Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТРМ – эффективность оборудования






Одной из острейших проблем российских предприятий является использование устаревшего морально и изношенного физически промышленного оборудования. Во многих случаях именно оно является причиной аварий, травм и техногенных катастроф. Такое оборудование служит источником низкой производительности труда и не позволяет сохранять точность и стабильность технологических систем. Ремонт и обслуживание изношенного оборудования требует больших затрат. Все эти факторы приводят к высокой себестоимости продукции и не способствуют ее конкурентоспособности.

Можно выделить три аспекта проблемы управления оборудованием, на которые пока еще недостаточно обращают внимание специалисты российских предприятий: на что заменить оборудование, как его заменить, каким образом замененное оборудование обслуживать и эксплуатировать [57, 58].

Что касается замены оборудования, то его можно купить у отечественных производителей, купить за рубежом, изготовить самим. Последний вариант для большинства предприятий отпадает, так как это требует создания соответствующего производства, связанного с большими капитальными затратами и не гарантирующего требуемого качества изготовления. Покупка у отечественных производителей, потерявших за время реформ время и квалифицированный персонал, оборудования, не уступающего по своим техническим характеристикам зарубежным, вряд ли возможна. Об этом свидетельствуют и статистические данные: импорт продукции станкостроения за 2001 год вырос больше чем в 6 раз, в то время как внутреннее производство сократилось на 7%. Остается один путь: покупка за рубежом, что и имеет место на практике.

При покупке импортного оборудования следует знать, что чем выше стоимость оборудования, тем оно долговечнее. В России стоимость оборудования определяется только затратами предприятия-изготовителя. Покупая дешевый зарубежный станок, нужно хорошо подсчитать, выгодно ли это предприятию.

Наибольшего внимания заслуживает третий аспект: как устанавливать, запускать, обслуживать и эксплуатировать замененное оборудование. Современное, как правило, высокотехнологичное оборудование требует не только соответствующего уровня знаний персонала, но и новой системы взаимоотношениями между работниками, связанными с этим оборудованием. Выстраивание системы отношений – сложная, требующая длительного времени задача. Решение этой задачи может быть облегчено и ускоренно благодаря использованию мирового опыта эффективного управления оборудованием.

Наиболее полное выражение этот опыт на сегодняшний день нашел в модели ТРМ (Total Productive Maintenance). Этот термин по смыслу можно перевести, как «обслуживание оборудования, позволяющее обеспечить его наивысшую эффективность на протяжении всего жизненного цикла с участием всего персонала» [79].

Модель ТРМ родилась в 60-е годы в Японии. До этого в японских компаниях широко применялась американская система профилактики оборудования, практикующая четкое разделение труда между операторами, использующими оборудование, и специалистами, осуществляющими его техническое обслуживание.

В процессе системной реализации сложившейся в Японии системы управления качеством японские специалисты не могли обойти вниманием такой существенный фактор обеспечения качества, как оборудование. Первой из компаний этой проблемой стала заниматься корпорация «Тойота».

При проведении мероприятий по автоматизации производства в компании возникла проблема эффективного использования сложного оборудования. Решение нашли с помощью двух идей. Во-первых, операторам, которые работали с оборудованием, были вменены функции его текущего обслуживания. Во-вторых, с участием кружков качества была создана система поддержания в нормальном состоянии всего оборудования компании всем ее персоналом.

Японский институт промышленного обслуживания трактует понятие ТРМ таким образом: «ТРМ – это стратегия менеджмента, основанная на здравом смысле, использующая качественную эволюцию работников и рабочих мест для достижения положительного результата. Цель ТРМ – максимизация эффективности производственной системы за счет построения мощной, основанной на базовом (начиная с рабочих мест) уровне производства системы предотвращения любых потерь с учетом всего жизненного цикла оборудования».

Позднее система ТРМ охватила не только производственные, но и конструкторские, коммерческие, управленческие и другие подразделения, то есть стала общефирменной. В настоящее время сложилось следующее назначение и содержание системы ТРМ:

1. Целью ТРМ является создание предприятия, которое постоянно стремится к предельному и комплексному повышению эффективности производства.

2. Средством достижения цели служит создание механизма, который охватывая непосредственно рабочие места, ориентирован на предотвращение всех видов потерь (несчастных случаев, поломок, брака) на протяжении всего жизненного цикла производственной системы.

3. Для достижения цели задействуются все подразделения компании, но, прежде всего, производственные.

4. В достижении цели участвует весь персонал – от высшего руководителя до работника «первого звена».

5. Стремление к достижению «нуля потерь» реализуется в рамках деятельности иерархически связанных групп, в которые объединены все работники.

С 1991 года система ТРМ начала применяться на ведущих компаниях многих стран мира. На этом фоне, несмотря на острые проблемы с эксплуатацией оборудования, заметно отставание российских предприятий, на подавляющем большинстве которых не только не применяется эта система, но о ней не знают и специалисты предприятия.

Качественное улучшение состояния предприятия достигается при ТРМ за счет согласованного изменения двух факторов:

- развитие профессиональных навыков (операторы должны уметь самостоятельно производить ежедневное обслуживание оборудования, механики – непрерывно поддерживать работоспособность высокотехнологического оборудования),

- усовершенствование существующего оборудования (повышение эффективности использования оборудования за счет его непрерывного улучшения и проектирование нового оборудования с учетом полного жизненного цикла).

В табл. 3.5 приведены усредненные данные по характеристикам оборудования ряда японских компаний (лауреатов премии ТРМ), достигнутых ими в результате реализации системы ТРМ.

Таблица 3.5

Усредненные результаты ТРМ

 

Параметр Результат Эффект
Производительность труда по добавленной стоимости Увеличение в 1, 5 – 2 раза Повышение производительности
Число случайных поломок и аварий Сокращение в 10-250 раз Снижение отказов
Загруженность оборудования Увеличение в 1, 5 – 2 раза Повышение долговечности
Число случаев брака Снижение в 10 раз Снижение брака
Число рекламаций от потребителей Уменьшение в 4 раза Снижение брака
Себестоимость продукции Снижение на 30% Снижение затрат
Запасы готовой продукции и незавершенка Снижение на 50% Снижение затрат
Случаи нарушения сроков поставок Нуль Снижение затрат
Производственный травматизм Нуль Повышение безопасности  
Загрязнение окружающей среды Нуль
Окончание табл. 3.5
Улучшение экологии

Число рационализаторских предложений Увеличение в 5-10 раз Новые идеи

 

ТРМ предполагает повышение эффективности производственной системы за счет ликвидации всех потерь, препятствующих повышению эффективности, как работы человека, так и использования оборудования, энергии, сырья и инструментов. Обычно для предприятий обрабатывающей промышленности выделяют 16 видов таких потерь:

- административные (управленческие),

- операционные,

- организационные,

- потери при перемещении деталей,

- потери при измерениях и наладке,

- потери энергии,

- потери сырья,

- потери вспомогательных материалов и от дефектов инструмента,

- потери от неплановых остановок,

- потери из-за поломок,

- потери при переналадке,

- потери при замене режущего инструмента,

- потери при запуске,

- потери от приостановок и холостого хода,

- потери из-за снижения скорости,

- потери вследствие брака и переделок.

Согласно концепции ТРМ, главное препятствие эффективному использованию оборудования составляют два вида поломок: вызывающие останов оборудования и приводящие к отклонению от нормального хода работы, влекущие за собой брак или другие потери.

Поломка – «это видимая часть айсберга», причины которой кроются в невидимой части, состоящей из совокупности скрытых дефектов, таких как: пыль, грязь, налипание на рабочие поверхности частиц материала, износ, люфт, коррозия, деформация, трещины, вибрации и т. д. Скрытые дефекты накапливаются, взаимно усиливая друг друга, критическая их масса приводит к поломке.

Поломкам оборудования часто не уделяется должного внимания. И этому есть ряд объяснений. Первое кроется в человеческой психологии. Скрытые дефекты не воспринимаются глазом, на них работники не обращают внимания, а потому и не связывают с причинами поломок. Второе объяснение связано с самим оборудованием и установленным порядком его эксплуатации. Оборудование нередко бывает спроектировано так, что скрытые дефекты либо невозможно обнаружить, поскольку все закрыто крышками и кожухами, либо сложно – из-за затрудненного доступа к чистке и смазке соответствующих поверхностей.

Появление скрытых дефектов означает ухудшение состояния оборудования, поэтому в ТРМ разработана система выявления скрытых дефектов и приведения оборудования в нормальное состояние.

В последние годы в ТРМ внедряется новая система учета параметров деятельности – вместо отрицательных параметров (потери, остановки, брак), характеризующих производство, используются положительные характеристики по успехам и исправлению недостатков.

«Нуль дефектов» достигается в ТРМ за счет поэтапного и непрерывного осуществления пяти групп мероприятий:

- создание базовых условий для нормальной работы оборудования,

- соблюдение условий эксплуатации оборудования,

- восстановление естественного износа,

- устранение конструктивных (обусловленных проектом) недостатков оборудования,

- повышение мастерства операторов, ремонтников, механиков, инженеров-проектировщиков.

Следует напомнить, что в реализации этих мероприятий участвуют абсолютно все подразделения предприятия.

Центральное понятие ТРМ – стоимость на протяжении всего жизненного цикла – Life Cycle Cost (LCC) – включает в себя стоимость самого оборудования и расходы на его эксплуатацию за весь срок службы. Выбор оборудования и методов его эксплуатации осуществляется с тем расчетом, чтобы минимизировать LCC.

Многих владельцев предприятий интересует вопрос стоимости внедрения ТРМ. Автор работы [49] на основании своего опыта считает, что если за первый год будет охвачено ТРМ 10% оборудования предприятия (и 20% за второй год), то в течение первых двух лет на 10-20% возрастут расходы на обучение и примерно на 15% увеличатся затраты на обслуживание оборудования. Подобные инвестиции можно сократить, если ТРМ будет применено только на паре единиц оборудования.

Несмотря на то, что в основе системы ТРМ лежат простые идеи, ее освоение требует немалых усилий и времени – от 3 до 10 лет, поскольку предполагает коренное изменение как мировоззрения и психологии отдельного работника, так и всей совокупности отношений между сотрудниками. Как показывает опыт предприятий, внедривших эту систему, результаты именно такого рода перемен и составляют сегодня одно из главных преимуществ в конкуренции на мировом рынке.

Система ТРМ продолжает завоевывать позиции во всем мире, фактически превращаясь в международный стандарт.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.