Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Критери по установлению навыков






- внешние:

1) правильность и качественность навыка, то есть отсут ошибок

2) скорость выполнения отд операций или их последовательностей

 

- внутренние

1) отсут направленности сознания на форму выполнения действия

2) отсут напряжения внутрен утомляемости

3) выпадение промежуточных внутр операций, то есть редуцированность действий

 

СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ

Все технич ср-ва делятся на 3 группы:

1. Аудиовизуальные

2. Тренажеры и имитаторы

3. Тех ср-ва программируемого обучения и контроля званий

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ СР-ВА ОБУЧ

1. Аудиовизуальные:

- позволяют упр вниманием учеников, экономят время.

- аудиовиз ср-ва эффек для рассмотр отд фаз и этапов протек явл.

 

2. Тренажеры и имитаторы:

- применяются для практич обучения. На более узких.

 

3. Тех ср-ва программируемого обучения:

- компы и люб информационная техника и технологии.

Передача, обработка, хранение, накопление, формализация, автоматизация знаний.

Появл совер новых ср-в обуч-я:

- комп обуч программы

1) электр учебники

2) тренажеры

3) лаб практикумы

4) тестовые системы

- обуч системы, на базе мультимедиа технологий

- интелл и обучающие экспертные системы, используемые в разл предметных областях

- распределение базы данных по отраслям знаний

- ср-ва телекоммуникаций

- электр библиотеки

 

КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ УЧ ПРОЦЕССА

Ставит ряд опр проблем:

- Комп не могут полностью заменить учителя

- Проблема целесообразности применения компов.

- учет индивидуальность ученика: трудно составит программу в расчете на безличного ученика

 

1. Управление образованием

- вычислительная техника для образ учреждений

2. Информатики и вычислительная техника как цель обучения (Подготовка специалистов)

3. Комп техника как ср-во обуч-я, развития и воспитания

 

Гл плюсы компьютеризации (5):

1. Повышение информац обеспеченности

2. Повыс самостоят обучения

 

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Соколова

Федорова: " Междпрдметные связи как дидактическое условие обеспечивает последовательное отражение в содержании школьных естественно-научных дисциплин, объективные связи, действующие в природе".

чтобы создать Дилактич модель межпредм связей, надо провести 2 структурн-одогичесикх анализов уч деятельности:

Внутренний: на предмет ее осн положений и осн связей, образ ее элементы

Внешний: это структурно-логический анализ, содерж... С целью определения перекрываемости их содержанием... Дописать опорных межпредметных знаний.

 

Движущая сила в основе межпредметных связей:

- противоречие мед возникаем ой проблемой и возможностью ее осуществить на базе одного уч предмета

1) каждая уч тема, изуч на межпредметных основе предляет собой очередной этап в организации работы по

установлению межпредметных связей.

2) осущ-е межпредметных внутри предмета: внутри курсовых связей, в их органическом единстве; обеспечивает доступность уч предметов, внутр и внешнюю преемственность и лог последовательность на разл ступенях обуч-я

 

 

6.11.12

 

ИМИДЖ ПЕДАГОГА

 

Кто им не занимается - менее успешен. Имидж - ппредставления/мнения других людей (2 точки зрения: детей и коллег).

 

Имидж состоит из:

1. Индивидуальная характеристика (личность, коммуникабельность, деятельность и внешнеповеденческие признаки). Соединение возрастного и профессионального имиджа, т.е. имидж складывается из внешних и внутренних факторов:

- внешние: мимика, жесты, тембр, костюм, манеры, походка; создаются сразу либо деловая обстановка, либо нерабочая; отбщение либо отличное, либо затруднительное;

- внутренние: внутренний мир человека в его духовном и интеллектуальном развитии; интересы; ценности; его личность в целом.

 

Коммуникативные особенности.

Особенности профессиональной деятельности.

Поведение.

 

В общественном мнении - образ стереотип. В каждый временной период - свой образ, НО основные качества идеального учиьеля:

- любовь к детям,

- доброжелательность,

- искренность,

- умение общаться.

 

Т.о., педагог выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны для конкретной деятельности (бессознательно).

 

Профессионализм: что такое хороший учитель?

 

" +" педагог:

- знание предмета, владение методикой,

- отношения с учениками,

- умение правильно оценивать знания,

- внешний вид.

 

" -" педагог:

- слабое знание пдмета,

- плохой подход к ученикам,

- неумение создать дисциплину,

- правильная оценка знаний,

- внешний вид.

 

40- е годы ценили (знания, общую эрудицию, нравственность = 30-е):

- знание,

- общая эрудиция,

- политическая зрелость.

 

60-е годы:

- уравновешенность,

- гармоничность,

- авторитет,

- знание предмета,

- сила воли,

- храбрость,

- остроумие,

- приятная внешность,

- понимание учеников,

- умение говорить логично и выразительно.

 

80-е годы:

- строгость,

- справедливость,

- доброта,

- эрудиция,

- взаимопониние,

- аккуратность.

 

2008 год (акцент на личностные качества, а не профессиональные):

- доброта,

- коммуникабельность,

- знание предмета,

- справедливость,

- умение общаться.

 

Школа и учитель в США:

- гуманизм,

- справедливость,

- демократичность,

- способность к эмпатии,

- легко налаживает контакт с классом,

- гибок, неформал.

 

Гуманизм - мера в оценке стоимости вещей по человеку (Рождественский).

 

Имиидж хорошего педагога в восприятии родителей во все времена связан с: миролюбием, тактичностью, открытостью, щедростью, умеренностью, умением сотрудничать, организованностью, внешностью, умом, приятностью в общении.

 

Коммуникативный имидж: все вербальные и невербальные характеристики.

 

ОБЛИК ПЕДАГОГА:

 

Большая смысловая нагрузка. Кому-то важна мимика, кому-то одежда. Когда костюм ставится на 1 место - это знакомство с классом. 19% московских и питерских учителей довольны своим внешнивидом, остальные - нет.

 

Учитель не имеет права одеваться по последней моде (в школе).

 

Первое впечатление, 1-й урок - самый важный. На фоне 1 впечатления формируется устойчивый стереотип как учитель выглядит.

 

АНАЛИЗ УРОКА:

 

У нас - воспитывающая функция в школе, в США - только обучение.

 

Есть три плана оценки урока:

1. Психологический анализ, отношение к воспитанию (развитие личности ученика, формирование его научного мировоззрения, нравственности; актуально само воздействие учащегося на уроке, формирование позитивной установки, социальной позиции ученика, готовность отстаивать свои убеждения).

2. Методический (разбор целей, плана содежания урока; насколько преподнесение материала соответствует уровню подготовки учеников; анализ психологической природы усвоения, развитие природной активности; соответствие приемов работы возрасту).

3. Два адресата: учитель и ученик.

УЧЕНИК - субъект учебной деятельности. Ученик и его коммуникативно-познавательные потребности; развитие речи и мыслительной деятельности, коммуникативные особенности учеников, индивидуально-психологические особенности.

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ ПСИХ АНАЛИЗ

Стиль урока предполагает ответы на 2 вопроса:

1) В какой мере содержание урока отвечает принципу развивающего обучения:

- соотнесения на память учащихся и их мышления

- соотнесения воспроизводящ деятельности учеников и их тв-ва

- соотн-е усвоения знаний в их готовом виде (т.е. со слов учителя, ученика, пособия) и в процессе самост работы

- какие звенья проблемно-эвристич обуч-я выполняются учителем, а какие учеником, т.е. кто ставит проблему, кто ее формулирует, кто решает.

- соотношения контроля, анализа и оценки деятельности шк-ка, осуществ учителем, и взаимно-критич оценка самоконтроля и самоанализа учеников.

- соотнесение побуждения учащихся и деятельности (Коммент., вызывающ. " +" чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулир интерес, волевое усилия и преодоление трудностей) и принуждение (напоминание об оценке, резкие замечания, нотации).

2) Каковы особенности самоорганизации учителя.

- подготовленность учителя к уроку (Степень овладения содержанием и структур компонентами урока).

Степень оценок внутр цели и степени готовности ее Осущетсвл-я;

- рабочее самочувствие уч-ля в нач урока и процесс его поведения (собранность, сонастроенность с темой и с псих целью урока; энергичность, настойчивость в осуществлении поставл цели, оптимистич подход ко всему происходящему, педагогич. находчивость)

- педагог такт учителя

- псих климат в классе

(Как учитель поддерживает атмосферу искренности общения с ребятами и их искренность в общении др с др)

Учитель д. анализировать познавательную деятельность учеников. В процессе этого анализа учитель д. отметить, в какой степени были обеспеч условия д продуктивн работы. Мышление и воображение.

+ как добивался избирательности, целостности восприятия учениками изучаемых предметов;

+ как помогал им отличать инвариантные признаки от вариативных;

+ какие установки использовали и в какой мере;

+ как добивался устойчивости и сосредоточенности внимания учеников;

+ какие формы использ д актуализации в памяти учеников ранее усвоенн знания нужных для понимания нов. материала (Индивид опрос, собесед с классом, упр-я д/повторения).

Организацию деятельности мышления и воображения в процессе формирования.

Ответы на след вопросы:

1) на каком уровне оформились знания учащихся (конкретно-чувственн. представления, понятия обобщ образа открытий, выведенные формулы)

2) на какие псих закономерности формир представлений понятий уровней понимания, созд-е новых образов, опирался уч-ль в организации мышления и воображения.

3) какими приемами и формами работы добивался уч-ль активности, самостоятельности мышления уч-ов (Сумма вопросов, созд-е проблемн ситуаций, разн уровн проблемно-эволюц/ эстетич решение задач использование задач с недостающим и лишн данными)

4) какого ур-ыя познания (описат, сравн, объяснит, оцен, проблемного) добив учитель и как в связи с этим р-ли формированием утверждений/ убеждений

5) какие виды твор работ использовались на уроке и как руководили ими учитель (обеспеч темы и цели работы, условий выполнения)

 

Общая схема рассмотрения урока (Обобщ-я от многих авторов => общ модель урока

(1) наприм - ин яз. Уч-ль д сам ответить на вопр, кот он себе поставил:

- какова особенность овладения ин языком и речью в дан классе,

- какой хар-ер входящ в речь д-вий (Грам, лекс, фонет)

- какой путь совреш операц механизмов этой деятельности.

(2) псих особенности личности уч-ля, обще личностные и проф педагог напр-то уч-ля, общепедаг и спец способности уч-ля и из оялвять на уроке, индивид псих особенности уч-ля, (Эмоц, тревожность, самооценка)

(3) псих особенности деят-ти уч-ов, проявл его индивид псих особенностей; уровень сформир предметной, контрольн самооценки действий учеников; межличностн отн-я меж:

А) учениками в группе

Б) учениками и учителями

 

(4) пед общение и сотрудничество, коммуник заданий; стиль пед общения (авторит; демократ)

Схема учебн взаимодействия в классе и особенности взаимодействия уч-ов (триады, лидерство, идеи).

 

 

13.12.12

Закономерности воспитания:

Воспитание ребенка - это формирование его личности, совершается только путем его активности. Мера его усилий должна соответствовать его возможностям. Любая воспитательная задача решается только через активность ребенка: физическое через физ упражнения; нравственное через ориентацию на чуства др человека; интелл через мыслительную активность.

Содержание деятельности определяется всегда на данный момент: развитие актуальной потребности самого ребенка. Опережая его актуальные потребности педагог всегда встречает сопротивление и пассивность ребенка. Если не учитывать возраст ребенка, то процесс воспитания затрудняется. Соблюдение пропорциональных соотношения усилий ребенка и усилий педагога. На первом этапе доля активности педагога всегда выше активности ребенка. Затем активность ребенка возрастает и на закл этапе ребенок все делает сам под контролем. Совместная и разделенная деятельность под контролем позволяет ощутить себя субъектом деятельности. Хороший педагог всегда умеет отойти в тень и признать полное право детей на творчество и свободный выбор. Только в условии любви и защищенности ребенок свободно выражает свои отношения и нормально развивается, поэтому воспитание включает в свое содержание демонстрацию любви в адрес ребенка. Умение понять, помочь ему, простить оплошности и защитить. Организуемая деятельность должна сопровождается ситуацией успеха, кот должен пережить каждый ребенок. Ситуация успеха - это субъективное переживания своих достижений. Внутр удовлетворевность ребенка собст действиями, участием в действии. Положит подкрепление - это самое общее создание ситуации. Воспит должно носить скрытый характер, дети не должны чувствовать себя объектом педагогич нравоучений. Не должны постоянно осознавать свою подверженность продуманным педагог влияниям. Скрытой позицией педагога обесп совместной деятельностью, предоставляет ему личной свободы.

Целостность личности предписывает педагогам целостность воспит влияний.

ПРИНЦИПЫ - общее руководящие положения, требующие последовательных действий при различных условий и обстоятельств.

Осн принципы воспитания:

1) ориентация на ценностные отношения: вытекает из целей воспитания. Это постоянство внимания педагога на формируеющиеся отношения воспитанника к соц-культ ценностям: человеку, природе, общетсву, труду, природу, знаниям. И ценностным основам жизни: добру, истине, красоте.

Усл реализации принц ориент-ии на ценностные отношения выступ философ и педагог подготовка педагога.

2) принцип субъектности.

Педагог макс содействует развитию способности ребенка осознавать свое я. Принц субъектности искл жесткий приказ ребенку и предполагает совместное с ребенком принятие решения, чтобы ребенок сам осмыслил всю ситуацию.

3) принятие ребенка как данность, признание за ребенком право на существ его таким каков он есть. Уважение истории его жизни, кот сформировано его на данный момент таким, каков он есть. Признание ценности его личности, сохранение по отношению к ребенку вне зависимости от его успехов, развития, положения, способностей; уважение к его личности. Границы принятия данности выражены в двух нельзя:

- нельзя посягать на др человека

- нельзя не работать, не развивать себя

Эти запреты безусловны и категоричны для всех. Союз трех принципов воспитания придает воспитанию гармонично соедин характеристики: философское, дидактическую, этическую, вытекает из попытки согласовать соц нормы, правила жизни и неповторимость личности каждого ребенка.

 

МЕТОДЫ ВОСПИТ ВОЗДЕЙСТВИЯ.

Это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитанников для решения педагог задач в совместной деятельности. Методы воспит след отличать от средств воспитания. Ср-ами явл прежде всего предметы материальной и духовной культуры, кот используются для решения пед задач. Метод воспит реал через деят педагога, средство - может влиять и вне деятельности педагога: фильм. И проч.

Классифик методов:

1) методы убеждений, с помощью которых формируются взгляды, представления, понятия воспитуемых, происходит оперативный обмен информацией (внушение, повествование, диалог, доказательства, призывы, убеждения)

2) методы упражнений, с помощью которых организуется деятельность воспитуемых и стимулируются их мотивы (разл виды заданий на инд и групповую деятельность в виде поручений, требований, состязаний, показа образцов и примеров создания ситуаций успехов).

3) методы оценки и самооценки, с помощью кот производится оценка поступков, стимулирование деятельности, оказывается помощь воспитуемым в саморегуляции их поведения (критика, поощрение, замечание, наказание, ситуация доверия, контроля, самоконтроля, самокритики).

 

ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ

Это способы организации воспитательного процесса; целесообразной организация коллективной и индивидуальной деятельности учащихся.

Воспитательные мероприятия - это организованные действия коллектива, направленные на достижения каких-либо воспитательных целей; плюс организационные формы воспитания.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.