Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы анализа номенклатуры товарно-материальных ресурсов в логистике.






 

Вопрос о методах анализа товарного ассортимента связан, прежде всего, с АВС и XYZ анализом.

С помощью этих методов анализируется структура, и исследуемые объекты ранжируются по выбранным показателям.

В основу метода АВС заложено «правило Парето» или «правило 8о/20».

Метод ABC используется для анализа номенклатуры в управлении запасами (наиболее часто), а также для анализа дебиторской задолженности, отслеживания ценовых колебаний на рынке, для анализа структуры покупателей, а также выбора места размещения товаров на складе. В последнем случае, ABC-анализ при управлении складским процессом помогает сконцентрировать внимание на тех видах материальных ресурсов, поставки которых занимают высокую долю в общей стоимости материального потребления и в общем объеме оборота компании.

Согласно методу ABC, множество управляемых объектов делится на три группы: А, В и С. Для этих групп применяются различные степени контроля относительно стоимости изделий.

· Изделия А – наиболее ценные, на которые приходится примерно 75-8о% общей стоимости изделий, хранящихся на складе, но составляющие лишь 10-20% общего количества находящейся там продукции. Для них применяется прямой контроль. В части управления запасами запасы должны быть сведены к минимуму и управляться по системе с точкой заказа.

· Изделия В – средние по стоимости (10-15%) и по количеству (30-40%). Для них требуется точный учет с достаточно частым наблюдением. Может использоваться система периодического пополнения,

· Изделия С – самые дешевые (5-10%) и самые массовые (40-50%). При этом дешевые изделия не требуют столь жесткого контроля, как дорогостоящие. Может использоваться метод визуального контроля по типу «двух ящиков» (двухбункерная система управления запасами).

По мнению специалистов, наибольший эффект дает применение метода ABC в комбинации с методом XYZ.

XYZ-анализ позволяет классифицировать запасы в зависимости от характера их потребления и точности прогнозирования изменений в их потребности, что особенно важно для торговых фирм.

· Категория X – это группа, которая характеризуется стабильной величиной потребления и высокой точностью прогноза срока потребления.

· К категории Y относятся ресурсы, потребность в которых характеризуется известными тенденциями и средними возможностями прогнозирования.

· Ресурсы, относимые к категории Z, используются нерегулярно, величину их потребления прогнозировать сложно.

Наложение результатов XYZ-анализа на данные метода ABC позволяет разбить запасы на девять блоков, каждый из которых имеет две характеристики: стоимость запасов и точность прогнозирования потребности в них. Изображено на рисунке:

Исходя из практики, категории СХ, CY, CZ управляются одинаково, планирование таких запасов происходит обычно на год, с ежемесячной проверкой наличия на складе. В управлении категориями ВХ, BY, BZ применяются как одинаковые, так и разные подходы к срокам планирования и способам доставки. Для категорий АХ, AY, AZ всегда вырабатываются индивидуальные способы управления. Например, для категории АХ можно рассчитать оптимальный размер закупок и применить технологию «точно в срок». А для категории AZ при нерегулярном потреблении точный расчет невозможен, значит следует формировать резервный запас.

 

+ маленькое дополнение:

Для анализа номенклатуры товарно-материальных ресурсов могут применяться ещё пара методов:

· Анализ рентабельности – простой не трудоёмкий метод, основанный на определении показателей рентабельности при разных состояниях товарной номенклатуры и сравнении их между собой.

· Матрица совместных покупок – метод анализа ассортимента, выявляющий связи между продуктами, образующиеся в результате их взаимного дополнения для удовлетворения потребности или устойчивого поведения покупателей, приобретающие эти товары одновременно.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.