Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экстремальные ситуации






Экстремальные ситуации случаются по причине нежелания идти на перпендикуляр, в связи с чем про­исходит сильное отклонение от своего русла, а также по причине идеализации своей безопасности или, на­против, слишком сильной подготовки к экстремаль­ной ситуации.

Нежелание идти на перпендикуляр — это, напри­мер, боязнь развода с мужем, который фактически уже давно не муж и делает жизнь жены все невыноси­мее.

Отклонение от своего русла еще можно проиллю­стрировать таким примером.

Молодой муж попросил жену родить ему двух детей подряд, чтобы его не брали в армию. В планы жены это не входило, однако она поддалась уговорам мужа и родила детей. Не прошло и трех лет, как муж нашел себе другую женщину и ушел от жены. Вот и наступила экстремальная ситуация: молодая женщина осталась одна с годовалым ре­бенком и с грудничком без средств существования: Причи­на — жертва во имя другого. Эта женщина сделала не так, как хотела (родила детей не ради детей, а ради спасения мужа), в результате чего отклонилась от своего русла.

Идеализация — это когда человек регулярно гуля­ет один по темным переулкам с пачкой долларов, торчащей из заднего кармана, и хвалится: «Со мной еще ни разу ничего не случалось!»

Интересна третья причина: программирование экстремальной ситуации посредством целенаправ­ленной подготовки к ней.

Некоторые родители воспитывают детей так, как будто в жизни их ждут сплошные экстремальные си­туации. Эти родители дают детям излишнюю спор­тивную подготовку, учат стрелять, бороться, держат в «ежовых рукавицах»: учат голодать, добывать под­ножный корм, адаптироваться в диких условиях. Потом такой ребенок может сказать: «Какое счастье, что меня отец научил стрелять! Иначе я бы не выжил в этой переделке!» На что я отвечаю: «А не думаешь ли ты, что если бы ты не умел стрелять, ты бы не по­пал в эту переделку? Умение стрелять было первично, именно оно заставило тебя выбрать этот путь».

Как избежать попадания в экстремальные ситуа­ции? Не надо их бояться и в то же время следует со­блюдать все меры безопасности, которые необходи­мы. Не нужно излишне заботиться о своей безопас­ности. Я считаю, нет смысла отдавать девочку в секцию каратэ, говоря ей при этом: «Когда на тебя нападут, ты сумеешь защитить себя!» Это прямая программа. Помните: если во время спектакля на стене висит ружье, оно обязательно выстрелит! Если девочка будет готовиться к нападению, на нее обяза­тельно нападут. Поэтому забудьте тему нападения! Мальчика можно отдавать в секцию борьбы, но не потому, что на него когда-нибудь нападут, а потому, что ему может быть интересен сам процесс занятий в секции.

Человеческий организм может работать в не­скольких режимах.

Режим 1. Человек спит до двенадцати дня, в че­тырнадцать часов завтракает и смотрит телевизор, потом отдыхает, часов в двадцать обедает, играет на компьютере и снова спит.

Режим 2. Человек встает в полседьмого, идет на работу, потом заходит в магазины, возвращается до­мой, занимается домашним хозяйством.

Режим 3. Экстремальная ситуация. Военные дей­ствия, стихийное бедствие и т. п.

Живя в одном из этих режимов, человек с трудом понимает тех, кто живет в другом режиме. Однако при необходимости переключение с более легкого ре­жима на более трудный происходит быстро. Как ни странно, сложнее происходит переключение с более трудного режима на более легкий. Самый страшный удар для психики человека — это переключение с третьего режима на первый. Это переключение, если оно произойдет резко, может повлечь за собой тяже­лую болезнь, а в некоторых случаях и смерть.

С первого на второй режим вы переключались не­однократно и, вероятно, помните свои ощущения. Догуливая последний день каникул в свои школьные годы, вы думали: «С завтрашнего дня придется каж­дый день вставать рано. Тяжело будет!» Однако не проходит и недели, как вы адаптируетесь к трудовым будням и даже получаете от них удовольствие. Не­много тяжелее вам было, когда вы, сдав последний трудный экзамен в вузе, вдруг резко осознавали, что начались каникулы и делать вам совершенно нечего. Вы ходили по комнате из угла в угол и не знали, куда себя применить. Адаптация к каникулам происходит дольше, чем к новому учебному году. То же самое можно сказать об отъезде на войну (переход со второ­го режима на третий). Попадая в зону военных дейст­вий, человек сначала находится в шоке, однако до­статочно скоро адаптируется к новым правилам жизни. Самую страшную психическую травму он получает, когда, наоборот, возвращается с войны. Адап­тироваться к мирной жизни ему несоизмеримо труд­нее.

На самом деле, даже если вы привыкли жить в первом режиме, экстремальных ситуаций не бойтесь. У вашего организма есть огромные дополнительные резервы, которые пока не востребованы, однако будут задействованы при необходимости. Читая о том, как сбежавшие из плена партизаны бродят по лесу без еды и воды и ищут свой отряд, вы, наверно, думаете: «Я бы этого не выдержал!» Выдержали бы. И, что самое интересное, чувствовали бы себя так же обычно, как и сейчас. Наша психика очень лабильна. Допустим, человек узнал, что его завтра сожгут на ко­стре. Он к этой мысли адаптируется, какой бы страш­ной она ни казалась ему на первый взгляд. Наш орга­низм так устроен: стресс в нем не превысит допусти­мой границы, человек сумеет отвлечься. Но самый страшный удар человека постигнет, когда его спасут из этого костра. Вот тогда, скорее всего, он сойдет с ума. Обратная перестройка будет проходить очень и очень болезненно.

Если вы попали в экстремальную ситуацию, не па­никуйте! У вашего организма есть резервы на этот слу­чай, и он справится! Смерти не бойтесь, однако вос­пользуйтесь всеми возможностями спастись! С моей точки зрения, страшное преступление совершают люди, которые, когда корабль тонет, не надевают спасательные жилеты и вообще пьют вино в помеще­нии, как это делали джентльмены на «Титанике». Мне кажется, надо сделать все, что от тебя зависит, чтобы спастись, а в остальном доверять решению гос­пода. Он сделает как лучше.

Когда случается экстремальная ситуация, чуткий человек обычно знает, погибнет ли он сегодня или нет. Кто чувствует, что его программа завершена, и согласен с этим, в принципе может не спасаться, хотя попытаться все равно стоит. Тем же, кто хочет жить, надо не только делать все возможное, чтобы спас­тись, при этом не идеализируя спасение, но и про­граммироваться на ЖИЗНЬ. Надо «проталкивать свой образ в будущее»: представлять себя через год, через десять, в старости, представлять себя со своими детьми. Необходимо без эмоций прорисовать свое счастливое будущее. (Помните! Эмоции переживают­ся только один раз: либо в мечтах, либо в жизни.) Главное, ничего не бойтесь! Ваше подсознание пове­дет вас по правильному пути, если вы полностью по­ложитесь на него. Дайте ему команду: «Я хочу вы­жить!»

И еще не забывайте! Если вы потеряли источник дохода, это значит, что у вас скоро будет новый ис­точник дохода. Если вы потеряли близкого человека, то у вас скоро будет новый близкий человек. Это свя­зано с тем, что у вас в голове есть программа обеспе­ченной жизни и программа любви. А объекты обычно подбираются под программу. Ушли объекты, оста­лись фантомы. Они материализуются, если вы их не прогоните.

Когда вы чувствуете, что экстремальная ситуация подходит к концу и вы из нее благополучно выходите, не торопитесь вздыхать с облегчением. Тут-то и на­чнется самое трудное — адаптация к спокойной жиз­ни. Помните, что еще долго после экстремальной си­туации вы считаетесь больными. Находиться в деп­рессии в этот период — это нормально. Существуют два запрещенных выражения, которые никогда, ни под каким предлогом нельзя произносить и даже об­думывать. Это «надо было» и «если бы». Самое глу­пейшее занятие советовать:

— Тебе надо было поступить иначе!

Это выражение не имеет никакого смысла, равно как и причитания:

— Ах, если бы обстоятельства сложились по-дру­гому...

 

НИКОГДА НЕ ЖАЛЕЙТЕ О ПРОШЛОМ.

ИЗ ЛЮБОГО ПРОШЛОГО МОЖНО

ИЗВЛЕЧЬ МУДРОСТЬ.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.