Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Представление об отклоняющемся и нормальном развитии в специальной психологии.






Развитие – это количественное и качественное измерение.

Отклоняющееся развитие – отражает как качественный, так и динамический характер состояния ребёнка. Этот термин позволяет описывать всех проблемных детей и наблюдать детей в динамике. Можно определить отклоняющее развитие от чего-либо.

Для более чёткого определения Семаго вводит понятие «идеальная программа развития», «идеальный онтогенез», «программа развития».

Под идеальной программой развития подразумевается своевременное, поступательное формирование взаимосвязанных, пронизанных гетерохронией функций и систем в идеальных условиях (идеальные внутренние – биологическая основа, идеальные внешние – социальные факторы).

Социально-психологический норматив (СПН) (Гуревич) – это система требований общества к психологии и личности развития каждого ребёнка.

Отклоняющее развитие – это отклонение формирования всей иерархической структуры психического развития или его отдельных составляющих за пределы СПН, определяемого для конкретной образовательной социокультурной этнической ситуации, вне зависимости от знака этих отклонений (+ или -).

Использование понятия «отклоняющего развития» позволяет:

1.Обозначить критерии выявления всех категорий детей нуждающихся в специальной помощи, психолого-педагогическом и медико-социальном сопровождении.

2.Перейти от феноменологической диагностики к каузальной (к пониманию причин).

3.Подойти к созданию современной педагогической классификации и типологии различных групп проблемных детей.

4.Определить основные принципы и подходы в работе психолога.

Статистическая норма – уровень психолого-социального развития человека соответствующий статистическим показателям, полученных на репрезентативной выборке людей, одного возраста, пола, культуры.

Функциональная норма – идеальная норма развития, которая является начальной координатой (что должны получить, что сделать в плане коррекции).

Идеальная модель дизонтогенеза – модель которая описывает дефект в идеальном виде.

Типологическая модель дизонтогенеза – модель, учитывающая наибольшие специфические особенности для данного варианта отклоняющегося развития.

Индивидуальная модель онтогенеза определяется конкретными идеальными особенностями человека.

Типологическая модель соответствует психологическому диагнозу, позволяет спрогнозировать вероятный прогноз развития человека. На её основе можно разрабатывать адекватные программы коррекционно-развивающей работы.

По симптомам определяется синдром – прописывается в топологической модели – разрабатывается программа.

 

 

Вопрос № 4. Понятие и содержание психологической диагностики как одного из направлений деятельности педагога-психолога в специальном образовании.

(лекция №1. 5 курс по специализации психолог)

Диагностика психического развития детей дошкольного возраста является важным аспектом в деятельности практического психолога, в том числе работающего не в специализированном учреждении.

Всё больше беспокойство родителей и воспитателей вызывают дети не имеющие мед. диагнозов, в то же время испытывают трудности в обучении и социализации. Выявление этих трудностей в дошкольном возрасте позволяет своевременно организовать коррекционную работу и избежать усугубления проблем.

Важным условием организации такой работы, является знание психологом различных эмоциональных, интеллектуальных нарушений, а также знание общих закономерностей психического развития.

Ещё одним важным условием диагностической работы является владение психологом определённых умений:

ü Выделять наиболее значимые аспекты жизнедеятельности ребёнка (наблюдать и видеть);

ü Давать адекватную оценку наблюдаемым фактам и делать соответствующие выводы;

ü Подбирать методики соответствующие целям диагностики и возрасту детей;

ü Умение планировать и проводить обследование;

ü Умение обрабатывать и интерпретировать полученные данные;

ü Умение определять прогноз развития;

ü Умение разрабатывать рекомендации;

ü Умение грамотно оформлять результаты диагностики.

Психодиагностика как практическая деятельность – это область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и изменения индивидуально-психологических особенностей личности.

Задача психодиагностики – дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим и тем, кто с ними работает, - учителям, воспитателям, родителям.

2 направления:

Научно - исследовательская диагностика – данным видом деятельности занимается психолог-исследователь.

Цель – установление закономерностей психического развития. Методы позволяют собрать большой статистический материал с акцентом на количественном анализе. Выборка испытуемых как правило является большой – от 20 и более. Особенность в том, что после окончания исследования, как правило не организуется вз0аимодействие с испытуемыми (кроме формирующего и контрольного эксперимента)

Научно - практическая диагностика – психолог-практик.

Цель – дать ответ на конкретный запрос практики. Методы позволяют собрать качественную информацию. Выборка от 1 до 20-30 человек (по количеству детей в группе). Организуется взаимодействие с испытуемыми 9консультации и т.д.)

Задачи научно-практической диагностики:

1.Контроль динамики психического развития детей, с целью создания оптимальных условий для развития.

2.Предоставление информации о развитии ребёнка лицам участвующим в учебно-воспитательном процессе, с целью оптимизации процесса воспитания и обучения.

3.Сравнительный анализ развивающего эффекта различных систем, программ, с целью выработки рекомендаций для повышения их развивающих функций.

Психологический диагноз – развёрнутое описание состояния психического и личностного развития человека на конкретном этапе его жизненного пути.

Цель постановки диагноза – целостное описание состояния психического и личностного развития человека находящегося в конкретной жизненной ситуации.

Виды диагнозов (Выготский):

1.Симптоматический (имперический) – ограничивается конкретизацией определённых психологических особенностей и симптомов, по которым делается вывод (наблюдение, самонаблюдение).

2.Этиологический – учитывает не только наличие психических особенностей, но и причины их возникновения. Недостаток – психолог прослеживает не все (недостаточно точно) причины.

3. Типологический – заключается в определении места и значения полученных результатов в среднестатистическом ряду, а также в целостной картине личности (более сложен, т.к. требует от психолога знания общих закономерностей психической жизни человека, а также понимание условий и причин трансформации).

Принципы психодиагностики:

1.Детерминизма (причинной обусловленности);

2.Единства сознания и деятельности.

3.Стереоскопичности – учёт мнения окружающих.

4.Ненанесения ущерба.

5.Объективности.

6.Принцип единства диагностики и коррекции.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.