Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы сбора информации






1. Анализ документов - метод сбора информации, при котором основным источником информации являются текстовые сообщения.

Как достоинство этого метода можно отметить возможность изучения информации не только о текущем событии, но и прошедшем, кроме этого, это один из самых экономичных методов. Так же можно отследить изменение изучаемого явления. Этот метод возможен на разных этапах социологического исследования. На предварительной стадии этот метод позволяет использовать собранную информацию для уточнения проблемы исследования, его научной гипотезы. При анализе документов на заключительном этапе социологического исследования мы можем, например, устанавливать и уточнять достоверность информации, получаемой с помощью других источников.

2. Эксперимент — это метод, обеспечивающий наилучшие эмпирические данные для проверки гипотез о наличии причинной связи между явлениями, а также самое надежное средство решения многих практических задач, связанных с оценкой эффективности социальных и политических программ.

3. Социологическое наблюдение – представляет собой целенаправленную систематическую фиксацию особенностей, свойств, параметров социального процесса или явления. Инструментарий в данном исследовании может быть различный: кинокамера, фотокамера, теле- и видеотехника, дневники наблюдений, таблицы и т.д.

Наблюдения бывают открытыми и скрытыми, включение и не выключение, формализованные (стандартизованные) и неформализованные (нестандартные). Социологическое наблюдение также может быть кратковременным, длительным, непрерывным.

4. Наиболее распространенным видом сбора социологической информации является социологический опрос. Существует два вида опроса: письменный (анкетирование) и устный (интервьюирование).

Интервьюирование – представляет собой личное общение интервьюера и респондента. Интервью может быть прямым («лицом к лицу») или опосредованным (телефонное интервью). Письменный вид опроса – анкетирование, где респондент (опрашиваемый) самостоятельно отвечает на вопросы анкеты. Анкетер (человек, проводящий анкетирование) может присутствовать при опросе или нет - респондент отвечает на вопросы самостоятельно.

По формам проведения опросы делятся на:

- очные и заочные,

- индивидуальные или групповые.

Существуют почтовые, прессовые, массовые, специализированные (экспертные), выборочные, сплошные, разведывательные, глубинные и другие виды опроса.

Степень достоверности информации, получаемой в ходе проведения опроса, в значительной степени зависит от качества инструментария (анкет и вопросов) опроса, а также организационной подготовки анкетеров.

 

Вопросы анкеты должны быть четкими, ясными, исключать двусмысленности и разночтения. Объем инструментария должен быть минимальным.

5. Одним из новых методов сбора эмпирических данных являются метод фокус-групп.

Сущность этого метода сводится к проведению интервью по заранее подготовленному плану - сценарию, в форме обсуждения с небольшой группой «обычных людей» с целью получения информации, выражающей эмоциональное восприятие информации респондента об изучаемом объекте, а не привнесенного в его сознание СМИ.

- методы обработки и анализа данных: факторный, латентно-структурный, корреляционный, регрессивный, дисперсионный анализ, ранжирование, шкалирование, индексирование и т.д.;

- методы построения теории: дедуктивный, индуктивный, сравнительный, причинный, структурно-функциональный, генетический, идеографический и др.

Все методы могут быть эффективными при условии правильно сформулированной выборки.

Любое исследование осуществляется путем изучения опр. совокупности объектов. Совокупность этих объектов – это генеральная совокупность. Если количество исследуемых объектов не позволяет провести сплошное социологическое исследование, то прибегают к выборочному методу.

Выборка – процесс формирования выборочной совокупности путем отбора из генеральной совокупности некоторого подмножества элементов, которое по исследуемым характеристикам отражает свойства генеральной совокупности. Свойство выборочной совокупности отражать исследуемые характеристики генеральной совокупности называется репрезентативностью.

Очевидно, что абсолютно репрезентативную (отражающую по всем параметрам) выборку сформировать невозможно, но необходимо обеспечивать репрезентативность по основным направлениям исследования.

Существуют различные типы выборок, формируемые по различным принципам:

1. случайная (случайный отбор);

2. стихийная - опрашиваются наиболее доступные респонденты;

3. механический отбор – совокупность ранжируется и затем из нее отбирается каждая 3, 5 и т.д. единица.

4. типический отбор (квотная?) – совокупность делится на несколько однородных групп, затем из каждой группы отбирают несколько единиц пропорционально весу данной группы в общем объеме совокупности;

5. серийный (гнездовой) отбор – берется часть совокупности и детально обследуется, затем на ее основании делаются выводы;

6. районированный – генеральная совокупность разбивается на группы, в каждой группе осуществляется отбор случайным или механическим способом.

Самый распространенный способ – типический отбор с механической выборкой.

Определение объема выборки исходя из ошибки выборки.

 

--------------------

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.