Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2. 4. Сексуальное аддиктивное поведение






Сексуальный контакт, интегрально связанный с любовью, удовлетворяет не только биологическую, но и различные психологические потребности, как, например, потребность во взаимопонимании, защите, близком контакте, безопасности, чувстве неразрывного сообщества и единения. Сексуальный контакт в этом случае облегчает выход за пределы своего " Я" и создает в сознании партнеров новое качество (╚ МЫ╩). Иными словами, нормальная половая жизнь человека не является изолированной областью, самое важное в ней то, что она захватывает обоих людей, т.е. представляет социальное явление. Люди могут сохранять личностное равновесие только тогда, когда к ним относятся как к личностям, а не как к предметам, когда воспринимается индивидуальное личностное своеобразие, а не изолированная сексуальная сфера.

Сексуальное аддиктивное поведение по Ц.П. Короленко и Т.А. Донских (1990), характеризуется тем, что лица, к которым возникают сексуальные чувства, воспринимаются не как люди с их разнообразными человеческими качествами, личностными особенностями, интеллектом, точками зрения, взглядами, а как сексуальные объекты. В литературе для обозначения этих понятий существует специальный термин - донжуанизм. Донжуанизм представляет собой как раз аддиктивный стиль поведения, основанный на стремлении к сексуальным связям с как можно большим числом половых партнеров. Причем этому " количественному" фактору придается единственное значение, что становится главной целью в жизни. Как правило, после достижения " эротической цели" половой партнер не представляет дальнейшего интереса. В настоящее время известны случаи женского донжуанизма. Так, подросток-девушка 15 лет имела 256 половых партнеров мужчин и подростков. Аддиктивное сексуальное поведение может выступать в различных формах. Оно не ограничивается только донжуанизмом.

Так, например, оно может выражаться в стремлении к коллекционированию порнографических снимков, открыток, чтению порнографической литературы, просматриванию видеофильмов порнографического содержания.

Аддиктивное сексуальное поведение может тщательно скрываться от окружающих за ширмой подчеркнутой строгости, скромности, добропорядочности, " правильности", граничащей с аскетизмом. В таких случаях оно является как бы второй, тайной, стороной жизни, которая постепенно становится все более значимой, разрушающей личность и, прежде всего ее эмоциональную сферу. В " открытой" для окружающих знакомых подростка жизни, сексуальный аддикт демонстрирует только фасадную ролевую сторону, по сути дела маску, за которой находится тщательно скрываемая настоящая аддиктивная личность. Аддиктивное сексуальное поведение может заключаться в различных видах извращенной сексуальной активности, например, в болезненно интенсивной фиксации на каких-то предметах, разглядывание которых, прикосновение к ним вызывает интенсивное эмоциональное состояние - сексуальное возбуждение. Такая фиксация обозначается термином " фетишизм". Чаше всего предметами фиксации являются одежда, белье, чулки, колготки, ботинки, носовые платки, предметы, которые в определенном смысле символизируют сексуального партнера. Требования в отношении фетиша могут быть иногда очень специфичными - он должен иметь определенные размер, цвет, форму. Лица с аддиктивным фетишистским поведением обычно тщательно скрывают свою особенность. Они стараются любой ценой получить желаемые предметы, принадлежащие человеку, который им " понравился". Для этого фетишисты нередко совершают кражи, отбирают интересующие их предметы, прибегая к насилию. Описан случай, когда подросток с аддиктивным фетишистским поведением, который был фиксирован на женских пальто. Увидев девушку, которая ему чем-то понравилась, он долго преследовал ее. Затем старался найти место, где она оставляет пальто, и потом похищал его. В дальнейшем он стал нападать на них и заставлял их отдать ему пальто. Таким образом, аддиктивное фетишистское поведение приводит в ряде случаев к совершению правонарушений.

Существенной особенностью фетишизма является бегство от партнера, который становится ненужным, - общение с символами - вытесняет нормальные человеческие взаимоотношения.

Одной из форм фетишизма является пигмалионизм. Здесь объектами аддиктивной фиксации становятся фотографии (не порнографического содержания), скульптуры, картины. Название пигмалионизм происходит от имени кипрского царя Пигмалиона. Согласно греческому мифу, Пигмалион влюбился в созданную им скульптуру женщины, названную Галатеей. Афродита вняла мольбе Пигмалиона и оживила статую, после чего он женился на ней. Легкой формой пигмалионизма является коллекционирование фотографий киноактеров (киноактрис). При рассматривании фотографий возникают интенсивные эмоциональные состояния с появлением эротических картин в воображении.

Другой вид аддиктивного сексуального поведения - трансвестизм. Трансвестизм обозначает стремление к переодеванию одежду противоположного пола, он может быть связан с желанием изменить свой пол, и тогда называется транссексуализом. Транссексуализм имеет иные механизмы и обычно не является исключительно аддиктивным поведением. Трансвестизм может выступать в форме аддикции.

В Еваванглии имеется прямое осуждение трансвестизма: " На женщине не должно быть мужской одежды, мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок перед Господом Богом твоим всякий делающий сие". В средневековом Христианстве отрицательное отношение к трансвестизму можно видеть на примере Жанны д'Арк. На ее процессе одним из важных обвинений было то, что она переодевалась в мужское платье.

К аддиктивной сексуальной активности относится эксгибиционизм. Основной чертой этого расстройства является повторяющееся в воображении интенсивное сексуальное желание показать свои половые органы незнакомому лицу противоположного пола. Эксгибиционист реализует это желание и стремится в дальнейшем к более частому его повторению. В более легких случаях стремление к обнажению остается в фантазиях. Реакция девушки в виде страха, стеснения вызывает у эксгибиционистов интенсивную эмоциональную реакцию, безразличное реагирование - чувство досады. Во время обнажения перед жертвой или при фантазиях на эту тему эксгибиционисты иногда онанируют. Попытки проявления каких-либо сексуальных дальнейших действий по отношению к девушке отсутствуют, и поэтому эксгибиционисты обычно не представляют физической опасности.

Остановимся еще на одной из возможных форм выражения сексуального аддиктивного поведения, которая носит название вуаеризм (от французского слова voir - видеть). Основной чертой вуаеризма является интенсивное, постоянно возвращающееся желание к подглядыванию не подозревающих об этом незнакомых обнаженных, раздевающихся или вступающих в сексуальную связь людей. Подсматривание имеет целью испытать состояние сексуального возбуждения без стремления к сексуальному контакту с рассматриваемым. Оргазм достигается во время подглядывания или позже, при воспоминаниях о нем. В случаях аддикции происходит полная потеря интереса к естественной половой жизни.

С чем связано возникновение и развитие сексуального аддиктивного поведения? При попытках найти ответ на этот вопрос необходимо иметь в виду, что корни аддиктивных механизмов, в какой бы форме аддикции они ни приводили, находятся в детстве, в особенностях воспитания. Дома, в родительской среде ребенок учится языку межличностных контактов и эмоциональных отношений. Если ребенок не находит у родителей поддержки, более того, боится их, это отношение недоверия и страха переносится на большой окружающий его мир, на людей, с которыми ему приходится встречаться в жизни. Воспитанное в детстве недоверие заставляет его искать суррогаты в виде объектов, предметов, символов, необычных форм активности, на которые он и переносит свои чувства, что, в свою очередь, способствует его дальнейшему отчуждению от общества. На развитие такой специфической формы аддиктивного поведения, как сексуальное, большое значение оказывают и социопсихологические факторы, находящиеся вне семьи, в " большом социуме". К этим факторам относится феномен, получивший название массовой культуры.

В сравнительно недавнем прошлом предшествующее поколение формировало свое отношение к сексуальной стороне жизни на основании образцов поведения, свойственных конкретному региону, народным и этнокультуральным традициям. При этом обычно копировались стандарты поведения, которых придерживались родители, старшие родственники. Эти традиционные подходы в той или иной степени оказались несоответствующими предлагаемым и внедряемым в сознание стандартам массовой культуры. Стандарты массовой культуры отличаются от прежних традиций тем, что они носят наднациональный, униформный характер. Люди в различных странах, различных частях света смотрят одни и те же фильмы и видеопрограммы, слушают одну и ту же модную музыку, нередко пьют одни и те же напитки, играют в одни и те же компьютерные игры и т.д.

При любом отношении к массовой культуре, нам представляется, следует видеть и учитывать ее положительные и отрицательные стороны. Массовая культура существует, усиливает свое влияние, внедряется в сознание популяций, создает условия для возникновения целого ряда явлений, в том числе и относимых к категории аддиктивного, в частности сексуально-аддиктивного поведения. Дело в том, что одной из особенностей массовой культуры является то, что можно назвать эротизацией. Сексуальная тематика разносторонне представлена в изданиях, средствах массовой информации, пропагандирующих массовую культуру. Во многих современных еженедельных журналах секс занимает значительное место: публикуются фотографии обнаженных женщин в сексапильных позах, печатаются рассказы об эротической жизни известных кинозвезд, советы врача по наиболее интимным вопросам (последние разделы содержат информацию о сексуальных отклонениях).

В сексуальной тематике массовая культура практически все обнажила, лишила тайны, сделала общедоступными темы, ранее закрытые в большинстве традиционных культур. Эротика в массовой культуре выражается также в пропаганде значения секса, которому придается символ успеха, благополучия, здоровья, наконец, смысла жизни. При этом предлагаются новые формы сексуального поведения, критикуется умеренность. Таким образом, массовая культура является одним из факторов, формирующих отношение к сексуальному поведению. Однако ее влияние не безгранично и далеко не все определяет; большое значений имеет взаимодействие массовой культуры с семейными условиями, родительским авторитетом, взаимоотношениями между родителями. Нельзя не принимать во внимание, что, придавая искусственно слишком большое значение сексу в его упрощенном механическом понимании, массовая культура создает тем самым благоприятный фон для возникновения сексуального аддиктивного поведения, для подмены действительных ценностей суррогатными.

Секс становится дегуманизированным, сексуальные партнеры рассматриваются как объекты √ ╚ сексмашины╩ для удовлетворения сексуальных желаний. Сексуальное поведение в его аддиктивной форме представляется изолированным, оторванным от личности явлением, символом, обладающим большой притягательной и одновременно разрушительной силой. Сексуальный аддикт находит в эротизированной массовой культуре поддержку своим аддиктивным сексуальным установкам; средства массовой информации постоянно убеждают его в правоте, секс становится единственной целью, " лекарством от всех болезней", однако это средство не делает счастливым, а приводит к аддиктивному разрушению личности. Сексуальные аддикты широко используют различные мифы и стереотипы в отношении сексуальной жизни, заимствованные из массовой культуры. Например, миф о сексуальной потенции, основывающийся на убеждении, что мужчина должен в своей жизни вступать в сексуальные отношения как можно с большим количеством женщин, или " что сексуальный темперамент у мужчины больше, чем у женщины", что мужчина " существо полигамное" и т.д.

Отметим, что сексуальное аддиктивное поведение может принимать необычные, не укладывающиеся в определенную классификацию формы, как, например, сочетание эксгибиционизма и фетишизма со стремлением к сексуальному контакту на фоне алкогольного опьянения.

В заключение считаем необходимым подчеркнуть, что сексуальное аддиктивное поведение следует отграничивать от других видов сексуальных отклонений, развивающихся по иным механизмам. Такое отграничение должно проводиться на основе наличия или отсутствия описанных выше основных аддиктивных механизмов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.