Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 10. Экспертиза: понятие, цели и задачи. Идентификация и фальсификация товаров






1. Цели и задачи экспертизы товаров. Структура экспертной деятельности. Принципы экспертизы.

2. Основные элементы экспертизы.

3. Идентификация: понятие, цели, сферы применения, виды и их характеристика, показатели, средства, методы

4. Фальсификация: понятие, виды и их характеристика, средства, способы ее обнаружения, последствия. Ответственность за производство и реализацию фальсифицированных товаров.

 

Методические указания:

Экспертиза – исследование специалистом-экспертом каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, экономики, торговли, техники.

Экспертиза товаров - исследование каких-либо вопросов или предметов (товаров), проводимое компетентным специалистом (экспертом) имеющим специальные знания и навыки на основании объективных фактов, с целью получения достоверного решения поставленной задачи, с предоставлением мотивированного заключения.

Экспертиза — самостоятельное исследование предмета экспертизы (товара), проводимое компетентным специалистом (экспертом) на основании объективных фактов с целью получения достоверного решения поставленной задачи. А именно — проверка соответствия поступившей партии условиям контракта/договора по количеству, качеству, упаковке, маркировке товара; определение уровня качества товара по потребительским свойствам и/или по уровню дефектности; выявление причин образования дефектов и/или процента снижения качества по наличию дефектов; идентификация товара и т. д. Так как качество продукции представляет собой совокупность ее потребительских свойств и при экспертизе качества оцениваются именно потребительские свойства, то возможно заменять «экспертизу качества» на «экспертизу потребительских свойств» продукции, что равнозначно.

Экспертиза осуществляется на всех стадиях жизненного цикла изделия — проектирования, изготовления, обращения и эксплуатации (потребления).

Экспертиза - это исследование каких-либо вопросов, решение которых требует специальных знаний, с представлением мотивированного заключения.

Проведение экспертизы поручается экспертам (от латинского слова expertus - опытный). Экспертами могут быть опытные специалисты, ученые, которые владеют специальными профессиональными знаниями, необходимыми для решения вопросов, связанных с идентификацией и фальсификацией товаров. Эксперты должны хорошо знать исследуемые группы товаров, иметь опыт работы по оценке их качества.

Для проведения экспертизы товаров создаются экспертные комиссии, которые, как правило, состоят из двух групп: экспертной и рабочей. Профессиональный состав и численность специалистов, входящих в эти группы, их структура и принципы организации зависят от целей и этапов экспертизы, особенностей оцениваемого товара (изделия), условий проведения экспертизы и устанавливаются нормативными документами.

Экспертиза, как специфический вид деятельности, связанной с проведением анализа и оценки качества товара, требует применения экспертных методов на основе исследований и учета результатов испытаний. Основные компоненты экспертизы: субъект, объект, критерии, методы, процедура и результат.

Объектом экспертизы являются потребительские свойства товаров, проявляющиеся при их взаимодействии с субъектом - человеком-потребителем в процессах потребления.

Критерии, используемые при анализе и оценке потребительских свойств товаров, подразделяются на общие и конкретные.

Общие критерии - это сложившиеся в обществе ценностные нормы и представления, руководствуясь которыми эксперты судят о потребительской ценности товара.

Конкретные критерии - это реальные требования к качеству товаров данного вида, зафиксированные в отечественных или зарубежных нормативно-технических документах, а также совокупность базовых значений показателей, характеризующих качество планируемой или проектируемой продукции, реально существующих изделий, выпускаемых в стране или за рубежом и т.д.

В зависимости от целей экспертизы или анализируемых показателей эксперты могут принимать один или несколько различных критериев.

При проведении экспертизы отдельных групп потребительских свойств товара в ряде случаев эксперты формулируют также ценностные шкалы в виде базовых рядов образцов. Этот специфический вид критериев, используемый, в частности, при экспертизе эстетических свойств товаров, представляет собой ряд изделий-аналогов, упорядоченных по уровню их качества и разделенных на группы.

Методы проведения экспертизы потребительских свойств товаров могут быть сгруппированы с учетом различных оснований. Для классификации методов выбрано два основания.

Первым основанием классификации служат различия, определяемые спецификой объекта экспертизы на стадиях разработки (техническое задание, проект, опытный образец) и эксплуатации (средство труда, предмет потребления).

Вторым основанием классификации методов служат различия, определяемые особенностями подхода специалистов к решению стоящих задач и набором средств, используемых для их решения. Это основание обусловливает деление общих методов на комплексные и оперативные с последующим выделением экспертных, социологических и расчетно-инструментальных методов.

Для каждой группы общих методов (комплексных и оперативных) и каждого вида экспертных методов выявляется набор частных методов При оперативном проведении экспертизы социологические исследования заменяются экспертными оценками или вообще не проводятся, а использование расчетно-инструментальных методов ограничено этапом анализа опытного образца и изделий массового производства в процессе их эксплуатации. При проведении комплексной экспертизы, наряду с использованием экспертных и расчетно-инструментальных методов, проводятся исследования процесса потребления, опросы потребителей, изучаются условия потребления и т.д.

Фальсификация – это действие, направленное на обман покупателя путем подделки объекта купли-продажи с корыстной целью.

При фальсификации обычно подвергаются подделке одна или несколько характеристик товара. В связи с этим выделяются несколько видов фальсификации: ассортиментная (видовая), качественная, стоимостная, информационная.

Для каждого вида существуют свои способы подделки товаров.

При ассортиментной фальсификации подделка осуществляется путем полной или частичной замены товаров его заменителем другого вида или наименования с сохранением сходства одного или нескольких признаков.

Заменители – значительно дешевле по сравнению с натуральным продуктом, имеет пониженные потребительские свойства, но идентичны по наиболее характерным признакам.

Качественная фальсификация – подделка с помощью пищевых и непищевых добавок для улучшения аргонолептических свойств при сохранении или утрате других потребительских свойств или замена товара высшей градации качества низшей.

Количественная фальсификация – обман потребителей за счет значительных отклонений параметров товаров (масса, объем), превышающих предельно допустимые нормы отклонений.

Причины грубых погрешностей при измерении:

- неправильные методики изменений, к которым относят: неправильная установка весов, применение измерительных приборов с определенным диапазоном и точностью измерений в случаях, когда измеряемый объект имеет параметры, находящиеся вне установленного диапазона; недостаточная освещенность шкалы измерительного прибора, неправильное расположение товара на измерительном приборе или по отношению к мере.

Стоимостная фальсификация – обман потребителя путем реализации низкокачественных товаров по ценам высококачественных или товаров меньших размерных характеристик по цене товаров больших размеров.

Информационная фальсификация – обман потребителя с помощью неточной или искаженной информации о товаре. Не точно указываются: наименование продукта, страна происхождения товара, фирма-изготовитель, количество товара, срок хранения, годности, время выработки.

Часто подделываются сопроводительные документы.

Основное назначение информации – информирование потребителей о потребительной стоимости товаров.

Информация облегчает выбор товара и тем самым оказывает влияние на формирование потребительского спроса, выступает посредником между производителем и покупателем, способствует расширению товарного рынка. Кроме основной, информация выполняет такие функции как экономическая, социальная, нравственно-воспитательная.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Цель занятия: усвоение лекционного материала и закрепление на основе практических заданий.

Содержание занятия:

1. Изучение целей и задач товарной экспертизы.

2. Изучение классификации и объектов товарной экспертизы.

3. Изучение основных категорий экспертизы.

4. Изучение организации проведения товарной экспертизы.

5. Изучение понятия идентификации.

6. Изучение целей, сферы применения и видов идентификации.

7. Рассмотрение видов, средств и последствий фальсификации.

Задания, вынесенные на занятия:

Практическое задание «Изучение общих правил проведения идентификации товаров»

Термин «идентификация» (от лат. identificare - отождеств­лять) определяется как «отождествление, установление совпаде­ния чего-либо с чем-либо». При идентификации товаров выявля­ют соответствие испытуемых товаров аналогам (базовой модели, образцу) из однородной группы, характеризующимся той же со­вокупностью технологических показателей, или описанию товара на маркировке, в товарно-сопроводительных и нормативных до­кументах и перечнях.

Идентификация является обязательной операцией прово­димой при любой оценочной деятельности, в том числе эксперт­ной оценке.

Идентификационная экспертиза является основополагаю­щей, и все действия с товаром должны начинаться только с нее. Ведь исследуемое изделие может относиться и к опасным изде­лиям, либо включенным в перечень запрещенных товаров. Кроме того, до тех пор, пока товар не идентифицирован, не возможно и правильно оценить его качество, провести экспертизу его качест­ва, сертификацию соответствия.

Идентификация товара, проводимая испытательными лабо­раториями, включает следующие этапы:

1. рассмотрение и анализ документов на товар;

2. внешний осмотр и органолептические исследования;

3. испытания (анализ) проб и образцов.

Состав и содержание рабочих этапов при идентификации товара определяет эксперт. Если для идентификации эксперту достаточно анализа документов, внешнего осмотра и органолептических исследований, то лабораторные испытания (анализы) могут не проводиться.

При внешнем осмотре и органолептических исследованиях проверяются как состояние и внешние характеристики самой продукции, так и упаковка (тара) и маркировка. Для идентификации товара заявитель должен представить следующие документы (или их копии):

- контракт (договор) на поставку товаров;

- счет-фактуру;

- товаросопроводительные документы.

Наряду с указанными документами (или их копиями) экс­перт имеет право требовать представления других документов, необходимых для проведения работ по идентификации товара.

По результатам проведенной работы оформляется эксперт­ное заключение (протокол проведения идентификации).

Цель работы: изучить порядок проведения идентификации продовольственных товаров и провести идентификационную экспертизу одного образца продукта.

Подготовка студента к занятию: усвоение теоретических вопросов по учебникам 11-61.

Средства обучения: стандарты на продукцию (товары).

Задание 1. Изучить стандарт на продовольственный товар, проанализировать и заполнить таблицу 11.

Таблица 11

Характеристика показателей качества_________

ГОСТ и наименова­ние продукта Наименование по­казателей стандарта Характеристика
     

Задание 2. Выбрать показатели качества, пригодные для целей идентификации.

Из показателей, представленных в таблице 11, выявить при­годные для целей ассортиментной (видовой) идентификации. При необходимости дополнительно ввести показатели, не представ­ленные в стандарте. Результаты оформить в виде таблицы 12.

Таблица 12

Показатели, используемые в качестве критериев идентификации

Наименование показателя Величины показателя (по разным категориям качества)
         
       

Задание 3. Провести идентификационную экспертизу од­ного образца продукта. Оформить протокол идентификации про­дукции (приложение 1).

Приложение 1 ПРОТОКОЛ ИДЕНТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ

1. Название заявителя и его реквизиты. Номер заявки.

2. Заявленное наименование продукции.

3. Сведения о продукции из удостоверения о качестве и других документов выданных контролирующими органами

4. Дата выпуска продукции

5. Срок годности продукции, указанной изготовителем

6. Сведения об упаковке. Масса. Вместимость.

7. Оценка маркировки продукции

8. НТД на заявленную продукцию

9. Оценка органолептических показателей продукции, внешнего вида заявленному наименованию, требованиям нормативных и технических документов (технологическим инструкциям, рецепту­рам)

10. Необходимость проведения дополнительных испытаний по по­казателям, подтверждающим идентификацию продукции. Пере­чень показателей. Анализ результатов испытаний.

11. ВЫВОДЫ

Представленная продукция идентифицирована (не может быть

идентифицирована) с образцом и (или) ее описанием по методам:

- по документации____________________________________

- органолептический__________________________________

- визуальный_________________________________________

- испытания

Эксперт

(уполномоченное лицо)

200 г.

Рекомендуемая литература: 2, 4, 6, 8, 12.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.