Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упаковка товаров: назначение, основные элементы, классификация, предъявляемые требования






 

Упаковка — средство или комплекс средств, обеспечиваю­щих защиту товара от повреждений и потерь, а окружающую среду — от загрязнения.

Основное назначение упаковки — защита упакованных то­варов от неблагоприятных внешних условий, а также предупре­ждение попадания частиц товаров или отдельных экземпляров в окружающую среду, что уменьшает количественные потери самих товаров, а также загрязнение окружающей среды.

Вспомогательная функция упаковки — носитель маркиров­ки или красочного оформления товара; в этом качестве она способствует созданию потребительских предпочтений и пред­ставляет наибольший интерес для маркетологов.

Элементами упаковки являются тара, упаковочные и/или перевязочные материалы.

Тара — основной элемент упаковки, представляющий собой изделие для размещения товара.

Упаковочные материалы — дополнительный элемент упаков­ки, предназначенный для защиты товаров от механических воз­действий.

Перевязочные материалы — дополнительный элемент упа­ковки, предназначенный для повышения прочности тары.

Классификация упаковки. Упаковку классифицируют по не­скольким признакам: месту упаковывания, назначению, приме­няемым материалам, форме, грузоподъемности и габаритам, кратности использования.

По месту упаковывания различают упаковку произ­водственную, осуществляемую производителем, и торговую, проводимую продавцом.

По назначению упаковку подразделяют на потреби­тельскую и транспортную.

Потребительская упаковка предназначена для сравнительно небольших расфасовок и сохранения товара у потребителя. Для жидких продовольственных и непродовольственных то­варов применение потребительской упаковки (бутылки, банки, коробки, тетрапаки, стаканы и т. п.) является обязательным ус­ловием при розничной продаже.

К потребительской таре относятся: 1) коробки разных размеров, корзинки, лотки, тубы, мешки, пакеты из картона, бумаги, фольги, полимерных и комбиниро­ванных материалов; 2) стеклянные и металлические банки, бутыли, тетрапаки и перпаки, стаканы из комбинированных и полимерных материа­лов;

3) упаковочные материалы — бумага, фольга, пергамент, картон, в том числе прокладки из гофрирован­ного картона, полимерные материалы.

Транспортную упаковку используют для перевозки товаров и оптовой или мелкооптовой продажи.

К транспортной упаковке относятся: * грузовые цистерны (железнодорожные, автомобильные), бочки, бидоны, предназначенные для жидких товаров; * контейнеры, ящики, лотки, корзины, коробки, предназна­ченные для перевозки товаров с относительно невысокой меха­нической устойчивостью в расфасованном виде или насыпью; * мешки тканевые, полимерные, из крафг-бумаги, предна­значенные для сыпучих товаров

В зависимости от применяемых материалов, их ме­ханической устойчивости и прочности, которые обусловливают степень сохраняемости товаров, упаковку подразделяют на сле­д. группы и виды:

жесткая упаковка: * металлическая (банки, тубы, контейнеры, цистерны); * стеклянная (банки, бутылки, баллоны);

*деревянная (ящики, контейнеры, лотки, корзины, боч­ки); * полимерная — ящики, бочки;

полужесткая упаковка: * картонная (коробки); * комбинированная (тетрапаки);

мягкая упаковка: * полимерная (мешки, пакеты); * бумажная (мешки, пакеты, оберточная и иная бумага); *тканевая (мешки, перевязочные материалы (шпагат, ве­ревки, ленты и т. п.).

По форме упаковки делят на цистерны, бочки, кадушки, банки, бутылки, контейнеры, ящики (полуящики и лотки), корзины, коробки и т. п.

По грузоподъемности выделяют большегрузную тару; по габаритам различают тару крупно-, средне- и малогаба­ритную', по кратности использования — одноразовую и многократного использования.

Поскольку прямой зависимости между указанными призна­ками и сохраняемостью товаров нет, мы не останавливаемся подробно на этих видах упаковок.

Требования к упаковке. К упаковке предъявляют следующие основополагающие требования: безопасность; экологические свойства; надежность; совместимость; взаимозаменяемость; эко­номическая эффективность.

Безопасность упаковки означает, что содержащиеся в ней вредные для организма вещества не могут перейти в товар, не­посредственно соприкасающийся с упаковкой. Безопасность упаковки обеспечивается путем нанесения на нее защитных покрытий (пищевой лак, полуда для металлической тары) или ограничением сроков хранения изделий (полиэтиленовая или полихлорвиниловая упаковки). Обеспечение безопасности упаковки достигается подбором та­ких ее видов, которые совместимы с упакованным товаром и разрешены Минсоцздравом России (например, металлическая тара применяется для продуктов только с защитным покрыти­ем). Для красочного оформления, которое наносят на упаковку, должны применяться красители, разрешенные для этих целей органами Минсоцздрава России.

Наиболее безопасна стеклянная и тканевая тара, наиме­нее — металлическая и полимерная.

Экологические свойства упаковки — способность упаковки при использовании и утилизации не наносить существенного вреда окружающей среде.

Абсолютно безопасных для окружающей среды видов упа­ковки нет, так как при утилизации разных видов упаковки в окружающую среду выделяются разнообразные вещества, отли­чающиеся различной степенью воздействия на нее.

Из указанных выше видов упаковки самыми низкими эко­логическими свойствами отличается полимерная тара, при сго­рании которой в окружающую среду выделяются такие вредные вещества, как диоксины, стирол, хлор и др.

Стеклянную и металлическую тару собирают, рассортировы­вают и направляют на специализированные предприятия, где она утилизируется путем переплавки.

Если упаковка не отправлена на специализированные пред­приятия, а просто выброшена, она долгие годы может загряз­нять окружающую среду (почву, воду). Многие виды упаков­ки (стеклянная) практически не разрушаются самопроизволь­но или разрушаются очень длительно (например, полиэтиле­новая упаковка — более 100 лет). Другие виды упаковки (металлическая) разрушаются в течение нескольких лет (до 10—20 лет). Наиболее быстро разрушается бумажная и ткане­вая упаковка.

Проблема утилизации упаковки наиболее безопасными ме­тодами актуальна во всем мире. Предпочтительным является повторное ее использование.

Экологические свойства упаковки повышаются, если она используется многократно (возвратная тара) или подвергается вторичной переработке (например, бумагу и древесину перера­батывают в картон).

Надежность упаковки — способность упаковки сохранять механические свойства и/или герметичность в течение длитель­ного времени.

Благодаря этому свойству упаковка обеспечивает надлежа­щую сохраняемость товаров, причем способность разных видов упаковок сохранять упакованные товары неодинакова, о чем уже было сказано ранее.

Кроме того, упаковка многократного использования сама должна обладать хорошей сохраняемостью как с товаром, так и без него. Срок сохраняемости одноразовой упаковки может не превышать значительно сроки годности товаров.

Совместимость упаковки — способность не изменять потре­бительские свойства упакованных товаров.

Для этого упаковка должна бьггь чистой, сухой, без призна­ков плесени и посторонних запахов. Она не должна поглощать отдельные компоненты товара (вода, жиры и т. п.).

Как отмечалось, запрещается применять упаковку, несо­вместимую с товаром. Например, нельзя использовать оберточ­ную бумагу и полиэтиленовую пленку для жиросодержащих продуктов, так как жир впитывается в упаковку. Деревянные ящики для пищевых продуктов нельзя изготавливать из древе­сины хвойных пород, поскольку продукты в этом случае приоб­ретут несвойственный им хвойный запах.

Взаимозаменяемость — способность упаковок одного вида заменить упаковки другого вида при использовании по одному

функциональному назначению. Например, герметичные метал­лические банки могут быть заменены стеклянными банками с металлическими крышками, ящики — контейнерами или кар­тонными коробками.

Эстетические свойства также очень важны для упаковки и в первую очередь для потребительской тары. Эстетичность упа­ковки достигается путем применения привлекательных мате­риалов (фольга, целлофан, полиэтилен, керамика и т. п.), а так­же красочного оформления (цветовая гамма и рисунки).

Особенно это важно для подарочных товаров, в том числе продовольственных, для которых целенаправленно разрабаты­вается дизайн. Примером такой упаковки могут служить бутыл­ки для алкогольных напитков (фигурные из стекла, фарфоро­вые «под Гжель» и т. п.).

Указанные требования предопределяют выбор упаковки в зависимости от ее назначения. Наиболее важными критериями выбора служат безопасность, надежность и совместимость, а также экономическая эффективность упаковки и сроки хране­ния упакованных товаров.

Экономическая эффективность упаковки определяется ее стоимостью, а также ценой эксплуатации и ценой утилиза­ции.

Стоимость упаковки зависит от применяемых материалов, а также от технологичности производства. Например, бумага де­шевле стекла и металла, зато последние легко подвергаются плавлению, формовке или штамповке.

Одноразовая упаковка дешевле, но требует больше затрат на утилизацию. Многооборотная тара отличается пониженными затратами, если она используется более 3—5 раз, не требуя ре­монта.

Экономическая эффективность упаковок разных видов не­одинакова и неразрывно связана с особенностями товаров, ко­торые в нее должны быть упакованы. Невозможно выделить один вид упаковки, отличающейся высокой эффективностью для разных товаров.

Итак, важнейшая функция упаковки — сохранение товаров при неблагоприятных внешних воздействиях за счет собствен­ной сохраняемости, безопасности для упакованных товаров, а также совместимости упаковки и товаров. В этом заключается функциональное назначение упаковки.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.