Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос №2. Сопровождение как основная стратегия деятельности педагога-психолога в специальном образовании. Основные направления сопровождения.






История зарождения в системе образования системы комплекс­ной помощи ребенку в развитии одновременно может характери­зоваться как многолетняя, насчитывающая более двух веков и очень короткая — всего 10—15 лет. Более 200 лет в системе специального образования развивается модель взаимодействия специалистов разного профиля; взаимодействия, направленного на всесторон­нюю диагностику развития ребенка и создание коррекционно-развивающих программ. Но только 10—15 лет назад вместе с фор­мированием гуманистических ориентации в российской педагогике стала развиваться отечественная система сопровождения ребенка. Раннее сопровождение, сопр-ние развития в общеобраз-ой школе, целевое сопровождение различных «групп риска», сопровождение в специальном образовании, сопровождение ода­ренных детей стали элементами одной системы, своеобразными гарантами права ребенка на полноценное развитие.

Теоретическая идея необходимости помощи в ситуациях раз­вития нашла свое практическое воплощение в работе центров и служб психолого-педагогического медико-социального сопро­вождения детей или просто центров и служб сопровождения.

Центрами сопровождения называют те учреждения в системе образования, которые автономны по отношению к другим образовательным учреждениям и связаны с последни­ми только договорами о сотрудничестве. Службы сопровожде­ния — это структурные подразделения образовательного учреж­дения, возникающие в его рамках, подчиняющиеся руководству образовательного учреждения и предназначенные для сопро­вождения учащихся этого учреждения.

Концепция сопровождения разработана Е.И. Казаковой (95-01).

Ею выделено несколько источников создания отечественной системы сопровождения:

—опыт комплексной помощи и поддержки детей в системе специального образования;

—опыт функционирования специализированных служб, обес­печивающих разнонаправленную психолого-педагогическую ме­дико-социальную поддержку детей и их родителей (консультатив­ные службы, коррекционные центры, диагностические центры, службы «Доверие», кризисные службы и т. д.);

—многолетняя работа ПМПК и комиссий для детей с проблемами в развитии;

—разработки координационных, научно-методических и эк­спертных советов, обеспечивающих развитие образовательных учреждений;

—исследования различных крупных вузовских научных цен­тров;

—реализация в стране международных программ по созданию системы сопровождения развития учащихся

— опытно-экспериментальная и инновационная работа раз­ных групп педагогов, психологов, социальных педагогов, спе­циальных педагогов и психологов.

Исходным положением для формирования теории и практи­ки комплексного сопровождения стал системно-ориентационный подход, согласно которому развитие понимается как выбор освоение субъектом развития тех или иных инноваций.

Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптималь­ных решений в различных ситуациях жизненного выбора. При этом под субъектом развития понимается как развивающий­ся человек, так и развивающаяся система. Ситуации жизненно­го выбора — множественные проблемные ситуации, при разре­шении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития. Введение термина сопровождение не является результатом на­учно-лингвистического эксперимента; замена его классически­ми — помощь, поддержка или обеспечение — не в полной мере отражает суть явления. Имеется в виду не любая форма помощи (а тем более обеспечения), а поддержка, в основе которой лежит сохранение максимума свободы и ответственности субъекта раз­вития за выбор варианта решения актуальной проблемы. Имеет­ся в виду сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого. При анализе термина не менее важно и то, что субъектом или носи­телем проблемы развития ребенка является не только он сам, но и его родители и педагоги.

Следовательно, в теории сопровождения важным положени­ем выступает утверждение, что носителем проблемы развития ребенка в каждом конкретном случае выступает и сам ребенок, и его родители, и педагоги, и ближайшее окружение ребенка.

Следует различать понятия: процесс сопровождения; метод сопровождения; служба сопровождения.

Если предположить, что сопровождение — это помощь, то под сопровождением понимается процесс — совокупность последова­тельных действий, позволяющих субъекту определиться с приня­тием решения и нести ответственность за реализацию решения.

Под методом сопровождения понимается способ практического осуществления процесса сопровождения, в основе которого лежит единство четырех функций:

—диагностика сущности возникшей проблемы;

—информация о сути проблемы и путях ее решения;

—консультация на этапе принятия решения и выработка плана решения проблемы;

— первичная помощь на этапе реализации плана решения.
Если сопровождение идентифицировать с понятием организация, то служба сопровождения — это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения.

Основные принципы сопровождения ребенка:

· рекомендательный характер советов сопровождающего;

· приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ре­бенка»);

· непрерывность сопровождения (процесс заканчивается, когда проблема решена).

· мультидисциплинарность (комплексный подход) сопро­вождения;

· стремление к автономизации –независимость организации сопровождения, индивидуальное сопровождение в ДОУ и системное сопровождение.

Индивидуальное сопров-е направлено на создание условий для выявления детей группы риска.

Системное – направленно на участие в работе ОУ (образовательные учреждения), выработка концепции: что сделать, чтобы создать благоприятные условия для развития детей. А также направлены на создание профилактико-коррекционных программ, на преодоление проблем характерных для многих детей («Дети и наркотики», «Дети улицы» и т.д.)

Служба сопровождения в Санкт - Петербурге.(3 уровня):

1 уровень — образовательное учреждение (ОУ).

Как правило, в ОУ службой сопровождения является ПМПк. Эту службу представ­ляют психологи, логопеды, социальные педагоги и медицинские специалисты, работающих в ОУ.

Главная задача данных служб в ОУ:

—защита прав и интересов ребенка;

—массовая диагностика по проблемам развития;

—выявление групп детей, требующих внимания специалистов;

—консультирование по возможным путям решения всех уча­стников образовательного процесса (ОП) — учащихся, учителей, родителей;

—групповые занятия, семинары и тренинги с учителями и учениками по изменению стереотипов поведения, коммуника­тивным навыкам.

2 уровень - районные службы сопровождения. Это ППМС-центры, призванные оказывать психолого-педа­гогическую медико-социальную помощь всем участникам ОП в решении проблем развития ребенка. При этих центрах рабо­тают ПМПК.

3 уровень — это все городские службы в системе образова­ния и союз науки, практики и управления, направленный на раз­витие данной службы:

—научные профессиональные учреждения и ВУЗы;

—Комитет по образованию и Совет директоров ППМС-цен­тров;

—городская межведомственная психолого-медико-педагоги­ческая консультация (ГМПМПК).

Этот уровень обеспечивает:

1) разработку стратегии развития службы сопровождения;

2) разработку нормативно-правовой базы; 3)обучение кадров; 4) информированность.

Каждая служба выбирает самостоятельный способ организа­ции своей деятельности, однако можно выделить ее общие эле­менты.

1.Скрининговая диагностика всех детей на переходных эта­пах развития или в проблемных ситуациях для выделения потен­циальной «группы риска».

2. Выделение из потенциальной «группы риска» реальной «группы риска». Индивидуальная диагностика проблем детей.

3. Разработка адресных программ сопровождения проблем­ных детей.

4. Разработка и реализация программ предупреждения разви­тия проблемных ситуаций в образовательном учреждении.

На практике служба сопровождения начинает специальную ра­боту с ребенком в следующих случаях:

—выявление проблем в ходе массовой диагностики;

—обращение родителей за консультациями;

—обращение педагогов, администрации детского дома, школы;

—обращение самого ребенка по поводу проблем;

—обращения др. детей за консультациями и помощью в отношении какого-либо р-ка;

—обращения специалистов других социальных служб.

Вопрос №3. Теоретические основы деятельности педагога-психолога в специальном образовании.(лекция)

Основатель Выготский.

В системе спец. образования – психолог будет решать задачи в рамках спец. психологии. Цель его деятельности – обеспечение максимальной социально-психологической адаптации ребёнка в социальной среде, на основе понимания причин, механизмов конкретного варианта отклоняющегося развития, необходимо разработать адекватные коррекционные мероприятия.

Задачи:

· Определение наиболее адекватных путей и средств коррекционной работы с ребёнком;

· Прогнозирование развития ребёнка и возможности обучения на основе выявленных особенностей развития;

· Реализация собственно психолого-развивающей коррекционной работы, на протяжении всего образовательного процесса.

Принципы деятельности спец.психолога:

Ø Теоретико-методологического позиционирования психолога;

Ø Единства методологии, диагностической и коррекционной деятельности;

Ø Принцип структурно-динамической целостности;

Ø Принцип терминологической адекватности;

Ø Оценка эффективности деятельности психолога через адаптацию ребёнка в образовательной среде;

Ø Приоритетность образовательных задач;

Ø Принцип междисциплинарности и координирующего характера деятельности психолога;

Ø Этические принципы + принципы профессиональной компетенции.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.