Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические особенности начального этапа обучения






Содержание

Введение

Глава 1.Теоретические основы формирования самоконтроля в начальной школе………………………………………………………………………………6

1.1. Понятие самоконтроля………………………….…………………………6

1.2. Самоконтроль как деятельность учащихся, способствующая их развитию……………………………………………………………..…………...10

1.3. Формирование самоконтроля в учебной деятельности...............13

Выводы по главе………………………………………………………..…19

Глава 2.Формирование самоконтроля на уроках математики…….….20

2.1. Виды работ, способствующие формированию самоконтроля.......20

2.2. Текстовая задача – как средство формирования самоконтроля……………………………………………………………….……26

2.3. Апробация некоторых видов работ по формированию самоконтроля на практике………………………………………………………...……………..30

Выводы по главе…………………………………………….......…………...38

Заключение

Список литературы


Введение

 

Контролирование, оценивание знаний, умений учеников – это очень древние компоненты педагогической технологии. Возникнув на заре цивилизации, они сопровождают развитие школы. Тем не менее, по сей день, идут жаркие споры о смысле контролирования и оценивания.

Критиковал современные ему формы контроля К.Д. Ушинский. Характеризуя их недостатки, он подчеркивал, прежде всего, то, что существующие способы подавляют умственную деятельность учеников. Обычно учитель спрашивает одного или несколько учеников, а остальные в это время считают себя свободными от какой-либо деятельности. Они напрасно теряют время, волнуясь в ожидании. Естественно, в такой обстановке ученик не способен проявлять любознательность, инициативу.

Попытки, предпринимавшиеся в прошлом, ничего не дали. Обучение без контроля “радостная перспектива приобретения знаний”, а так же “заложенная самой природой стремление к знаниям” не являются действенными стимулами в учебной деятельности школьников.

Тем не менее, в авторитарной и гуманистической школе контроль имеет различное назначение и существенно отличается как общим подходом, так и конкретными способами.

Так как проблема контроля и самоконтроля не имела одинаковых позиций, то стала центром внимания у многих психологов и педагогов – практиков.

В психолого-педагогических исследованиях проблем развивающего обучения, выполненных В.В. Давыдовым, на которые мы ориентируемся в работе, действие контроля выделяется; как отдельный структурный компонент в учебной деятельности, в силу своей значительности при освоении этой деятельности. В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин считают, что превращение учащегося в подлинного субъекта учебной деятельности связано с овладением им действиями контроля и самоконтроля, с умением осуществлять их самостоятельно, без помощи и вмешательства учителя.

В.В. Давыдов считает, что если при выполнении заданий школьники допускают ошибки, то это свидетельствует либо о неполноте освоенных ими учебных действий, а именно действий, связанных с контролем и оценкой, либо о слабой отработке этих действий.

Проблемой контроля и самоконтроля занималась психолог З.И. Калмыкова, она утверждает, что необходимость контроля и самоконтроля в учебной деятельности создаёт благоприятные условия для формирования у младших школьников способности к планированию и выполнению действий про себя во внутреннем плане, а так же к произвольной их регуляции.

Психолог П.Я. Гальперин доказал, что “не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание означает контроль”, а поэтому “чтобы сформировать внимание, мы должны наряду с основной деятельностью, дать задание проверить её, указать для этого критерий и приёмы, общий путь и последовательность.

Рассматривал данную проблему С.Г. Матвелов, который считает, что самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение или обнаружение уже совершённых ошибок, мы так же придерживаемся этой точки зрения в работе; С.М. Чуканцев, предложивший систематизировать работу по самоконтролю учебной деятельности; а так же Г.С. Никифоров, Г.А. Морр, П.М. Эрдниев.

Несмотря на большой педагогический опыт исследования, проблема организации контроля и самоконтроля остаётся весьма актуальной.

И хотя в настоящее время в начальной школе усилилось внимание к гуманизации процесса обучения, и эти изменения отразились на целях, содержании, методах обучения. Пожалуй, только один компонент методической системы начального образования не подвергается существенным изменениям – речь идёт о контроле и оценке в начальной школе.

Попытки изменить подходы к процессу контролирования в начальных классах предпринимаются. Например, принятая в ноябре 1998 года методическое письмо Министерства образования РФ “Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе, разработана с учётом современных требований к деятельности учителя начальных классов по контролю и оценке результатов обучения. Методическое письмо реализует принципы гуманизации и индивидуализации обучения.

Но, по нашему мнению, и в методическом письме, и в учебных пособиях по педагогике и методики математики уделяется незначительное внимание такой важной форме контроля, как самоконтроль.

А ведь в последнее время проблема самоконтроля всё больше становится предметом психологических и педагогических исследований.

Актуальность проблемы обучения самоконтролю заключается в практическом не использовании формирования у школьников навыка самоконтроля. В связи с этим учащиеся не всегда умеют предупреждать и находить уже допущенные ошибки в своей работе.

Актуальность проблемы обучения самоконтролю состоит и в слабой материальной базе, так как задания полностью направленные на усвоение сущности приёмов самоконтроля, учителю большей частью приходится составлять самому. Число заданий с установкой на самоконтроль составляет (по данным некоторых исследований) 2% от общего числа заданий, имеющихся в учебниках и учебных пособиях по математике в начальных классах.

Необходимо систематизировать работу по организации контроля и самоконтроля.

Большинство школьников считают проверку знаний исключительно обязанностью учителя (дома – родителей) и не привыкают проверять себя, не умеют или не хотят этого делать. Необходимо учить детей осуществлять контроль, добиваться понимания необходимости проверки своей работы.

Проведённое анкетирование показало, что учителя нуждаются в заданиях по организации самоконтроля, в разнообразных формах этой работы.

Цель нашей работы мы определяем следующим образом: выявление условий для успешной организации контроля и самоконтроля.

Объектом исследования является учебно-познавательная деятельность младшего школьника.

Предметом исследования - контроль и самоконтроль знаний и умений.

Исходя их объекта, предмета и цели исследования вытекают следующие задачи исследования:

1) изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме;

2) определить содержание базовых понятий работы (контроль, самоконтроль, оценка, проверка, формы контроля) в доступных педагогических трудах;

3) разработать и апробировать комплекс уроков математики, в ходе которых выработать умение контролировать свою деятельность у младших школьников;

4) определить влияние использованных форм работы на формирование самоконтроля у учащихся.

Гипотеза исследования: если учитель систематически проводит работу по формированию навыков самоконтроля на всех этапах урока, то количество ошибок, допущенных в работе, значительно уменьшается.

В работе использовались следующие методы исследования:

1) изучение и теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;

2) целенаправленное наблюдение за процессом формирования самоконтроля младших школьников;

3) опросные методы (анкетирование, беседа);

4) педагогический эксперимент;

5) количественная отработка полученных результатов.

 


ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Психологические особенности начального этапа обучения

 

Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6 7 до 10 — 11 лет (I — IV классы школы). Границы этого возраста могут сужаться и расширяться также в зависимости от применяемых методов обучения: более совершенные методы обучения ускоряют развитие, а менее совершенные замедляют его. Вместе с тем в целом некоторая вариативность границ этого возраста не особенно сказывается на последующих успехах ребенка.

В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование — одна из главных задач возрастной и педагогической психологии. Но прежде чем использовать имеющиеся резервы, необходимо подтянуть детей до нужного уровня готовности к обучению.

Психологами доказано, что обычные дети в младших классах школы вполне способны, если только их правильно обучать, усваивать и более сложный материал, чем тот, который дается по действующей программе обучения. Однако для того чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо решить предварительно две важные задачи. Первая из них состоит в том, чтобы как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми. В этой связи учебная программа должна быть составлена таким образом, чтобы вызывать и поддерживать постоянный интерес у учащихся.

Вторая задача возникает в связи с тем, что многие дети приходят в школу не только не подготовленными к новой для них социально-психологической роли, но и со значительными индивидуальными различиями в мотивации, знаниях, умениях и навыках, что делает учение для одних слишком легким, неинтересным делом, для других чрезвычайно трудным (и вследствие этого также неинтересным) и только для третьих, которые не всегда составляют большинство, соответствующим их способностям. Возникает необходимость психологического выравнивания детей с точки зрения их готовности к обучению за счет подтягивания отстающих к хорошо успевающим.

Еще одна проблема состоит в том, что углубленная и продуктивная умственная работа требует от детей усидчивости, сдерживания эмоций и регуляции естественной двигательной активности, сосредоточения и поддержания внимания на учебных задачах, а это в начальных классах умеют делать далеко не все дети. Многие из них быстро утомляются, устают.

Особую трудность для детей 6—7-летнего возраста, начинающих обучаться в школе, представляет саморегуляция поведения. Ребенок должен сидеть на месте во время урока, не разговаривать, не ходить по классу, не бегать по школе во время перемен. В других ситуациях, напротив, от него требуется проявление необычной, довольно сложной и тонкой двигательной активности, как, например, при обучении рисованию и письму. Многим первоклассникам явно не хватает силы воли для того, чтобы постоянно удерживать себя в определенном состоянии, управлять собой в течение длительного периода времени.

На занятиях учитель задает детям вопросы, заставляет их думать, а дома то же самое от ребенка требуют родители при выполнении домашних заданий. Напряженная умственная работа в начале обучения детей в школе утомляет их, но это часто происходит не потому, что ребенок устает именно от умственной работы, а по причине его неспособности к физической саморегуляции.

С поступлением в школу изменяется положение ребенка в семье, у него появляются первые серьезные обязанности по дому, связанные с учением и трудом. К нему взрослые люди начинают предъявлять повышенные требования. Все это вместе взятое образует проблемы, которые ребенку необходимо решать с помощью взрослых на начальном этапе обучения в школе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.