Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Номенклатура потребительских свойств и показателей качества товаров, значимость отдельных показателей. Виды безопасности товаров.






Потребительские свойства — совокупность свойств, удовле­творяющих потребности или ожидания индивидуальных потре­бителей. Примером таких свойств могут служить пищевая цен­ность продуктов питания, эстетические свойства продовольст­венных и непродовольственных товаров. Потребительские свойства характерны для готовой продукции и товаров, реали­зуемых в розничной торговле.

Показатель качества — количественное и качественное вы­ражение свойств продукции (или товара). Показатели качества являются физическими и/или нефизическими величинами. Каждый показатель имеет наименование и значение. Наименование показателя служит качественной характери­стикой товара (например, массовая доля сахара в соке). Значение показателя является результатом количественного и качественного измерения (размера и размерности), напри­мер, 12% сахара в соке. Значение показателя применяется для установления соответствия или несоответствия товара опреде­ленным требованиям или для констатации результатов измере­ний.

Номенклатура потребительских свойств и показателей — сово­купность свойств и показателей, обусловливающих удовлетво­рение реальных или предполагаемых потребностей. По сути эта номенклатура и определяет качественные характеристики по­требительских товаров.

В пределах номенклатуры потребительские свойства и пока­затели подразделяются на группы и подгруппы в зависимости от их особенностей и удовлетворяемых потребностей. Рассмотрим подробнее каждую из указанных групп и под­групп.

Назначение — способность товаров удовлетворять физиоло­гические и социальные потребности, а также потребности в их систематизации.

Назначение относится к одному из определяющих свойств качества товаров. Если товар не удовлетворяет потребителя по назначению, остальные свойства утрачивают для него привлекательность. Например, если одежда и обувь недоста­точно защищают организм человека от неблагоприятных внешних воздействий, их надежность, эстетические и другие свойства для большинства потребителей не имеют существен­ного значения.

В зависимости от удовлетворяемых потребностей свойства назначения подразделяют на подгруппы: функционального, со­циального и классификационного назначения.

Свойства функционального назначения (функциональные свой­ства) отражают способность товаров выполнять их основные функции и удовлетворять основные потребности.

Свойства этой подгруппы чаще всего удовлетворяют физио­логические, эргономические и органолептические потребности (пищевые продукты, одежно-обувные товары и т. п.) или вы­полняют вспомогательные функции (посуда, средства ухода за одеждой, обувью и т. п.). Так, для всех продуктов питания оп­ределяющими свойствами функционального назначения явля­ются энергетическая и биологическая ценность; для группы одежно-обувных товаров — это защитные свойства от неблаго­приятных внешних воздействий.

Каждое из указанных свойств может быть охарактеризовано соответствующими показателями: энергетическая ценность вы­ражается в ккал (Дж), а биологическая и физиологическая цен­ности оцениваются по количеству незаменимых аминокислот, жирных кислот, витаминов и минеральных веществ. Функцио­нальные свойства стиральной машины могут быть выражены количеством и качеством выстиранного белья.

В то же время существует достаточно многочисленная груп­па непродовольственных товаров, функциональные свойства которых обусловливают удовлетворение разнообразных потреб­ностей: социальных (например, ювелирные изделия, антиквар­ные предметы, музыкальные товары) или развлекательных (аудио- или видеотовары), рекреационных (медицинские, спор­тивные товары), интеллектуальных (книги, учебные программы ит.п.), а также обеспечение функционального назначения пу­тем совместимости и взаимозаменяемости отдельных товаров или их составных элементов.

Функциональное назначение непродовольственных товаров характеризуются следующими свойствами:

• выполнение основной функции, характеризующей сте­пень удовлетворения наиболее значимой потребности (напри­мер, создание и поддержание необходимой температуры в хо­лодильнике, кипячение воды в чайнике) при использовании по назначению;

• совершенство вспомогательных операций, определяемое особенностями функционирования изделия на разных этапах технологического цикла товародвижения;

• универсальность применения, определяющая диапазон ус­ловий и способов эксплуатации (потребления) товаров по на­значению (например, утюги с увлажнением, холодильники с автоматическим оттаиванием «снеговой шубы» с испарителей, моющие пылесосы и др.).

Свойства социального назначения — способность товаров удовлетворять индивидуальные или общественные социальные потребности.

Для большинства товаров (за исключением ранее перечис­ленных) степень значимости этой подгруппы потребительских свойств ниже, чем функциональных. Например, для модной одежды, обуви социальное значение имеет большое значение, но функциональное назначение все же важнее. Аналогичная за­висимость отмечается, например, и для деликатесных пищевых продуктов.

Показателями социального назначения зачастую выступают внешний вид товаров, состав и содержание отдельных компо­нентов (например, драгоценных металлов, камней, ароматиче­ских веществ и т. п.). К таким показателям относятся имидж товара, внешний вид (например, модный в этом сезоне цвет), иногда аромат (для духов, кремов и т. п.) или звук (для аудиотехники).

Свойства социального назначения могут характеризоваться показателями престижности, социальной адресности и мораль­ного старения. Престижность качества измеряется ус­ловно и определяется социологическим методом путем опроса приоритета и степени значимости показателей качества товаров для определенных сегментов потребителей. Социальная адресность может быть измерена не только качественно, но для отдельных товаров опосредованно и количественно (например, одежда и обувь для детей определяет­ся размером, конструктивными особенностями, цветом и т. п., для всех детских товаров, включая и питание для детей, устанав­ливается повышенный уровень показателей безопасности).

Моральное старение — снижение степени удовле­творенности потребителей в товаре вследствие изменения и/или появления новых потребностей. Причинами изменения потребностей могут быть повышение качества жизни: матери­ального, социального и/или культурного ее уровня; совершен­ствование производства под воздействием достижений научно-технического прогресса; изменение моды, стиля жизни; форми­рование новых потребностей (вкусов, взглядов и т. п.) с помо­щью рекламы, пропаганды и других маркетинговых методов. Моральное старение не связано с физическим износом товаров. Зачастую оно значительно опережает такой износ. Моральное старение во многом определяется символической функцией то­вара как средства демонстрации материальных возможностей потребителя, его причастности к определенной социальной группе.

В отличие от показателей функционального назначения, ко­торые характеризуются относительной стабильностью в течение длительного времени, показатели социального назначения (мо­да, стиль, имидж товаров) подвержены значительным измене­ниям, порой в течение сравнительно небольших периодов.

Свойства классификационного назначения — способность не­которых свойств и показателей выступать в качестве классифи­кационных признаков.

Классификационными признаками могут служить многие показатели или свойства (химический состав и отдельные ве­щества, функциональные свойства и др.). Так, содержание жи­ра является классификационным признаком для жиросодержащих пищевых продуктов: творог бывает нежирный и жирный; молоко — 1, 5%, 2, 5%, 3, 2%, 6, 0%-ной жирности; рыба — особо жирная, жирная, среднежирная и тощая.

Разные модели автомобилей могут бьггь классифицированы по мощности двигателя, расходу топлива, грузоподъемности, функциональному назначению (грузовые, легковые) и другим признакам.

Надежность — способность товаров сохранять функцио­нальное назначение в процессе хранения и/или потребления (эксплуатации) в течение заранее оговоренных сроков.

В зависимости от критерия надежности различают следую­щие подгруппы свойств: долговечность, безотказность, ремон­топригодность и сохраняемость.

Безопасность — очень важное и широко трактуемое свойст­во многих объектов: товаров, процессов, услуг, а также окру­жающей среды. Поэтому в ст. 2 ФЗ «О техническом регулиро­вании» дано обобщенное определение термина: «Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации — состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических или юрид. лиц, государственному или муниципальному иму­ществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений».

Безопасность товаров относится к обязательным требовани­ям и должна регламентироваться техническими регламентами. Применительно к качеству потребительских товаров безо­пасность может быть определена как отсутствие недопустимого риска для жизни, здоровья и имущества потребителей при экс­плуатации или потреблении товаров.

Безопасность — важнейшее свойство качества, которым должны обладать все потребительские товары. В отличие от других потребительских свойств, ухудшение или утрата которых приводит к потерям функционального или социального назна­чения, превышение допустимого уровня показателей безопас­ности переводит продукцию в категорию опасной. Опасная продукция подлежит уничтожению, а продукция, утратившая иные потребительские свойства, относится к условно пригод­ной и может быть использована на промпереработку. В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» разли­чают следующие виды безопасности:

• безопасность излучений; * биологическая безопасность;

• взрывобезопасность; * механическая безопасность;

• пожарная безопасность; * термическая безопасность;

• химическая безопасность; * электрическая безопасность

Общими и наиболее распространенными для товаров явля­ются химическая и биологическая безопасности. Остальные ви­ды безопасности следует отнести к специфичным.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.