Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Распределение функций и рабочая нагрузка.






Успешным распределением функций решаются две задачи первостепенной важности. Во-первых, достигаются все цели системы. Во-вторых, подсистема человека наделяется согласованным набором функций, предполагающих приемлемую рабочую нагрузку: не слишком высокую и не слишком низкую. Важно понимать, что эти две основные цели не всегда полностью совместимыНапример, стремление избежать недостаточной нагрузки может повлечь за собой возложение на человека некоторых функций, лучше выполняемых машиной, что, в свою очередь, может уменьшить общую производительность системы.

Так как человеческое общество становится все более и более цивилизованным, все больше работников привлекаются к умственному, а не физическому труду. Поскольку все большее количество видов трудовой деятельности основывается на умственной, а не физической работе, значительные усилия направляются на разработку методов измерения умственной нагрузки. Конечной целью поисков могла бы быть численная величина, которая бы указывала, сколько умственной нагрузки связано с той или иной задачей. К сожалению, не представляется возможным, что эта цель будет когда-нибудь достигнута.

 

Умственная рабочая нагрузка — слишком сложное понятие, чтобы выразить его численной величиной.

Поведенческие критерии умственной рабочей нагрузки позволили сформулировать 14 типов задач или методов, сгруппированных в три категории: субъективное мнение, резервные психические способности, основная и второстепенная задачи.

Субъективные мнения могут быть собраны либо с помощью оценочных шкал, либо посредством вопросников (анкет) и/или интервью. Оценочная шкала представляет собой психометрическую методику упорядочения мнений математически последовательным образом, тогда как интервью или вопросник дает результаты, не выраженные количественно. Наиболее популярна оценочная шкала Купера—Харпера.

Резервные психические способности образуют наиболее широкую категорию. Она определяется предположениями об ограниченности внимания и наличии верхнего предела человека как информационного канала. Методы измерения резервной способности взяты из теории информации и обеспечиваются различными методами численного моделирования. Однако намного больше данных было получено при использовании методов основной и второстепенной задач.

Метод основной задачи опирается на предположение о том, что увеличение умственной рабочей нагрузки вызывает снижение эффективности ее решения. Ряд исследователей утверждают, что если задание выполнено, то перегрузка отсутствует. Этот метод может успешно применяться, если рабочая нагрузка действительно очень высока. Но анализ методом основной задачи при нагрузках ниже среднего уровня часто не способен обнаружить влияние дополнительных задач или процедурных изменений.

Тип деятельности рабочей нагрузки производится умножением веса каждой подшкалы на оценку в этой подшкале (например, от 1 до 100) и суммированием всех полученных результатов.

Характеристика работ, при которых рекомендуется режим Характеристика перерывов для отдыха Величина и распределение перерывов Использование перерывов
Работы, связанные с незначи-тельными физическими усилиями или умеренным нервным напряжением Нечастые короткие перерывы Два перерыва по 5 мин.: перед началом работы и за 1, 5 ч. до ее окончания Производственная гимнастика 2 раза в день
Работы, связанные со средними физическими усилиями или средним нервным напряжением Нечастые средней длительности перерывы Два перерыва по 10 мин.: через 2 ч после начала работы и за 1, 5 ч до ее окончания Производственная гимнастика 2 раза в день по 5 мин.
Рботы, не требующие значительных усилий, но неблагоприятные по монотонности, рабочему положению, темпу Частые короткие перерывы Частые перерывы по 5 мин через каждые 1, 5 ч Производственная гимнастика 2 раза в день, остальные 2 перерыва – отдых в удобном положении с легкой разминкой длительностью до 1 мин
Работа, связанная с большими физическими усилиями или повышенным нервным напряжением Нечастые средней длительности перерывы Три перерыва по 10 мин Отдых в спокойном состоянии (при работе с повышенным нервным напряжением легкие разминочные упражнения)
Работы с большим зрительным напряжением, при высоком темпе и неблагоприятных условиях (загрязненность воздуха, вибрация, тепловые излучения) Частые короткие перерывы Перерывы длительностью 3–5 мин каждый час работ (2 раза в день перерывы по 10 мин) Производственная гимнастика 2 раза в день
Работа с очень большими или со значительными физическими усилиями в неблагоприятных условиях Частые средней длительности перерывы Средней частоты длительные перерывы Перерывы 8–10 мин каждый час работы Три перерыва по 15–20 мин Отдых в спокойном состоянии в специально отведенных помещениях
Работы, выполняемые в неблагопри-ятных условиях при высоком темпе и повышенном нервном напряжении Очень частые короткие перерывы Перерывы по 4–5 мин каждые полчаса
Работы с большими физическими усилиями в особо неблагоприятных условиях Частые длительные перерывы Перерывы 12–15 мин каждый час работы
Работы при благоприятных условиях среды, связанные со значительным напряжением внимания Короткие перерывы с активным отдыхом Три перерыва по 5 мин: один в середине дообеден-ной половины рабочего дня, два других во второй половине рабочего дня Упражнения, включающие работу всей мускулатуры при нагрузке средней и выше средней
Работы со значительным напряжением творческого мышления Короткие перерывы с активным отдыхом Вводная гимнастика, физкультурные паузы по 5 мин в первой и второй половинах рабочего дня

(таблица от 34 вопроса)

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.