Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дополнительный материал (глоссарий)






ABC МЕТОД (ABC method) - Cпособ нормирования и контроля за состоянием запасов, заключающийся в разбиении номенклатуры N всех потребляемых ресурсов материальных, реализуемых товарно-материальных ценностей и др. на три собственных неравномощных подмн-ва A, B и C (N = A B C; A B C = 0), или класса эквивалентности на основании неко­торого формального алгоритма. Алгоритм разбиения может быть, напр. след. Подсчитыва­ется общее кол-во заявок, поступивших за определенный период, и делится на общее кол-во позиций в номенклатуре N, в результате чего выводится показатель среднего кол-ва заявок P на одну позицию номенклатуры N. Все материальные ресурсы, кол-во заявок на которые в 6 и более раз превышает P, включаются в подмн-во A. В подмн-во C включают­ся все материальные ресурсы, кол-во заявок на которые в 2 и более раза меньше Р. Все остальные материальные ресурсы включаются в подмн-во B (B = (N \ A) \ C). В свою очередь подмн-ва A, B и С могут рассматриваться как упорядоченные мн-ва (A =, B =, C =). Элементами этих упорядоченных мн-в могут быть как конкретные виды материальных ресурсов, так и их первичные группировки < ai > А; < bi > B; < ci > C. Напр., в системе снабжения запасными частями ai1 может представлять резинотехн. изделия, ai2 - крепежные и т.д. Вероятность возникновения спроса на материальные ресурсы из подмн-в A, B и C подчинена различным законам распределения. Установлено, что в большинстве пром. и торговых фирм примерно 75% стоимости запасов охватывает около 10% наименований номен­клатуры (подмн-во A), 20% стоимости - соответственно 25% наименований (подмн-во B), 5% стоимости - 65% наименований (подмн-во C). Метод ABC широко используется при планировании размещения запасов в разл. эшелонах логистических систем, в системах снабжения запасными частями, в автомати­зированных трансп.-складских системах и др.
АВАНСОВЫЕ ЗАКУПКИ (advance purchase) - форма встречной торговли, при которой сторона, заинтересованная в продаже своих товаров определенному покупателю, сначала закупает товары у него.

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КОНТЕЙНЕРНЫМ ТЕРМИНАЛОМ, АСУКТ (Computerized Container Terminal Control System) - основанная на использовании ЭВМ и матем. методов система планирования и контроля работы контейнерного терминала. АСУКТ обеспечивает сбор, накопление, обработку и выдачу информации о контейнерах, ведение разл. картотек (грузоотправителей и др.), учет наличия и обращения контейнеров (простой контейнеров, сдача их в аренду, направление в ремонт и др.), ведение розыскной работы (поиск засланных или утраченных контейнеров) и т.д. АСУКТ позволяет сократить сроки доставки грузов, сократить простои вагонов и др. трансп. средств, ускорить оборачиваемость контейнеров.
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СКЛАДОМ (АСУС) (Computerized Warehouse Control System) - автоматизированная система управления складскими процессами (Computerized Warehouse Control System) - основанная на использовании вычислительной техники и экономико-матем. методов система планирования, контроля процессов приемки, хранения и выдачи товарно-материальных ценностей со склада. АСУС может состоять из разл. функциональных подсистем, напр., управления запасами, контроля поставок, управления технол. процессами грузопереработки и т.д. В составе этих подсистем решаются задачи бух. учета (учет расчетов с поставщиками и потребителями, поступления продукции на склад, выдачи продукции со склада и т.д.), оперативного управления занарядкой продукции и комплектацией, управления складскими механизмами и др. В АСУС могут распечатываться след, документы: отборочные листы, сличительные ведомости (выявление излишков или недостач) и т.д. Перспективным направлением в АСУС является применение безбумажных технологий комплектации, локальных вычислительных сетей.
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ТРАНСПОРТНО-СКЛАДСКАЯ СИСТЕМА (Automated Storage & Retrieval System, ASRS) - одна из систем обеспечения функционирования гибкой производственной системы, представляющая комплекс взаимосвязанных автоматизированных трансп. и складских устройств для укладки, хранения, временного накопления, разгрузки и погрузки предметов труда, технол. оснастки и др.

АКТ О ПРИЕМКЕ МАТЕРИАЛОВ (acceptance protocol) - документ для оформления приемки товарно-материальных ценностей в случае расхождения фактического наличия с данными сопроводительных документов поставщика. Порядок и сроки оформления актов предусмотрены инструкциями о порядке приемки /7/777/ и изделий народного потребления по кол-ву и качеству. См. также Рекламация.

АКТИВНАЯ СИСТЕМА СНАБЖЕНИЯ (active supplies system) - способ доставки материалов со склада пр-тия (об-ния) подразделениям, при котором выдачу, погрузку и передачу материалов осуществляет отдел снабжения или склад. А.с.с. предусматривает: установление лимитов и графиков доставки материалов; расчет потребности в погрузочно-разгрузочных и трансп. средствах, установление графиков их работы и рациональных маршрутов, расчет размеров партий доставки; контроль за использованием материалов; установление материальной ответственности за сохранность поставляемых грузов и передачу их материально ответственным лицам. См. также Децентрализованная система снабжения.
АССОРТИМЕНТ (assortment; range of products) - совокупность товаров и изделий народного потребления, /77/77/, услуг, объединенных в группы по к.-л. признаку. Различают А. услуг, А. пром. продукции и А. торговый. А. подразделяется на групповой, видовой и внутривидовой. Развернутый А. продукции черной металлургии называют также сортаментом, лесной и деревообрабатывающей нром-сти - сортиментом. См. также Номенклатура пром. продукции.
АССОРТИМЕНТНАЯ ЗАГРУЗКА ПРОИЗВОДСТВА (specified capacity requirements planning) - включение в производственную программу пр-тий заданий по выпуску продукции в развернутом ассортименте согласно спецификации заказчиков или данным о покупательском спросе, что характерно для командной экономики. А.з.п. - комплекс планово-экон. расчетов по согласованию и установлению заводам-изготовителям номенклатурных и ассортиментных планов произ-ва, а также по размещению заказов на произ-во и поставку готовой продукции потребителям.
АССОРТИМЕНТНЫЙ СПРОС (specified producer goods requirements) - кол-во конкретных видов, необходимое пр-тиям и орг-циям для выполнения ими объемов работ. В зависимости от особенностей производственной деятельности пр-тий и наличия необходимых для расчета данных А.с. может устанавливаться расчетным или др. методами. Окончательный А.с. - это кол-во конкретных видов продукции, принятой поставщиками к изготовлению. Он устанавливался на одном из последующих этапов планирования - в процессе специфицирования фондов, согласования и заключения договоров поставки между поставщиками - изготовителями и снабженческо-сбытовыми орг-циями, а также потребителями; определяется на основе выделенных фондов, возможностей произ-ва и транспортировки продукции. См. также Потребность в ППТИ.
БЕЗБУМАЖНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КОМПЛЕКТАЦИИ (paperless picking technology) - технология подбора продукции по заявкам на складе снабженческо-сбытовой или торговой орг-ции, складе комплектующих изделий пром. пр-тия и т.п. без использования бумажной документации (отборочного листа и т.п.). Бумажный документ заменяется электронным, если комплектовщик пользуется портативным терминалом, на индикатор которого выводится информация, содержащаяся в бумажном отборочном листе. Обмен данными между терминалом и складской ЭВМ может быть организован двумя способами. Первый - загрузка в память терминала серии заказов (записанных, напр., на компакт-кассету). Реквизиты каждого из заказов выводятся на индикатор терминала последовательно, по запросу оператора. Принтер терминала может выпечатывать товаросопроводительные документы. После того как вся серия заказов выполнена, информация о них вводится в ЭВМ. Второй способ - обмен информацией между терминалом и ЭВМ по радиоканалам. Обмен информацией по радиоканалам наиболее целесообразен в системах с высоким процентом экстренных заказов. ЭВМ может прерывать процесс выполнения текущих заказов и организовывать выполнение приоритетного заказа без вмешательства диспетчера склада. И в первом и во втором случае вся информация о размещении, движении и отборе продукции вводится оператором непосредственно в ЭВМ, минуя бумажный носитель. При размещении и поиске продукции на терминал выводится информация о кол-ве, виде продукции и адресе ее хранения. Приме-' пение портативных терминалов позволяет проводить инвентаризации без остановки работы склада. Если оператор выполнил задание и у него имеется свободное время, то на терминал выводится задание - провести инвентаризацию определенной ячейки стеллажа в данном проходе. Использование портативных терминалов позволяет наладить всесторонний учет работы каждого оператора (по производительности труда, качеству работы, коэф. использования рабочего времени, обеспечению сохранности грузов и др.). Б.т.к. позволяет уменьшить в 5 и более раз число ошибок комплектовщика, значительно повысить производительность его труда.
БОНДОВЫЙ СКЛАД (bonded warehouse) - 1) склад общего пользования, па котором ввезенные товары хранятся под таможенным контролем, но без взимания таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость и акцизов и без применения к товарам лицензирования и квотирования на период хранения. В России деятельность Б. с. регламентируется положением о таможенных складах, утвержденным 10 августа 1993 г. Гос. таможенным комитетом; 2) склад, где хранятся товары, на которые местные власти имеют залоговое право в обеспечение налоговых и иных платежей. (В США Б. с. этого типа называются internal revenue bonded warehouse.).
БРАК (rejets; spoilage) - изделия и работы, продажа (сдача) которых потребителю не допускается из-за наличия в них дефектов. В зависимости от наличия дефектов - устранимых и неустранимых различают Б. исправимый и окончательный (неисправимый). Наряду с аба. показателем Б. исчисляется его доля в общем объеме готовых изделий, деталей, работ. В стоимостном выражении абс. величина Б. исчисляется как сумма затрат на произ-во окончательного (неисправимого) Б. и исправление бракованных изделий. К Б. относят стоимость окончательно забракованной продукции, стоимость материалов, полуфабрикатов ч деталей, испорченных при переналадке оборудования сверх установленных норм, а также затраты на исправление брака и затраты, превышающие установленные нормы расхода на гарантийный ремонт. Б. коммерческий - нарушения правил оформления перевозочных документов, платежных документов, таможенных деклараций и т.п., в результате которых либо эти документы утрачивают юридическую силу, либо возникают разл. трудности при выдаче груза (вплоть до его полной конфискации), при взаимных расчетах грузоотправителей и грузополучателей; нарушение сроков доставки груза, засылка, порча, утрата груза и т.д.

ВАЛОВАЯ ПРОДУКЦИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (gross product of material and technical supplies) - стоимостный показатель, отражающий рост стоимости средств произ-ва в процессе их обращения, не сопровождающегося увеличением их объема. Представляет собой т.н. реализованное наложение, формируемое за счет установленных скидок и надбавок к цене реализованной ППТН и предназначенное для покрытия издержек и обеспечения прибыли пр-тиям и орг-циям МТО. В.п. рассчитывается как разность между суммой выручки от реализации продукции в ценах конечного потребления и доходов спабженческо-сбытовых орг-ций и суммой стоимости продукции в оптовых цепах поставщиков и расходов по оплате продукции, транспорта и услуг связи. Величина В.п. зависит от объема и структуры реализуемой продукции, от уровня издержек обращения и др. факторов, но прежде всего от размера установленных надбавок и скидок.
ВАРРАНТ (warrant) - специальное складское свидетельство, состоящее из двух частей (складского и залогового) и фактически являющееся перевозочным документом. Право владения складированным товаром может быть передано др. держателю В. путем проставления на последнем передаточной надписи.
ВЫБОР И ОЦЕНИВАНИЕ ПОСТАВЩИКА (choice and evaluation of supplier; sourcing; vendor selection and appraisal) - поиск и отбор фирмой потенциальных поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий и др.; оценивание поставщика с точки зрения обеспечения поставок продукции требуемого качества, в требуемые сроки, по приемлемой цене и др. критериев, проводимое как на стадии поиска, так и в процессе работы с уже отобранным поставщиком. Если фирма решила, что производить к.-л. комплектующее изделие собственными силами нецелесообразно (см. Задача MOB), то поиск поставщика производится путем объявления конкурса, изучения соответствующих фирменных каталогов (см., напр., Томасовский регистр американских пром. фирм), анализа рекламных объявлений в печати, посещения выставок, ярмарок и т.п. В результате формируется перечень потенциальных поставщиков, по которому ведется дальнейшая работа. Критерии отбора могут быть разл. (обычно их два-три, но в отдельных случаях их может быть более 60) в разл. отраслях экономики, однако независимо от специфики отрасли важнейшими являются след, критерии: 1) качество поставляемой продукции; 2) надежность снабжения, понимаемая обычно как соблюдение поставщиком обязательств по срокам поставки, ассортиментное и количественное соответствие условиям договора поставки; 3) приемлемая цена. К др. критериям относятся удаленность поставщика от потребителя, сроки выполнения текущих и экстренных заказов (см. Логистический цикл), наличие резервных мощностей у поставщика, орг-ция управления качеством продукции у поставщика, психологический климат в трудовом коллективе поставщика (риск забастовок - см. Форс-мажор), способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставленного оборудования (для машиностроительной продукции), кредитоспособность и финансовое положение поставщика и др. В целях повышения объективности оценки потенциального поставщика фирмы нередко прибегают к услугам специализированных агентств, одна из ф-ций которых - подготовка справок о поставщиках, в т.ч. с использованием неформальных каналов (в США, напр., такие услуги предоставляет фирма Dun & Bradstreet). В этих справках дается, в частности, оценка финансового положения поставщика по след, показателям: отношение ликвидности поставщика к сумме долговых обязательств (acid test ratio), отношение объема продаж к дебиторской задолженности (sales-receivable ratio); отношение чистой прибыли к объему продаж (net profit-sales ratio); движение ден. наличности (cash flow); оборачиваемость запасов (inventory turnover ratio) и др. По условиям заказа такая справка предназначена для использования исключительно заказчиком и не подлежит передаче пр. фирмам. При решении задачи выбора и оценивания поставщика используются методы операций исследования. Окончательный выбор поставщика является в той или иной степени волевым актом принимающего решение лица. Для решения задачи выбора поставщика и оценивания качества его работы применяются автоматизированные системы (напр., IBM Computerized Vendor Selection System), возможно также применение экспертных систем. Фирмы, работающие по Канбан системе, обычно пользуются услугами поставщика основного (" одно комплектующее изделие - один поставщик"), западноевропейские машиностроительные фирмы кроме основного поставщика комплектующего изделия данного вида имеют, как правило, резерв поставщиков-дублеров (обычно не менее 2, причем их пр-тия должны быть расположены на разных территориях). Оценивание качества работы уже отобранного поставщика проводится по итогам его деятельности за год, полугодие и т.д. с участием разл. заинтересованных подразделений фирмы - снабженческих, технол., конструкторских и др. Оценивание может проводиться, напр., по заранее разработанной шкале оценок качества работы по разл. параметрам вычислением рейтинга поставщика. Если рейтинг поставщика ниже допустимой величины, то договор поставки подлежит расторжению. См. также Транспортная задача, Сертификация продукции. Эффективность логистической системы. Прикрепление потребителей к поставщикам
ГАРАНТИЙНЫЙ СРОК (warranty period) - период, в течение которого поставщик отвечает перед потребителем за доброкачественную работу переданного последнему товара, строительная организация - за качество переданного заказчику объекта и т.д. Понятие Г.с. широко используется в договорах купли-продажи, договоре поставки, договоре подряда с др. Используются понятия Г.с. эксплуатации, Г.с. годности, Г.с. хранения и др. Г.с. может исчисляться с момента изготовления товара (Г.с. годности и хранения) либо с момента продажи или ввода в эксплуатацию (Г.с. эксплуатации). В Г.с. поставщик устраняет за свой счет выявленные в товаре дефекты, если не докажет, что они возникли не по его вине. Потребитель вправе взыскать с поставщика убытки, которые он понес из-за выхода изделия из строя в период Г.с. Продолжительность Г.с., так же как и сроков устранения выявленных в период Г.с. дефектов, определяется стандартами, условиями поставки и др., а также по соглашению сторон. См. также Техническое обслуживание, Система снабжения запасными частями.
ГАРАНТИЙНЫЙ СРОК ХРАНЕНИЯ (shelf life) - гарантийный срок, устанавливаемый для хранения и транспортирования различной продукции в упаковке поставщика, а также монтажных и пусконаладочных работ. Г.с.х. исчисляется, как правило, со дня изготовления продукции (окончания ее ремонта) и устанавливается на продукцию, которая по условиям поставки складируется до начала эксплуатации. Разновидностью Г.с.х. применительно к продукции, использование которой по истечении установленного срока может представлять опасность для здоровья, жизни и имущества граждан, является срок реализации (best before...), а также срок годности (use by...). Последние два понятия используются применительно к продовольственным товарам, медикаментам и др.
ГАРАНТИРОВАННЫЕ ТРАНСПОРТНО-СКЛАДСКИЕ УСЛУГИ (Dedicated Contract Distribution, DCD) - практикуемая в Великобритании и др. странах форма орг-ции снабжения и сбыта, предполагающая взаимодействие заказчика (пром., торговой и т.п. фирмы) с перевозчиком, складом общего пользования и др. Согласно заключаемому между ними договору трансп. компания, склад общего пользования предоставляют заказчику определенный заранее круг услуг (складирование грузов, транспортирование и др.), обязуясь предоставить в его полное распоряжение строго определенную часть парка подвижного состава, складских помещений на оговоренный заранее период (обычно от 2 до 5 лет) и по заранее согласованной цене. При пользовании Г.т.-с.у. вся ответственность за эффективное использование полученных в аренду трансп. средств и складских помещений переходит на заказчика. В начале 90-х гг. Г.т.-с.у. пользовались около 70 % торговых и около 30 % пром. фирм Великобритании.
ГИБКАЯ СИСТЕМА СКЛАДСКОЙ ГРУЗОПЕРЕРАБОТКИ, ГССГ (Flexible materials handling system) - совокупность в разных сочетаниях гибких складских и гибких производственных модулей, роботизированной внутрискладской трансп. сети, систем обеспечения их функционирования в автомат, или полуавтомат, режиме в течение заданного интервала времени. ГССГ предназначена для автоматизации технол. процессов на складах, рассматриваемых как организационное и функциональное целое, т.е. прежде всего на складах снабженческо-сбытовых и торговых орг-ций, не связанных непосредственно с процессом произ-ва продукции. ГССГ обеспечивает местных потребителей продукцией в нетранзитных кол-вах и обладает свойством адаптации к изменяющимся параметрам перерабатываемой продукции в установленных пределах. ГССГ дают макс, эффект на складах с широкой и постоянно меняющейся номенклатурой перерабатываемой продукции (напр., склады запасных частей}, но их применение может быть экономически оправдано и на складах с узкой и относительно стабильной номенклатурой (напр., склады бумажной продукции). На рис. 1 показан вариант компоновки ГССГ. Рис. 1. Компоновка ГССГ:./-конвейеры, 2-пакето-формирующие машины, 3-накопительные машины, J-накопительные конвейеры, 4-робокары, S- трасса робокаров, 6-машины для обмотки груза термоусадочной пленкой, 7-участок склада
ГИБКИЙ СКЛАДСКОЙ МОДУЛЬ, ГСМ (Flexible Warehousing Module) - ед. подъемно-трансп. или иного складского оборудования (кран-штабелер, пакетоформирующая машина и др.) гибкой системы складской грузопереработки, имеющая автономную микропроцессорную систему управления. ГСМ предназначен для упаковки, комплектации, транспортировки и др. операций с продукцией произвольной номенклатуры в установленных пределах значений ее характеристик и автоматически осуществляет свои ф-ции, имея возможность встраивания в гибкую систему складской грузопереработки.
ГОТОВАЯ ПРОДУКЦИЯ (finished goods) - продукция, полностью прошедшая производственный цикл на данном пр-тии, полностью укомплектованная, прошедшая техн. контроль, сданная на склад готовой продукции или отгруженная потребителю. В качестве Г.п могут рассматриваться также сырье, полуфабрикаты. В зависимости от цели производства Г.п. делится на основную, сопряжению и побочную; в зависимости от назначения - на валовую, товарную и т.д.
ГРАФИК ГРУЗОВОГО ПОТОКА (freight traffic chart) - разновидность картодиаграммы. Показывает на контурной географической карте направление и размер грузового потока на к.-л. территории. Интенсивности потока соответствует ширина полосы, пропорциональная кол-ву перевозимых грузов.
ГРАФИК КОМПЛЕКТОВОЧНЫЙ (bill of materials, BOM) - 1) календарный план обеспечения сборки машин необходимыми деталями и покупными комплектующими изделиями; 2) сводка данных оперативного учета о фактическом поступлении деталей для сборки машин серии или по заказу.
ГРУЗООБОРОТ БРУТТО (gross freight turnover) - произведение массы поезда брутто (без массы локомотива) на пройденное расстояние.
ГРУЗООБОРОТ НЕТТО ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЙ (net freight turnover) - показатель работы транспорта по перевозкам грузов с учетом фактического расстояния. Определяется на основании данных маршрута машиниста как произведение массы поезда нетто на эксплуатационную длину участка. Г.н.э., как правило, превышает грузооборот тарифный.
ГРУЗООБОРОТ ТАРИФНЫЙ (freight rate/turnover index) - показатель продукции транспорта в тонно-километрах (на морском транспорте - в пюнно-милях). Рассчитывается как сумма произведений массы отдельных отправок в тоннах на кратчайшее расстояние их перевозки в километрах (милях). См. также Тонно-километр тарифный.
ГРУЗООБОРОТ ТРАНСПОРТА (freight turnover) - показатель продукции транспорта в тонно-километрах (на морском транспорте - в тонно-милях). Определяется суммированием произведений массы отдельных грузовых отправок в тоннах на расстояние их перевозок в километрах (милях). Г. автомобильного транспорта рассчитывается по каждой ездке автомобиля как произведение массы перевезенного груза на установленное расстояние перевозки. Г. воздушного транспорта определяется как сумма произведений количества перевезенных тонн груза (включая почту и платный багаж) на дальность их перевозок. Г. коммерческой загрузки воздушного транспорта представляет собой грузооборот при полном использовании нормативной грузоподъемности самолетов. Определяется как сумма произведений нормативной загрузки самолета коммерческой, утверждаемой ведомствами воздушного транспорта, на налет километров по воздушным линиям. Г. ж.-д. транспорта - показатель объема перевозок, связанный с перемещением массы грузов на соответствующее расстояние их перевозки, которое определяется по перевозочным документам (дорожной ведомости) - тарифный пробег или по поездным документам (маршрутам машинистов локомотива) - эксплуатационный пробег. Различают Г. нетто эксплуатационный, Г. тарифный и Г. брутто. Г. морского транспорта - объем работы по перевозке грузов в тонно-милях. Из общего грузооборота выделяются тонно-мили, выполненные в междунар. сообщении. Г. морского порта - сумма прибывших и отправленных грузов с дифференциацией по малому каботажу, большому каботажу и заграничному плаванию. Г. речного транспорта - объем работы по перевозке в тонно-километрах, определяется как сумма произведений массы каждой отправки на тарифное расстояние. Г. пароходства определяется как сумма произведений массы грузов чистого отправления и грузов входных на расстояние перевозки в границах пароходства. Г. речного порта - сумма отправленных и прибывших грузов. Г. трубопроводного транспорта - объем работы по перемещению нефти и нефтепродуктов по трубопроводам на определенное расстояние; исчисляется как сумма произведенной перекачки соответствующих видов нефти и нефтепродуктов в тоннах на протяженность их транспортировки по трубопроводу по моменту их доставки на пункты назначения. В случае перекачки по параллельно уложенным нитям трубопроводов или участков общий грузооборот определяется суммированием каждого из видов продукции. Г. газопроводный - объем работы газопроводов в тонно-километрах, рассчитываемый как произведение перекачки товарного газа в тоннах на расстояние его доставки до пунктов потребления.
ГРУЗОПЕРЕРАБОТКА (materials handling, tons handled) - 1) один из показателей работы складов, отражающий общую массу подвергшихся складским операциям грузов; определяется суммированием объемов всех складских операций по разгрузке и погрузке материалов; 2) совокупность логистических операций (погрузка, разгрузка и т.д.), которым подвергаются грузы.
ГРУЗЫ ОПАСНЫЕ (dangerous goods; hazardous materials) - грузы, которые при перевозке, погрузочно-разгрузочных работах и хранении могут послужить причиной взрыв, пожара, повреждения трансп. средств, складов, зданий, а также гибели, травмирования или заболевания людей и животных. Г.о. подразделяются на след, классы: 1 - взрывчатые вещества; 2 - газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением; 3 - легковоспламеняющиеся жидкости; 5 - легковоспламеняющиеся вещества и материалы; 6 - окисляющие вещества и органические перекиси; 7 - ядовитые вещества; 8 - радиоактивные и инфекционные вещества; 9 - едкие и коррозионные вещества; 10 - пр. В перевозочных документах грузоотправитель и перевозчик обязаны поставить штемпеля красного цвета, определяющие характер опасности (" Легко воспламеняется", " Загорается от воды", " Дает воспламеняющиеся смеси" и т.д.). Па каждое грузовое место грузоотправитель кроме маркировки обязан нанести наименование груза и знак опасности. Действующими правилами перевозок предусмотрено сопровождение отдельных видов опасных грузов проводниками грузоотправителя или грузополучателя. Конкретная партия опасных грузов предъявляется к перевозке только теми видами отправок, которые предусмотрены действующими правилами перевозок. Возможность совместной перевозки в одном трансп. средстве опасных грузов разных классов и совместной перевозки опасных грузов с неопасными определяется по таблицам совместимости, помещенным в правилах перевозок. См. также Экологические свойства товара.

ДЕФЕКТ (defect) - каждое отдельное несоответствие изделия или выполненной работы установленным требованиям. Изделие, имеющее хотя бы один Д., является дефектным. По степени значимости различают критические, значительные и малозначительные Д. При критическом Д. использование продукции по назначению практически невозможно или недопустимо. Значительным является Д., существенно снижающий качество продукции, но допускающий ее использование. Малозначительный Д. не влияет существенно на использование продукции и ее долговечность. Д., устранение которого технически возможно и экономически целесообразно, называется устранимым, в противном случае Д. неустраним. Д. может быть явным и скрытым. Для явного Д. в нормативных документах, обязательных для контроля, установлены правила, методы и средства определения; если они не установлены. Д. считается скрытым. См. также Брак.
ДЕФИЦИТ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (material resources shortage) - нехватка ресурсов материальных для выполнения заказов поставщиками и посредниками для изготовления и поставки или для удовлетворения спроса населения на товары народного потребления вследствие недостаточного развития произ-ва, недопоставок, ограниченности ассортимента, глобального истощения сырьевых ресурсов и др., Устранение дефицита возможно, напр., путем повышения эффективности материальных ресурсов, вовлечения в оборот запасов неликвидных средств произ-ва, улучшения взаимодействия торговых пр-тий с пром-стью (см. Метод быстрого реагирования) и т.д. Явление Д.м.р., как показывает мировая практика, свойственно и командной и рыночной экономике, хотя в обоих случаях его сущность различна. Полное удовлетворение спроса по ассортименту, кол-ву и в требуемые сроки в ряде случаев невозможно и теоретически, т.к. связано со значительными затратами. Напр., снижение вероятности дефицита в системе снабжения запасными частями с 0, 05 до 0, 03 вызовет необходимость расширить в 3 раза номенклатуру складируемых запасных частей, что- связано с ростом затрат на формирование и хранение запасов, трансп. -заготовительных расходов и потребует значительных капитальных вложений в развитие складского хозяйства. Иначе говоря, затраты на снижение дефицита в некоторой точке превзойдут возможные потери от дефицита. Производственные потребители с целью снижения потерь от дефицита создают страховые запасы средств произ-ва, формируют резерв поставщиков-дублеров и т.д. См. также Логистическая система. Эффективность логистической системы, Страхование от простоя произ-ва.
ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ СИСТЕМА СНАБЖЕНИЯ (decentralized supplies system) - получение, погрузка и доставка материалов работниками цехов-потребителей. Для получения материала со склада отдела снабжения предварительно оформляется требование, в котором указывается подлежащее отпуску кол-во материалов. Такой способ получения материалов требует больших затрат времени и средств, чем при активной системе снабжения. Поэтому Д.с.с. целесообразна при получении материалов с небольшой потребностью, разового или случайного потребления производственного. Для сокращения затрат времени рекомендуется направлять требования в отдел снабжения заблаговременно или оформлять месячные лимитные карты, лимитные ведомости. См. Лимитирование отпуска материалов в произ-во.
ЗАПАСЫ (inventory, stock) - находящиеся на разл. стадиях произ-ва ППТН, изделия народного потребления и др. товары, ожидающие вступления в процесс личного потребления или потребления производственного. Ед. измерения 3. могут быть абс. (в натуральном или ден. выражении) или относительными (в днях и т.п. потребления или в % в годовой, квартальной и т.д. потребности). В отличие от материального потока 3. являются моментной величиной. В логистике одним из объектов исследования являются 3., анализ которых ведется с применением матем. аппарата запасов теории.
ИЗДЕРЖКИ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ (logistical costs) - затраты на выполнение логистических операций (складирование, транспортировка и т.д.; сбор, хранение и передача данных о заказах, запасах, поставках и т.п.). По своему экон. содержанию И.л. частично совпадают с издержками произ-ва, издержками трансп., затратами по завозу товаров, затратами по отправке товаров, издержками хранения, расходами на тару и другими составляющими издержек обращения. И.л. в масштабе отдельно взятой фирмы обычно исчисляются в процентах от суммы продаж, в стоимостном выражении в расчете на ед. массы сырья, материалов, готовой продукции и др. (напр., долл./тонну материальных ресурсов), в процентах от стоимости чистой продукции; в общенациональном масштабе - в процентах от валового национального продукта (напр., в 1989 г. в США И.л. составляли 11, 1 % от стоимости валового национального продукта). Важнейшими составляющими И.л. являются трансп.-заготовительные расходы (в США - примерно 60 % от суммы И.л.), а также затраты на формирование и хранение запасов. Индексы и ряды динамики И.л. регулярно публикуются в отдельных периодических изданиях по логистике. См. Логистика, разд. " Периодические и продолжающиеся издания по логистике".

ИЗДЕРЖКИ ХРАНЕНИЯ (storage costs) - разновидность издержек обращения и издержек логистических; затраты, связанные с обеспечением сохранности продукции. И.х. являются доп. издержками, вызванными продолжением процесса произ-ва в сфере обращения, т.е. носят производительный характер. Однако производительными И.х. будут только при хранении нормативного объема запасов продукции, необходимого для обеспечения непрерывности произ-ва. В И.х. входят затраты по содержанию складов, зарплата складского персонала, недостача продукции в пределах норм естественной убыли, адм.-управленческие и др. расходы. Важнейшими направлениями сокращения И.х. являются: механизация складских операций, ускорение товарооборачиваемости, сокращение доли ручного труда, обеспечение сохранности материалов и др. И.х. составляют 10-41 % от затрат на формирование и хранение запасов.
КАРТОЧКА СКЛАДСКОГО УЧЕТА МАТЕРИАЛОВ (inventory control ledger card; warehouse inventory record card) - форма первичной документации для пр-тий и орг-ций, применяемая для учета движения материалов на складе. Открывается бухгалтерией на каждое наименование материала при инвентаризации на основании актов-описей инвентаризации или при поступлении товара, на который еще отсутствует номенклатурный номер, и передается зав. складом под расписку. Допускается открытие карточек зав. складом, учетчиками, товароведами, но они должны подтверждаться подписями бухгалтера.
КАСТОМИЗАЦИЯ (customization) - придание продукции свойств и параметров в соответствии с заказом конкретного потребителя. Напр., в пром-сти К. представляет набор технол. и логистических операций, позволяющий сочетать принципы произ-ва массового и произ-ва единичного. К. заключается в комплектации продукции массового произ-ва (напр., легкового автомобиля) отдельными элементами, комплектующими изделиями (напр., сиденьями с обивкой из кожи определенного цвета) или доп. принадлежностями (напр., стерео-магнитофоном определенной марки) по заказу конкретного покупателя.
КОНТЕЙНЕР (container) - предмет трансп. оборудования: а) имеющий постоянный характер и поэтому достаточно прочный, чтобы быть пригодным для многократного использования; б) спец. конструкции, позволяющей осуществлять удобную перевозку грузов одним или несколькими видами транспорта без промежуточной разгрузки; в) снабженный приспособлениями, обеспечивающими его быструю перегрузку, в частности передачу с одного вида.транспорта на др.; г) изготовленный т.о., что его можно легко разгружать и загружать; д) имеющий внутр. объем не менее 1 м См. также Двадцатифутовый эквивалент.
КОНТЕЙНЕРНЫЙ ТЕРМИНАЛ (container terminal) - спец. комплекс сооружений и техн. устройств при пр-тии транспорта общего пользования, торговом пр-тии, пром. пр-тии и т.д., организационно взаимоувязанных и предназначенных для выполнения логистических операций, связанных с приемом, перегрузкой, хранением, сортировкой контейнеров, а также коммсрчсско-информационным обслуживанием грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков и др.

АРКИРОВКА (marks) - надписи и условные знаки, наносимые на тару или упаковку для опознания груза и характеристики способов обращения с ним при транспортировании, хранении и перегрузочных работах. М. позволяет установить связь между грузом и перевозочным документом, а также отличить одну партию груза от др. М. должна содержать основные, доп. и информационные надписи и манипуляци-онные знаки. Основные надписи содержат данные о контракте, номер грузового места и число мест в партии, пункт назначения и др. сведения, доп. надписи - наименование грузоотправителя и пункт отправления груза. Информационные надписи характеризуют массу грузового места, нетго и брутто в килограммах, а также его габаритные размеры и объем в кубических метрах (последние два показателя в том случае, если длина, ширина или диаметр грузового места более 1 м). Манипуляционные знаки предназначены для обозначения способов обращения с грузом, вида груза и его упаковки (не кантовать; скоропортящийся груз, герметичная упаковка и др.). М. груза по назначению подразделяют да товаргую, отправительскую, трансп. и спец. Ответственность за правильность товарной М. груза несет производитель товара, отправительской М. - грузоотправитель, трансп. маркировки - перевозчик, принявший груз к перевозке, спец. М. - производитель товара или грузоотправитель. Значение основных манипуляционных знаков (рис. 5), приведены в таблице. Значения основных манипуляционных знаков Знак см. рис.5 Надпись на языке На какие грузы или в каком случае наносят знак рус. англ. а Осторожно, хрупкое Handle with care. Fragile Бьющиеся, хрупкие, ломкие, прецизионные и др. реагирующие на сотрясение изделия б Боится нагрева Protect from heat Грузы, которые следует предохранять от нагрева и солнечных лучей в Боится сырости Keep dry Подверженные воздействию влаги г Боится излучения Protect from radiation Если любой из видов лучистой энергии может влиять на свойства груза или изменять их Д Боится мороза Protect from freezing Если понижение температуры ниже указанной на знаке может привести к повреждению груза или к изменению его свойств; грузы с этим знаком следует предохранять от влияния температуры ниже указанной на знаке е Скоропортящийся груз Perishable goods Подверженные интенсивной порче Продолжение Знак см. рис.5 Надпись на языке На какие грузы или в каком случае наносят знак рус. англ. ж Герметичная упаковка Hermetically sealed Особо чувствительные к воздействию окружающей среды; знак запрещает вскрывать и повреждать тару 3 Крюками непосредственно не брать Use no hooks В мягкой таре и кипах, когда при перегрузочных работах недопустимо употребление крюков и Место стро-повки Sling here Грузы, которые можно стропить только в определенных местах к Место подъема тележкой Lift here with the tiering Если подъем тележкой в другом месте опасен либо приводит к повреждению изделия или упаковки (при подъеме груза тележка должна быть подведена в месте, указанном знаком) л Верх, не кантовать Top. Do not turn over Грузовое место, которое при любых манипуляциях должно находиться в указанном положении м Центр тяжести Centre of gravity Крупногабаритное грузовое место (его центр тяжести находится вне геометрического центра тары) н Тропическая упаковка Tropical packing Если -повреждение упаковки при перегрузочных работах, транспортировании или хранении может привести к порче груза вследствие неблагоприятного воздействия тропического климата. Обозначения: Т - знак тропической маркировки в числителе; месяц и год упаковывания в знаменателе (напр., 05-92)
НАДЕЖНОСТЬ СНАБЖЕНИЯ (reliability of supply) - гарантированность обеспечения потребителя нужными ему ресурсами материальными в течение заданного промежутка времени, вне зависимости от могущих возникнуть недопоставок, нарушений сроков доставки и т.п. Задача расчета надежности снабжения решается с применением методов теории вероятностей, теории надежности, массового обслуживания теории и др. В самом общем виде Н.с. рассчитывается как разность 1 - Ротк(0, где Ротк(t) - вероятность отказа в удовлетворении заявки потребителя. Н.с. в одноканальной логистической системе (" одно комплектующее изделие - один поставщик"; невыполнение хотя бы одним из этих поставщиков основных своих договорных обязательств приводит к простою производства у потребителя) п может быть вычислена по формуле Р = П (1-Ротк (t)), где р!, ™ (О - вероятность отказа со стороны 1-ro поставщика. Н.с. в логистических системах с избыточными структурами (по всем видам комплектующих изделий, кроме основного поставщика, имеется поставщик-дублер) может быть вычислена по формуле: п Р = 1 - П (1-Pi), где pi - надежность 1-ro поставщика. В более сложных моде- 1 = i лях надежности снабжения учитываются также зависимости между отказами (напр., имеется ли некоторый случайный фактор, могущий повлиять на надежность всех поставщиков одновременно), виды взаимодействия логистических каналов в случае отказа одного из них (все или только часть свободных в данный момент каналов переключаются на выполнение необслуженной заявки; происходит ли прерывание выполнения текущей заявки и переключение занятого канала на выполнение необслуженной приоритетной заявки и т.д.) и другие факторы. См. также Выбор и оценивание поставщика.

НЕДОПОСТАВКА (underdelivery) - поставка продукции в меньшем кол-ве, чем предусмотрено договором поставки или принятым к исполнению нарядом на данный период. Кол-во продукции, недопоставленное поставщиком или невыбранное потребителем в определенном периоде, подлежит восполнению соответственно в след, периоде. По продукции, не распределенной в плановом порядке, восполнение производится в пределах срока действия договора. Восполнение Н. производится в номенклатуре того периода, в котором она допущена. Восполнение Н. др. наименованием, входящим в данную номенклатуру промышленной продукции, допускается с согласия потребителя.
НЕДОСТАЧА (materials missing, short delivery) - несоответствие между кол-вом товарно-материальных ценностей, указанным в карточках складского учета, перевозочных документах, и фактическим наличием их. Н. устанавливается при инвентаризации или оперативной проверке путем взвешивания, обмера, поштучного счета фактического наличия и сопоставления с данными документов. Основными причинами Н. материалов являются: естественная убыль при хранении и транспортировке; отгрузка или отпуск готовой продукции в меньших кол-вах, чем указывается в документах; несоблюдение установленных правил хранения; хищения и др. Н. в пределах норм естественной убыли или вследствие стихийных бедствий списывается на издержки обращения или произ-ва. В др. случаях стоимость Н. товарно-материальных ценностей относится в установленном порядке на виновных лиц. При обнаружении Н. составляется акт коммерческий (в определенных случаях) или акт общей формы. Последний составляется получателем продукции с участием поставщика или перевозчика, а в случае их отказа - комиссией, образуемой покупателем.

НОРМЫ ПОГРУЗКИ-ВЫГРУЗКИ (loading/unloading standard rates) - нормы времени на выполнение погрузочно-разгрузочных работ (loading/unloading standard rates) - условия, определяющие кол-во ед. массы или объема груза, подлежащих погрузке-выгрузке за ед. времени. Регулируются разл. нормативными актами (см. Единые нормы выработки и времени на вагонные, автотранспортные и складские погрузочно-разгрузочные работы. М.: Транспорт, 1977) или на договорной основе. Устанавливаются раздельно для механизированного и немеханизированного способов погрузки-выгрузки и в зависимости от грузоподъемности подвижного состава (средства транспорта) и его типа. Н.п.-в. для грузов негабаритных устанавливаются по соглашению сторон. Н.п.-в. на разл. видах транспорта общего пользования имеют свою специфику. Напр., на морском транспорте Н.п.-в. могут устанавливаться в целом для судна или на каждый рабочий люк, фиксироваться в чартерах в ед. массы или объема за час, рабочий день, сутки; либо оговариваться, что грузовые операции должны производиться по обычаям портов. Время, связанное с грузовой обработкой судов, может определяться также по судо-часовым нормам (кол-во погруженного или выгруженного из судна груза в течение часов общего времени его грузового обслуживания). Судо-часовые нормы подразделяются на общие и специальные и устанавливаются с учетом конструкции и грузоподъемности судов, рода перевозимого груза и его упаковки, техн. оснащения и грузооборота причала. На автомобильном транспорте в основные Н.п.-в. также включено время, необходимое для маневрирования автомобилей и оформления перевозочных документов. В доп. Н.п.-в. включено время на взвешивание и перевешивание груза, обмер объема, пересчет грузовых мест и т.д. См. также Интенсивность грузовых работ. Оплата грузовых работ.
ОБОРОТ (turn; turn-round) - 1) в учете запасов - интервал времени (в днях) между поступлением материалов на склад и отпуском материалов в произ-во, между поступлением продукции в торговое пр-тие и ее реализацией и т.д.; 2) цикл использования грузового вагона, речного судна, контейнера и т.п., измеряемый от одной погрузки до след. Оборот грузового вагона - время полного цикла работы вагона, измеряемое от одной его погрузки до след, в сутках и часах. В цикл входят время на погрузку, формирование поезда, следование вагона в составе поезда к месту выгрузки; простои вагона на участках и сортировочных станциях и под выгрузкой на станции назначения и т.д. Среднее время оборота вагона на железных дорогах определяется отношением затрат времени рабочего парка вагонов к числу погруженных вагонов. Понятие оборота вагона различают для разных категорий вагонов: для транзитных груженых вагонов (от приема до сдачи в груженом состоянии), для груженых вагонов, поступивших под разгрузку и затем используемых под погрузку (от приема в груженом состоянии до погрузки) и т.д. На оборот вагона оказывает существенное влияние величина полного рейса вагона. Оборот речного судна рассчитывается в сутках путем деления тоннаже-суток (сило-суток) в эксплуатации на тоннаже-рейсы (сило-рейсы) и включает время на выполнение разл. операций (ходовое время, стояночное время и т.д.). Ускорение оборота влияет на сроки доставки (грузов) и себестоимость перевозок. Структура оборота тем лучше, чем выше коэф. использования грузоподъемности и ниже коэф. порожнего пробега, чем прогрессивнее нормы погрузки-выгрузки. См. также Рейс (подвижного состава, средства транспорта), Товарооборачиваемость.
ПОСТАВЩИК (supplier; vendor) - юридическое лицо, обеспечивающее к.-л. товарами др. юридическое лицо на определенных условиях (см. Базисные условия поставки, Договор поставки. Условия поставки). Поставщиком может быть изготовитель продукции или посредник, получающий продукцию от изготовителя или ДР- посредника (см. Логистическая система прямая. Логистическая система эшелонированная). Потребитель по каждому виду сырья, комплектующих изделий и др. может пользоваться услугами одного поставщика (см. Поставщик основной) или нескольких поставщиков (см. Поставщик-дублер). См. также Выбор и оценивание поставщика

ТАРА (container; tare) - 1) элемент и/или разновидность упаковки, представляющий собой изделие для размещения продукции, транспортирования, складирования и др. логистических операций (напр., контейнеры, поддоны, ящики, бочки и т.п.). Т. подразделяется на: деревянную, металлическую, стеклянную, комбинированную; крупногабаритную и малогабаритную; разовую, возвратную, оборотную (многооборотную); жесткую, мягкую и полужесткую; неразборную, разборную, складную и разборно-складную; закрытую и открытую; герметичную (изотермическую - сохраняющую заданную температуру в течение определенного времени и изобарическую - сохраняющую заданное давление) и негерметичную. Тара по функциональному назначению подразделяется на трансп. и потребительскую. Отдельную группу составляет тара-оборудование, т.е. изделие для размещения, транспортирования, хранения и продажи из него товаров методом самообслуживания. По принадлежности и условиям использования Т. классифицируется на производственную, инвентарную и складскую. Производственная Т. предназначена для внутризаводских и/или межзаводских технол. и/или логистических операций. Инвентарная Т. - это оборотная тара, являющаяся собственностью пр-тия и подлежащая возврату владельцу. Складская Т. предназначена для приемки, размещения, хранения и комплектации продукции на складе; 2) масса собственно тары и/или трансп. средства (вагона, автомобиля и т.д.); представляет разность массы брутто (сумма массы груза и тары) и массы нетто (чистая масса груза).
УПАКОВКА (packaging) - средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждения или потерь при транспортировке, складировании, при перевалке', облегчающих выполнение логистических операций', У., как правило, является носителем информации; напр., наименования товара и его изготовителя, штрихового кода, инструкции по эксплуатации, манипуляционных знаков (см. Маркировка), эко-маркировки (см. Экологические свойства товара); рекламы др. товаров того же изготовителя или рекламы продукции др. поставщика. Затраты на У. - часть издержек логистических; эти затраты могут составлять от долей процента до нескольких десятков процентов от себестоимости продукции. У. - важное средство предотвращения потерь груза сверх норм естественной убыли. У. играет также немаловажную роль и в мероприятиях маркетинга', удачный дизайн упаковки может значительно повысить объем продаж. Упаковочная пром-сть играет заметную роль в создании валового национального продукта многих высокоразвитых стран. В 1968 г. создана Всемирная орг-ция по упаковке (World Packaging Organisation, WPO) - междунар. профессиональная некоммерческая орг-ция, содействующая обмену научно-технической информацией по У. и развитию упаковочной пром-сти. Эта орг-ция объединяет свыше 50 стран. В ряде стран мира имеются специализированные научно-исследовательские и конструкторские орг-ции, работающие над проблемами У. См. также Тара.
УПАКОВОЧНЫЙ ЛИСТ (packing list) - перечень предметов, входящих в одно грузовое место (ящик, кипу и т.п.). У.л. подписывается упаковщиком и обязательно вкладывается в каждое грузовое место при отправке товаров смешанного ассортимента, а также приборов, оборудования и др.
УСЛОВИЯ ПОСТАВКИ (terms of delivery) - 1) предусмотренные договором, поставки или иным нормативным актом требования к кол-ву и качеству продукции, ее ассортименту, срокам доставки, форме оплаты, упаковке и т.д.; 2) особые условия поставки - нормативные акты, учитывающие специфику поставки товаров и средств про-из-ва в зависимости от предмета либо субъекта договора поставки. У.п. регулируют отношения, не предусмотренные общими положениями соответствующих актов гражданского права; возможные изъятия из общих положений и т.д. У.п. разрабатываются и утверждаются в установленном порядке. См. также Базисные условия поставки.

ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ ДОТАВКА (centralised delivery) - обеспечение продукцией потребителей пр-тиями (об-ниями) территориальных органов МТО по согласованным графикам транспортом общего пользования или транспортом системы МТО. Ц.д. - одна из услуг, обеспечивающая экономию затрат на содержание автотранспорта и сокращение расходов на трансп.-экспедиторское обслуживание; при этом повышается коэффициент использования грузоподъемности трансп. средств, сокращаются непроизводительные расходы, увеличивается коэффициент использования парка трансп. средств по времени, сокращается потребность в кол-ве трансп. средств. Показателем степени развития Ц.д. при снабжении складском является отношение объема централизованно доставленной продукции к общему объему отправленных грузов. Ц.д. полностью освобождает пр-тия и орг-ции от участия в транспортировке грузов и обеспечивает доставку ресурсов материальных в кол-ве, объеме и ассортименте, а также в сроки, определяемые потребностями произ-ва. Ц.д. может быть предусмотрена договорами поставки. См. также Перевозки централизованные.
ЯРЛЫК (label, tag) - 1) Изготовленная из картона, фанеры или др. материала бирка унифицированной формы, заполняемая на каждый шифр товарно-материальных ценностей на складе и прикрепляемая к ячейке стеллажа. 2) Изготовленный из бумаги или др. материала бланк определенной формы и размеров, прикрепляемый к продукции или ее упаковке или являющийся элементом продукции (упаковки); может содержать товарный знак, наименование продукции, штриховой код, маркировку, гарантийный срок хранения и т.п.
ЯЧЕЙКА СТЕЛЛАЖА (storage bin) - часть стеллажа, ограниченная стойками, полками, стенками.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.