Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы обслуживания ребенка и семьи в программах социально-педагогического раннего вмешательства (на примере Службы ранней помощи).






Этапы:

1.Направление (семья может получить информацию о программе и направление от городской ассоциации родителей детей с особыми потребностями; от организации или от отдельного профессионала; могут напрямую обратиться в службу);

2.Приём направления (внесение ребёнка и родителей в лист ожидания, инициация контакта с семьёй);

3.Первая встреча с родителями

4. Определение потребностей ребёнка и семьи

· Оценка взаимодействия матери и ребёнка (PCERA)

· Определение потребностей ребёнка и семьи, соц.поддержки семьи (шкала семейной поддержки, опросник потребностей семьи)

· Определение индивидуальных особенностей матери

5. Междисциплинарное оценивание ребёнка и семьи (информация из предыдущих встреч сообщается всем членам команды). " Arena assessment". Сильные и слабые стороны ребёнка и семьи. Стадии процесса командной оценки:

· Формирование терапевтического союза с родителями и ребёнком

· Сбор данных о ребёнке и семье

· Неформальное наблюдение

· Проведение формального тестирования

· Формулирование сильных и слабых сторон ребёнка и семьи

· Обратная связь и обсуждение

6. Междисциплинарное обсуждение направления и длительности раннего вмешательства. Определяется:

А)Возможные направления и стратегии р.в

Б)Частота и длительность встреч: однократная (междисциплинарное оценивание как групповая психотерапия), кратковременная (методы психотерапевтического р.в.) или долговременная программа р.в. (индивидуальный план обслуживания ребёнка и семьи)

В)Основной для работы с ребёнком специалист, профессиональная ориентация которого соответствует ведущей потребности ребёнка и семьи и главному направлению вмешательства

· Дошкольный преподаватель – образовательная программа (как для ребёнка, так и для матери)

· Специалист в области развития движений или спец.преподаватель может быть направлен на организацию индивидуального окружения и специальное обучение ребёнка, предоставление нового опыта в процессе сенситивного взаимодействия, с одновременным обучением матери и других членов семьи.

· Психолог (психотерапевт) может быть направлен на организацию взаимодействия матери и младенца, используя вариант терапевтического вмешательства по рез-там PECERA или " Руководство взаимодействием, или др. напр. психотерапевтического взаимодействия с ребёнком и родителем.

· В случае необходимости остальные члены команды консультируют выделенного сотрудника, а в некоторых случаях присоединяются к работе.

7. Окончание программы р.в., перевод ребёнка и семьи в другую программу.

11. Принципы организации программ раннего вмешательства. Модели совместной

работы представителей различных профессий в программах раннего

вмешательства.

Раннее вмешательство – это область междисциплинарного обслуживания детей первых месяцев и лет жизни из групп социального, медицинского и генетического риска отставания в развитии и их родителей. Р.В. направлено на создание условий для удовлетворения потребностей социально-эмоционального развития младенцев и детей раннего возраста. Основные компоненты единой системы раннего вмешательства: выявление детей с особыми потребностями, определение особых нужд и специфических образовательных потребностей ребенка и семьи, разработка и реализация индивидуальных программ раннего вмешательства и др.

Р.В. (США) включает в себя такие области, как всесторонняя система обнаружения младенца с отставанием или риском отставания в развитии, предполагающая раннюю идентификацию, скрининг и направление в места обслуживания; определение уровня развития младенца; тренинг и консультации семьи, визиты домой; специальное образование; речевая патология и аудиология; адаптация младенца к окружающей среде и организация адекватной потребности окружающей среды; развитие движения; психологическая служба; социальная работа; координация всех достижимых источников обслуживания ребёнка и семьи; медицинское обслуживание, которое входит в программы р.в. только в целях диагностики и оценки младенца; вспомогательный уход за здоровьем ребёнка.

Основные принципы раннего вмешательства (семейноцентрированность, междисциплинарность, командность). Стратегия и процедура оценки семьи: определить потребности и сильные стороны семьи, установить адекватные кратковременные и долговременные цели, выявить службы вмешательства, определить направления оценки эффективности программы.Командная работа (модели):

- мультидисциплинарная - междисциплинарная - трансдисциплинарная.

Междисциплинарный командный подход как приоритетная форма межпрофессионального взаимодействия в области раннего вмешательства. Процедура междисциплинарного командного оценивания сильных и слабых сторон ребенка и семьи. Трёхступенчатая система оценки уровня функционирования младенца, сильных и слабых сторон ребёнка и семьи (сейчас в СПб). Основным документом, регулирующим проведение р.в., является индивидуальный план обслуживания семьи, разрабатываемый командой профессионалов совместно с родителями. В своём большинстве социально-педагогические программы обслуживания ребёнка и семьи основаны на использовании специально создаваемых для этих целей руководств (" Руководство Портейдж", " Каролина")

 

12. Основные теоретические положения и организационные компоненты отечественной модели службы ранней помощи.

Основные принципы раннего вмешательства (семейноцентрированность, междисциплинарность, командность). Междисциплинарный командный подход как приоритетная форма межпрофессионального взаимодействия в области раннего вмешательства. Процедура междисциплинарного командного оценивания сильных и слабых сторон ребенка и семьи. Трёхступенчатая система оценки уровня функционирования младенца, сильных и слабых сторон ребёнка и семьи (сейчас в СПб). Основным документом, регулирующим проведение р.в., является индивидуальный план обслуживания семьи, разрабатываемый командой профессионалов совместно с родителями.

Психолог (психотерапевт) может быть направлен на организацию взаимодействия матери и младенца, используя вариант терапевтического вмешательства по рез-там PECERA.

Наиболее известные модели раннего вмешательства:

А) " Тренировка взаимодействия " – направлена на изменение поведения взрослого за счёт сосредоточения внимания на таких его сильных сторонах, которые ведут к более качественному взаимодействию с младенцем и ещё большего их усиления; обучение матери играм, соответствующим возрасту ребёнка; видеозапись взаимодействия с последующим просматриванием и комментариями (или без них) терапевта.

Б) " Руководство взаимодействием " – разработан как модель кратковременной семейно-центрированной психотерапии, направленной на позитивное изменение отношений родителей и ребёнка. При помощи видеотехники терапевтическое влияние фокусируется на взаимодействии между родителями и ребёнком; направляется на повышение вероятности понимания членами семьи поведения ребёнка и получения удовольствия от общения с ним, осознание родителями своей роли, усиление позитивных сторон семьи и внутрисемейных отношений. Базовые положения: 1) примите точку зрения, что родители и др. ухаживающие за ребёнком люди ведут себя наилучшим в соответствии с их пониманием образом; 2) обращайтесь к области, которая, как полагают родители, является проблемной или вызывает беспокойство; 3) спросите у членов семьи, что вы сможете сделать, чтобы помочь; 4) отвечайте на вопросы, поставленные членами семьи, не уклоняясь; когда просят, предоставьте информацию; 5) совместно с родителями определите понятие успеха терапии; 6) еженедельно вместе с семьёй прослеживайте результаты терапии.

В) Психодинамическая психотерапия – направлена на прояснение ядра конфликтных отношений между матерью и ребёнком, на ограничения взаимодействия от отрицательных влияний со стороны патологических проекций матери, что неизбежно требует обращений к личному опыту матери. Основные симптомы изменения поведения ребёнка рассматриваются как реакции на вторжение со стороны матери. Фазы (долгосрочная): предварительная клиническая оценка, включающая в себя прямые наблюдения за младенцем, родителями и их отношениями в течении первых пяти одночасовых встреч; планирование, проведение и окончание терапии. Кратковременная психотерапия диады " мать – младенец".

Г) Оценивание поведения младенца как терапевтическое вмешательство – Бразелтон " метод оценки поведения новорожденных" проводится в присутствии родителей и помогает им понять способности, темперамент и индивидуальные особенности поведения ребёнка.

Д) Оценивание взаимодействия – NCAST, PCERA / определение уровня развития и психосоциального статуса младенца, особенности взаимодействия родителя и ребёнка, клиническое интервью, структурированный вопросник.

Е) Системный подход – отношения в системе " мать – младенец" и направления терапевтического влияния рассматриваются с точки зрения динамического взаимодействия четырёх основных компонентов системы: 1) наблюдаемое поведение взаимодействия младенца; 2) наблюдаемое поведение взаимодействия матери; 3) репрезентация взаимодействия со стороны матери; 4) репрезентация взаимодействия со стороны младенца; + 5) поведение взаимодействия с матерью и ребёнком со стороны терапевта; 6) система репрезентаций терапевта. Включает в себя базовые элементы как бихевиористского так и психоаналитического подхода.

Различные терапевтические подходы отличаются друг от друга: 1) источником получения клинической информации, 2) локусом терапевтического воздействия на систему, 3) выбором выбором способа терапевтического воздействия из набора, включающего в себя интерпретацию, пояснение, моделирование, подкрепление, обучение, поддержку, совет, перенос.

13. Направления социально-педагогического раннего вмешательства

Направление ориентировано на удовлетворение образовательных, социальных, психологических потребностей детей от рождения до трёх лет и членов их семей. С одной стороны предполагалось, что организация программ Р.В. уменьшит вероятность отставания в развитии младенцев и детей раннего возраста из групп риска, повысит способность семей удовлетворять их особые потребности, уменьшит вероятность сегрегации детей и их помещения в специальные институты, увеличит возможность их адаптации и последующей самостоятельной жизни в обществе. С другой стороны, было рассчитано, что развитие программ Р.В. уменьшит затраты общества на специальное образование детей с особыми потребностями по достижении ими дошкольного и школьного возраста.

 

 

14. Программы ранней помощи для детей с синдромом Дауна и их родителей.

Первый шаг — работа в семье, так называемое «домашнее визитирование». Суть его заключается в следующем: два раза в месяц семью посещает педагог - специалист по раннему разви­тию, который помогает родителям создать условия, необходимые для успешной реабилитации и социальной адаптации ребенка.

Второй шаг - в возрасте полутора лет малыш вместе с мамой начинает участвовать в занятиях адаптаци­онной группы.

Третий шаг – дальнейшая социализация ребенка с особыми нуждами — это поступление в детский сад. И раз в неделю дети при­ходят в Центр, чтобы принять участие в обучающих групповых и индивидуальных занятиях.

•Ребенок с синдромом Дауна проходит те же этапы развития, что и обычный ребенок.

•Средние сроки появления навыков запаздывают по сравнению с нормативными.

•У детей с синдромом Дауна возрастной диапазон появления навыков гораздо шире, чем у обычных детей.

•Имеются качественные особенности приобретаемых навыков, которые не всегда являются следствием синдрома Дауна, но могут возникать на основе дополнительных проблем, например, нарушения слуха, зрения, тяжелой патологии сердечно-сосудистой системы ит.д.

•Развитие детей с синдромом Дауна характеризуют неравномерность, несоответствие уровней развития различных сфер и своеобразное «переслаивание», то есть наличие одновременно двух уровней развития в пределах одной функции, например, сочетание специфических манипуляций с ротовым обследованием.

•Дети с синдромом Дауна раннего возраста по ряду показателей могут соответствовать возрастной норме, что полностью подтверждает теорию Г.Е. Сухаревой о тотальности нервно-психического недоразвития и его иерархичности.

Основными принципами, из которых мы исходили при орга-низации работы в адаптационной группе с детьми с синдромом Дауна и которые подтвердились практикой проведения занятий, были следующие.

•В структуре занятий должно находится место как ребенку, так и его матери.

•Включение в коллектив сверстников должно быть безопасным и комфортным для ребенка, а также удовлетворять этим требованиям с точки зрения матери.

•Основное внимание в работе адаптационной группы должно уделяться развитию коммуникативных процессов: пониманию обращенной к ребенку речи, общению с помощью жестов, способам и средствам включения во взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

•Каждое занятие должно быть построено таким образом, чтобы максимально охватить и активизировать все сферы развития каждого ребенка.

•Оптимальный возраст начала социализации ребенка в коллективе сверстников — около полутора лет. Это возраст начала параллельной игры, что позволяет не только корректировать возможные отклонения в социальном развитии, но и предупреждать их.

Согласно данным литературы, программы раннего вмешательства позитивно влияют на речевое, двигательное, когнитивное и другие области развития детей с синдромом Дауна. Отмечается, что наиболее эффективными являются программы, воздействующие на систему «мать-младенец», а также обращающиеся к семье в целом.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.