Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психолого-педагогический консилиум.






(Дубровина «Практическая психология образования)

Задача психолога в пед консилиуме – помочь учителям с разных сторон подойти к оценке интеллектуального развития ребёнка, основных качеств его личности, показать сложность и неоднозначность его поведения, отношений, вскрыть проблему самооценки, мотивации, особенности познавательных и иных интересов, а главное – обеспечит подход к ребёнку с оптимистической гипотезой относительно перспектив его развития и наметить реальную программу работы с ним.

В ходе консилиума психолог планирует решения нескольких задач:

1.Показать пед.коллективу реб-ка с разных сторон, обязательно подчеркнув его +, сильные стороны. Представить доказательные гипотезы, основанные на данных психодиагностики, наблюдений, бесед о причинах проблем школьника.

2.Добиться понимания каждым учителем того, что психолог говорит об ученике, т.е. пробиться сквозь стену установки учителя по отношению к данному ребёнку. Психолог должен снять всякую оценку с ребёнка. Ребёнок не может быть плохим или хорошим, он такой, какой есть, и мы взрослые, должны его в чём-то поддержать, что-то помочь исправить или наверстать.

3.Выработать коллективное понимание всеми учителями сути личностной проблемы ребёнка. Только в этом случае можно рассчитывать на их взаимодействие в интересах школьника.

Психолого-педагогический консилиум, будучи грамотно подготовленным, помогает развитию не только детей, но и учителей и всего педагогического коллектива.

Вопрос №11. Понятие и содержание психологической коррекции как одного из направлений деятельности педагога-психолога в специальном образовании.

(Мамайчук психокоррекционные технологии)

Коррекция ( лат) – поправка, изменение, исправление.

Термин «коррекция психического развития» впервые использовал­ся в дефектологии - совокуп­ность педагогических воздействий, направленных на исправление, компенсацию недостатков, отклонений в психическом и физичес­ком развитии ребенка.

По мере развития практической психологии понятие «коррек­ция» стало все шире использоваться в возрастной психологии и психологической помощи не только детям с проблемами в разви­тии, но и с нормальным психическим развитием. Расширение сфе­ры использования психологической коррекции в работе со здоро­выми детьми обусловлено следующими причинами:

1.Активным внедрением в систему обучения новых образова­тельных программ, успешное усвоение которых требует максималь­ного развития творческого и интеллектуального потенциала ребенка.

2. Гуманизацией процесса образования, которая невозможна без дифференцированного подхода к обучению ребенка и требу­ет учета индивидуально-психологических особенностей каждого учащегося и, в соответствии с этим, разнообразных способов пси­холого-педагогической коррекции.

В связи с этим произошли принципиальные изменения ха­рактера задач и направлений коррекционных воздействий — от исправления дефектов при нарушенном развитии до создания оптимальных возможностей и условий для психического разви­тия здорового ребенка.

В настоящее время психологическая коррекция широко ис­пользуется в системе психологической помощи детям и подрост­кам. Несмотря на широкий спектр применения понятия психологической коррекции, существуют разногласия относительно его использования. Например, некоторые авторы рассматривают пси­хологическую коррекцию как: - способ профилактики нервно-пси­хических нарушений у детей (А. С. Спиваковская, 1988).

- как метод психологического воздействия, направлен­ный на создание оптимальных возможностей и условий развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка (Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидере, 1990),

- как совокуп­ность приемов, используемых психологом для исправления пси­хики или поведения психически здорового человека (Р. С. Немов, 1993).

В патопсихологии и спецпсихологииэто один из способов психологического воздействия, направленного на исправление отклонений в психическом развитии ребёнка.

Нередко понятие психологическая коррекция подменяется понятием психотерапия. Психотерапия (от греч. — душа и — уход) — это система специально организованных методов лечебного воздействия. Психокоррекция, как явствует из данного термина, направлена на коррекцию, т. е. на исправление тех или иных расстройств. Однако различия в определениях понятий психокоррекция и психотерапия возникло не в связи со спецификой их воздействия на личность, а с укоренившимся в нашей стра­не мнением, что психотерапией могут заниматься только специали­сты, имеющие медицинское образование, а психокоррекцией -психологи. Следует подчеркнуть, что термин психотерапия являет­ся международным и во многих странах мира однозначно используется по отношению к методам работы, осуществляемым специалистом-психологом.

А. А. Осипова выделяет специфические черты психологичес­кой коррекции: ориентация на клинически здоровых людей; ори­ентация на здоровые стороны личности, ориентация на средне­срочную помощь, направленность на изменение поведения и раз­вития личности. Нельзя согласиться с автором в том, что объектом психологической коррекции в отличие от психотерапии могут быть только клинически здоровые лица. По нашему мнению, в психокоррекционном процессе могут участвовать как здоровые, так и больные. Основная цель психокоррекции здоровых детей (т. е. не отягощенных биологическими факторами отклонений в разви­тии) — способствовать полноценному психическому и личностно­му развитию.

Коррекцией аномального развития занимаются медицинские психологи, пато- и нейропсихологи. Каждая форма аномального развития имеет свою специфику целей, задач и методов коррекции. Например, при психических заболеваниях у детей (синдром раннего детского аутизма, шизофрении и др.) психологическая коррек­ция направлена на эмоциональную стимуляцию ребенка, на разви­тие его коммуникативных функций, формирование социальной ак­тивации. При соматических заболеваниях у детей основной задачей является коррекция самооценки, выработка более адекватных и гибких реакций на заболевание, совершенствование личностного контроля, восстановление у ребенка коммуникативных навыков. У детей с ЗПР, в зависимости от фор­мы задержки, коррекционная работа направлена на стимуляцию их познавательной активности, развитие ориентировочной основы де­ятельности, контроля, оптимизацию мнестических и интеллекту­альных функций.

В процессе психологической коррекции аномального развития необходимо учитывать сложную структуру особенностей развития ребенка, характер сочетания в картине его состояния таких факто­ров, как социальная ситуация развития, выраженность изменений личности, связанных с заболеванием.

Принимая во внимание вышеизложенное, психологическую коррекцию можно рассматривать в широком и узком смысле этого понятия.

В широком смысле мы понимаем психологическую кор­рекцию как комплекс клинико-психолого-педагогических воздей­ствий, направленных на выявление и ликвидацию имеющихся у де­тей недостатков в развитии психических функций и личностных свойств.

В узком смысле психологическая коррекция рассматри­вается как метод психологического воздействия для оптимизации развития психических процессов и функций и гармонизации раз­вития личностных свойств.

В зависимости от характера диагностики и направленности коррекции Д. Б Эльконин предлагал различать две формы кор­рекции:

Симптоматическую, направленную на симптомы отклоне­ний в развитии, и коррекцию, устраняющую источник и причины отклонений в развитии. Симптоматическая коррекция, безуслов­но, имеет существенные недостатки, так как одни и те же симпто­мы у детей могут быть вызваны различными причинами и, вслед­ствие этого, по-разному отражаться на динамике психического развития ребенка. Например, для ребенка, страдающего энурезом (недержание мочи), могут быть полезны специальные релаксирующие упражнения, направленные на устранение этого дефекта. Тем не менее, особенно в экстремальных ситуациях, эти явления у ребенка могут повторяться, несмотря на успешность психокор­рекции в целом. Такой способ психологической коррекции не яв­ляется достаточным, если мы не знаем истинную причину возник­новения энуреза. Она может быть обусловлена как психогенными (например, испуг ребенка), так и биологическими факторами (ано­малия тазовых органов).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.