Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть первая 2 страница. По опыту ведения больных мы считаем, что снижение внешнего эндокринного препарата надо проводить на 1/4 дозы






По опыту ведения больных мы считаем, что снижение внешнего эндокринного препарата надо проводить на 1/4 дозы, не более. Дозу надо менять в зависимости от общего состояния больного, не застревать на одной дозе.

Реакция выздоровления при сахарном диабете ничем не отличается от хода самой болезни, в частности, проявляется сдвигами в продукции инсулина. Явления гипергликемии и гипогликемии хорошо регулируются. Вести больных сахарным диабетом легче, чем тех, кто страдает другими заболеваниями. Но при сахарном диабете реакции очищения, если нет очагов инфекции, не очень резко выражены, и вести больных надо очень осторожно, не очень форсируя тренировку дыхания. До сих пор никаких серьезных осложнений у больных сахарным диабетом при реакциях очищения выявлено не было.

Мы рекомендуем брать на лечение нашим методом людей с осложненными формами диабета. Чем тяжелее диабет, чем больше осложнений, тем серьезнее больные относятся к занятиям, тем значительнее эффект метода.

Нужно иметь в виду, что повышение сахара — полезный фактор, поэтому нельзя его доводить до нормы ни в крови, ни в моче. Если у больного была очень высокая гипергликемия, значит, для него во время лечения методом ВЛГД нужно держать сахар относительно более высоким. Если у больного в гипергли-кемических комах сахар был не очень высоким, то его индивидуальную норму сахара надо понизить. В общем, надо вести больных на двух-трехкратной норме сахара. Если произойдет понижение сахара ниже этой нормы, надо тут же отменять инсулин.

Статистики летальных исходов гипергликемических и гипо-гликемических ком нет, но я считаю, что гипогликемия чаще приводит к летальным случаям. Это надо разъяснить больным, это надо учитывать при ведении больных сахарным диабетом. Если обмен веществ с уровнем 4, 5% ССЬ повышается до 5%, то в момент переключения химических реакций может быть понижена продукция инсулина и надо к лечению добавлять инсулин. Тактика ведения больных сахарным диабетом во время реакции перестройки намного проще, чем, скажем, у больных бронхиальной астмой, когда трудно предугадать ход болезни при перестройке регуляции тонуса бронхов и обменных процессов. В случае сахарного диабета мы; знаем, что у больных перестройка связана с изменениями обмена веществ в поджелудочной железе, в результате чего она вырабатывает недостаточное количество инсулина, что и обязывает нас увеличить дозу данного гормона.

Главным проявлением перестройки организма является кома. А с комой справиться можно, если под рукой есть инсулин и хорошее питание. Нашим больным мы советуем всегда иметь при себе какой-либо препарат чистой глюкозы с витамином С, так как глюкоза быстрее всасывается, чем сахар, на расщепление которого нужно время.

Больные сахарным диабетом обычно плохо информированы о своем заболевании. Они напуганы высокими цифрами сахара, боятся развития гипергликемического состояния. В период реакции выздоровления обычно преобладают явления гипогликемии. Это связано с тем, что на I этапе уменьшается глубина дыхания, улучшается обмен веществ, повышается функция поджелудочной железы, а значит, вырабатывается больше инсулина. Поэтому содержание сахара в крови резко падает, и как результат — явления гипогликемии. Больному необходимо подробно объяснить субъективную симптоматику при избытке и недостатке инсулина. Он же, в свою очередь, должен записать все эти симптомы у себя в дневнике и запомнить их.

Теперь мы будем просить эндокринологов разработать дальше в своем направлении ту теорию, которую я предложил вниманию конференции в очень кратком изложении. Это необходимо, так как я не специалист в вопросах эндокринологии. К счастью, уже есть эндокринолог А. Н. Самотесова, заинтересовавшаяся этим делом.

Еще очень важные проблемы — алкоголизм, курение, наркомания. Я считаю, что курение — проблема более важная, чем алкоголизм. Особенно пагубно сказывается табачный дым на молодом организме. Я уже не говорю о курящих девушках — будущих матерях. Это крупнейшее преступление перед человечеством, так как курение и никотин дают общее отравление всего организма, начиная с нервной системы. От алкоголя больше всего страдает интеллект. На конференции присутствуют два нарколога. Это С. Н. Зинатулин, который очень тщательно внедрился в глубинные процессы биохимии, провел огромную работу, собрал огромный материал. Я хотел бы заострить его внимание на конкретной и специфической терапии больных в наркологических учреждениях. Кроме того, прошу всех методистов, всех врачей выявить среди своих больных курильщиков, наркоманов, алкоголиков, вести их особый учет. Такие данные наглядно подтвердят, что уменьшение глубины дыхания и увеличение пауз вызывает отвращение к никотину и алкоголю.

Совершенно согласен с А. Н. Самотесовой, что для лечения по методу ВЛГД нужен методист, так как врач-специалист не всегда может найти время для занятий с больными. К тому же методисту необязательно иметь медицинское образование. Так, методистом прекрасно работает и дает потрясающие результаты ребенок — девочка Машенька двух с половиной лет. Это тяжело больной ребенок с кашлевой формой бронхиальной астмы, которая очень трудно поддается лечению, потому что приступ такой астмы не снимается никаким бронхолитиком. Мы выделяем каш-левую форму бронхиальной астмы как особо тяжело поддающуюся нашему методу, поскольку кашель срывает дыхание. Таким образом, врачи могут использовать своих же больных, которым был предложен наш метод лечения, и они хорошо усвоили его. Мы, например, методистам даем справки о том, что они могут применять метод ВЛГД для обучения больных и здоровых. Но методист — не врач. Он имеет право, получив эту справку, обучать и лечить больного только вместе со специалистом и лечащим врачом. Но все же это для нас большая практическая помощь, так как врачей-специалистов, владеющих методом ВЛГД, у нас еще недостаточно.

 

ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ БОЛЬНЫХ ПРИ ЛЕЧЕНИИ МЕТОДОМ ВЛГД

 

К. П. БУТЕЙКО

i

 

Существуют особенности применения метода ВЛГД при болезнях глубокого дыхания и должны быть особенности ведения больных. Особенности эти заключаются в интенсивности применения метода. Насколько интенсивно можно применять метод при лечении того или иного больного — вот в чем вопрос!

У больных с артериальной гипертензией и со склонностью к спазму сосудов нельзя форсировать задержку дыхания. Опасность задержки дыхания в том, что после нее срывается дыхание -оно углубляется. Из-за углубления дыхания больному становится плохо. Но он-то думает, это от того, что он сильно уменьшил дыхание. Чрезмерное уменьшение дыхания невозможно, поэтому метод ВЛГД опасности не представляет. Мы наблюдали только двух больных, которые уменьшали дыхание до цианоза губ и ногтей. У них была тяжелая ишемическая болезнь, стенокардия. Эффект был мгновенный. Два-три дня — и симптомы сняты. Колоссальный эффект!

Кратко остановлюсь на методике обучения ВЛГД, хотя настоящая конференция не предназначена для ее освоения -для этой цели существуют кооперативы. Поэтому изложу лишь основные положения методики.

Хочу подчеркнуть. Максимальную паузу необходимо измерять еще ничего не объясняя и не вмешиваясь в дыхательный акт. Замер исходной максимальной паузы необходимо провести

таким образом, чтобы после окончания замера не последовало глубокого дыхания.

Очень важно также правильно провести дыхательную пробу.

Теперь о самой методике обучения ВЛГД.

Начало занятий надо обязательно посвятить изучению собственного дыхания. Больной должен прислушаться к собственному дыханию, ощутить его, проанализировать. Каждый по-разному ощущает свое дыхание; одни чувствуют, как воздух движется по носовому ходу, другие — как он движется по бронхам, третьи ощущают движение диафрагмы, четвертые — грудной клетки, пятые вообще ничего не ощущают, что очень плохо.

У каждого больного нужно добиться, чтобы он ощущал собственное дыхание. Людей, у которых нет никаких ощущений, надо раздевать и ставить перед зеркалом, чтобы они видели, как двигается грудная клетка и живот, класть их руку на грудную клетку и живот.

Только добившись результата, можно переходить к следующему этапу обучения.

На следующем этапе обучения необходимо научить больных расслабляться. Для этого нужно показать, что такое напряжение всего тела, всех мышц, особенно мышц живота. Больному предлагается максимально напрячь мышцы тела и живота, затем постепенно их расслаблять до появления ощущения полного расслабления. Повторить это следует несколько раз, пока больной не прочувствует явную разницу между напряжением и расслаблением.

Затем нужно определить, кто из больных умеет расслаблять диафрагму, а кто не умеет. Но сначала требуется объяснить, что диафрагма — это разделяющая грудную клетку и брюшную полость мышца, которую нельзя прощупать. После этого попросите больных расслабить полностью живот и диафрагму. Те, у кого движение диафрагмы и дыхание прекратились, расслабили диафрагму. Им будет легко в обучении. Вот и нужно всю группу разделить на две подгруппы: в одной те, у которых дыхание остановилось, во второй — у которых дыхание не остановилось.

Теперь можно приступить к тренировке по уменьшению глубины дыхания. Больным предлагается расслабить живот и диафрагму, с тем чтобы они ощутили, как уменьшается движение воздуха через нос, по бронхам, как уменьшается движение диафрагмы. При этом больные еще не имеют чувства недостатка воздуха, они лишь незначительно уменьшили глубину дыхания. Тем не менее, СОг немного поднялся. При этом снялись отрицательные симптомы от глубокого дыхания. В результате руки потеплели, сосуды расширились, в глазах появился блеск, на щеках — румянец, т.е. все признаки того, что больной дышит поверхностно. Это легкая степень тренировки дыхания.

Средняя степень тренировки дыхания, когда больной уменьшает глубину дыхания до появления чувства недостатка воздуха. На этом этапе тренировки нужно объяснить, что такое контрольная пауза и как ее замерять. Во время уменьшения глубины дыхания до появления ощущения недостатка воздуха у больных срабатывает корковый компонент регуляции функции (то, на что я претендую). Если кора включается в регуляцию только функции, то функция усиливается. Это интересное открытие, которое мы будем разрабатывать дальше. Хотя открытие это общефизиологическое, оно важно для нас. Ведь нам требуется знать, насколько ощущение недостатка воздуха усиливает дыхание. В начале занятий оно, безусловно, усиливает, но впоследствии это ощущение становится для больного привычным и степень усиления дыхания уменьшается.

Сильная (высшая) степень тренировки, когда больной расслаблением уменьшает глубину дыхани» до показателя его максимальной паузы, дышит на грани срыва дыхания. На этом этапе тренировки мы будем дозировать тренировку по силе, а до сих пор мы ее подгоняли, чтобы у больных не было неприятных ощущений.

Некоторые методисты считают, что при первой степени уменьшения глубины дыхания (недостаток воздуха не ощущается) можно добиться большего успеха, чем при сильной степени уменьшения дыхания. Эту точку зрения подтвердит или опровергнет будущее. Поэтому мы просим вас наблюдать, какая степень уменьшения глубины дыхания максимально эффективна, особенно в отдаленных результатах. Но уже сейчас ясно: если оставить больных на первой степени, нет никакой уверенности, что они не будут забывать уменьшать дыхание в быту, когда некогда этим заниматься, в транспорте, на работе и т. д. При более сильном уменьшении глубины дыхания, когда останавливается дыхание и растет контрольная пауза, мы уверены, что дыхание уменьшается.

Учитывая все сложности, возникающие в процессе тренировки уменьшения глубины дыхания, мы запрещаем самостоятельные занятия без контроля специально подготовленных методистов. Мы должны идеально вести больных, потому что на нас смотрит медицина, и главный наш показатель — не количество, а качество.

Очень важно в методе ВЛГД так называемое правило правой руки. Следовать этому правилу больные должны всегда. Главное удобство позы в положении лежа, сидя, стоя. Только удобство обеспечивает расслабление мускулатуры. Больной сам себе выбирает наиболее удобную позу.

Большое значение имеет и правильная осанка. В основном больные занимаются сидя. Важнейшим является приведение- в исходное состояние диафрагмы. Это можно сделать только через приведение в состояние нормы брюшной стенки и органов брюшной полости. Осанка среднего человека XX века это сутулая спина, открытый рот, живот вперед. Для того чтобы принять правильную осанку, следует подтянуть живот, затем расслабить его, спину держать прямой, голову и шею — ровно. Все эти детали будут отражены в разрабатываемой мною методике, будут отрабатываться в наших научно-практических центрах.

 

О ПОКАЗАНИЯХ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯХ К ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДА ВЛГД

 

М. И. АНОХИН, профессор кафедры детских болезней 1-го Московского медицинского института

имени И. М. Сеченова

 

В клинике детских болезней 1-го Московского медицинского института имени И. М. Сеченова апробирован метод ВЛГД. При этом проводились функциональные исследования детей: изучение кислотно-щелочного равновесия (КЩР), спирография. В настоящее время под нашим наблюдением находятся 137 детей в возрасте четыре года и старше, больные бронхиальной астмой, в лечении которых применялся метод, основанный на ограничении глубины дыхания. У 47 пациентов занятия были начаты по ортодоксальному методу ВЛГД К. П. Бутейко. Однако затем у большинства детей осталась в пользовании щадящая модификация этого метода, которая до сих пор применяется в клинике. Модификация заключается в том, что требование ограничить дыхание не столь императивно, а больше внимания уделяется релаксации. В итоге контрольная пауза вырастает обычно не более чем до 1 мин. Главное, что заставило нас модифицировать метод, — это осложнения так называемой ломки или реакции выздоровления, на чем делался акцент шесть лет назад, когда В. А. Ге-нина апробировала этот метод в нашей клинике.

Как отмечено выше, у всех детей измерялись показатели КЩР и СОг в крови, набранной из нагретого пальца, проводилась спирография. У 80 больных проведена капнография выдыхаемого воздуха. У 20 больных оценена вентиляционная реакция на СОг по методике возвратного дыхания.

Мы сравнили группы, пролеченные ортодоксальным методом Бутейко и по щадящей модификации.

При методе ВЛГД контрольная пауза была продолжительнее и несколько больше снижалась частота дыхания. Остальные показатели статистически не отличались от таковых при щадящей модификации метода, с которой мы сейчас в основном и работаем.

Прекращение приступов бронхиальной астмы достигнуто не у всех пациентов, в заключении по апробации не указано, что получен 100%-ный положительный эффект. Клинически приступы прекратились у 20% больных без лекарственных средств. У 18% больных и без применения лекарственных средств приступы купировались. Улучшение, но на фоне медикаментозной терапии в половинной дозе, отмечено у 29% больных. 33% составила группа очень тяжелых больных, у которых не было получено эффекта, а также отказавшиеся от лечения по методу ВЛГД.

Клинические результаты были несколько лучше функциональных. Даже в 1-й группе, там, где приступы полностью прекратились, нередко это не сопровождалось полной нормализацией функций легких, т. е. имела место эмфизема легких и признаки обструкции у некоторых больных.

До начала лечения у больных отмечался широкий разброс показателей КЩР и анализов крови. Так, СОг во всех группах колебался от 27 до 44 мм рт. ст. У 23% больных 1-й группы, т. е. группы с наилучшими результатами, отмечалась гипокапния (С02 ниже 31 мм рт. ст., что указывает на наличие гипервентиляции), у 5% — умеренная гиперкапния (СОг выше 40 мм рт. ст.). Во 2-й и 3-й группах отклонения наблюдались только в виде гипо-капнии, соответственно 16 и 6% больных. А вот для пациентов последней группы (с наихудшими результатами) характерна гиперкапния, особенно возраставшая в приступном периоде у тяжелых больных.

При данном методе у нас наблюдалось улучшение функциональных показателей (хотя клинические результаты были несколько лучше функциональных).

Показатели С02 в среднем возросли на 2—4 мм рт. ст. у всех больных, регулярно занимающихся по этому методу, а РОг в среднем снижался тоже на 2—4 мм рт. ст., т. е. гипоксемия усиливалась, что находило отражение в данных электрокардиограмм.

Представляет интерес наблюдаемый нами в среднем незначительный, но статистически достоверный рост Рн.

Нами обследовано 42 больных, которые лечились по методу, основанному на биологической обратной связи. По существу, это группа методов, которые в моде на Западе. Сущность этих методов — обучение больных контролированию дыхательной функции под контролем монитора. Применяются они и для коррекции аритмий, для лечения эпилепсии и других заболеваний.

Метод, основанный на биологической обратной связи, применялся нами под контролем пневмографа и капнографа. Капнограф, как известно, не только регистрирует содержание СОг в выдыхаемом воздухе, но по капнограмме можно судить о степени увеличения сопротивления бронхов. Больные снижали глубину дыхания под контролем капнографа. Мы также ставили задачу научить их расслаблять бронхи, однако это не удалось. В общемто, методика несколько напоминает метод ВЛГД, но больший упор делается на нейрорелаксацию, которую мы контролировали по кардиомонитору, поскольку при нейрорелаксации наблюдались явления тахикардии. J

Результаты применения метода, основанного на биологической обратной связи, оказались сходными с результатами при ортодоксальном и щадящем методах: у 1/3 пациентов — хороший эффект, у 1/3—без эффекта.

Представляет интерес, что корреляционный анализ клинических показателей улучшения функций дал такие результаты, что при методе ВЛГД улучшение всего лучше коррелировалось. На первом месте стоял по росту Рн, затем по росту СОг, потом снижение РОг, тогда как при методе, основанном на биологической обратной связи, на первом месте — рост Рн, а на втором — повышение РОг.

Бронхиальную астму относят к психосоматическим заболеваниям, в лечении которых важную роль играет психотерапия (внушение). В данной же группе методов опираются на ряд физиологических сдвигов, таких как повышение Рн по СОг. Рост Рн мы объясняем газорегитацией на периферии под действием даже минимального повышения СОг. Вероятно, газорегитация имеет место в областях с гипоксией, откуда ранее оттекала кровь с более низким Рн, т. е. даже минимальный рост Рн по СОг приводит к некоторому повышению общего Рн. Однако это имеет место не у всех больных, хотя именно в группе с наилучшим клиническим результатом мы чаще наблюдали минимальное повышение Рн.

Известно, что нетяжелый приступ бронхиальной астмы у ребенка можно просто купировать, читая ему интересную книгу. Применяются и старые рекомендации: ребенку с нетяжелым приступом астмы не давать сразу лекарства, а отправить его в школу. В большинстве случаев нетяжелые приступы при этом купируются.

Имеет значение еще, конечно, уменьшение форсированности выдоха. Известно, что при кашле, если происходит форсированный выдох, кашель усиливается. Это, примерно, как при экземе: чем больше чешешь, тем больше хочется чесаться. Т. е. при кашле вы щадите рефлексогенные зоны, когда уменьшаете глубину дыхания.

Давно известно, что для провокации бронхиальной астмы большое значение имеет охлаждение и осушающее действие глубокого дыхания на дыхательные пути. Если гипервентиляционную пробу проводить увлажненным и нагретым воздухом, то провокацию достичь намного труднее, а у некоторых больных и не удается ее провести. И, напротив, как показали наши исследования, проведением гипервентиляционной пробы в замкнутом пространстве с повышенным содержанием С02 удалось получить приступ: С02 повышен, больной дышит глубоко воздухом с высоким СОг, а приступ у него возникает. Исследования за границей и в этом направлении ведутся давно.

Претендовать на 100%-ный результат лечения чуть ли не всех болезней методом ВЛГД, видимо, нельзя. Все методы, и в том числе метод ВЛГД, полезны в меру и своему контингенту больных.

Наше мнение, которое мы отразили в заключении к испытанию метода, проводимого В. А. Гениной, заключается в том, что данный метод помогает главным образом при легких и средне-тяжелых формах бронхиальной астмы. При тяжелых формах, которые часто сопровождаются не гипервентиляцией, а наоборот, повышением содержания СОг, применение метода опасно.

 

КОММЕНТАРИИ К. П. БУТЕЙКО К ДОКЛАДУ ПРОФЕССОРА М. И. АНОХИНА

 

Прежде всего следует отметить, что доклад профессора М. И. Анохина является серьезной попыткой выступить с критикой нашей работы, проделанной в системе Сибирского отделения АН СССР с 1958 по 1968 г. К сожалению, в докладе не содержится никаких доказательных цифровых данных, не сделано никаких сопоставлений, не выведено закономерностей. Поэтому ни одно из положений нашей работы «Физиология и патология дыхания и кровообращения», завершенной в 1968 г., не опровергнуто. Прозвучало лишь бездоказательное наукообразное нечто, в котором мы постараемся разобраться.

Возвратимся в недалекое прошлое и вспомним научную конференцию, состоявшуюся в 1980 г. на кафедре детских болезней 1-го Московского медицинского института имени И. М. Сеченова, где работает профессор М. И. Анохин. На этой конференции выступала врач из Омска и поставила коллективу кафедры «двойку» за неусвоение метода ВЛГД. Профессор М. И. Анохин и сейчас не знает этого метода, он ему не обучался. В каком виде применяется наш метод на указанной кафедре, нам неизвестно. Все делается без нашего ведома. Мы неоднократно обращали внимание на то, что метод ВЛГД может применяться на практике только врачами и методистами, которые прошли у нас специальную подготовку. Кафедра же после апробации метода в 1980 г. не направила к нам ни одного сотрудника для овладения методикой обучения методу ВЛГД. Ни один ее сотрудник ни от меня, ни от моих учеников не имеет разрешения применять этот метод. Поэтому, как автор метода ВЛГД, я официально заявляю, что запрещаю применение метода на кафедре детских болезней 1-го Московского медицинского института имени И. М. Сеченова в связи с тем, что на этой кафедре нет ни одного специалиста, владеющего методом ВЛГД.

Далее. У меня имеется заключение по итогам апробации метода ВЛГД, проведенной по указанию Государственного комитета по науке и технике СМ^ СССР моей ученицей В. А. Гениной в период с марта по май 1980 г. в клинике детских болезней 1-го Московского медицинского института им. И. М. Сеченова. Это заключение подписано членом-корреспондентом Академии медицинских наук СССР Л. А. Исаевой и представлено в ЦК КПСС.

Я зачитаю текст этого заключения. Это не займет много времени, в нем всего одна страница. (К. П. Бутейко зачитывает текст.) Как вы убедились, никакого цифрового материала в заключении нет. Создается впечатление, что этот материал от нас скрывается. Поэтому, прошу вас, уважаемый профессор, дополнить ваш доклад тем цифровым материалом, которого нет в нем и нет в заключении. Имеются в виду такие показатели, как МОД, вентиляция легких в минуту, средний СОг выдыхаемого воздуха, а также капнограмма в зависимости от стадии болезни. Только при выполнении этого условия возможен тщательный анализ вашего доклада. А сделанный сегодня доклад может служить образцом запутанного мышления и зашедшего в тупик практического состояния дел официальной медицины.

Что можно сказать по этому поводу? Учитывая критическое положение, существующее на протяжении многих лет в медицинской науке и практике, при котором не воспринимаются новые идеи и прогрессивные методы лечения и предупреждения многих болезней, приходишь к выводу, что причина этого в слепоте и глухоте некоторых представителей медицины.

Я хочу зачитать еще один документ. Это заключение кафедры детских болезней 1-го Московского медицинского института имени И. М. Сеченова от 2 мая 1982 г., подписанное заведующим кафедрой.

Следует упомянуть, что составленный мной совместно с В. А. Гениной и другими специалистами доклад, содержащий цифровые показатели состояния 52 детей и математическую обработку данных, кафедра детских болезней 1-го Московского медицинского института имени И. М. Сеченова при составлении этого документа игнорировала. Вместо него было написано заключение, которое искажало действительную картину. (К. П. Бутейко зачитывает, текст.)

Из заключения следует, что на лечение были представлены все формы бронхиальной астмы, в основном средней (38 детей) и тяжелой (14 детей) степеней. Указано, что у всех больных, подчеркиваю — у всех, имелся положительный эффект от лечения. Что это означает, если не 100%-ный эффект от лечения. Указано, что у детей исчезали такие явления, как удушье, гипоксе-мия, цианоз. Исчезал постоянный цианоз. Отмечено также исчезновение вазомоторного ринита, явлений аритмии, значительное улучшение общего состояния на фоне уменьшения или полного отказа от применения лекарственных препаратов. Вот что написано и подписано заведующим кафедрой.

Была проведена спирография, капнография и другие функциональные исследования, но, как отмечается в отчете, в результате недостаточности больных строгой зависимости не выявлено. Элементарная логика подсказывает, что в таком случае необходимо было продолжить исследования и вести их до тех пор, пока статистика не представит достоверных показателей. Напрашивается вывод, что инструментальные исследования были неудовлетворительными или данные полностью ошибочны. Клиника не получила инструментального подтверждения, не выявлено никаких корреляций.

Однако все-таки было отмечено, что у большинства больных значительно возросла скорость выдоха, несколько увеличилась жизненная емкость легких, улучшились и другие показатели, характеризующие обструктивный синдром.

В общем, выводы наших оппонентов и на сей раз были голословные. В заключении говорилось о комплексном лечении. Но о каком комплексном лечении может идти речь, когда в документе отмечено, что у большинства больных отпала необходимость в лекарственной терапии. Кстати, мы выступаем против всяких методов комплексного лечения. Там, где метод ВЛГД применялся в составе комплексного лечения, значительно снижалась его эффективность. Эффект от лечения достигался не у всех больных, а лишь у 60%.

Далее мне хотелось бы остановиться на вопросах, представляющих основную сложность для понимания медиками механизмов, которые лежат в основе патологических изменений в организме и которые, как мы считаем, нам удалось объяснить в процессе научного, экспериментального и практического поиска.

В наших отчетах по бронхиальной астме показана основная закономерность, а именно: при переходе болезни из одной стадии в другую происходит увеличение вентиляции легких. Вне приступа бронхиальной астмы вентиляция легких в среднем удвоена. Во время приступа вентиляция легких еще выше — утроенная или учетверенная. Другими словами, имеется прямая зависимость между уровнем легочной вентиляции и степенью болезни: чем выше вентиляция, тем тяжелее степень болезни. Эта закономерность подтверждена как в Ленинграде, во время первой апробации метода ВЛГД в НИИ пульмонологии МЗ СССР, так и во время второй апробации в Москве. Именно этой закономерностью объясняется понижение среднего уровня СОг в выдыхаемом воздухе.

Так как гипервентиляция легких не способствует повышению обмена веществ, то, естественно, и продукция СОг не будет возрастать. Интенсивность выделения СОо во время приступа бронхиальной астмы такая же, как и в состоянии покоя. Поэтому при увеличении легочной вентиляции происходит понижение среднего уровня СОг в выдыхаемом воздухе. Это вторая закономерность.

Третья касается содержания СОг в крови. До наших исследований замер СОг в крови не делался, его игнорировали. Наша задача была существенно облегчена после появления инфракрасного анализатора и капнографа, которые позволяют фиксировать и записывать кривую СОг при каждом выдохе. На этом, собственно, была основана монография. Еще в 1958 г. наша лаборатория функциональной диагностики получила такой прибор. Мы неоднократно сообщали о созданном в нашей лаборатории физиологическом комплексаторе, который позволил нам провести широкую гамму необходимых исследований. К сожалению, в 1968 г. лаборатория была закрыта по указанию бывшего министра здравоохранения Б. В. Петровского, а оборудование уничтожено.

Возвращаясь к основному вопросу, хочу подчеркнуть, что понимание обсуждаемых нами проблем во многом затруднено лженаучной, по нашему убеждению, медицинской терминологией, которую необходимо исключить из употребления. Истина всегда проста, но труднодостижима. В результате она может быть не понята многими медиками, но понята многими немедиками.

Мы остановились на том, что при переходе болезни из одной стадии в другую увеличивается вентиляция легких. Развиваются различные поражения легких (эмфизема, пневмоскле-роз) и малого круга кровообращения. При этом образуются два разных механизма, понижающих кислород в крови и повышающих содержание СОг.

Первый механизм — функциональный, срабатывающий через бронхоспазм: чем глубже дыхание, тем сильнее бронхоспазм. Однако не все альвеолы реагируют одинаково: некоторые спазми-руются до полного закрытия, другие же закрываются наполовину. Тут как бы выделяется главный механизм. На вдохе бронхи расширяются, давление повышается, бронхиола чуть-чуть открывается, альвеола частично заполняется воздухом. При выдохе легкие сжимаются и бронхиола закрывается. Поступление же воздуха в альвеолу происходит только на вдохе. В конце концов альвеола раздувается и лопается. При усугублении состояния наступает спонтанный пневмоторакс. При неблагоприятном воздействии на бронх большего порядка развивается ателектаз легкого. Это происходит от дефицита СОг, вызванного глубоким дыханием. Вот что нужно понять.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.