Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деловые и хозяйственные ситуации, используемые при проведении практических занятий






Деловая игра по организации складского хозяйства (при различных вариантах развития проблемных ситуаций)

Данная деловая игра является инструментом экономического обучения студентов коммерческого факультета. Деловая игра обес­печивает активное формирование навыков управления складс­ким хозяйством. Это практический метод в учебном процессе, метод профессиональной подготовки, повышающий экономи­ческую и социальную эффективность при выборе возможных ва­риантов осуществления процесса управления складским комп­лексом.

Проведение деловой игры должно выявить факторы и источ­ники, способствующие повышению темпов функционирования всех звеньев логистической цепи в системе управления складским хозяйством. В процессе проведения деловой игры проверяются и рационализируются информационные потоки и построенные ком­муникационные сети, которые должны обеспечивать как прямую, так и обратную связь между складским комплексом и оптовыми потребителями посредством обмена справочной, нормативной, плановой, управленческой, учетной и технической информаци­ей, характеризующей движение материально-технических ресур­сов в складском хозяйстве. При подведении итогов — результатов деловой игры должны быть подготовлены определенные рекомен­дации, направленные на совершенствование отдельных сторон деятельности складского комплекса, в частности по приемке, складированию, хранению и отпуску материально-технических ресурсов организациям-потребителям, или в целом по совершен­ствованию организации, планирования и управления складским хозяйством.

Для данной деловой игры главным является то, что она про­водится по разработанным правилам и алгоритмам, которые ис­пользуются в процессе принятия решений. Так, в деловой игре

приводятся полностью разработанная и отлаженная блок-схема движения поступающей (входной) информации, а также блок-схема итераций процесса принятия решений. В свою очередь, игровое имитационное моделирование, в отличие от других методов ак­тивного обучения, является системой, которая включает эле­менты самонастройки, саморегулирования и самообучения.

Что касается процесса выработки и реализации конкретных решений, то он состоит из следующих основных элементов.

1. Исходная позиция — конкретно создавшаяся ситуация (ситуа­ции) в том или ином звене логистической цепи движения мате­риально-технических ресурсов в складских операциях.

2. Стратегия решения — нахождение способа (способов) дос­тижения поставленных целей и выработка основных критериев выбора конкретных решений.

3. Прогнозирование результатов — планирование отдельных пози­ций исходя из возможного влияния различных факторов на ко­личественное или качественное их изменение в будущих перио­дах.

4. Информационный цикл — определение перечня необходимой информации, установление ее источников и поиск, сбор, клас­сификация и статистическая обработка информации, анализ по­лученных данных.

5. Уточнение прогноза — возможная корректировка планируе­мых ранее отдельных позиций, результатов и направлений на ос­новании анализа собранных фактических данных.

6. Разработка решения — составление различных альтернатив­ных вариантов решения, а также экономико-организационная и техническая оценка предлагаемых вариантов, и в заключение — выбор оптимального варианта решения по основным оценочным факторам, критериям и показателям.

7. Оформление решения — документальное оформление решения ситуационной задачи в виде пояснительной записки (текстовая часть) и графических материалов (формулы, графики, диаграм­мы, схемы и рисунки).

Преимущество данной деловой игры, основанной на имита­ционном моделировании, состоит в наглядности представления состояния субъектов игровой ситуации в результате принятия того или иного решения. Кроме этого, игра характеризуется использо­ванием переменного масштаба времени, так как помимо реаль­ного масштаба применяется перспективный, более сжатый масш­таб времени (деловая игра позволяет «жить быстрее»). В свою оче­редь, в игре постоянно повторяются ситуации, уже встречающиеся в практике. Учет накопленного практического опыта позволяет принимать решения в условиях изменения во времени плановых, организационных и управленческих установок и соответствующей исходной информации.

Важным моментом в деловой игре являются ее конструктивные элементы.

1. Участники игры — студенты, являющиеся основными субъектами
игры и принимающие экономико-организационные и плановые решения в различных ситуациях поведения объекта деловой игры.

2. Правила игры — свод актов нормативного, организационного
и правового характера, который, с одной стороны, ограничивает

действия игроков, вводя ограничения определенных параметров, а с другой стороны, направляет процесс игры в необходимом дляданной хозяйственной системы направлении.

3. Информационный массив — совокупность информационных и
коммуникационных сетей, имеющих в своем распоряжении нор
мативно-справочную информацию, отражающую состояние и движение моделируемой хозяйственной системы.

В целом проведение деловой игры прежде всего позволяет приобрести необходимый опыт принятия оптимальных решений в ус-

ловиях рыночных отношений и при этом освоить практические навыки оценки экономической эффективности принимаемых решений. Кроме этого, деловая игра позволяет определить взаимо­связь принимаемых решений и конечных результатов, которые будут получены в будущем после принятия того или иного реше­ния. В итоге на участников данной деловой игры возлагаются та-

кие обязанности и требования, которые позволяют повысить их профессиональный уровень как будущих специалистов в области логистики.

Теоретические основы деловой игры

В настоящее время в России субъектами хозяйствования во многих сферах (включая оптовую торговлю) являются экономически и юридически обособленные хозяйственные системы различных форм собственности, характеризующиеся следующими признаками и чертами, без наличия которых невозможно нормальное функционирование рыночной экономики.

1. Необходимая степень экономической и юридической самостоятельности хозяйственных систем, которая заключается в сле­дующем: право самостоятельно формировать производственно-хозяйственную программу исходя из динамики спроса; свобода выбора контрагентов поставки и посредников; право устанавли­вать договорные, контрактные и рыночные цены в рамках цено­вой политики государства; право распоряжаться произведенной продукцией и услугами, ресурсами и доходами.

2.Обязательное смягчение, а затем и последующая ликвидация монопольного диктата поставщиков и посредников, а именно: создание и поощрение деятельности параллельно функционирующих предприятий путем их вовлечения в конкурентные отношения; предоставление возможности действующим организациям расширять диапазон своей производственно-хозяйственной или посреднической деятельности; переориентация производителя на изготовление и реализацию продукции, которая в данный период времени пользуется повышенным спросом.

3. Отражение в цене не только общественно необходимых затрат, но и степени общественной полезности производимых товаров и оказываемых услуг, что выражается в следующем: при куп­ле-продаже любого вида продукции и услуг их общественная по­лезность должна фиксироваться в платежеспособном спросе на эту продукцию и услуги; дополнительные доходы, возникшие за счет разницы между общественно необходимыми затратами на производство продукции или услуги и ценами, должны распределяться пропорционально доле участия рыночных контрагентов в общем объеме реализации.

4. Невмешательство распорядительных центров всех уровней в производственно-хозяйственную деятельность первичных хозяй­ственных систем, а именно: распорядительные центры должны сосредоточить свои усилия на разработке принципов организации, отладке и последующей корректировке рыночного механиз­ма саморегулирования; косвенное регулирование рыночной экономики распорядительными центрами должно достигаться с помощью экономических нормативов — политики цен, тарифной политики, арендных и рентных отношений, налоговой полити­ки, финансово-кредитных рычагов.

В этой связи отметим, что в системе рыночных отношений торговля является крупной и важной сферой экономики. Она представляет собой типичную системную отрасль, решающую не только задачи, связанные со сменой товаровладельцев (закупочно-сбытовые операции), но и задачи физического обеспечения потреби­телей материально-техническими ресурсами транспортно-склад-ские операции). Торговле принадлежит роль организатора систе­мы логистического распределения продукции.

К числу главных особенностей оптовой торговли, отличающих ее от торговли розничной, относится, в первую очередь, боль­шой набор выполняемых ею функций. Не менее существенно и то обстоятельство, что оптовая торговля проявляет интерес к закупкам и реализации как средств производства, так и предметов потребления. При этом широта набора логистических функций, выполняемых оптовой торговлей, тесно связана с тем, что она одновременно обслуживает потребности предприятийпроизводителей и розничной торговли.

Предприятия оптовой торговли ведут интенсивное логистическое изучение рынка и дают рекомендации производителям относи­тельно характера, ассортимента, количества и качества товаров, пользующихся наибольшим спросом, об условиях и сроках их

поставки. Параллельно, опираясь на результаты изучения рынков, на оценки текущего состояния и прогнозы потребительского спроса, предприятия оптовой торговли информируют розничную торгов люоб источниках предложения перспективных товаров. При этом розничной торговле предоставляется информация о качестве этих товаров, их конкурентоспособности и объеме производства в соответствии с имеющимся спросом.

Организация и порядок проведения деловой игры

Организационная часть проведения настоящей деловой игры включает три основных последовательно осуществляемых этапа. Первый этап — подготовительный (ознакомление с первичной исходной информацией, определение цели и задач деловой игры). Второй этап — игровой (рассмотрение возможных вариантов реа лизации цели и поставленных задач). Третий этап — заключительный (выбор и обоснование варианта реализации цели и задач, подведение окончательных итогов деловой игры).

Для более эффективного проведения деловой игры студенты делятся на три самостоятельные группы. Первая группа выпол­няет практически все обязанности производственно-транспорт­ного отдела, решая текущие (оперативные) и плановые (перс­пективные) задачи, входящие в функции данного отдела. Эта группа проводит работу, заключающуюся в анализе ситуации, и на ос­нове имеющейся первичной информации предварительно оцени­вает возможности реализации различных (иногда альтернативных) вариантов, предложенных по результатам анализа ситуации. Здесь же выполняются экономические расчеты, результаты которых представляются заместителю директора объединения по органиации производственно-складской деятельности.

Вторая группа выполняет обязанности заместителя дирек­тора объединения по организации производственно-складской деятельности. Здесь осуществляется детальный анализ проведенных расчетов, а также готовится подробная докладная записка, кото­рая представляется руководству складского комплекса. Третья группа выполняет обязанности технического отдела складского комплекса. Здесь принимается экономическое обоснование вари­антов решения ситуации в виде докладной записки и проверяется правильность проведенных расчетов. В результате формулируются выводы о целесообразности мероприятий, подлежащих реализа­ции в практической работе складского комплекса.

В ходе деловой игры студенты рассчитывают потребность в не­обходимом технологическом оборудовании, применяемом в складских операциях, а также определяют потребность в подъемно-транс­портном оборудовании, обслуживающем складской комплекс. Кроме этого, должны быть рассчитаны необходимые грузовые площади склада, достаточные для хранения запланированных объемов ма­териально-технических ресурсов в стеллажах, определена потреб­ность в различного рода таре и контейнерах, необходимых для доставки грузов, а также потребность в рабочей силе (дифферен­цировано по специальностям и уровню квалификации). В итоге должен быть рассчитан комплекс технико-экономических пока­зателей, характеризующих нормальное функционирование склад­ского комплекса.

На заключительном этапе деловой игры в процессе дискутиро-вания подводятся итоги ее проведения. При этом анализируются и обсуждаются мероприятия экономического, организационно­го, планового, управленческого и технического характера по повышению эффективности функционирования складского комплекса. В проведение дискуссии вовлекаются все участники дело­вой игры.

Задание по деловой игре

С переводом значительной части промышленных предприя­тий и производственных объединений, акционерных обществ и частных компаний, предприятий и организаций различных форм собственности на материально-техническое снабжение через систему оптовой торговли планируется значительное увеличение объема складской реализации для магазинов-складов мелкооп­товой торговли. В этой связи необходимо разработать ряд дей­ственных организационно-экономических и технических меро­приятий, обеспечивающих постоянное увеличение объема склад­ской реализации материально-технических ресурсов. В свою оче­редь, необходимо провести соответствующие технико-экономи­ческие расчеты, подтверждающие обоснованность и эффектив­ность разработанных организационно-экономических и технических мероприятий по совершенствованию функционирования складского комплекса.

В деловой игре рассматривается несколько модельных ситуа­ций, имитирующих производственно-хозяйственный процесс в складском хозяйстве в реальном масштабе времени. Конкретно рассматриваются три ситуации.

Ситуация 1. Произошло изменение структуры запасов храни­мых на складе материально-технических ценностей, что нашло отражение в сводной ведомости размещения продукции (табл. 6.1). В 1998 г. на складе увеличились запасы по следующим позициям:

• метизной продукции — с 48, 3 до 58, 3 т, в том числе по пози­ции 22 соответственно — с 20, 0 до 30, 0 т;

• продукции цветной металлургии — с 2, 5 до 20, 0 т, в том числе по позиции 16 соответственно — с 2, 5 до 20, 0 т.

Ситуация 2. Оборачиваемость материально-технических ресур­сов ускорилась на 2 дня за счет проведенных мероприятий по со­вершенствованию организации функционирования складского комплекса и централизованной доставки материально-техничес­ких ресурсов, а также более оперативного оформления сопрово­дительных приходно-расходных документов.

Ситуация 3. В результате технического перевооружения была про­изведена замена электропогрузчика типа ЭП-1008 на более вы­сокоскоростной и экономичный электропогрузчик типа ЭП-1009 (грузоподъемностью 1 т, с высотой подъема груза до 4, 5 м, скоро­стью передвижения по складу до 12 км/час и скоростью подъема груза до 13, 5м/мин.).

Для проведения необходимых расчетов в качестве исходных данных предлагается ряд информационных массивов, позволяющих рассчитать основные показатели работы складского комплекса и предложить соответствующие мероприятия по совершенствованию организации, планирования и управления складскими операция­ми. Информационные массивы включают следующие данные:

• характеристика складского объекта;

• характеристика технологического процесса грузопереработки;

• территориальное размещение продукции на складе;

• характеристика технологического оборудования;

• характеристика подъемно-транспортного оборудования;

• расчет потребности в рабочей силе;

• общая потребность в складской таре;

• основные технико-экономические показатели работы склада.
Теперь рассмотрим поочередно приведенные выше информа­
ционные массивы с их содержательной стороны.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.