Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способ выражения качества товара






По способу выражения показатели качества могут быть безразмерными и размерными.

Размерные показатели выражаются в различных единицах. Например, в натуральных единицах выражается термостойкость (в градусах), вместимость посуды — в литрах, количество теплоты — в Джоулях. К размерным показателям относятся проценты и баллы, которыми оценивают вкусовые свойства, эстетические свойства и т. п.

Безразмерными считаются относительные показатели качества, которые определяются как отношение показателя качества оцениваемой продукции к базовому показателю.

 

 

13. Градация качества- класс, сорт, категория или разряд, присвоенные различным требованиям к качеству продукции, процессов или систем, имеющих то же самое функциональное применение.

 

В зависимости от градации товары делятся на:

• Стандартные

• Нестандартные

• Брак

Стандартным - признается товар, который соответствует установленным требованиям по всем выбранным показателям. Если хотя бы по одному из определяемых показателей выявлено несоответствие, товару не может быть присвоена стандартная градация, а только пониженная - не стандартная или брак.

 

К нестандартным относится товар, который не соответствует установленным требованиям по одному или комплексу показателей, но это несоответствие не является критически опасным.

 

Брак - товар с выявленными устранимыми или не устранимыми несоответствиями по одному или комплексу показателей. После устранения несоответствий градация товара может быть изменена. Разновидность брака с неустранимыми значительными или критическими дефектами являются отходы. Отходы со значительными несоответствиями установленным требованиям относиться к ликвидным, а с критическим -к неликвидным.

 

В результате выявления соответствия или не соответствия установленным требованиям все товары по назначению могут быть подразделены на три градации качества. - к первой градации относятся товары пригодные к использованию по назначению. Данная градация представлена стандартными товарами, которые подлежат реализации без каких либо ограничений; - вторая градация - товары, условно пригодные для использования по назначению. Принадлежность к этой градации определяется градациями нестандартных товаров или брака с устранимыми дефектами. Условно пригодные товары могут быть реализованы по сниженным ценам или отправлены на переработку либо на корм скоту; - третья градация - опасные товары, не пригодные для использования по назначению. К данной градации относятся не ликвидные отходы, которые не подлежат реализации, а так же для промышленных и кормовых целей. Они должны быть уничтожены или утилизированы с соблюдением определенных правил. В оптовой и розничной торговле преобладают потребительские товары первой градации. Товары второй и третьей градации должны своевременно выявляться при приемочной и текущей оценке качества и не допускается к реализации.

 

 

14.

 

 

15. Показатели качества продовольственных товаров делятся на:

· Органолептические

i) Общие (внешний вид, цвет, форма, состояние поверхности, вкус, запах (аромат, букет), конситенция);

ii) Специфические (прозрачность (для напитков), сотояние мякиша, рисунок, вид на разрезе, состояние изделий после варки)

· Физико-химические

i) Общие (массовая доля влаги (соли, жира, сахара, белка и др. Компонентов), кислотность: массовая доля золы; металломагнитные пимеси.

ii) Специфические: пористость, массовая доля экстрактивных веществ, массовая доля редуцирующих веществ, клековина сырая и др.

§ Биологические

i) Посторонние примеси и вредители;

ii) Повреждения сельскохозяйственными вредителями;

· Микробиологические

i. Микробиологические повреждения;

ii. Кол-во молочнокислых микроорганизмов, дрожжей;

· Биохимические: фосфотаза (в молоке и кисломолочных продуктах), диокстазное число (мед).

 

16. Качество непродовольственных товаров зависит от многих факторов, которые можно сгруп-пировать в такие группы, как сырье и материалы, оборудование, технологические процессы, квали-фикация и опыт персонала, окружающая среда (правовая база, конкурентное окружение).

 

Показатели качества непродовольственных товаровпо функциональному назначению можно подразделить на следующие группы. Показатели назначения характеризуют свойства товара, которые обусловливают сферу его использования. Показатели срока действия характеризуют способность товаров сохранять свои потребительские свойства в течение определенного времени при соблюдении соответствующих условий эксплуатации. Показатели транспортабельности опреде­ляют способность товаров сохранять свои потребительские свойства в процессе транспортировки. Показатели безопасности устанавливают, насколько безвредны производство, хранение, транс-портирование и использование продукции для жизни, здоровья и имущества граждан. Эстети-ческие показатели определяют, насколько внешний вид изделия соответствует требованиям эстетики, насколько красиво он оформлен, насколько рациональна его форма. Экологические показатели характеризуют степень воздействия вредных веществ, образующихся в товарах при производстве, хранении, транспортировании и хранении товаров, на окружающую среду.

 

 

17. Потребительские свойства – совокупность свойств, удовлетворяющих потребности или ожидания индивидуальных потребителей.

Потребительские свойства товара:

1. Свойства социального назначения: востребованность товара потребителями, зависит от платежеспособности и общественных норм потребления. Кроме того, от сезона, стиля и моды.

 

2. Функциональные свойства: способность удовлетворять потребности покупателя. Делятся на три группы:

Показатели совершенства выполнения основной функции - полезный эффект потребления (качественные и количественные показатели); 
 Показатели универсальности - широта диапазона применения товара; 
 Показатели выполнения вспомогательных функций - характеристики товара при транспортировке, хранении, обслуживании и ремонте.

 

3. Надёжность товара в потреблении: способность товара полноценно выполнять свои функции в течение срока службы. Группы показателей надёжности:

Безотказность - способность непрерывно сохранять работоспособность в течение срока службы или наработки; 
 Показатели долговечности - срок службы и ресурс; 
 Ремонтопригодность - приспособленность изделия к обнаружению и ликвидации возможных повреждений и отказов. Во многом зависит от унификации применяемых компонент.
 Сохраняемость - способность сохранять работоспособность после хранения или транспортировки (в днях и т.п.). Важна для определения срока гарантии.

 

4. Эргономические свойства: удобство и комфорт эксплуатации изделия на всех стадиях в системе " человек - товар - среда". Группы показателей эргономических свойств:

Гигиенические - влияние товара на человека в процессе эксплуатации: освещённость, запылённость, температура, влажность, гигроскопичность, шум, вибрация, возможность содержания товара в чистоте.
 Антропометрические - соответствие товара и его элементов форме и массе человеческого тела: размер, вес.
 Физиологические и психофизические - соответствие товара силовым, скоростным, энергетическим, зрительным, вкусовым, звуковым, вкусовым и обонятельным возможностям человека.
 Психологические - соответствие товара имеющимся и формирующимся навыкам человека, т.е. его восприятию, мышлению и памяти.

 

5. Эстетические свойства: способность товара выражать свою социокультурную значимость, степень полезности и совершентсва в воспринимамых человеком признаках, такие как соответствие формы содержанию, стилю, моде, окружающей среде, пропорциональность и пр.

6. Экологические свойства: уровень вредных или полезных воздействий товара на окружающую среду при хранении, транспортировке и потреблении.

7. Безопасность потребления: характеризует безопасность использования товара. Виды безопасности: электрическая, химическая, механическая, пожарная, биологическая, транспортных средств.

8. Экономические свойства: расход материала для создания товара и топлива и энергии - в процессе потребления.

 

 

18. Смотри в фотографиях группы альбом TOVAROVEDENIE фотография 2

 

19. Оценка качества – совокупность операций по выбору номенкулатуры показателей, определению их действительного значения и сопоставлению с базовыми показателями.

Существуют следующие методы определения качества товара:

— органолептический;

— лабораторный;

— экспертный;

— измерительный;

— регистрационный, социологический.

Органолептический метод — качество устанавливается с помощью органов чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса) по внешнему виду, цвету, консистенции.

Лабораторный метод оценки качества требует специальной аппаратуры, инструментов, он более сложный и длительный, но точный и объективный. В лабораториях проводят физические, химические, физико-химические, биохимические, микробиологические исследования качества продуктов.

Экспертный метод. Решение о качестве продуктов принимается экспертами.

В экспертную группу входят высококвалифицированные специалисты по данному товару — ученые, технологи, товароведы и др.

Измерительный метод. При этом методе численные значения показателей качества продукции определяют на основе технических средств измерений. Результаты этого метода объективны и выражены в конкретных единицах измерения. Но этот метод требует специального оборудования, химических реактивов, специально подготовленных работников.

Регистрационный метод. Качество определяется путем подсчета числа определенных событий, предметов, а также на основе наблюдений.

Социологический метод. Показатели качества определяют на основе сбора и анализа мнений потребителей. На специально организованных покупательских конференциях, выставках-продажах, дегустациях потребители заполняют анкеты-вопросники, которые затем обрабатываются.

Всесторонние исследования качества товаров возможны при сочетании органолептического и лабораторного методов. Качество товара лабораторным методом определяется по средней пробе.

Средняя проба — это образец, по которому можно судить о качестве всей партии товара.

Чтобы получить среднюю пробу обычно берут небольшое количество товара из разных мест (снизу, сверху, из середины).

При большом количестве товарных мест в партии товара среднюю пробу берут не менее чем из 10% всех мест. При небольшой партии товара пробу берут из каждого тарного места. Жидкие и сыпучие товары перед взятием пробы следует хорошо перемешивать. Точность определения качества всей партии товара во многом зависит от правильности взятия средней пробы.

 

20. Всю совокупность показателей качества продукции можно классифицировать по следующим признакам:

количеству характеризуемых свойств (единичные и комплексные);

отношению к различным свойствам продукции (показатели - надежности, технологичности, эргономичности и др.);

стадии определения (проектные, производственные и эксплуатационные);

методу определения (расчетные, экспериментальные, экспертные);

характеру использования для оценки уровня качества (базовые и относительные);

способу выражения (показатели, выраженные безразмерными единицами, например баллами, процентами, и размерные);

При оценке технического уровня и качества продукции используются следующие основные группы показателей качества:

показатели назначения, характеризующие полезный эффект от эксплуатации и использования продукции и обуславливающие область ее применения;

показатели надежности и долговечности изделий в конкретных условиях ее использования;

показатели технологичности, характеризующие эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции;

показатели стандартизации и унификации, характеризующие степень использования в продукции стандартизированных изделий и уровень унификации составных частей изделия;

эргономические показатели, характеризующие систему «человек – изделие – среда» и учитывающие комплекс гигиенических, психологических, антропометрических, физиологических, психофизиологических свойств человека, проявляющихся в производственных и бытовых процессах;

эстетические показатели, характеризующие такие свойства продукции, как выразительность, оригинальность, гармоничность, целостность, соответствие среде и стилю;

патентно-правовые показатели, характеризующие степень патентной защиты изделия в стране и за рубежом, а также его патентную чистоту;

экономические показатели, отражающие затраты на разработку изготовление и эксплуатацию (потребление) продукции, а также экономическую эффективность ее эксплуатации.

В настоящее время при оценке технического уровня и качества продукции в дополнении к перечисленным традиционным группам показателей используются также экологические показатели, показатели безопасности и транспортабельности продукции, показатели ее однородности.

 

21. Дефекты товаров - это отсутствие одной или несколько характеристик качества товара.

 

Дефекты подразделяют по нескольким признакам: степени значимости, наличию методов и средств для их обнаружения или устранения наносимого вреда, между обнаружения.

По степени значимости различают критерии критические, значительные и малозначительные. 1) критические дефекты - несоответствие товаров установленным требованиям, которые могут нанести вред здоровью, имуществу или окружающей среде. Товары с критическими дефектами нельзя или экономически нецелесообразно использовать по назначению. 2) значительные дефекты - несоответствия, влияющие на использование по назначению, но не влияющие на безопасность для потребителя и окружающей среды (например, заложить яблоки на зиму, но они имеют пятна - их нельзя закладывать). 3) малозначительные дефекты - несоответствия, которые не оказывают существенного влияния на потребительские свойства товара, в первую очередь на назначение, надежность, безопасность (например, отклонения от формы или окраса. Хлеб не очень приподнятый или не румяный).

 

В зависимости от наличия методов и средств обнаружения дефекты подразделяются на: - явные - для которых предусмотрены методы и средства обнаружения (например, бомбаж, мокрый хлеб); - скрытые - которые нельзя выявить органами зрения, для которых не предусмотрены ни методы, ни средства обнаружения (например, обувь);

 

В зависимости от наличия методов и средств устранения дефекты делятся на: - устранимые - дефекты, после устранения, которых товар может быть использован по назначению; - неустранимые - дефекты, которые невозможно или экономически невыгодно устранять;

 

В зависимости от места возникновения все дефекты условно подразделяются на: - технологические - дефекты, вызванные недостатками при проектировании или разработке продукции, сырья несоблюдением или несовершенством производственных процессов; - предреализационные - дефекты, возникшие в результате транспортировки, хранения, подготовке к продаже или реализации товаров (например, порча при хранении, деформация); - послереализационные - дефекты, возникшие при хранении, эксплуатации, использовании товара потребителем. Причинами возникновения этих дефектов могут быть: - нарушение потребителем привил эксплуатации, хранения, транспортировки или потребления; - проявление скрытых технологических или предреализационных дефектов.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.