Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция).






Психокоррекция к экзамену.

Вопрос №1. Общие положения организации деятельности педагога-психолога в специальном образовании: цели, принципы и специфика деятельности.

Лекция).

Цель - Создание условий для обеспечения психического и психологического здоровья ребёнка.

Психологическое здоровье – это такое состояние, которое характеризует благополучную личность, способную к развитию и социальной адаптации.

Психическое здоровье – это состояние оптимума психических механизмов и функций позволяющих осуществлять познавательную деятельность, активно включаться в коммуникацию, адаптироваться в общество.

Уровни здоровья:

· Социальный (экономический, социальный статус, самореализация)

· Психологический (личностный)

· Психический (психические процессы)

· Психофизиологический (функционирование ЦНС, ВПФ, как нервная система реагирует на требования из вне).

· Физический (соматический – органы, системы, функции организма, деятельность ЦНС)

Здоровье – это комплексная характеристика, которая отражает благополучие человека на всех уровнях его существования.

Задачи:

1.Развитие индивидуальных особенностей детей, через создание условий для реализации их интересов, способностей, склонностей, влечений и т.п.

2.Создание условий для реализации в работе с детьми возможностей развития каждого возраста.

3.Создание благоприятного для развития ребёнка психологического климата в детском саду, школе, который определяется организацией продуктивного общения со взрослыми и сверстниками, созданием для детей ситуации успеха в деятельности, которая является личностно значимой для ребёнка.

4.Оказание своевременной психологической помощи и поддержки детям, воспитателям, учителям и т.д.

Все задачи решаются в разных видах деятельности психолога.

Основные направления деятельности психолога: просветительская, профилактическая, консультативная, диагностическая, экспертная, коррекционная работа.

направление цель задачи Формы методы Содержание, этапы Специфика содержания в спец.образовании.
Психологическое консультирование – это вид работы направленный на оказание помощи человеку в самостоятельном решении возникающей проблемы. Помочь сам-но найти решение возникающей проблемы. 1.Конс-ние администрации, учителей, родителей, по проблемам В и О. 2.Индивид. консультации учащихся по? О и В, проблемам жизненного самоопределения. 3.Консульт-е групп учащихся и классы по проблемам самовоспитания, профориентации… 4.По запросам народных судов, органов опеки проводить психол.экспертизу психич-го состояния ребёнка, условий семейного восп-ия. Участие в педсоветах, метод.объединениях, общих и классных родительских собраний. Индивидуальные и групповые консультации, беседы. Консультация проводиться, когда пришли с проблемой. Этапы: 1.Уточнить и осмыслить проблему, найти средства для её решения. 2.Предупреждение и предотвращение возникновения подобных проблем в будущем. Значение консульт-ой работы в сотрудничестве психолога, воспит-ля, по поводу проблемы реб-ка. Содержание: как готовить к школе, отсутствие интересов у реб-ка, нежелание учиться, несформир-сть некоторых мыслит-ых операций, агрессивность, личн-ые наруш-ия и т.д. Специфика псих.конс-я в д/с, школе, д/д – сосредотачивается на решении профес-ных проблем. Рассматривается то, что имеет отношение к решению главной задачи психологической службы образования – максим-е содействие психич-му и психологическому здоровью каждого ребёнка. Проблемы взрослых рассматрив-тся только в связи с проблемами ребёнка. В содержании запросов особ-ти В и О, особ-ти развития, социализация, взаимодействие с др. детьми. Это комплексное консультирование.
Просвещение- приобщение к психологическим знаниям. Дать псих.знания, приобщать к псих. культуре, повышать уровень псих.культуры, ознакомление со способами общения с детьми, оказание поддержки 1.Ознакомление взрослых с основными закономерностями и условиями благопр-го развития ребёнка. 2.Популизация и разъяснение резуль-тов новейшихпсих.исследований. 3.Формирование потребности в псих.знаниях, желание использовать их в работе. Лекции, беседы, семинары, подборки лит-ры. -наглядные, -словесные, -практические Психологическая поддержка: -опираться на сильные стороны реб-ка; -избегать подчёркивания промахов реб-ка; -показывать, что вы удовлетворены реб-м; Уметь демонстрировать любовь к реб-ку; -проводить больше времени с реб-м. + проблема коррекции, знания о причинах отклонений; -особенности развития при различных отклонениях; -коррекция (выбор методов и средств) -специфика происхождения, всех возрастных этапов при отклонениях; -факторы риска.
Профилактика- спец.вид деят-ти психолога, направленный на сохран-е, укрепл-ие и развитие психичес.здоровья реб-ка на всех этапах дошк.и шк. детства. Сохранение, укрепление, развитие психич. здоровья детей. Создание благоприятных условий внешней среды; Своевременное выявление особен. Ребёнка, кот. могут привести к определён-м сложностям в интеллект-м и эмоц-ом развитии реб-ка; Предупрежд-е осложн-й в связи с переходом реб-ка на след.возр.ступень. Индивид-е и групповые. Наблюдение, беседа, «дисскусионный» диалог, анкетирование, беседы с родит-ми, тестовые методики. Разработка развивающих программ для детей разных возрастов; Выявление психологич.особенностей, кот. могут обусловить возникнов-е определ.сложностей или отклон. В развитии реб-ка (предупреждение псих. депривации); Контроль за соблюд-м псих. условий О и В, необход. для нормального психич.развития и формирование личности реб-ка; Предупрежд. возможн. осложнений в психич. Развитии и формировании личности в связи с переходом на др. возр. этап; Забота о создании психол.климата в ДОУ; Создание положит. отношений между работниками и родителями. 1-я профилактика – нет нарушения, но м.б. в дальнейшем; 2-я – есть незначит. Проблемы, направлена на детей группы риска; 3-ая – есть проблемы имеются сложные нарушения.   Учёт патологии в разработке мероприятий.   Привлечение специалистов из разных областей (медицина, педагогика, психология). Составление коррекц-х программ с учётом диагноза. При разных видах наруш-й выявить особенности.
Диагностика – вид деят-ти психолога направленный на выявление особенностей психического развития реб-ка. Научно-исследовательская психодиагностика; Научно-практическая психодиагностика. Выявление особенностей психич. развития детей, психич. новообразований, соответствие уровню развития ЗУН (возр. нормам), целостное изучение личности. Дать информацию об индиви-х психологических особенностях ребёнка. Первые диагностики- установить определён-е закономерности психич. развития. Вторые – выявить причину определённого психич. явления. Разработка рекомендаций по развитию способ-тей реб-ка, преодолению трудностей и нарушении в развитии. Идивид-е и групп-е; Наблюдение; эксперимент; анализ продукт.д-ти; анамнез; обуч.эксперимент; тесты. Анкеты, катамнестический метод – сбор инф-ии, методы по изучению познав. сферы, личности, коммуникат сферы, и т.д. Этапы: -Изучение запроса; -Формулир-е проблемы; -Выдвижение гипотезы; -Выбор метода исслед-я; -Формулировка психол.диагноза; -Разработка рекоменд-й, программ; -Осуществление программы; -Контроль за выполнением. Правильный подбор методик. Эффективность достигается тогда, когда есть надёжные психодиагностические средства. В центре выявление факторов или особенностей развития ребёнка.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.