Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть первая 8 страница. Свою работу мы ведем с тех позиций, что лечить надо не болезнь, а больного






г. Новосибирск

 

Свою работу мы ведем с тех позиций, что лечить надо не болезнь, а больного. Мы видим в каждом человеке сознательную личность. Каждый человек должен сам выбрать свой путь к здоровью. Тогда он будет активным помощником врачу, а не сторонним наблюдателем, пассивным «кроликом», ожидающим здоровья по милости врача и надеющимся на лекарства.

Мы обучаем больного, как стать здоровым, поэтому считаем своим долгом распространить максимум знаний о болезни глубокого дыхания — причине многих недугов людей — средствами печати, радио, телевидения, санитарно-просветительной работы, лекционной пропаганды.

Гомеостаз по дыханию поддерживается двумя жизненно важными константами —рСОг и рОг. Кислород нужен организму как окислитель, сам по себе он ничего не регулирует. Другое дело — углекислый газ. Он является информационной гуморальной жизненно важной константой, регулирующей все без исключения функции организма. Эта константа влияет на кору головного мозга, дыхательные и сосудистые центры, ретикулярную формацию, тонус сосудов, бронхов, обмен веществ, секрецию гормонов, электролитный состав крови и ткани, на РН крови и ткани, что, в свою очередь, регулирует активность всех без исключения ферментов и скорость почти всех биохимических реакций в организме. СОг сам является катализатором биохимических реакций в организме.

Мысль о том, что СОг наряду с Ог является основным элементом живой системы, обусловливающим течение жизненно важных процессов, принадлежит П. М. Альбицкому.

Результаты экспериментальных исследований подтвердили положение А. И. Опарина (1957) о том, что фиксация СОг является процессом совершенно универсальным и очень древним, заложенным в самой основе организации обмена веществ у всех живых существ. В последние годы выявлена прямая зависимость между уровнем метаболизма и скоростью реакций карбоксилирования в организме животных (Гулый М. Ф., 1968, 1976).

В настоящее время известно 13 реакций, в которых СОг используется в организме при биосинтезе путем карбоксилирования соответствующих метаболитов, в частности аспарагиновой, глю-таминовой аминокислот. Доказана роль СОг в биосинтезе липидов, жирных кислот. При непосредственном участии СОг углеводы могут образовываться из жирных кислот, аминокислот.

Объем Ог в крови ^в пересчете на 1 кг массы тела человека составляет 0, 025—0, 03 л/кг, С02—1, 7—1, 8 л/кг.

Как узнать, глубоко ли мы дышим? Измерением дыхания!

Глубину дыхания рекомендуется измерять с помощью секундомера. В норме контрольная пауза равна 60 с, что соответствует 6, 5% содержания рСОг в альвеолах, крови, тканях. Если контрольная пауза равна 5 с, значит, человек дышит в 12 раз глубже нормы.

Необходимо обучить и каждого больного, и каждого практически здорового человека измерению глубины дыхания. Человек должен уметь измерять глубину дыхания так же, как он умеет подсчитывать пульс, измерять температуру тела. Только в этом случае люди смогут избежать болезни глубокого дыхания или остановить ее на каком-либо этапе развития.

Глубокодыхательная проба используется нами как:

— диагностический тест;

— обучающий фактор;

— убеждающий фактор;

— фактор, демонстрирующий взаимосвязь глубины дыхания с состоянием больного.

В процессе этой пробы больной убеждается, что при глубоком дыхании он чувствует себя плохо. Уменьшив глубину дыхания, он ощущает значительное облегчение. Таким образом, проба является одновременно обучающим моментом, так как больной на собственном опыте усваивает суть метода—уменьшать глубину дыхания волевым усилием, поскольку сдержать дыхание подчас бывает далеко не просто. Поэтому метод и называется: волевая ликвидация глубокого дыхания.

Метод ВЛГД позволяет:

— с первых дней снизить на 1/2—1/3 дозу принимаемых лекарств или полностью отойти от их приема;

— снимать с его помощью любую болезненную симптоматику без лекарств;

профилактическим путем -избежать болезни глубокого дыхания;

— стать практически здоровым;

— стать абсолютно здоровым;

— стать сверхвыносливым.

При обучении ВЛГД мы применяем 5-балльную систему оценки поэтапного освоения метода: за знание теории; за знание метода практически и умение измерять глубину дыхания; за знание сути метода; за прилежание, сообразительность.

Обучение методу рекомендуем проводить в группах по 8— 10 человек, где первым помощником врача и методиста должен быть выбранный староста, из числа наиболее сообразительных.

Занятия проводятся ежедневно по 1 —1, 5 ч в течение двух недель (исключая субботу и воскресенье). В дальнейшем ведется наблюдение за больным путем анкетирования или путем посещений врача.

Принципы ведения больных по методу ВЛГД:

— постепенность в тренировках;

— умеренность в занятиях;

— подбор индивидуального режима занятий.

Большой опыт работы по методу ВЛГД (более 20 лет) позволяет нам утверждать: дети, начиная с полутора лет, лучше поддаются обучению методу, чем взрослые.

Обучение детей ведется в игре, в постоянном соревновании между занимающимися в группе. Успехи, как и у взрослых, оцениваются по 5-балльной системе, используются различные формы поощрения. Параллельно проводится обучение родителей, которые осваивают теоретические положения метода ВЛГД при одновременном наблюдении за практическими занятиями детей. Родители получают необходимые рекомендации по предупреждению и снятию отрицательной симптоматики, питанию, гигиене, режиму, которые существенно отличаются от традиционных. При этом акцент для родителей делается на главном — как уменьшить глубину дыхания непосредственно методом ВЛГД или косвенно (тугое пеленание живота, соска во рту, сон на животе и т. д.).

Тактика ведения пациентов с гормонозависимыми формами заболевания заключается в том, что необходимо:

— устранить у больного страх перед употреблением стероидных гормонов;

— убедить больного, что гормон не токсичен, назначается при необходимости;

— разъяснить, что метод ВЛГД устраняет гормональную недостаточность при гормонозависимых формах даже с проявлением синдрома Иценко — Кушинга при достижении больными контрольной паузы в пределах 30—40 с;

— убедить больного отказаться от применения ингалятора, если он пользуется им 3—4 раза в день для снятия приступа, но временно увеличить при этом дозу гормона;

— информировать больного, что в настоящее время лучшим из стероидных гормонов является кенакорт;

— менять дозу приема гормона на 1 /4 в сторону увеличения или уменьшения, поддерживая пульс в пределах 76-86 уд/мин;

— рост контрольной паузы должен опережать снижение дозы гормона.

Необходимо знать, что удвоение контрольной паузы, по сравнению с исходной, снимает симптоматику у больного. Если исходная контрольная пауза была равна 7 с, то при ее увеличении до 14—15 с больной почувствует себя уже хорошо.

Встречаются пациенты, которые существенно не увеличивают контрольную паузу, как бы нарабатывают свой эндогенный СОг только для поддержания его определенного уровня в организме.

У глубокодышащих снижен порог чувствительности к холоду, поэтому медленное длительное охлаждение вызывает у них резкое ухудшение самочувствия. Особенно опасно для таких больных охлаждение головы.

При ведении пациентов с очагами инфекции (хронический тонзиллит, кариес, пародонтит, грибковое поражение стоп) следует иметь в виду, что очаги инфекции тормозят оздоровление, а у большинства больных не позволяют достичь высших границ здоровья, приводят к срыву дыхания, рецидивам болезни. Поэтому, прежде чем проводить лечение по методу ВЛГД, следует ликвидировать очаги инфекции, санируя их консервативно, а при необходимости прибегая к оперативным методам.

Только при точном соблюдении методики обучения ВЛГД возможно дать каждому обучаемому здоровье и активное долголетие.

 

динамика симптомов болезни у взрослых и детей до и после лечения методом влгд

 

В. А. ГЕНИНА, К- П. БУТЕЙКО, Н. Г. КОЗЛОВА,

г. Новосибирск

 

У 46 взрослых больных, страдающих бронхиальной астмой, до и после лечения методом ВЛГД прослежена динамика симптомов и синдромов болезни. До лечения у каждого взрослого больного наблюдалось в среднем до 29 симптомов или синдромов.

Из табл. 1 следует, что при лечении методом ВЛГД у 35% больных отрицательные симптомы и синдромы исчезли, у 60% — уменьшились и лишь у 40% все осталось без изменений. Отмечалась также положительная динамика не только симптоматики, характерной для бронхиальной астмы, но и симптоматики сопутствующих заболеваний (нормализация артериального давления, рассасывание подагрических узлов, липом, фиброзных мастопатии и т. п.).

У 104 детей до лечения методом ВЛГД наблюдалось в среднем до 16 симптомов и синдромов.

 

Таблица 1

 

Результаты лечения 46 взрослых методом ВЛГД

 

Кол-во до Симптомы и синдромы лечения Исчезли Умень­шились Остались без изме­нений  
           
Приступы удушья:          
астматический статус или свыше 5 при-          
ступов в сутки          
3—5 приступов в сутки          
1 приступ в сутки, затрудненное дыхание          
Аллергоз:          
вазомоторный ринит          
нейродермит, экзема          
крапивница          
отек Квинке          
лекарственная непереносимость          
Одышка:          
одышка в покое          
одышка при физической нагрузке          
Кашель сухой или с мокротой          
Привычка дышать ртом          
Частое дыхание с участием вспомога-          
тельных мышц          
Ощущение недостатка воздуха          
Боли в грудной клетке          
Повышение утомляемости          
Боязнь духоты          
Апатия          
Раздражительность          
Нарушение осанки          
Нарушение сна          
Головные боли          
Мышечная слабость          
Боли в области сердца          
Бледность кожных покровов          
Зябкость или ощущение жара          
Ослабление памяти          
Головокружение          
Мелькание перед глазами          
Изжога, тошнота, отрыжка          
Тахикардия, экстрасистолия          
Сухость во рту и носоглотке     29.    
Шум в ушах          
Боли в мышцах, суставах          
Утрата обоняния          
Боли в области печени          
Запоры          
Метеоризм, вздутие живота          
Отечность ног          
Ухудшение зрения          
Снижение аппетита            
Спазмы гортани          
Парастезии (нарушение чувствительности)          
Инъекционные инфильтры          
Вздутие подключичной области          
Судороги в икроножных мышцах          
i 2 3   1 «
reMODDOti        
Тпемоп dvk   Я    
Слюнотечение     fi  
Пустулезная сыпь        
Обморочное состояние        
Гипертоническая болезнь (более 140/90 мм рт. ст.)        
Потливость        
Белок в моче     А  
Сухие мозоли (на ногах)     i  
Общее ожирение        
Липомы       Я
Подагрические узлы        
Болезнь Рейно        
Явления патологического климакса        
Гипотония (ниже 100/65 мм рт. ст.)        
Псориаз        
Анемия        
Фиброзная мастопатия        
Варикозное расширение вен нижних конечностей        
                 

 

 

Из табл. 2 следует, что, как и у взрослых, у детей, страдающих бронхиальной астмой, при лечении методом ВЛГД отмечалась большая положительная динамика клинических симптомов и синдромов. У 87% больных отрицательные симптомы и синдромы исчезли, у 12% — уменьшились.

Основной контингент больных (72%) прошел лечение амбу-латорно. В первые же дни лечения отмечалось улучшение самочувствия и положительная динамика не только основного астматического синдрома, но и сопутствующих заболеваний.

Пример.

Павел, 6 лет. Поступил на амбулаторное лечение методом ВЛГД 29 ноября 1979 г. с диагнозом: атопическая бронхиальная астма, тяжелая форма, астматический статус, легочно-сер-дечная недостаточность II степени, вазомоторная ринопатия, поливалентная аллергия.

Жалобы на постоянное астматическое состояние, на фоне которого возникало 6—7 тяжелых приступов удушья в сутки, преимущественно в ночное время и после малейшей физической нагрузки, сильный кашель с трудноотделяемой мокротой, иногда доходящий до рвоты, одышка при физической нагрузке, насморк, слабость, плохой сон, раздражительность, плаксивость, кожный зуд, запоры.

 

Таблица 2

Результаты лечения 104 детей методом ВЛГД

Симптомы и Кол-во Исчезли Умень- Остались без изме-
синдромы до лечения   шились нений
Приступы удушья: астматический статус или свыше ступов в сутки 5 при-      
2—3 приступа в сутки        
1 приступ в сутки, затрудненное дыхание        
Аллергоз:          
аллергический ринит              
пищевая аллергия, аллергия на запахи          
диатез, экзема, нейродермит          
лекарственная непереносимость        
отек Квинке          
Одышка:          
одышка в покое          
одышка при физической нагрузка          
Кашель сухой или с мокротой       zu  
Тахикардия          
Склонность к простудным заболеваниям        
Сутулость, деформация грудной клетки        
Раздражительность          
Метеолабильность          
Привычка дышать ртом          
Хроническая пневмония          
Нарушение сна          
Головные боли, головокружение          
Быстрая утомляемость          
Зябкость рук, ног, спины          
Хрипы в легких при обострении          
Потливость          
Снижение аппетита          
Запоры          
Кровоточивость десен, носовые крово-        
течения          
Хрипы в легких постоянно          
Боли в области сердца (чаще во > время        
приступа удушья)          
Неустойчивость температуры тела          
Обмороки          
Гайморит          
Повышение аппетита          
Бронхоэктазы          
Кишечные колики          
                     

 

Болен с трехмесячного возраста, когда внезапно начались тяжелые приступы удушья и стали возникать астматические состояния, продолжавшиеся от нескольких суток до нескольких недель. За 6 лет жизни 18 раз находился на стационарном лечении в специализированных отделениях, из них 5 раз — в реанимационном отделении. Проведено 10 бронхоскопий. Во время последней, после фторотанового наркоза, больной впал в крайне тяжелое состояние и был переведен на управляемое дыхание. Весь 1979 г. (до 28.09.79) находился на стационарном лечении.

Проводимая терапия, в том числе и гормональная, не давала стойкого эффекта и ремиссий. Для купирования приступа, кроме обычной терапии, больной бесконтрольно пользовался четырьмя ингаляторами каждые 15—20 мин (новодрин, эуспиран, алу-пент, сальбутамол). Отмечалась непереносимость к интерферону, альбуциду, фторотану, гостиничной пыли, запаху ели, винограду, яблокам, помидорам, сайре, треске и другим продуктам.

В момент осмотра — состояние средней тяжести. Дышал шумно, ртом, с участием вспомогательной мускулатуры, носовое дыхание отсутствовало. Был бледен. В области левого локтевого сустава имелся широкий рубец от трофической язвы (после инъекционного инфильтрата). Грудная клетка была расширена, особенно в нижних отделах, при перкуссии отмечался коробочный звук, по всем легочным полям — масса сухих и влажных хрипов, частота дыхания — 30 в минуту, контрольная пауза — 3 с. Пульс 118 уд/мин, ритмичный, полный. Тахикардия, тоны приглушены. Язык географический. Живот умеренно вздут, болезненность в области эпигастрия и в правом подреберье.

Метод ВЛГД усвоил с первого объяснения и через 10— 15 мин снял астматическое состояние. Глубокое дыхание (12 вдохов за 30—40 с вызвало кашель, заложенность носа, приступ удушья, усиление сердцебиения. Вызванные гипервентиляцией симптомы исчезли за 5—7 мин при методе ВЛГД. Таким образом проба подтвердила зависимость бронхоспазма, кашля, заложенности носа, сердцебиения от гипервентиляции.

С первого дня лечения ребенок самостоятельно научился купировать приступы кашля, удушья, снимать насморк. Приступы стали реже (1—2 раза в сутки) и легче. Значительно сократился прием лекарств. На 6-й день приступы удушья прекратились полностью и отпала необходимость в медикаментозной терапии. Больной стал значительно активнее, впервые в жизни свободно ходил по комнате, поднимался по лестнице на третий этаж, гулял по улице. На 6-й день лечения, когда контрольная пауза увеличилась с 3 до 9—10 с, а уровень рСОгА в альвеолах повысился с 27, 3 до 31, 8 мм рт. ст., отмечалась реакция саногенеза в виде слабости, головной боли, уменьшения аппетита, увеличения жажды, выделения горькой слюны с запахом, рвоты, учащения мочеиспускания и стула. С кашлем отходила обильно густая вязкая мокрота. Эти явления продолжались в течение суток. В дополнительной терапии больной не нуждался, состояние улучшилось. Нормализовался сон, аппетит, исчезли одышка, потливость, слабость.

На 14-й день ВЛГД, когда уровень рСОгА повысился с 31, 8 до 35, 6 мм рт. ст. и контрольная пауза увеличилась до 20 с, отмечалась вторая реакция саногенеза: болезненность в мышцах всего тела, обильные выделения из носа, повышение температуры до 37, 6—39, 7 °С. Вновь отходило до 50—100 мл мокроты, по характеру такой же, как при предыдущей реакции саногенеза. Эти симптомы держались около семи дней.

При увеличении контрольной паузы до 30—40 с исчезли клинические проявления аллергии, в том числе и реакция на запахи. Впервые за 6 лет жизни ребенка в доме была установлена новогодняя елка, запах которой он раньше не переносил. Если раньше из-за боязни простудных заболеваний ребенка месяцами не купали и не выпускали на улицу, то после лечения он стал гулять в любую погоду по нескольку часов в день, принимать водные процедуры. Находится под наблюдением. За это время обострений бронхиальной астмы, аллергических реакций и простудных заболеваний не отмечалось.

Динамика показателей ФВД в покое до и после трех недель применения метода ВЛГД.

Повысились: ЖЕ Л на 1, 2 л — с 0, 3 до 1, 5 л (20, 8—104% Д); ПТМ выдоха на 1, 8 л/с — с 0, 2 до 2 л/с (13, 8—104%Д); рС02А на 8, 3 мм рт. ст.— с 27, 3 до 35, 6 мм рт. ст.; контрольная пауза на 37 с — с 3 до 40 с.

Снизились: соотношение.рСОгА на 12 мм рт. ст.— с 23 до 11 мм рт. ст. Индекс Tulou на 5 мм рт. ст.— с 12 до 7 мм рт. ст.

Общий анализ крови: До лечения лейкоциты — 9, 2- 109/л; эозинофилы — 23%; палочкоядерные—1%; сегментоядерные — 40%; лимфоциты — 31 %; моноциты — 5%; СОЭ — 9 мм/ч. После лечения лейкоциты — 7, 2- 109/л; эозинофилы — 3%; палочкоядерные — 5%; сегментоядерные — 54%; лимфоциты — 37%; моноциты — 1 %; СОЭ — 9 мм/ч.,

На рентгенограмме органов грудной клетки легочные поля в нижних отделах повышенной прозрачности, корни уплотнены, тя-жистые, инфильтративных и очаговых изменений не выявлено. Сердце без особенностей.

Вывод. По мере уменьшения гипервентиляции и дефицита парциального давления СОг в альвеолах, приближения этих показателей функции внешнего дыхания к должным величинам улучшалось общее состояние больного, уменьшались, а затем полностью исчезли приступы удушья, а также перестали проявляться прежние аллергические реакции на пищевые продукты и другие факторы. Ремиссия более 9 лет.

Пример. Больной М., 13 лет, житель г. Нальчика. Диагноз: бронхиальная астма, вазомоторный ринит, поливалентная аллергия. Болен 8 лет. Жил вне дома (в Приэльбрусье) 8 лет, так как находиться дома более 1—2 ч не мог — возникал тяжелый приступ удушья, и ребенка госпитализировали «скорая» или неотложная помощь. Затем ребенка срочно возвращали в район Приэльбрусья.

С 12 августа 1987 г. ребенок находился на лечении методом ВЛГД. К удивлению родителей, в Новосибирске ухудшения не наступило. Исходная контрольная пауза 3—5 с, через 2 недели—30—40 с. Приступов удушья не было. Счастливые родители поехали домой.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.