Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы товарной экспертизы: классификация, преимущества и недостатки различных методов.






Метод товарной экспертизы – способ достижения конечных результатов экспертной оценки товаров.

Классификация:

1.объективные

2.эвристические

Объективные:

-измерительные

-регистрационные

Эвристические:

-органолептические (визуальный, осязательный, обонятельный, вкусовой аудиометод)

-экспертные (группового опросов экспертов, экспертной оценки показателей, математико-статистические)

-социологические.

Объективные методы- методы, основанные на определении характеристик товаров путем измерений или регистрации каких-либо несоответствий, отказов, отклонений от установленных требований. Общим для объективных методов является выражение результатов или подсчетов в принятых единицах измерения или в процентах.

Эвристические методы – методы, основанные на совокупности логических приемов и методических правил теоретических исследований для достижения конечных результатов.Общим для всех эвристических методов является субъективный подход к оценкам, построение гипотез, догадок, основанных на предположении отдельных лиц.Методы каждой подгруппы не заменяют, а дополняюти друг друга.Различия между подгруппами эвристических методов заключаются в назначении и используемых средствах или приемах.

Измерительные методы - методы определения действительных значений показателей качества с помощью технических устройств.Предназанчены для определения физико-химических и или микробиологических показателей.

Достоинтсво измерительных методов – объективность оценки, выражение результатов в общепринятых единицах измерения, сопоставимость и вопроизводимость результатов.

Недостатки-высокие затраты на проведение испытаний, для которых требуются оборудованные испытательные лаборатории, лабораторное и вспомогательное оборудование, порой очень дорогостоящее, а также высококвалифицированнй персонал.

Регистрационный метод основан на наблюдениях и подсчетах числа объектов, выбранных по определенному признаку.В качестве классификационного метода могут быть выбраныконкретные виды дефектов или градации товаров, а также их наименования, виды, подгруппы и группы.Регистрационный метод один из наиболее распространенных методов экспертной оценки при приемке и хранении товаров.При оценке качества услуг розничной торговли эксперты могут использовать этот метод для проверки качества торгового обслуживания путём регистрации количества жалоб от покупателей, количество обслуживаемых покупателей за опр.отрезок времени и т.п.Недостатком является то, что регистрационные методы, как самостоятельные имеют ограниченное применение при отдельных операциях экспертизы.

Органолептические методы – методы определения значений показателей качества с помощью органов чувств.Для них характерны сложные физиолого – психологические основы, что предопределяет субъективизм этих методов. Для снижения субъективизма и повышения достоверности результатов необходимо знать и учитывать эти основы, а также достоинства и недостатки этих методов.

К достоинствам относится быстрота и доступность определения значений показателей качества, а также отсутствие дорогостоящего оборудования при измерениях.К недостаткам относят субъективизм оценки, относительное выражение её результатов безразмерных величинах.

В органолептической оценке учавствуют все пять органов чувств человека. В зависимости от используемых органов чувств и опрделяемых показателей.

Обонятельный метод применяется при оценке запаха всех пищевых продуктов, а также отдельных групп непродовольственных товаров (например, парфюмерно-косметических, стиральных порошков, других моющих средств и т. п.)Осязательный метод — метод, основанный на восприятии консистенции или состояния поверхности с помощью тактильных ощущений. Вкусовой метод — общий и обязательный метод для оценки всех пищевых продуктов; для непродовольственных товаров неприменим. При оценке качества пищевых продуктов вкусовой метод почти всегда применяется в сочетании с обонятельным. Аудиометод (акустический) имеет наибольшее значение дляоценки отдельных групп непродовольственных и реже применяется для продовольственных. Особенно важен этот метод для таких групп товаров, как музыкальные инструменты, аудио- и видеотехника, посуда.

Экспертные методы — методы оценки, проводимые группой экспертов в условиях неопределенности или риска. Предназначены для экспертной оценки товаров в случаях, когда другие, ранее перечисленные методы неприменимы или неэкономичны.

Экспертные методы основаны на принятии эвристических решений, базой для которых служат знания и опыт, накопленные экспертами в конкретной области в прошлом. Этим эвристические методы отличаются от расчетных методов, основанных на решении формализованных задач.

Достоинством этих методов является то, что они позволяют принимать решения, когда более объективные методы неприемлемы. К другим достоинствам относится их воспроизводимость. Сфера применения этих методов — не только оценка качества товаров (потребительских и промышленного назначения), но и исследование операций технологического цикла, принятие управляющих решений, прогнозирование.

К недостаткам экспертных методов относятся субъективизм, ограниченность применения, высокие затраты на их проведение.

Классификация экспертных методов. Экспертные методы подразделяются на три подгруппы: 1) методы группового опроса экспертов; 2) математико-статистические методы обработки экспертных оценок 3) методы экспертной оценки показателей качества.

Методы группового опроса — методы, основанные на проведении опроса группы экспертов с последующим анализом и обработкой полученной от них информации.

Математико-статистические методы обработки экспертных оценок — методы, предназначенные для повышения достоверности результатов оценки качества товаров экспертами.

Методы экспертной оценки показателей качества товаров — это методы определения действительных значений единичных и комплексных показателей качества. Предназначены для определения значений показателей качества расчетным или эвристическим путем в случаях, когда применение измерительных методов невозможно или неэкономично из-за чрезмерных расходов на их применение или длительного времени испытаний. Например, при определении вкуса и запаха пищевых продуктов используются только органолептические методы. Измерительные методы не дают точной и надежной оценки, несмотря на повышенные затраты.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.