Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приметы осени






Н.В. Нищева

ЗАНИМАЕМСЯ ВМЕСТЕ

 

Старшая логопедическая группа

Домашняя тетрадь

Часть I

Санкт-Петербург

«ДЕТСТВО-ПРЕСС»


ББК 74.102 Н71

Нищева Н. В.

Н71 Занимаемся вместе. Старшая логопедическая группа: Домашняя тетрадь. Часть I+2.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.— 24 с, ил. 18ВЫ 5-89814-236-3

Материалы тетради рассчитаны на дошкольников 4-го года жизни с нормальным речевым развитием и детей 5-го года жизни с речевой патологией и соответствуют пла­нированию работы и рекомендациям, изложенным в методическом пособии автора «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР».

Для родителей дошкольников, посещающих младшую группу детского сада или среднюю логопедическую группу.

© Нищева Н. В., 2006
18ВМ 5-89814-236-3 © «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006


Предисловие

Вашему ребенку пять лет. В этом возрасте у детей хорошо развита фразовая речь: они умеют строить не только простые распространенные предложения, но и сложносочиненные и даже сложноподчиненные. Они умеют составлять небольшие рассказы по картинке и по серии картинок, могут рассказать о прочитанной книг или об увиденном мультфильме. Они правильно произносят почти все звуки родного языка, знают много букв и пытаются читать слоги и слова.

Если вы видите, что речевое развитие вашего ребенка не соответствует возрастной норме, не следует отчаиваться, но и успокаиваться тоже не стоит. Малышу нужно помочь. Для этого конечно же следует обязательно проконсультироваться со специалистом-логопедом. Хорошо, если ваш ребенок будет посещать логопедическую группу и заниматься под руководством специалиста. Однако если такой возможности нет. вам придет на помощь эта тетрадь. Она рассчитана прежде всего на пятилетних детей с речевой патологией, посещающих логопедическую группу второй год, но может стать хорошим помощником и родителям, занимающимся со своими детьми самостоятельно. Если речевое развитие четырехлетнего ребенка соответствует возрастной норме, вы тоже можете использовать материалы тетради для занятий и с ним.

Занятия нашей тетради построены на основе лексических тем, изучаемых в стар­шей логопедической группе детского сада, и соответствуют календарному планированию, приведенному в методическом пособии автора «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи». Каждое занятие рассчитано примерно на неделю и содержит от четырех до семи заданий. Первое и второе задания позволяют определить уровень развития словаря ребенка по данной лексической теме и уровень развития фразовой речи. Они предполагают проведение бесе­ды с ребенком, в ходе которой ему задаются вопросы и требуются полные ответы на них. Если малыш отвечает односложно, похвалите его, но тут же покажите, как следует ответить более полно. Объясните, что сам вопрос подсказывает, как нужно полно от­вечать. Например, выспрашиваете: «Какие на деревьях листья?» Ответ рекомендует­ся начинать с последних слов вопроса: «Листья на деревьях красные и желтые».

Одно из заданий предполагает работу по картинкам. Обращая внимание ребенка на различные детали изображения, цвет, форму, размеры объекта, называйте их вслух, чтобы ребенок услышал и запомнил. Учите ребенка внимательно рассматри­вать рисунки и составлять по ним предложения. С десятого занятия мы перейдем к составлению рассказов по серии картинок, а с двадцатого (см. «Занимаемся вмес­те». Часть вторая.) — к составлению рассказа по картинке. Методика работы по картинкам подробно изложена в заданиях. Показывайте и объясняйте ребенку, что написано на картинке. Пусть он ищет знакомые буквы в словах, пробует читать слова и слоги. Обучение чтению идет быстрее, если написанное соотносится с кар­тинкой.

В каждом занятии есть задания на развитие памяти: это стихи, пальчик: гимнастики, подвижные игры, считалки. В пособии используются, в основном, авторские тексты и произведения фольклора разных народов. Эти задания способст­вуют развитию моторики ребенка, координации движения, творческого воображе­ния и позволяют активизировать словарь ребенка, быстрее ввести в его активную речь новые слова по каждой лексической теме.

Тексты стихотворений, упражнений и игр необходимо разучивать с ребенком. Для этого сначала четко и выразительно прочитайте малышу текст. Спросите, о чем в нем говорится. Предложите ребенку послушать текст еще раз и попытаться его запомнить. Теперь читайте по две или четыре строки и повторяйте их хором. Под­сказывайте ребенку отдельные слова, подбадривайте и хвалите его, так запомина­ние пойдет быстрее. Затем пусть ребенок попробует рассказать заученные строки сам.

Таким образом заучивается весь текст. Повторяйте его в течение двух-трех дней. Если это текст пальчиковой гимнастики или подвижной игры, вы должны подробно, в соответствии с описанием рассказать и показать ребенку, как выполня­ются движения. А вот делать ли упражнение вместе с ребенком или предоставить ему полную самостоятельность, это вы должны решить сами. Но даже если вы иг­раете вместе, помните, что не должны быть руководителем. Попытайтесь активи­зировать самостоятельность ребенка, будьте его равноправным партнером.

В предложенных занятиях есть задания для развития грамматического строя речи. Они проводятся в форме игры, что позволяет быстрее и легче добиться жела­емого результата.

Выполняя упражнения на развитие слухового внимания и речевого слуха ребен­ка, придерживайтесь следующих правил. Сначала выразительно и четко читайте текст. Потом предупредите ребенка, что будете читать еще раз, и поясните, на что нужно обратить внимание.

Начиная с занятия 15, вы можете упражнять ребенка в делении слов на слоги, слоговом анализе, что полезно при обучении грамоте и важно для подготовки к изучению русского языка в школе.

Родителям, которые хотят подготовить руку ребенка к письму, заняться с ним профилактикой нарушений письменной речи, закрепить знания ребенка по всем лексическим темам, рекомендуется приобрести «Тетрадь №1 для старшей логопе­дической группы детского сада» 1. Если вы обучаете своего ребенка грамоте, хотите сформировать у него навыки фонематического анализа и синтеза, развить его фо­нематический слух и фонематические представления, что будет способствовать ус­пешному изучению русского языка в школе, приобретите «Тетрадь №2 для старшей логопедической группы детского сада»2. Сделать занятия с ребенком более красоч­ными и занимательными помогут комплекты настольно-печатных дидактических игр для развития речи «Играйка 1» и «Играйка 2»3.

1 Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недора: речи.— СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003

1 НищеваН.В. Тетрадь для старшей логопедической группы детского сада. №1.— СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
2003.

2 НищеваН.В. Тетрадь для старшей логопедической группы детского сада. №2.— СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
2003.

3 Нищева Н. В. Играйка. Восемь игр для развития речи дошкольников. — СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.


Занятие 1. «Осень»

1. Выясните, знает ли ребенок, какое время года наступило. Задайте ему вопросы:

• Какое время года наступило? (Наступила осень.)

• Почему ты так думаешь? (Стало холодно. На деревьях красные и желтые листья)

 

2. Помогите ребенку запомнить приметы осени. Хорошо, если это будет происходить на прогулке. Показывайте ребенку то, что происходит в природе, и рассказывайте об осени. Предложите повторять предложения за вами: «Ты запомнил, о чем я рассказал тебе сейчас? Что делают птицы осенью? Повтори, пожалуйста и т.д.

Приметы осени

V Стало холодно, дуют сильные ветры, идут холодные моросящие дожди.

V Листья на деревьях краснеют, желтеют и опадают, начался листопад. Исчезли насекомые.

Собираются в стаи и улетают на юг птицы.

V Дни стали короче, а ночи длиннее. С полей и из садов убирают урожай. Люди стали теплее одеваться.

V Дети пошли в школу.

 

3. Рассмотрите вместе с ребенком несколько сюжетных картинок об осени {рис, 1—4) и помогите ему придумать предложения по каждой картинке: «Дети собирают разноцветные листья. Люди убирают урожай. Птицы улетают на юг. Идут холодные дожди». Если ребенок испытывает затруднение, помогите ему вопросами: «Что делают дети? Что убирают люди? Куда улетают птицы? Какие дожди идут осенью?

Если вы видите, что предложение, которое построил малыш, недостаточно распространено, помогите ему: «Ты сказал, что дети собирают листья. Правильно. А какие это листья? Конечно, желтые и красные, разных цветов, разноцветные. Значит как ты теперь ответишь на вопрос? Используй это слово. Правильно. Дети собирают разноцветные листья» и т.п. Обратите внимание ребенка на слово осень, написанное над картинкой.

 

4. На прогулке помогите ребенку найти листики клена, дуба, березы, топа: осины, рябины. Покажите, с каких деревьев они опали. Учите ребенка узнавать «Этот листок упал с дуба. Видишь, какой он овальный, резной. А этот листок ветер сорвал с березы. Он заостренный, с мелкими зубцами по краю. А вот лист тополя. Он тоже заостренный, но крупнее листка березы. Этот — листок осины похож на монетку, он почти круглый. А что напоминает лист рябины? Правда, похож на перышко?» Обратите внимание ребенка на разный цвет листьев: «Видишь, какой лист клена? Правильно. Он оранжевый. А какого цвета лист осины? Он красный» и т.п.

 

5. Выучите с ребенком стихотворение, которое позволит ему легко запомнить, как выглядят листья разных деревьев.

На что похожи листья?

На мою ладошку лист похож у клена.

Осенью оранжевый, летом он зеленый.

Словно перышки листочки у рябинки,

Что склонилась тихо над тропинкой.

У осины листья, как монеты,

У каштана — словно опахала.


 


Заморозил их мороз? Или ветер их унес? Или молния спалила? Или градом их побило? Или птицы поклевали? Куда они пропали?     — Не морозил их мороз, И не ветер их унес, Не спалило их огнем, Града не было с дождем, Птицы их не поклевали... Загибать пальцы на обеих руках одновременно, начиная с больших, на каждую строчку. Снова попеременно стучать кулачками и хлопать в ладоши. Загибать пальчики на обеих руках, начи­ная с мизинчиков. Хлопнуть в ладоши 1 раз.

Занятие 2. «Овощи»

1. Выучите с ребенком названия овощей: морковь, картофель, свекла, капуста, репа, лук, чеснок, баклажан, кабачок, огурец, помидор. Лучше, если вы это сделаете во время посещения рынка или овощного магазина. Сначала выясните, названия каких овощей уже знает ребенок. Пусть он покажет и назовет их. Предложите тут же рассказать о каждом знакомом овоще по плану:

· Что это?

· Какого он цвета?

· Какой он формы?

· Каков он на ощупь?

· Каков он на вкус?

Пример: Это помидор. Он красный, круглый, гладкий, кисло-сладкий. Познакомьте ребенка с теми овощами, названия которых он не знает. Покажите и назовите их. Затем пусть ребенок сам покажет и назовет их. Обратите внимание ребенка на слово «ОВОЩИ» над картинкой (рис. 5).

  1. Предложите ребенку рассмотреть еще раз рисунок 2. Попросите рассказать, какие овощи растут в огороде, что делают мама и дочка. Можно предложить ребенку составить предложения:

В огороде растут капуста, свекла, репа, морковь. Мама срезает капусту. Дочка таскает морковь.

  1. Теперь снова рассмотрите рисунок 5. Он поможет проверить, названия каких овощей запомнил ребенок, что он сможет рассказать о них. Предложите провести соревнование, кто из вас назовет и опишет больше овощей. Конечно же, победителем станет ребенок.
  2. Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Один — много». Вы называете овощ в единственном числе и бросаете ребенку мяч, он ловит мяч и, возвращая мяч обратно, называет этот же овощ во множественном числе:

огурец — огурцы баклажан — баклажаны

кабачок — кабачки помидор — помидоры

  1. Поиграйте с мячом в игру «Назови ласково». Вы называете овощ и бросаете ребенку мяч, ребенок бросает мяч обратно и называет овощ «ласково»:

помидор — помидорчик чеснок — чесночок

морковь — морковочка огурец — огурчик

лук — лучок баклажан — баклажанчик

  1. Расскажите ребенку, из каких овощей готовят салаты, борщ, щи. Задайте вопросы, ответы на которые помогут развитию грамматической стороны его речи.

· Какие овощи ты положишь в салат? (Я положу в салат помидоры и огурцы.)

· Что кладут в борщ? (В борщ кладут картофель, свеклу, морковь, лук, капусту.)

· Из чего варят щи? (Щи варят из капусты, картофеля, моркови, лука, помидоров.)

  1. Выучите с ребенком «огородную считалку», в которой есть несколько названий овощей:

Чики-чики-чики-чок,

Помидоры, кабачок,

Лук, картофель, патиссон,

Выходи скорее вон.

Считалку можно использовать и как задание для развития речевого слуха. Прочитав считалку один раз, предупредите ребенка, что при повторном чтении он должен будет сосчитать овощи, о которых говорится в считалке.

Занятие 3. «Фрукты»

1. Выучите с ребенком названия фруктов: яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, виноград, абрикос, персик, банан, ананас. Проведите еще раз экскурсию на рынок. Вам опять нужно выяснить, каков объем словаря вашего сына (вашей доче­ри) по изучаемой теме. Пусть ребенок покажет и назовет все фрукты, с которыми он знаком, и расскажет о них по плану из занятия 2. Например: Это яблоко. Оно красное, круглое, гладкое, крепкое, сладкое.

Покажите и назовите те фрукты, с названиями которых он еще не знаком.

2. Проверьте, как ребенок запомнил названия фруктов, используя рисунок 6. Опять проведите соревнование, чтобы потренировать его в описании фруктов. Чтобы определить, кто из вас начинает соревнование, предложите использовать разучен­ную ранее «огородную считалку». Привлеките внимание ребенка к слову «ФРУК­ТЫ», написанному над картинкой.

3. Поиграйте в уже знакомые игры «Один — много» и «Назови ласково» с мячом, используя названия фруктов.

яблоко — яблоки апельсин — апельсинчик

лимон — лимоны лимон — лимончик

груша — груши груша — грушка

абрикос — абрикосы банан — бананчик

слива — сливы

4. Попробуйте придумать с ребенком загадки-описания о фруктах. В этом вам помогут вопросы, которые использовались при описании овощей и фруктов, и рисунок 6. К их помощи вы можете прибегнуть, если ребенок не придумает загадку, прослушав ваш образец.

Например. Желтый, овальный, кислый (лимон). Оранжевый, круглый, ароматный, кисло-сладкий (апельсин). Синяя, овальная, мягкая, сладкая (слива). Зеленое, круглое, гладкое, твердое, сладкое (яблоко).

5. Учите ребенка образовывать прилагательные от существительных и отвечать на вопросы:

  • Какой сок делают из яблок? (Яблочный.)
  • Какое варенье варят из слив? (Сливовое.)
  • Какой джем готовят из апельсинов? (Апельсиновый.)
  • Какой компот можно приготовить из груш? (Грушевый.)
  • Какое повидло можно приготовить из абрикосов? (Абрикосовое.)

6. Разучите с ребенком сербскую народную песенку и проведите пальчиковую гимнастику, что будет способствовать развитию и памяти, и речи ребенка.

Яблоня

— Яблоня! Яблоня! Где же твои яблоки? Попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачками друг о друга.
Заморозил их мороз? Или ветер их унес? Или молния спалила? Или градом их побило? Или птицы поклевали? Загибать пальцы на обеих руках одновременно, начиная с больших, на каждую строчку.
Куда они пропали? Снова попеременно стучать кулачками и хлопать в ладоши.
— Не морозил их мороз, И не ветер их унес, Не спалило их огнем, Града не было с дождем, Птицы их не поклевали… Загибать пальчики на обеих руках, начиная с мизинчиков.
Дети оборвали… Хлопнуть в ладоши 1 раз.

Занятие 4. «Грибы и лесные ягоды»

1. Рассмотрите с ребенком рисунок 7 и предложите ответить на вопросы:

• Что делают девочки? (Девочки собирают малину.)

• Где девочки собирают малину? (Девочки собирают малину в лесу.)

• Какие ягоды еще растут в лесу? (В лесу растут черника, малина, земляника, клюква, брусника, ежевика.) Если ребенок не знает названий других лесных ягод, рассмотрите их на рисунке 8. Покажите и назовите их. Потом пусть ребе­нок показывает и называет ягоды. Обратите его внимание на слово «ЯГОДЫ», написанное над картинкой.

 

2. Составьте с ребенком рассказ о каждой из лесных ягод. Например. Это черника. Она растет на низких кустиках, она круглая, черная, мягкая, сладкая.

Это малина. Она растет на высоких кустах. Она овальная, красная, мягкая, душистая, сладкая.

Это ежевика. Она растет на высоких кустах. Она овальная, темно-синяя, мяг­кая, кисло-сладкая.

 

3. Разучите с ребенком и делайте ежедневно пальчиковую гимнастику. Она по­-
может ребенку запомнить названия лесных ягод и будет способствовать развитию
тонкой моторики, а значит, и речи.

Лесные подарки


К мишке на праздник

Звери пришли.

Мишке в подарок они принесли:

Зайка — чернику,

Ежик — бруснику,

Белка — рябину и ежевику.

Спелой малины лиса принесла.

Очень душистой малина была.


Коснуться кончиком каждого пальца по­душечки большого пальца по два раза этой же руки.

Сделать то же самое по одному разу на каждую строчку.

Повторить движения, которые делали на первую строку.


4. Рассмотрите с ребенком рисунок 9 и предложите ответить на вопросы:

• Что делают мальчики? (Мальчики собирают грибы.)

• Какой гриб нашел большой мальчик? (Большой мальчик нашел боровик.)

• Какие грибы собирает маленький мальчик? (Маленький мальчик собирает лисички.)

• Какие еще грибы ты знаешь? (Я знаю подберезовик, подосиновик, сыроежку, мухомор.)

• Какой из этих грибов нельзя есть? (Нельзя есть мухомор.)

• Запомни и повтори:

Мухомор красив на вид,

Но опасен, ядовит.

 

5. Составьте вместе с ребенком рассказ о каждом из этих грибов, используйте рисунок; 10 и образцы.

Например. Это лисичка. Она растет в траве. Она яркая, желтая. У него круглая шляпка и тонкая ножка.

Это боровик. Он растет в сосновом лесу. У него крепкая круглая коричневат шляпка и толстая белая ножка.

Это подосиновик. Он растет во мху или траве. У него яркая оранжевая шляп ка и прямая серая ножка.

Обратите внимание ребенка на слово «ГРИБЫ», написанное над картинкой.


Занятие 5. «Одежда»

1. Выясните, знает ли ребенок, почему летом носят более легкую одежду, чем осенью. Если ребенок затрудняется, объясните, что летом воздух более теплый, потому люди легко одеваются. А осенью становится холодно, поэтому люди надевают теплую одежду. Помогите ребенку вспомнить и назвать одежду, которую он на летом, затем пусть расскажет, что он надевает осенью. Выясните, знает ли ребенок, что мы называем головными уборами. Предложите вспомнить, какие головные уборы у него есть.

 

2. Рассмотрите с ребенком рисунки 11—14. Пусть он показывает и называет сначала одежду и головные уборы для лета, а потом для осени. Можете предложить и такое задание:

— Покажи и назови сначала одежду и головные уборы для мальчиков, а потом для девочек.

 

3. Поиграйте с ребенком в игру «Четвертый лишний» по теме «Одежда. Головные уборы». (Вы называете: свитер, кофта, плащ, шляпа. Ребенок объясняет, что лишняя шляпа, потому что это — головной убор, а все остальное — одежда, называете: кепка, косынка, берет, брюки. Ребенок объясняет, что лишние брюки потому что это — одежда, а все остальное — головные уборы.) Затем вы меняете: местами, и задание дает ребенок.

 

4. Выучите с ребенком загадку. Она довольно сложная, поэтому сначала объясните, что одна дверь — это сама рубашка, а другие три двери — это рукава и вор

Входишь в одну дверь,

А выходишь из трех.

Думаешь, что вышел,

А на самом деле — вошел. {Рубашка)

5. Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Какой? Какая? Какое? Какие?»Вы бросаете ребенку мяч и называете одежду, он бросает мяч обратно и говорит, какая она.

Кофта из шерсти — какая? (Шерстяная.)

Шарф из шерсти — какой? (Шерстяной.)

Пальто из шерсти — какое? (Шерстяное.)

Рукавички из шерсти — какие? (Шерстяные.)

 

Занятие 6. «Обувь»

1. Предложите ребенку вспомнить, какая обувь у него есть. Пусть расскажет, в чем он ходит дома, в детском саду, по улице летом и осенью, какая обувь есть у него для зимы. Рассмотрите с ребенком рисунки 15 и 16. Пусть он сначала назовет обувь для лета, потом для осени, затем обувь для мальчиков и для девочек.

 

2. Поиграйте в игру «Четвертый лишний» по темам «Одежда», «Головные уборы», «Обувь». Для игры можете использовать следующие варианты заданий:

Кроссовки, панама, ботинки, тапки. Шлепанцы, пальто, плащ, юбка. Сапоги, шорты, босоножки, туфли. Сандалии, шуба, кеды, валенки.

 

3. Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Какие?»
Туфли из кожи — какие? (Кожаные.)

Тапки из меха — какие? (Меховые.)

Сапоги из замши — какие? (Замшевые.) Калоши из резины — какие? (Резиновые.)

 

4. Проведите с ребенком пальчиковую гимнастику «Новые кроссовки», которая
поможет ему запомнить названия обуви, будет способствовать развитию мелкой мо­торики, а, следовательно, и речи. Предварительно можете использовать текст гимнастики в качестве упражнения для развития речевого слуха ребенка. Для этого
выразительно прочитайте ребенку текст и поинтересуйтесь, о чем это стихотворение. Перед повторным чтением предупредите ребенка, что он должен будет внима­тельно слушать и запоминать все названия обуви.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.