Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема I.3. История и современное состояние зарубежной психологии развития






Возникновение возрастной психологии в середине 19 века (Ч.Дарвин, В.Прейер, И.Тэн, Б.Перэ). Становление идеи развития в возрастной психологии (Г. Лейбниц, Г. Гегель, Г. Спенсер).

Биогенетическое направление в исследовании детского развития. Теория конвергенции двух факторов (В. Штерн). Теория рекапитуляции (Ст. Холл). Теория трех ступеней детского развития: инстинкт, дрессура и интеллект (К. Бюлер).

Социогенетическое направление в исследовании детского развития.

Развитие ребенка как научение в бихевиоризме (Э. Торндайк, Д. Уотсон).

Психоаналитические теории детского развития (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, А. Фрейд). Эпигенетическая теория развития личности (Э. Эриксон).

Женевская школа генетической психологии. Стадии интеллектуального развития ребенка (Ж. Пиаже).

Развитие ребенка как социализация (М. Мид).

Концепция социально-исторической обусловленности развития (А. Валлон и Р. Заззо).

Гуманистическая психология, ее значение для возрастной психологии.

 

Литература

1. Марцинковская Т.Д. История детской психологии.

2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 1997.

3. Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковской. - М., 2001.

4. Психология развития от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реан. - СПб., 2001.

5. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М., 2001.

6. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо. - М., 1984.

7. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2000.

8. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 2. - М., 1998.

 

 

Тема I.4. Теоретические концепции возрастного развития в отечественной психологии.

 

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Теория развития высших психических функций: опосредованность и интериоризация в психическом развитии.

Категория возраста. Виды возраста (биологический, психологический, хронологический, социальный, субъективный возраст). Проблема возраста и возрастной периодизации в трудах Л.С. Выготского. Роль и значение кризисов в психическом развитии ребенка. Проблема соотношения обучения и развития в работах Л.С. Выготского. Понятие «зоны ближайшего развития»: его теоретическое и практическое значение.

Учение А.Н. Леонтьева о ведущем виде деятельности. Учение Л.И. Божович о социальной ситуации развития. Проблема условий, источников и движущих сил психического развития ребенка. Проблема периодизации психического развития в работах Д.Б. Эльконина, А.В. Петровского, В.И. Слободчикова.

Современный этап в развитии отечественной возрастной психологии.

Литература:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 1998.

2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 1997.

3. Психология развития от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реан. - СПб., 2001.

4. Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте. - М., 1968.

5. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. - М., 1983.

6. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. - М., 2000.

7. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте/Хрестоматия по возрастной психологии // Сост. Л.С. Семенюк. - М., 1994. - С.169-176.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.