Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






в теории Л. С. Выготского






 

Л С. Выготский также подходил к подростковому периоду как к историческому образованию. Как и Л. П. Блонский, он считал, что особенности протекания и продолжительность подросткового возраста заметно варьируют в зависимости от уровня развития общества. Согласно взглядам Л. С. Выготского, подростковый возраст - это самый неустойчивый и изменчивый период, который отсутствует у дикарей и при неблагоприятных условиях " имеет тенденцию несколько сокращаться, составляя часто едва приметную полоску между окончанием полового созревания и наступлением окончательной зрелости".

В 20-30-х годах в России был собран и проанализирован большой фактический материал, характеризующий отрочество в разных социальных слоях и группах (среди рабочих, крестьян, интеллигенции, служащих, кустарей), у подростков разных национальностей и у беспризорных (работы Н А. Рыбникова, В. Е. Смирнова, И А. Арямова и других). Обобщая эти все исследования в этой области, Л. С. Выготский пришел к выводу о том, что в подростковом возрасте структура возрастных потребностей и интересов определяется в основном социально-классовой принадлежностью подростка. Он писал: " Никогда влияние среды на развитие мышления не приобретает такого большого значения, как именно в переходном возрасте. Теперь по уровню развития интеллекта все сильнее и сильнее отличаются город и деревня, мальчик и девочка, дети различных социальных и классовых слоев".

Многосторонний анализ подросткового возраста в европейской и американской психологии развития составляет необходимый фон для раскрытия и понимания новых тенденций в изучении отрочества, которые намечаются в культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и его школы.

Л. С. Выготский подробно рассматривал проблему интересов в переходном возрасте, называя ее " ключом ко всей проблеме психологического развития подростка". Он писал, что все психологические функции человека на каждой ступени развития, в том числе и в подростковом возрасте, действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые конкретными, отложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами.

В подростковом возрасте, подчеркивал Л. С. Выготский, имеет место период разрушения и отмирания старых интересов, и период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы. Он писал: " Если в начале фаза развития интересов стоит под знаком романтических стремлений, то конец фазы знаменуется реалистическим и практическим выбором одного наиболее устойчивого интереса, большей частью непосредственно связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком".

Л. С. Выготский перечислил несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков, которые он назвал доминантами:

— «эгоцентрическая доминанта» (интерес подростка к собственной личности);

— «доминанта дали» (установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние);
— «доминанта усилия» (тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других негативных проявлениях);

— «доминанта романтики» (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму).

Л. С. Выготский, как и Ж. Пиаже, особое внимание обращал на развитие мышления в подростковом возрасте. Главное в развитии мышления овладение подростком процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения. По словам Л. С. Выготского, функция образования понятий лежит в основе всех интеллектуальных изменений в этом возрасте. Глубокие, фундаментальные изменения, прежде всего, происходят в содержании мышления подростка. Переход к мышлению в понятиях раскрывает перед подростком мир объективного общественного сознания, мир общественной идеологии. С образованием понятий подросток начинает лучше понимать и самого себя, свой внутренний мир. Одновременно с этим его внимание во все большей степени начинает направляться на других людей. " Понимание действительности, понимание других и понимание себя - вот что приносит с собой мышление в понятиях",
- писал он.

Изменения в содержании мышления неизбежно ведет к изменению его формы. Используя понятия из философии Г.-Ф. Гегеля, Л.С. Выготский подчеркивает: " Мышление ребенка - это рассудочное мышление. Мышление подростка - разумное мышление".
В подростковом возрасте формируется логическое мышление, которое Л.С. Выготский определяет как " понятие в действии". Анализируя исследования других ученых, (в частности, ранние работы Ж. Пиаже), Л.С. Выготский делает обобщения, опережающие его время; обобщения, к которым цитируемый им автор придет спустя десятилетия.

В концепции Л.С. Выготского интеллектуальное развитие в подростковом возрасте определяет все без исключения изменения, происходящие в психологии подростка, в его личности и мировоззрении. Психические функции в этом возрасте представляют собой сложную иерархическую систему, где центральной или ведущей функцией является функция образования понятий, а все остальные функции интеллектуализируются, перестраиваются под влиянием мышления. Так, по словам Л.С. Выготского, развитое восприятие накладывает на действительность сетку упорядочивающих логических категорий; это всегда осмысленное восприятие. У ребенка интеллект - это функция памяти, у подростка память - это функция интеллекта. Ребенок думает, припоминая, подросток вспоминает, думая. " Ребенок, становясь подростком, - пишет Л.С. Выготский, - переходит к внутренней психотехнике, которую обычно называют логической памятью или внутренней формой опосредованного запоминания". Мышление в понятиях, по Л.С. Выготскому, связано со свободой и намеренностью действий. Он повторяет слова философа: " Язык мышления есть язык свободы".

Согласно Л. С. Выготскому, существенные изменения происходят в этом возрасте и в развитии воображения. Под влиянием абстрактного мышления воображение " уходит в сферу фантазии". Фантазия подростка, по словам Л.С. Выготского, движется от наглядного образа через понятие к воображаемому образу. Однако самой важной особенностью фантазии в переходном возрасте является ее раздвоение на субъективное и объективное воображение. Говоря о фантазии подростка, Л. С. Выготский отмечал, что " она обращается у него в интимную сферу, которая скрывается обычно от людей, которая становится исключительно субъективной формой мышления, мышления исключительно для себя". Подросток прячет свои фантазии " как сокровеннейшую тайну и охотнее признается в своих проступках, чем обнаруживает свои фантазии".

Однако " именно в фантазиях подросток впервые нащупывает свой жизненный план" и " творчески приближается к его построению и осуществлению". В подростковом возрасте психические процессы впервые приобретают личный характер. Теперь, подчеркивает
Л.С. Выготский, " человек сам осознает себя как известное единство". Формирование личности - одно из самых последних изменений в подростковом возрасте - Л.С. Выготский связывает с развитием рефлексии и самосознания. Рефлексия, в понимании Л.С. Выготского, - это отражение собственных процессов в сознании подростка. Развитие рефлексии у подростка, писал он, не ограничивается только внутренними изменениями самой личности, в связи с ее возникновением для подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей. Возникновение самосознания, по
Л.С. Выготскому, означает переход к новому принципу развития - к овладению внутренней регулировкой психических процессов и поведения в целом. Л.С. Выготский определяет самосознание как социальное сознание, перенесенное внутрь. Теперь, по его словам, " функции вступили в новую связь через личность". Развитие самосознания, как никакая другая сторона душевной жизни, считал Л.С. Выготский, зависит от культурного содержания среды. Именно поэтому личность " не есть что-то постоянное, извечное, само собой разумеющееся, но есть историческое образование, характерное для известной ступени и формы развития" и состоит в том, что он становится их субъектом.

Л. С. Выготский отмечал также еще два новообразования возраста. Это развитие рефлексии и на ее основе самосознания. Развитие рефлексии у подростка, писал он, не ограничивается только внутренними изменениями самой личности, в связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей. Развитие самосознания, как никакая другая сторона душевной жизни, считал Л. С. Выготский, зависит от культурного содержания среды.

В соответствии с теорией деятельности подлинное рождение личности выступает как событие, которое меняет ход всего последующего психического развития. Теперь на каждом повороте жизненного пути человеку нужно от чего-то освобождаться и что-то делать из себя, утверждая свою собственную человеческую жизнь. В подростковом возрасте становление личности прямо связано с осознанием себя как личности. Проблема самосознания личности не сводится к знанию человека о самом себе, самосознание - это осознание себя в системе общественных отношений. Деятельность общения чрезвычайно важна для формирования личности в полном смысле этого слова. В этой деятельности формируется основное новообразование подросткового возраста - самосознание или, другими словами, социальное сознание, перенесенное внутрь. По Л.С. Выготскому, это и есть самосознание. Сознание означает совместное знание. Это знание в системе отношений. А самосознание - это общественное знание, перенесенное во внутренний план мышления.

 

Заключение

Таким образом, Л.С. Выготский в своей теории о подростковом возрасте, опираясь на работы других ученых, собрал и проанализировал большой фактический материал, характеризующий отрочество в разных социальных слоях и группах. Он подходил к подростковому периоду как к историческому образованию.

Л С. Выготский одним из первых обозначил роль среды и уровня развития общества в формировании подростка, в их влиянии на особенности протекания и продолжительность подросткового возраста. Л. С. Выготский пришел к выводу о том, что в подростковом возрасте структура возрастных потребностей и интересов определяется в основном социально-классовой принадлежностью подростка.

Подростковый возраст, по словам Л.С.Выготского, не может быть охвачен одной формулой. Для этого должны быть изучены внутренние движущие силы и противоречия, присущие данному этапу психического развития, и проанализирован весь симптомокомплекс подросткового возраста.

Им выделены были несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков, названные доминантами.

В концепции Л.С. Выготского интеллектуальное развитие в подростковом возрасте определяет все без исключения изменения, происходящие в психологии подростка, в его личности и мировоззрении. Он рассматривает развитие в подростковом возрасте мышления, интеллект, рефлексию и самосознание.

Большое значение имеет утверждение Л.С. Выготского о том, что формирование личности – это одно из самых последних изменений в подростковом возрасте. Подлинное рождение личности выступает как событие, которое меняет ход всего последующего психического развития.

 

Список литературы

 

1. Ильенков Э.В. Что такое личность? - М., 1991 г.

2. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды, 1989 г.

3. Цукерман Г.А. Психология саморазвития задача для подростков и их педагогов Москва-Рига, 1995 г.

4. Психология подростка. Хрестоматия /Фролов Ю.И., - М., Российское педагогическое агентство, 1997 г.

5. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов. Радугин А.А. Москва, 1997 г.

6. Интернет-ресурсы. https://bibliopsy.mospsy.ru

7. Интернет-ресурсы. https://psyera.ru

8. Интернет-ресурсы. https://www.bibliofond.ru

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.