Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Срок сдачи расчетно-графической работы на кафедру “____”__­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­____201_ г.






6. Задание выдал:

консультант, к.т.н., старший преподаватель С.Н. Поезжалова ______ __________ 2014 г.

/ подпись / / дата /

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

  Задание  
  Введение  
1. Основные требования к разработке проектной технологической документации  
  1.1.Требования к единой технологии согласно ГК РФ  
  1.1.Требования ЕСТД к разработке технологической документации  
  1.3. Стадии разработки технологической документации  
2. Законы и закономерности развития высоких и критических технологий в авиадвигателестроении  
  2.1. Высокое и критические технологии  
  2.2. Закономерности смены поколений авиационной техники  
3. Разработка базы данных патентных документов проекта единой технологии  
  3.1. Анализ патентной информации  
  3.2. Формирование единых технологий авиационных двигателей нового поколения  
  Заключение  
  Список использованной литературы  
     

Введение

 

Актуальность данной работы определяется задачами перехода высшего профессионального образования к инновационным образовательным программам.

В плане сказанного данная расчетно-графическая работа ориентирована на выполнение учебного инновационного проекта в виде предварительного проекта технологической документации, содержащего описание высокой (критической) технологии, или технического предложения к узловой технологии авиационного двигателя, которые обеспечивают повышение конкурентоспособности ГТД.

Цели и задачи – освоение современных методик системотехнического проектирования высоких и критических технологий.

Научно-методический уровень данной работы определяется:

- использованием научных законов и закономерностей смены поколений техники и технологий;

- применением высоких и критических технологий для решения задач создания конкурентоспособной продукции на основе технологического обеспечения авиационных двигателей нового поколения.

Практическая полезность данной работы заключается в возможности использования полученных результатов и аналитических данных для промышленной деятельности на авиадвигателестроительных предприятиях и/или выполнения выпускной квалификационной работы (дипломного проекта).

1.ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РазработкЕ проектной технологической документации

1.1. ТРЕБОВАНИЯ К ЕдинОЙ технологиИ СОГЛАСНО ГК РФ

Единой технологией признается выраженный в объективной форме результат научно-технической деятельности, который включает в том или ином сочетании изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ или другие результаты интеллектуальной деятельности, подлежащие правовой охране в соответствии с правилами Гражданского кодекса РФ[1], и может служить технологической основой определенной практической деятельности в гражданской или военной сфере (единая технология).

Право использовать результаты интеллектуальной деятельности в составе единой технологии как в составе сложного объекта принадлежит лицу, организовавшему создание единой технологии (право на технологию) на основании договоров с обладателями исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, входящих в состав единой технологии. В состав единой технологии могут входить также охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, созданные самим лицом, организовавшим ее создание.

Лицу, организовавшему создание единой технологии за счет или с привлечением средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации (исполнителю), принадлежит право на созданную технологию, за исключением случаев, когда это право принадлежит Российской Федерации или субъекту Российской Федерации.

Лицо, которому принадлежит право на технологию, обязано осуществлять ее практическое применение (внедрение). Согласно действующему законодательству правовые аспекты использования единой технологии определяются следующими положениями[2].

1. Передача права на единую технологию осуществляется по результатам проведения открытого конкурса или аукциона на право заключения договоров о передаче прав на единые технологии. Передача права на единую технологию по результатам проведения закрытого конкурса или аукциона на право заключения договоров о передаче прав на единые технологии осуществляется в случае, если сведения о единой технологии составляют государственную тайну.

2. По общему правилу передача права на единую технологию осуществляется по результатам проведения конкурса на право заключения договора об отчуждении права на единую технологию. В случае невозможности отчуждения права на единую технологию на конкурсной основе в связи с признанием конкурса несостоявшимся передача права на единую технологию осуществляется по результатам проведения аукциона на право заключения договора об отчуждении права на единую технологию.

3. Передача права на единую технологию может осуществляться по результатам проведения конкурса на право заключения лицензионного договора о предоставлении права на использование единой технологии (далее также - лицензионный договор) на условиях предоставления простой (неисключительной) лицензии. Передача права в данной ситуации происходит в случае, если единая технология связана непосредственно с обеспечением обороны и безопасности Российской Федерации и необходимость сохранения этих прав за Российской Федерацией не утрачена. В случае невозможности передачи права на единую технологию на конкурсной основе, в связи с признанием такого конкурса несостоявшимся передача права на единую технологию осуществляется по результатам проведения аукциона на право заключения лицензионного договора на условиях предоставления простой (неисключительной) лицензии.

4. Организаторами открытых или закрытых конкурсов либо аукционов на право заключения договоров о передаче прав на единые технологии являются лица, осуществляющие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации распоряжение правами на единые технологии, либо специализированные организации, действующие на основании договоров с лицами, осуществляющими от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации распоряжение правами на единые технологии.

5. Победителем конкурса на право заключения договора об отчуждении права на единую технологию или лицензионного договора признается лицо, предложившее лучшие условия практического применения (использования, внедрения) единой технологии на территории Российской Федерации, в том числе лучшие планируемые экономические или иные показатели практического применения единой технологии.

6. Победителем аукциона на право заключения договоров о передаче прав на единые технологии признается лицо, предложившее наиболее высокое вознаграждение за отчуждаемое право на единую технологию по договору о его отчуждении или наиболее высокое вознаграждение по лицензионному договору с соблюдением условий, установленных статьей 6 настоящего Федерального закона.

7. Договоры о передаче прав на единые технологии заключаются с победителями конкурсов или аукционов на право заключения договоров о передаче прав на единые технологии не позднее чем в течение двадцати дней со дня подведения итогов таких конкурсов или аукционов.

Доходы от использования технологии, право на которую принадлежит совместно нескольким правообладателям, а также от распоряжения этим правом распределяются между правообладателями по соглашению между ними. Доходы от использования части технологии поступают лицу, обладающему правом на данную часть технологии.

Единая технология должна иметь практическое применение (внедрение) преимущественно на территории Российской Федерации.

Для разработки в инновационном проекте единой технологии можно воспользоваться следующими положениями создания технологической документации.

1.2. Требования ЕСТД к разработке технологической документации

Комплекты технологической документации, обеспечивающие конкуренто­способность изделий машиностроения (рис.1.1) должны выполняться в соответствии с требованиями Единой системой технологической документации (ЕСТД)[3]. В ней приняты следующие правила применения комплектов технологической документации, которые увязаны с этапами и стадиями НИОКР или конструкторской подготовки производства.

Во-первых, на стадии разработки конструкторской документации технического предложения технологическую документацию разрабатывать не принято. Стадиям эскизного и технического проектирования нового изделия ставится в соответствие разработка предварительного проекта технологической документации. Кон­структорской документации опытного образца ставится в соответствие технологическая документация опытного образца (партии). Конструк­торской документации серийного или массового производства продукции соответствуют комплекты технологической документации серийного или массового производства, включая директивную технологическую доку­мен­тацию. Технологическую документацию едини­ч­ного производства разрабатывают не только для конструкторской докумен­тации собственно единичного производства, но и для производства опытного образца (партии) изделий.

Во-вторых, комплекты технологической документации в зависимости от назначения, вида организации технологических процессов и глубины их описания принято подразделять на:

- технологическую документацию для обеспечения рабочих мест основного или вспомогательного производства – это различные комплекты рабочей техноло­гической документации, включая технологическую доку­ментацию на временные, стандартные, типовые и групповые технологические процессы;

- технологическую документацию для обеспечения рабочих мест в службах технологической подготовки производства (бюро, отделах, службах, творческих бригадах) – это директивные, перспективные, проектные техноло­гические процессы и технологические процессы информа­ционного назначения.

 
 

                     
          К О Н К У Р Е Н Т О С П О С О Б НОСТ Ь          
Технологии эксплуатации новой техники
                   
Технического обслуживания (регламентных работ)     Ремонта(реновации)   Утилиза­ции
                   
Технологии производства новой техники
                 
Стан­дартные Типовые (груп­повые)     Единичные Рабочие (вре­мен­ные, постоянные)
               
Технологии подготовки производства новой техники
                 
Перспектив­ные   Директив­ные   Про­ек­т­ные   Информационного назна­чения
                   
Материало­сберегающие   Материалов     Нового стро­ительства   Единые (узловые)
                   
Трудосбере­гающие   Деталей     Рекон­­- струкции   Высокие
               
Фондо­сберегающие   Сборочных Единиц           Критические
            Техниче­ского пере­вооружения    
Энерго­сберегающие   Комплектов и комплексов изделий       Предваритель­ный проект ТД
                                                   

Рис.1.1. Классификация комплектов технологической документации, обеспечивающих конкуренто­способность изделий машиностроения

 

Каждый из этих комплектов технологической документации в зависимости от вида организации технологических процессов подразделяют на единичные, типовые и групповые технологические процессы, а в зави­симости от глубины опи­са­ния – на маршрутные, маршрутно-операционные и операцион­ные.

В-третьих, в перечисленные выше комплекты техно­логической документации в различном сочетании кроме титульного листа (ТЛ) также входят: МК – маршрутные карты, КТТП – карты типового техноло­ги­ческого процесса, КГТП – карты группового технологического процесса, ТИ – технологические инструкции (по наладке оборудования, настройке технологической оснастки, для приготовления электролитов, различных растворов, инструкции по технике безопасности), КТО – карты типовых операций, КТИ – карты технологической информации, ОК – операционные карты, КЭ – карты эскизов, КК – комплектовочные карты и т.д.

Кроме названных документов, система документооборота в техноло­гической подготовке производства новой продукции предусматривает и другие стандартизованные, типовые и неунифи­цирован­ные документы:

- ведомости (технологических маршрутов, материалов, норм рас­хода материалов, применяемости деталей, держателей подлин­ников, ос­настки, оборудования, дефектации, производственной программы и др.);

- карты (наладки, расчета и кодирования информации, заказа на разработку управляющих программ, технико-нормировочные, заказа на проектиро­вание и изготовление технологической оснастки, карты изменений, карты регистрации результатов испытаний и/или измерений и т.д.);

- акты (внедрения технологических процессов, внедрения средств технологического оснащения, освоения производственных мощ­ностей и т.п.);

- паспорта (на технологические процессы и особо ответственные детали, паспорт предприятия);

- журналы, например, контроля технологических процессов и другие документы.

Кроме названных форм в системе документооборота технологической подготовки производства (ТПП) используется большое количество не­унифицирован­ной (или недостаточно унифицированной) документации – это календарные графики технологической подготовки производства, чертежи технологических компоновок и планировок обо­рудования, монтажные планы оборудования, ведомости фунда­ментов под оборудование, ведомости и экспликации площадей и т.д.

Если дополнительно учесть, что на структуру решаемых задач, выполняемых процедур и форм технологической документации накладывают свой отпечаток классы и методы изготовления изделий (их в машиностроении около 1500, например, точение, шлифование, пломбирование, разметка, плакирование, ионная имплантация и т.п. ), то становится ясной высокая сложность системы технологического проектирования. Особо актуальным этот тезис является для решения задач инноваци­он­­ного проектирования и технологического перево­оружения предприятий.

В связи со спецификой данной расчетно-графической работы, посвященной инновационному проектированию, мы более подробно остановимся не на построении всей системы технологического документооборота, используемого, например, при разработке автоматизированных систем техноло­гической подготовки производства (АСТПП) или разработке рабочих технологических процессов, а только на той части разработки комплектов проектной технологической доку­ментации, которая относится к:

- созданию на этапах и стадиях научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ проектных, высоких и критических технологий;

- разработке директивной и перспективной техно­логической документации, которая имеет прямое отношение к технологическому перевооружению авиадвигателестроительного производства.

Рассмотрим в связи со сказанным основные отличия проектных технологий.

Перспективная технология – это техноло­гический процесс, соответствующий современным достижениям науки и техники, методы и средства осуществления которого полностью или частично предстоит освоить на предприятии.

Директивная технология. Комплект директивной технологической документации – это совокупность комплектов документов на отдельные технологические процессы, необходимые и достаточные для решения предварительных укрупненных инженерно-технических, организа­ционно-экономических задач при принятии решения по постановке новых изделий на производство применительно к условиям конкретного предприятия.

Проектная технология. Комплект проектной технологической документации предназначен для применения при проектировании нового производства или реконструкции (технического пере­вооружения) действующего предприятия. Рабочие техноло­гические процессы, т.е. технологические процессы, выполняемые по рабочей технологической и (или) конструкторской документации, в ходе реконструкции и (или) технического перевооружения должны пересматриваться и замещаться новыми, более прогрессивными технологиями.

Для решения названных задач технологического проектирования рассмотрим вначале методы проектирования единых и узловых технологий авиадвигателестроения на основе использования высоких и критических технологий.

1.3.Стадии разработки технологической документации

Стадии разработки технологической документации, применяемой для технологических процессов изготовления изделий (составных частей изделий), в ходе инновационного проектирования определяются в зависимости от стадий разработки используемой конструкторской документации.

Рис. 1.2.. Схема взаимосвязей разработки конструкторской и технологической документации по ЕСКД и ЕСТД

 

Стадии разработки технологической документации можно определить в соответствии с ЕСТД в табл. 1.1.

Предварительный проект предназначен как для проверки технологичности конструкции изделия на стадиях эскизного и технического проектов, так и технологического обеспечения ОКР при создании техники новых поколений. Он содержит перечни специальных и типовых технологических процессов, технических заданий на разработку специального технологического оборудования и оснастки.

Предварительный проект служит основанием для разработки рабочей технологической документации: опытного образца, установочной серии, серийного или массового производства.

Для разработки предварительного проекта технологической документации рассмотрим вначале закономерности развития единых и узловых технологий авиадвигателестроения, что позволяет сформулировать проблемы, на решение которых должен быть ориентирован данный инновационный проект и разработка комплектов технологической документации.

 

Таблица 1.1

Содержание научно-исследовательских и опытно-технологических работ по формированию комплектов технологической документации

Стадия разработки технологической документации Содержание работы
Предварительный проект Разработка технологической документации, предназначенной для изготовления и испытания макета изделия и (или) его составных частей с присвоением литеры «П», на основании конструкторской документации, выполненной на стадиях «Эскизный проект» и «Технический проект»
Разработка технологической документации:  
а) опытного образца (опытной партии) Разработка технологической документации, предназначенной для изготовления и испытания опытного образца (опытной партии), без присвоения литеры, на основании конструкторской документации, не имеющей литеры. Корректировка и разработка технологической документации по результатам изготовления и предварительных испытаний опытного образца (опытной партии) с присвоением литеры «О» на основании конструкторской документации, имеющей литеру «О». Корректировка и разработка технологической документации по результатам изготовления и приемочных испытаний опытного образца (опытной партии) и по результатам корректировки конструкторской документации с присвоением технологической документации литеры «O1» на основании конструкторской документации, имеющей литеру «O1». Корректировка и разработка технологической документации по результатам повторного изготовления и приемочных испытаний опытного образца (опытной партии) и по результатам корректировки конструкторской документации с присвоением технологической документации литеры «О2» на основании конструкторской документации, имеющей литеру «О2».
б) серийного (массового) производства Разработка технологической документации, предназначенной для изготовления и испытания изделий серийного (массового) производства, с присвоением литеры «А» («Б»), на основании конструкторской документации, имеющей литеру «А» или «Б»

2. Законы и закономерности развития высоких и критических технологий в авиадвигателестроении

В машиностроении для всех этапов и стадий жизненного цикла нового изделия стремятся разрабатывать различные технологии не только его изготовления, но и эффективного применения (выполнения регламентных работ, ремонта, технического обслуживания, модернизации и утилизации). Уровень таких технологий нередко характеризуют понятиями «высокая» и/или «критическая» технология. Рассмотрим их подробнее.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.