвольность и осознанность всех психических процессов.

Развитие личности младших школьников. Проблема усвоения моральных норм и правил поведения. Эмоционально-волевые особенности младших школьников. Психологические условия формирования самооценки, ее особенности и динамика.

Особенности взаимоотношения младшего школьника со значимыми взрослыми (учителями, родителями). Общение со сверстниками.

 

Литература.

1. Ермолаева М.В. Психология развития. - Москва-Воронеж, 2003.

2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М., 1996.

3. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2000.

4. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. - М., 1976.

5. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М, Аспект – Пресс, 2001.

6. Психология развития человека от рождения до смерти / Под ред. А.А.Реана. – СПб., 2001.

7. Блонский П.П. Психология младшего школьника. - М., 1995.

8. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Основные варианты неблагоприятного развития младших школьников // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. - М., 2001. - С.204-208.

9. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В.Гамезо и др. - М., 1984.

10. Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников // Хрестоматия по возрастной психологии. - М., 1996.-С.160-169.

11. Крутецкий В.А. Психологические особенности младшего школьника // Хрестоматия по возрастной психологии. - М., 1996. - С. 229-232.

12. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.2. - М., 1996.

13. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1990.

14. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1991.

15. Цукерман Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младшего школьника // Вопросы психологии. - 1998. - №5. - С.

16. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., 1981.Часть 2. - С.84-85.

 

 

Тема II.5. Психическое развитие в подростковом возрасте.

 

Проблема подростка в современной отечественной и зарубежной психологии. Понятие «подростковый кризис». Социальная ситуация развития подростка.

Анатомо-физиологическая перестройка организма и ее влияние на психические особенности и поведение подростка. Изменение внешности и адаптация к нему подростка. Физическое Я подростка. Психосексуальное развитие подростка. Полоролевая идентификация.

Основные новообразования подросткового возраста. Чувство взрослости его особенности и направления развития. Особенности развития самосознания. Проблема интересов в подростковом возрасте (Л.С.Выготский). Развитие мотивационно-потребностной сферы. Ценностные ориентации подростков. Особенности эмоционально-волевой сферы.

Перестройка учебной деятельности в подростковом возрасте. Мотивация учебной деятельности подростка: особенности и динамика. Развитие познавательных процессов. Мышление на уровне формальных операций (Ж.Пиаже).

Психологические проблемы общения в подростковом возрасте. Трудности становления нового типа взаимоотношений подростка со взрослыми. Подростковая субкультура. Психологические проблемы общения подростка со сверстниками: реакция группирования, имитации, конформизма.

Подростки «группы риска». Проблемы психологической помощи подросткам с нарушениями социальной адаптации.

 

Литература.

1. Емельянова М.В. Психология развития. - М., 2003.

2. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2000.

3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 1996.

4. Психология подростка/ Под ред. А.А. Реана. – СПб., 2003.

5. Психология человека от рождения до смерти/ Под ред. А.А.Реана. - Спб., 2001.

6. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М., 2001.

7. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб., 2000.

8. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. - М., 1999.

9. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. - М., 1996.

1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М., 1995.

2. Выготский Л.С. Педология подростка// Психология подростка/ Под ред. Ю.И.Фролова.- М., 1997. - С. 232-286.

3. Драгунова Т.В. Кризис объясняли по-разному// Хрестоматия по возрастной психологии. - М., 1996. - С.238-239.

4. Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. - М., 1991.

5. Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап в жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста// Хрестоматия по возрастной психологии/ Под ред. Д.И.Фельштейна.- М., 1996. - С. 239-248.

6. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. - М., 1997.

7. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. - М., 1998.

8. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 2. – М., 1995.

9. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. - М., 2000.

10. Рабочая книга школьного психолога/ Под ред. И.В.Дубровиной.- М., 1995.

11. Фельдштейн Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста// Хрестоматия по возрастной психологии. - М., 1996.- С.163-168.

12. Фельдштейн Д.И. Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста// Хрестоматия по возрастной психологии. - М., 1996. - С.248-259.

 

Тема П.6. Психологические особенности в юношеском возрасте.

 

Понятие юности и ее возрастные границы. Социальная ситуация развития в ранней юности.

Физическое развитие в юношеском возрасте. Половая идентичность и сексуальное поведение.

Профессионально-учебная деятельность как ведущая деятельность в период ранней юности. Развитие учебной мотивации и проблема дифференциации обучения. Проблема профессионального самоопределения: этапы и закономерности. Построение жизненных планов, осознание временной перспективы.

Личностное развитие в юношеском возрасте. Проблема личностного самоопределения.

Развитие самосознания. Образ Я., уровень притязаний и критерии юношеских самооценок. Осознание собственной психической жизни. Эмоциональное развитие. Негативные переживания, тревожность, чувство одиночества и их преодоление.

Психологические проблемы формирования мировоззрения. Проблема смысла жизни в юности.

Специфика познавательной сферы в ранней юности. Развитие внимания, памяти. Развитие теоретического мышления, качеств ума. Философская, отвлеченная направленность мышления. Творческая активность в разных видах деятельности.

Психологические проблемы общения со взрослыми. Стремление к поведенческой, эмоциональной, ценностной автономии. Положение старшеклассника в школе и его взаимоотношения с учителями. Взаимоотношения с ровесниками. Неформальные юношеские объединения. Юношеская субкультура. Дружба, товарищество, любовь. Ранние браки.

Юноши и девушки группы риска.

 

Литература.

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. - СПб., 1998.

2. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. - М., 1986.

3. Ермолаева М.В. Психология взросления.- Москва-Воронеж, 2003.

4. Кон И.С. Психология старшеклассника// Хрестоматия по возрастной психологии.- М., 1996.- С.259-266.

5. Крайг Г. Психология развития.- СПб., 2000.

6. Кулагина И.В. Возрастная психология. – М., 1996.

7. Психологическое сопровождение выбора профессии/ Под ред. Л.М.Митиной.- М., 1998.

8. Психология развитие человека от рождения до смерти/ Под ред. А.А. Реана. – Спб., 2001.

9. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение.- М., 1996.

10. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста.-СПб., 2000.

11. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М., 2001.

12. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. - М., 1999.

13. Собкин В.С. Особенности социализации в старшем школьном возрасте: социокультурные траектории ценностных трансформаций// Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия/ Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин.- М., 2001.- С. 359-363.

14. Толстых Н.Н. Обращенность в будущее - аффективный центр жизни в ранней юности// Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия/ Сост. И.В. Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. - М., 2001. - С.348-350.

15. Формирование личности стареклассника / Под. Ред. И.В.Дубровиной. - М., 1989.

 

 

Тема П. 7. Психология взрослости.

 

Периодизации психического развития взрослого человека. Кризисы на этапе взрослости: характеристика, динамика протекания, способы преодоления.

Акмеология и ее значения для решения проблем возрастной психологии.

Личностное развитие в период взрослости: способность к личностным изменениям, открытость новому опыту, самоактуализация и самореализация. Проблемы удовлетворенностью жизни. Особенности Я – концепции и ее динамика.

Когнитивное развитие в различные периоды взрослости. Изменение функций интеллекта. Внешние и внутренние факторы сохранения и изменения когнитивных возможностей.

Профессиональное развитие взрослого человека. Познание себя средствами профессии. Формирование стиля профессиональной деятельности. Переоценка профессиональных достижений в середине жизни, смена профессии.

Семья как важное условие развития взрослых. Семейный цикл. Типология родителей.

Индивидуальные и половые различия в психологическом развитии на этапе взрослости.

 

Литература:

1. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. – М., 1999.

2. Ермолаева М.В. Психология развития. – М., 2003.

3. Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2001.

4. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. – Спб., 2001.

5. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М., 2001.

6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Спб.,, 2001.

7. Ананьев Б.Г. Структура развития психофизиологических функций взрослого человека// Хрестоматия по возрастной психологии/ Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 1996. – С. 275-282.

8. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л., 1988.

9. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – Спб., 2002.

10. Рыбалко Е.Ф. Динамика основных характеристик в различные периоды зрелости// Хрестоматия по возрастной психологии/ Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 1996. – С. 283-295.

11. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М., 2000.

 

 

Тема П. 8. Психические особенности старения и старости.

 

Проблема периодизации позднего возраста. Старость как социальная и психологическая проблема. Биологическое, социальное и психологическое старение.

Выход на пенсию как критический этап жизни человека. Варианты приспособления к выходу на пенсию. Психологические особенности адаптации к выходу на пенсию.

Физические аспекты старения. Проблема здоровья.

Значение общения в позднем возрасте. Особенности межличностных отношений в старческом возрасте. Проблема одиночества.

Когнитивные изменения в процессе старения. Факторы, влияющие на снижение интеллектуального уровня. Компенсаторные механизмы.

Психологические изменения в личности и деятельности человека позднего возраста. Ретроспективная модель жизни в старости. Специфика Я - концепции стареющего человека. Эмоциональная сфера в старческом возрасте. Типологии старости. Негативные стереотипы старости. Факторы удовлетворенности жизнью в пожилом и старческом возрасте. Психологические условия активной старости.

Смерть и умирание. Психологическая поддержка людей позднего возраста.

 

Литература.

1. Ермолаева М.В. Практическая психология старости. - М., Эксмо-Пресс, 2002.

2. Ермолаева М.В. Психология развития. - Москва-Воронеж, 2003.

3. Крайг Г. Психология развития. – СПб: Питер, 2000.

4. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старости. – М.: Академия, 2002.

5. Молчанова О.Н. Специфика Я-концепции в позднем возрасте и проблема психологического витаукта// Мир психологии. - 1999. - №2. - С. 133-141.

6. Пряжников Н.С. Личностное самоопределение в преклонном возрасте// Мир психологии. - 1999. - №2. - С.111-123.

7. Психология человека от рождения до смерти/ Под ред. А.А.Реана.- Спб: Питер. – 2001.

8. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М., Аспект Пресс, 2001.

9. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 1997.

10. Анциферова Л.И. Психология старости: особенности развития личности в период поздней взрослости// Психологический журнал. - 2001. - №3. - С. 86-99.

11. Возрастная психология/ М.В.Гамезо, В.С. Герасимова, Г.Г.Горелова, Л.М.Орлова. - М., 1999.

12. Лидерс А.Г. Возрастно-психологические особенности консультирования пожилых людей// Психология зрелости и старения. – 1998. - №4. - С. 13-22.

13. Психология развития. Хрестоматия. - СПб., 2001.- С. 365-497.

14. Фролькист В.В. Системный подход, саморегуляция и механизмы старения// Геронтология и гериатрия. - Киев, 1985. - С. 12-23.

15. Чудновский В.Э. К проблеме адекватности смысла жизни// Мир психологии. - 1999. - №2. - С. 74-80.

16. Шахматов Н.Ф. Психическое старение. - М., 1 966.

17. Шахматов Н.Ф. Старение - время личного познания вечных вопросов и истинных ценностей// Психология зрелости и старения. – 1998. - №2. - С. 14-20.

Вопросы к экзамену.

1. Предмет возрастной психологии. Место возрастной психологии в системе научного знания, связь с другими науками.

2. Актуальные проблемы и задачи возрастной психологии.

3. Стратегии исследования в возрастной психологии.

4. Методы исследования в возрастной психологии, специфика их применения при изучении разных возрастных групп.

5. Зарубежные теории психического развития.

6. Биологический фактор как предпосылка психического развития.

7. Влияние социальных условий жизни на психическое развитие.

8. Движущие силы и закономерности психического развития.

9. Роль деятельности ребенка в психическом развитии. Понятие ведущей деятельности.

10. Влияние общения на психическое развитие.

11. Взаимосвязь воспитания, обучения и психического развития.

12. Понятие «возраст». Значения возраста. Структура возраста.

13. Проблема возрастной периодизации в отечественной психологии (Л.С.Выготский, Д.Б. Эльклнин, А.В. Петровский).

14. Общая характеристика этапа новорожденности.

15. Общая характеристика психического развития в младенчестве. Кризис одного года.

16. Общая характеристика психического развития в раннем детстве.

17. Кризис трех лет, его психологическая сущность и симптомы.

18. Общая характеристика психического развития в дошкольном возрасте.

19. Развитие деятельности дошкольника.

20. Развитие личности дошкольника.

21. Развитие познавательных процессов у дошкольника.

22. Психологическая готовность к школьному обучению.

23. Социальная ситуация развития младшего школьника.

24. Развитие учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

25. Роль разных видов деятельности в психическом развитии младшего школьника.

26. Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте.

27. Развитие самосознания и самооценки у младшего школьника.

28. Усвоение моральных норм и правил поведения младшим школьником.

29. Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника.

30. Общение со взрослыми и сверстниками в младшем школьном возрасте.

31. Проблема адаптации ребенка к школьной жизни.

32. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте.

33. Кризис подросткового возраста.

34. Развитие самосознания и чувства взрослости у подростков.

35. Развитие эмоционально-волевой сферы в подростковом возрасте.

36. Общение подростка с педагогами и родителями.

37. Общение подростка со сверстниками.

38. Учебная деятельность подростка.

39. Развитие познавательных процессов у подростков.

40. Психосексуальное развитие и взаимоотношение полов в подростковом возрасте.

41. Социальная ситуация развития в ранней юности.

42. Профессиональное самоопределение в ранней юности.

43. Учебная деятельность в ранней юности.

44. Развитие познавательных процессов в ранней юности.

45. Развитие самосознания и мировоззрения в ранней юности.

46. Самопознание в ранней юности.

47. Психосексуальное развитие и взаимоотношение полов в ранней юности.

48. Общение со сверстниками в ранней юности.

49. Особенности общения с педагогами и родителями в ранней юности.

50. Общая характеристика периода молодости.

51. Общая характеристика периода зрелости.

52. Особенности психического развития в пожилом и старческом возрасте.

 

 

Вопросы для самоконтроля по возрастной психологии.

1.Каковы предмет и задачи возрастной психологии?

2.Каковы сущность и значение социального анализа детства для развития представления о предмете психологии развития и методологии этой дисциплины.

3. Как возрастная психология связана с другими науками (генетической психологией, детской психологией, педагогической психологией, педагогикой и т.д.)?

4. В чем сущность экспериментально-генетической стратегии Л.С. Выготского? Каковы современные идеи ее осуществления?

5. В чем сущность инструментального метода в психологии развития?

6. В чем принципиальное различие методов поперечных и продольных срезов? Раскройте области применения этих методов.

7. В чем сущность и значение учения Л.С.Выготского о возрасте для развития возрастной психологии?

8. Какова характеристика основных компонентов структуры возраста?

9.Сравните, каковы представления А.Н. Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, Д.И.Фельдштейна о роли ведущей деятельности в развитии ребенка?

10. В чем сущность возрастных кризисов по Л.С.Выготскому. Каковы различия в трактовке психологического содержания возрастных кризисов в зарубежной и отечественной психологии?

11. Какие ведущие принципы и положения отечественной психологии развития легли в основу концепции периодизации психического развития Д.Б.Эльконина?

12. В чем сущность концепции поуровневого развития личности в онтогенезе Д.И.Фельдштейна и какова ее роль в понимании социального развития личности?

13. В чем заключается сущность биогенетического принципа в психологии?

14. Дайте краткий анализ биологизаторским и социологизаторским концепциям психического развития.

15. Как понимал Л.С.Выготский роль среды в развитии высших психических функций?

16. Каково теоретическое и практическое значение феномена «зоны ближайшего развития»?

17. В чем заключается роль обучения в психическом развитии человека?

18. Какова роль социального опыта в психическом развитии ребенка?

19. Комплекс оживления, его значение и проявления.

20. Какие средства общения использует младенец для общения со взрослыми?

21. В чем состоят основные проявления кризиса одного года и каково его значение?

22. В чем принципиальное отличие, по Д. Б. Эльконину, формирования предметных действий от формирования функциональных и результативных?

23. В чем сущность внутренних конфликтов, возникающих у трехлетнего ребенка? Как они проявляются в эмоциональной сфере?

24. В чем проявляется развитие произвольности в раннем возрасте?

25. Какие личностные новообразования возникают в период кризиса трех лет? Дайте им характеристику.

26. Проанализируйте отечественные и зарубежные представления о сущности сюжетно-ролевой игры и ее роли в психическом развитии ребенка.

27. Какие способы и приемы амплификации (обогащения, усложнения) сюжетно-ролевой игры дошкольников вы знаете?

28. Как влияют различные виды деятельности на психическое развитие дошкольника?

29. Каковы основные особенности личности дошкольника?

30. Опишите основные закономерности развития интеллектуальной сферы дошкольника.

31. В чем проявляется произвольность поведения в дошкольном возрасте? Какова связь произвольности с осознанностью и мотивацией?

32. В чем сущность кризиса семи лет?

33. Каковы основные компоненты психологической готовности к школе?

34. Как перестраивается личностная сфера ребенка в связи с началом обучения в школе?

35. Как влияет учебная деятельность на развитие познавательных процессов?

36. В чем заключаются особенности общения младших школьников со взрослыми и сверстниками?

37. Почему подростковый возраст называют переходным и кризисным?

38. Какие факторы определяют возникновение подросткового кризиса?

39. Каковы основные новообразования подросткового возраста?

40. В чем причины конфликтов со взрослыми и сверстниками в подростковом возрасте.

41. Каковы основные характеристики развития самосознания в подростковом возрасте?

42. В чем проявляется потребность быть личностью в подростковом возрасте?

43. Каковы задачи развития в ранней юности?

44. Что составляет психологическую основу профессионального самоопределения в ранней юности?

45. Каковы особенности общения со взрослыми и сверстниками в ранней юности?

46.Каковы особенности мотивационно-потребностной сферы в ранней и поздней юности?

47. Как развивается самосознание в ранней юности?

48.Чем характеризуется интеллектуальное развитие в ранней юности?

49.Чем обусловлены случаи подъема умственных способностей в юношеском возрасте?

50. Каковы задачи развития в период взрослости?

51. В чем сущность понятия зрелая личность?

52. Какова роль кризиса середины жизни в развитии личности в зрелом возрасте?

53. Каковы социальные факторы и психологические характеристики, помогающие человеку достичь «акмэ»?

54. Каковы особенности динамики познавательных функций в зрелом возрасте?

55. В чем проявляется принцип гетерохронноти в развитии познавательных функций в зрелом возрасте?

56. В чем сущность явления витаукта в старости?

57. Каковы представления о социальной ситуации развития и ведущей деятельности в старости?

58. Каковы особенности эмоциональных состояний в старости? Какие стрессоры являются типичными для старости?

60. Опишите известные вам типы старения.

61. В чем заключается причина интеллектуальной и личностной сохранности в случаях творческого долголетия?

62. Опишите характеристики мудрости.

 

 

Основная литература:

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. - СПб., 1998.

2. Божович Л.И. Переходный период от младенческого к раннему возрасту// Хрестоматия по возрастной психологии. - М., 1996. - С. 190-195.

3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: МПСИ, 1995.

4. Выготский Л.С. Кризис семи лет// Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия/ Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В.Зацепин. - М.: Академия, 2001. - С.62.

5. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. – М., 1999.

6. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 1998.

7. Гуськова Т.В. Личностные новообразования детей в период кризиса трех лет// Хрестоматия по детской психологии. - М.: ИПП, 1996. - С. 238-242.

8. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо и др. – М., 1884.

9. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2001.Возрастная психология: Хрестоматия / Сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М., 1999.

10. Ермолаева М.В. Практическая психология старости. - М., Эксмо-Пресс, 2002.

11. Ермолаева М.В. Психология развития. - Москва-Воронеж, 2003.

12. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности// Хрестоматия по возрастной психологии. - М.: ИПП, 1996. - С. 84-87.

13. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.: Питер, 2002.

14. Кон И.С. психология ранней юности. – М., 1989.

15. Кон И.С. Психология старшеклассника// Хрестоматия по возрастной психологии.- М.: ИПП, 1996.- С.259-266.

16. Крайг Г. Психология развития. – СПб: Питер, 2000.

17. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старости. – М.: Академия, 2002.

18. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М., 1996.

19. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М.: МПСИ, 1997.

20. Марцинковская Т.Д. История развития детской психологии

21. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. - М.: ИПП, 1998.

22. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 1998.

23. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. М., 1998.

24. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Роспедагентство, 1996.

25. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2000.

26. Психологическое сопровождение выбора профессии/ Под ред. Л.М.Митиной.- М.: МПСИ: Флинта, 1998.

27. Психология развития от рождения до смерти./ Под ред. А.А. Реан, СПб., 2001.

28. Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2001.

29. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста.-СПб.: Питер, 2000.

30. Сапогова Е.Е. Психическое развитие человека. - М.: Аспект-Пресс, 2001.

31. Слободчиков, Исаев психология развития.

32. Смирнова Е.О. Детская психология.

33. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрасте. - М.: МПСИ, 1998.

34. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М., 1996.

35. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. - М.: МПСИ, 1996.

36. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. - М.: МПСИ: Флинта, 1999.

37. Шаграева О.А Детская психология. – М.: Владос, 2001.

38. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. - М.: МПСИ, 1995.

 

Дополнительная литература.

1. Авдеева Н.П., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец: у истоков общения. -М., 1991.

2. Ананьев Б.Г. Структура развития психофизиологических функций взрослого человека// Хрестоматия по возрастной психологии/ Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 1996. – С. 275-282.

3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Спб.: Питер, 2001.

4. Анциферова Л.И. Психология старости: особенности развития личности в период поздней взрослости// Психологический журнал. - 2001. - №3. - С. 86-99.

5. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. - М., 2000.

6. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. - М.: Академия. - 1998.

7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.

8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М: МПСИ, 1995.

9. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе// Психология развития. Хрестоматия. - СПб.: Питер, 2001. - С. 227-241.

10. Божович Л.И., Славина Л.С. Переходный период от младенчества к раннему возрасту// Хрестоматия по возрастной психологии/ Сост. Л.М. Семенюк. - М, 1994. - С. 190-195.

11. Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте. - М., 1968.

12. Боулби Дж. Детям - любовь и заботу. Как оценивать нанесенный ущерб? Исследование младенцев и младших детей// Психология развития. Хрестоматия. - Спб.: Питер, 2001. - С. 127-139.

13. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Основные варианты неблагоприятного развития младших школьников // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. - М.: Академия, 2001. - С.204-208.

14. Венгер Л.А. Формирование познавательных способностей в дошкольном возрасте// Хрестоматия по детской психологии. - М.: ИПП, 1996. - С. 133-146.

15. Выготский Л.С. Вопросы детской психологи. - СПб., 1997.

16. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. – М.: МПСИ, 1996.

17. Выготский Л.С. Младенческий возраст// Собр. Соч.: В 6т.- М.: Педагогика, 1984. - Т.4. - С. 269-317.

18. Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников // Хрестоматия по возрастной психологии. - М.: ИПП, 1996.-С.160-169.

19. Драгунова Т.В. Кризис объясняли по-разному// Хрестоматия по возрастной психологии. - М.: МПСИ, 1996. - С.238-239.

20. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника// Хрестоматия по детской психологии. - М.: ИПП, 1996. - С. 170-179.

21. Ермолаева М.В. Структура эмоциональных переживаний в старости // Мир психологии. – 1999. - № 2. – С. 123-133.

22. Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. - М., 1991.

23. Кольцова М.М. Формирование двигательных функций ребенка// Психология развития. Хрестоматия. - СПб.: Питер, 2001 - С. 163-171.

24. Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап в жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста// Хрестоматия по возрастной психологии/ Под ред. Д.И.Фельштейна.- М.: МПСИ, 1996. - С. 239-248.

25. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. - М.: МПСИ, 1997.

26. Крутецкий В.А. Психологические особенности младшего школьника // Хрестоматия по возрастной психологии. - М.: ИПП, 1996. - С. 229-232.

27. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. - М., 1983.

28. Лидерс А.Г. Возрастно-психологические особенности консультирования пожилых людей// Психология зрелости и старения. – 1998. - №4. - С. 13-22.

29. Лисина М.И. Общение с взрослыми у детей первых семи лет жизни// Психология развития. Хрестоматия. - СПб.: Питер, 2001. - С. 155-162.

30. Люблинская А.А. Активность и направленность дошкольника// Хрестоматия по возрастной психологии/ Сост. Л.М. Семенюк. - М., 1994. - С. 216-229.

31. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. – М., 1976.

32. Максименко С.Д. Проблема метода в возрастной и педагогической психологии // Вопросы психологии. – 1989. - № 4. - С. 31-39.

33. Матейчик З. Душевные страдания и что из этого вытекает// Психология развития. Хрестоматия. - СПб.: Питер, 2001. - С. 140-143.

34. Менчинская Н.А. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет.- М.: МПА, 1996.

35. Молчанова О.Н. Специфика Я-концепции в позднем возрасте и проблема психологического витаукта// Мир психологии. – 1999. - № 2. – С.133-141.

36. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. - М.: ИПП, 1998.

37. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.2. - М., 1996.

38. Орлов А.В. Основные исследовательские методы возрастной и педагогической психологии // Вопросы психологии. – 1981. - № 1. – С. 147-155.

39. Палагина Н.Н. Воображение у самого истока. – М.: МПСИ, 1997.

40. Пряжников Н.С. Личностное самоопределение в преклонном возрасте// Мир психологии. – 1999. - № 2. – С. 111-123.

41. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: МПСИ, 1996.

42. Поддьяков Н.Н. К проблеме умственного развития ребенка// Хрестоматия по детской психологии. - М.: ИПП, 1996. - С. 146-149.

43. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1998.

44. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Под ред. А.И. Щербакова. – М., 1987.

45. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова.-М., 1990.

46. Психология развития. Хрестоматия. - СПб., Питер, 2001.

47. Рабочая книга школьного психолога/ Под ред. И.В.Дубровиной.- М.: МПА, 1995.

48. Рыбалко Е.Ф. Динамика основных характеристик в различные периоды зрелости// Хрестоматия по возрастной психологии/ Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 1996. – С. 283-295.

49. Собкин В.С. Особенности социализации в старшем школьном возрасте: социокультурные траектории ценностных трансформаций// Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия/ Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин.- М.: Академия, 2001.- С. 359-363.

50. Толстых Н.Н. Обращенность в будущее - аффективный центр жизни в ранней юности// Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия/ Сост. И.В. Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. - М.: Академия, 2001. - С.348-350.

51. Фельдштейн Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста// Хрестоматия по возрастной психологии. - М.: МПСИ, 1996.- С.163-168.

52. Фельдштейн Д.И. Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста// Хрестоматия по возрастной психологии. - М.: МПСИ, 1996. - С.248-259.

53. Формирование личности старшеклассника/ Под. Ред. И.В.Дубровиной. – М.., 1989.

54. Цукерман Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младшего школьника // Вопросы психологии. - 1998. - №5. - С.

55. Чудновский В.Э. К проблеме адекватности смысла жизни// Мир психологии. - 1999. - №2. - С. 74-80.

56. Шахматов Н.Ф. Психическое старение. - М.: Медицина, 1 966.

57. Шахматов Н.Ф. Старение - время личного познания вечных вопросов и истинных ценностей// Психология зрелости и старения. – 1998. - №2. - С. 14-20.

58. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Хрестоматия по возрастной психологии // Сост. Л.С. Семенюк. - М., 1994. - С.169-176.

59. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. - М.: МПСИ, 1995.

60. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., 1981.- Часть 2. - С.84-85.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.