Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ассортимент товаров: определение, классификация. Показатели ассортимента: структура, широта, глубина, полнота, устойчивость, степень обновления.






Ассортимент товаров — набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразные по­требности. Одной из важнейших товароведных характеристик товаров является ассортиментная характеристика, которая определяет принципиальные различия между товарами разных видов и на­именований. Ассортимент товаров — набор товаров, объединенных по ка­кому-либо или совокупности признаков (ГОСТ Р 51303-99).

Ассортимент потребительских товаров подразделяется на группы — по местонахождению, на подгруппы — по широте и глубине охвата товаров, на виды — по степени удовлетворения потребностей, на разновидности — по характеру потребностей.

По местонахождению товаров различают ассортимент про­мышленный и торговый.

Промышленный (производственный) ассортимент — набор товаров, выпускаемый изготовителем исходя из производствен­ных возможностей.

Торговый ассортимент — набор товаров, формируемый орга­низацией торговли с учетом ее специализации, потребительского спроса и материально-технической базы.

В зависимости от широты охвата товарных групп ассорти­мент подразделяют на:

простой — набор товаров, представленный небольшим коли­чеством групп, видов и наименований;

сложный — набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов и наименований;

групповой — набор однородных товаров, объединенный общими признаками и удовлетворяющий аналогичные потреб­ности;

развернутый — набор товаров, который включает значи­тельное количество подгрупп, видов, разновидностей, наиме­нований;

марочный — набор товаров одного вида марочных наимено­ваний. Такие товары могут удовлетворять как физиологические потребности, так и социальные, психологические. Это престиж­ные марки марочных вин, коньяков;

оптимальный — набор товаров, удовлетворяющий реаль­ные потребности с максимально полезным эффектом для по­требителя;

рациональный — набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности, которые зависят от уровня жизни населения, дости­жений науки и техники и других особенностей внешней среды.

Свойства ассортимента — особенность ассортимента, кото­рая проявляется при его формировании.

Показатели ассортимента — это количественное выраже­ние свойств ассортимента.

Свойства и показатели ассортимента учитываются при фор­мировании ассортимента.

Полнота ассортимента — количество видов, разновиднос­тей и наименований товаров в группе однородной продукции для удовлетворения одинаковых потребностей. Показатель пол­ноты может быть действительным и базовым Действительная полнота — фактическое количество товаров однородной группы. Базовая полнота — планируемое количество товара однородной группы.

Коэффициент полноты — отношение действительного по­казателя к базовому. Чем больше полнота ассортимента, тем луч­ше удовлетворяются потребности покупателя. Полнота ассорти­мента должна быть рациональной, чтобы не затруднить выбор по­купателям.

Широта ассортимента — количество видов, разновидностей и наименований товаров различных однородных и разнородных групп. Это свойство характеризуется действительной и базовой широтой, а также коэффициентом широты. Действительная широта — фак­тическое количество видов, разновидностей товаров, имеющихся в наличии. Базовая широта — широта, принятая за основу для срав­нения.

Коэффициент широты выражается отношением действитель­ного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому. Широта — показа­тель насыщенности рынка товарами.

Новизна ассортимента — способность удовлетворять изме­нившиеся потребности за счет новых товаров. Новизна ассорти­мента характеризуется степенью обновления. Коэффициент новизны — отношение количества новых то­варов в общем перечне к общему количеству наименований това­ров.

Устойчивость ассортимента — способность перечня товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары.

Выявление товаров, пользующихся устойчивым спросом, тре­бует анализа данных о реализации товаров и поступлений. Устой­чивость ассортимента характеризуется коэффициентом устойчи­вости — это отношение количества видов, разновидностей, наи­менований товаров, пользующихся устойчивым спросом к обще­му количеству товаров тех же однородных групп.

Структура ассортимента характеризуется удельной долей вида, наименования товара или группы в общем наборе. Структура рассчитывается как отношение количества отдель­ных групп товаров к общему количеству всех товаров, входящих в ассортимент.

Показатели структуры ассортимента могут быть рассчитаны в натуральном, денежном выражении, а также в процентах от об­щего товарооборота.

Рациональность ассортимента — способность перечня това­ров более полно удовлетворять потребности покупателей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.