Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Улучшение поставок






 

Непрерывно повышающиеся требования рынка к качеству продукции при сохранении стоимости ее изготовления требуют от предприятий, выпускающих товарную (конечную) продукцию, широко использовать фактор кооперации с целью специализации производства элементов продукции и снижения их себестоимости [66, 81]. Вместе с этим понятие «качество поставок» («качество закупок») трактуется не одинаково предприятиями-поставщиками и предприятиями-потребителями.

С точки зрения поставщика качество закупок определяется:

- своевременной поставкой требуемого объема изделий,

- соответствием поставленных изделий техническим требованиям, стандартам, чертежам,

- возможностью поставленных изделий нормально собираться в узлы и агрегаты.

С точки зрения потребителя под качеством закупок понимаются уже другие требования:

- поставки должны быть своевременными и равномерными (ритмичными),

- закупки должны производиться по экономически целесообразным ценам (желательно у предприятий, славящихся своим качеством),

- качество закупок не должно подрывать имидж предприятия-изготовителя из-за возможных претензий покупателей к качеству товарной продукции.

Отразим еще и точку зрения покупателей продукции:

- минимальное число отказов комплектующих изделий,

- минимальный вред, наносимый окружающей среде продуктами комплектующих изделий,

- локализация закупок в рамках региона (закупать у региональных предприятий).

Все перечисленные выше показатели качества комплектующих можно условно свести в четыре группы:

- первая группа объединяет следующие традиционные качества: качество закупаемых комплектующих изделий должно удовлетворять чертежной документации, стандартам, техническим условиям и требованиям к сборке товарного изделия;

- вторая группа объединяет составляющие качества закупок, входящих в понятие «проектное качество»: соответствие потребительских свойств закупаемых комплектующих изделий ожиданиям потребителей (рынка), надежность узлов (элементов) изделий как свойство, закладываемое на стадии проектирования продукта, а также экологическую безопасность комплектующих в эксплуатации;

- третья группа включает следующие качества: экономическая эффективность и целесообразность закупок, локализация закупок, необходимость обеспечения соотношения цена-качество;

- четвертая группа включает следующие требования к поставкам: своевременность, регулярность и плановость.

Закупающие организации (предприятия), являясь потребителями комплектующих изделий, должны определять уровень их качества, отвечать перед покупателями, как за качество товарных изделий, так и за качество комплектующих, и участвовать на определенной стадии в формировании перечисленных выше качеств на предприятиях-поставщиках.

Понимание этих условий обеспечения выпуска качественной продукции не дошло еще, к сожалению, до сознания большого числа российских предприятий. Можно, вероятно, выделить четыре этапа, предшествующих пониманию необходимости нести ответственность предприятия-потребителя за качество комплектующих:

- первый этап: купить и своевременно привезти необходимое количество комплектующих, проверить их качество и ни при каких условиях не допустить простоя производства,

- второй этап: своевременно купить поприемлемой цене и привезти нужное количество комплектующих изделий, проверить их качество и не допустить простоя производства,

- третий этап: своевременно купить по приемлемой цене и привезти нужное количество изделий, качество которых удовлетворят ожидания потребителя,

- четвертый этап: купить по приемлемой цене необходимое количество комплектующих изделий требуемого качества и своевременно их привести.

Каждый из этапов требует времени для проведения серьезных мероприятий, связанных как с организацией закупок, так и обеспечением их качества. Поэтому «перепрыгнуть» через этап практически невозможно.

Рассмотрим покупки как бизнес-процесс, состоящий из четырех основных процессов, каждый из которых обеспечивает формирование одной из вышеперечисленных групп показателей качества:

- анализ и обеспечение качества проекта в аспекте комплектующих изделий,

- обеспечение экономической эффективности поставок,

- обеспечение качества комплектующих изделий,

- обеспечение своевременности поставок.

Очевидно, что для нормальной работы любого предприятия жизненно важно, чтобы осуществлялась своевременная поставка комплектующих изделий, обеспечивающих ожидания потребителя. Однако, столь же очевидно, что для долгосрочной, успешной деятельности производства необходимо обеспечить эффективное функционирование базисных элементов процесса закупок, требования к которым формируются при разработке стратегии предприятия.

Рассмотрим подробнее каждый из процессов, составляющих компоненты закупок.

Анализ и обеспечение эффективности закупок. Особого внимания требует реализация первого процесса, так как, с одной стороны, он определяет конструктивное, т. е. базисное, качество комплектующих, а с другой стороны, является наименее проработанным для традиционной деятельности службы закупок.

Этапы реализации этого процесса аналогичны этапам процесса создания нового изделия: 1) анализ пожеланий клиентов (потребителей) и формирование технического задания на разработку комплектующих, 2) поиск и оценка технологических и экономических возможностей потенциальных поставщиков, 3) подготовка производства у поставщиков, 4) испытание и утверждение образца к поставке. Рассматривая названные выше этапы реализации процесса, можно отметить, что на первом этапе устанавливаются цели дальнейшей работы, на втором – определяются объекты приложения усилий, на третьем – создаются средства реализации целей, на четвертом – происходит верификация процесса (достигнуты или нет поставленные цели).

Нас больше интересует этап поиска и оценки поставщиков. Из мировой практики поставок известно, что наилучшим вариантом является выбор постоянного (чаще всего одного) поставщика, обеспечивающего качественные и своевременные поставки комплектующего изделия. Однако именно это является главной проблемой многих российских предприятий, особенно производящих автомобильные компоненты. Российская практика показывает, что одним из путей повышения качества поставок является подбор альтернативных поставщиков, что обеспечивает конкурентную борьбу и мотивирует каждого из поставщиков работать лучше.

Новым инструментом в практике выбора поставщика стал технологический аудит. В его основе лежит самооценка поставщиком своих возможностей по системе показателей качества, предложенных потребителем продукции. Алгоритм проведения технологического аудита:

- самооценка по вопроснику,

- экспертиза самооценки бригадой специалистов предприятия-потребителя,

- верификация результатов самооценки,

- изменение оценки поставщика (в лучшую или худшую сторону),

- возможное изменение объема заказов.

В качестве еще одного инструмента повышения эффективности взаимодействия с поставщиком отметим ориентированность на сотрудничество с «цивилизованными» поставщиками, способными самостоятельно освоить выпуск качественных комплектующих, что значительно уменьшает длительность отработки нового товарного изделия.

Обеспечение экономической эффективности поставок. Основная задача на этом этапе – выбор (из определенного ранее списка) поставщиков и заключение с ними экономически целесообразного договора поставок на текущий период (или на перспективу). При этом выборе необходимо выдержать оптимальное сочетание соотношения «цена – качество». С целью повышения эффективности этого этапа применяются (например, на ОАО «ВАЗ») следующие инструменты управления поставками:

- переход на систему прямого заказа от производственных подразделений предприятия-потребителя,

- доработка системы оценки поставщиков с целью включения в нее финансовых показателей,

- оптимизация запасов путем создания консигнационных складов и поставок комплектующих «точно во время» (in time),

- отказ от входного контроля (для предыдущего пункта) при оптимизации методов его организации,

- оптимизация цепочек поставок и отказ, где это целесообразно, от посредников,

- анализ структуры себестоимости продукции поставщика,

- заключение долгосрочных контрактов.

Для анализа эффективности результатов реализации рассматриваемого этапа используются косвенные показатели:

- рост объемов поставок с консигнационных складов,

- появление поставщиков, работающих в в режиме поставок «точно во время»,

- уменьшение числа посредников, поставляющих продукцию, и оптимизация цепочки поставок.

Обеспечение качества и своевременности поставок. Объединяем третий и четвертый процессы в один, так как они протекают одновременно и тесно взаимосвязаны. Их цель – наиболее полно удовлетворить ожидания производств-потребителей путем своевременной поставки продукции, соответствующей установленным требованиям по качеству. Каждый из этих процессов состоит из нескольких взаимосвязанных этапов: формирование целей процесса; определение средств и инструментов для реализации целей; реализация целей; оценка эффективности; улучшение процесса.

Для достижения поставленных целей процесса используются следующие инструменты:

- график поставок металла с привязкой к циклам работы потребляющих производств,

- система оценки дефицита поставок, система поощрения персонала за работу без дефицита,

- процесс мониторинга размера кредиторской задолженности,

- автоматизация сбора и обработки данных значимости отклонений,

- создание базы знаний для оценки значимости отклонений,

- ужесточение требований по качеству,

- внедрение систем идентификации и прослеживаемости как способа эффективного управления процессами,

- аудиты (систем качества, технологические, экономические) поставщиков.

Основной результат процесса – удовлетворение потребителя. В качестве вспомогательных (дополнительных) результатов: оперативность принятия корректирующих мер и их эффективность; удовлетворенность поставщиков работой с потребителем; совершенствование системы качества «поставщик-потребитель».

Описанные инструменты и методы не исчерпывают весь объем работ, которые должны выполнять службы поставок. Но они достаточно убедительно иллюстрируют комплексный подход к деятельности по улучшению качества закупок, основанный на процессном подходе к управлению закупками.

Опыт работы ОАО «АвтоВАЗ» по качеству покупок. На сегодняшний день следует отметить, как одну из наиболее передовых, систему закупок Волжского автомобильного завода, которая может быть ярким примером для большинства российских предприятий, выпускающих товарную продукцию. В связи с этим целесообразно подробнее остановиться на политике закупок комплектующих изделий ОАО «АвтоВАЗ» и «озвучить» его девиз: «Своевременно купить по разумной цене и привезти нужное количество изделий, качество и функциональные свойства которых удовлетворяют ожиданиям потребителя» [14].

Работе по улучшению качества поставок на автозаводе уделяется особое внимание, она развивается в двух направлениях: анализ системы качества ОАО «ВАЗ» и анализ деятельности поставщиков [82].

Первое направление – анализ системы качества – осуществляется с целью повышения эффективности служб предприятия в области качества поставок:

- улучшение структуры системы качества поставок,

- оптимизация состава процессов подразделения,

- улучшение процессов.

В рамках первого направления в структурах Дирекции по закупкам и Дирекции по техническому развитию автозавода были организованы службы управления качеством. Это позволило оптимизировать внутренние процессы системы качества. Подразделения обеих дирекций стали действительными участниками процесса формирования оценки поставщиков, разработки и реализации корректирующих мер, а также аудиторских проверок поставщиков на плановой основе.

В результате круг заинтересованных и профессионально подготовленных людей, которые занимаются качеством поставок, был расширен, что позволило прогнозировать повышение эффективности работы. Заводом принимаются меры по повышению оперативности реализации корректирующих действий с использованием электронных средств коммуникации.

Второе направление – анализ деятельности поставщиков – включает в себя следующие мероприятия:

- одобрение продукции и производства потенциальных поставщиков,

- оценка дефектов автомобильных компонентов и их последствий,

- оценка уровня качества поставок,

- оценка уровня технологии поставщиков.

Сложности второго направления связаны с отсутствием в стандартах ИСО серии 9000 требований по обязательной проверке и оценке подготовленности поставщика к производству комплектующих. В то же время эти требования прописаны в стандарте QS – 9000 (качество в автомобилестроении). Требования к системе качества по этому стандарту обязывают поставщика при выполнении каждого нового требования от предприятия-потребителя выйти на совершенно иной уровень осознания необходимости совершенствования своих процессов. Одновременно резко возрастает объем информации о качестве производства комплектующих изделий.

Новым документам в рамках анализа деятельности поставщика является введение оценки дефектов его автомобильных компонентов и их последствия. При разработке методики оценки дефектов использованы принципы FMEA (анализа видов и последствий отказов). На базе этой методики появилась возможность определить рейтинг комплектующих изделий по их влиянию на качество автомобиля в эксплуатации и обоснованно направлять ресурсы на устранение тех дефектов, которые приносят наибольшие убытки.

Создание на заводе банка данных по качеству поставок (ежедневно объем информации возрастает на 20 тыс. регистраций) и его систематический анализ показал, что зачастую плохие результаты по качеству связаны с большой номенклатурой поставок от одного поставщика. В связи с этим завод перешел на оценку поставщика по относительным, а не абсолютным, показателям качества. Методика оценки качества поставщиков была разослана самим поставщикам и на основании их замечаний скорректирована.

Следующим нововведением является методика оценки уровня технологии поставщика. Специалисты «АвтоВАЗ» считают, что технология является одним из самых важных факторов, определяющих уровень качества поставок. Планируется проведение периодического аудита технологии поставщиков, что позволит осуществить мониторинг уровня технологии и обоснованно сделать выводы о целесообразности расширения сотрудничества с данными поставщиками.

Интегральная оценка технологического уровня поставщика рассчитывается на основании структурированной системы оценок, содержащей несколько уровней:

- оценка ресурсных показателей поставщика, обеспечивающая технологический уровень,

- оценка технологической системы поставщика,

- совокупная оценка технологических процессов производства продукции.

Оценка ресурсных показателей рассчитывается на основе оценок комплексных показателей конструкторского ресурса, кадрового ресурса и общих технико-экономических показателей (до 20 элементарных ресурсных показателей).

Оценка технологической системы поставщика рассчитывается на основе оценок десяти комплексов показателей, характеризующих возможности технологической службы, системы по технологическому оборудованию, технологической оснастке, инструменту и др. (до 48 элементарных показателей технологической системы).

Совокупная оценка технологического процесса производства рассчитывается на основе оценок комплекса показателей: эффективность процесса, технико-экономические показатели, используемое оборудование, инструмент, квалификация персонала и др. (до 40 элементарных показателей техпроцесса).

Одновременно разработана экспертная система по информационной поддержке технологического аудита, которая апробирована на 15 заводах-поставщиках и показала достаточную точность и оперативность получения оценок.

Можно отметить, что целенаправленное и постоянное развитие методов и средств управления качеством поставок в ОАО «АвтоВАЗ», осуществляемое на основе требований стандарта ИСО серии 9000: 2000, способствовало быстрому росту числа поставщиков, получивших сертификаты на систему качества, и привело к снижению числа «ненадежных» поставщиков (при непрерывном росте доли «отличных» и «надежных» поставщиков).

На основании своих разработок и опыта их реализации руководство автозавода планирует разработку проекта государственного стандарта по качеству закупок. На наш взгляд, государственный стандарт скорее стеснит возможности роста качества конечной продукции, учитывая невозможность учета в государственном стандарте всей специфики выпускаемой продукции, как поставщиками, так и потребителями.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.