Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Желание - голос программы






У многих читателей может возникнуть вопрос: все ли желания исполнимы? Начнем с того, что истинное желание — это не что иное, как голос программы, той самой положительной программы, которая уже пер­воначально, генетически, заложена в человеке и яв­ляется не чем иным, как его ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕМ. Именно через желания мы и узнаем о своем предна­значении, потому что иначе мы о нем никак не узна­ем. Предназначение есть у всех в хорошем смысле этого слова, но многие так и не узнают о нем до конца жизни, поскольку их сбивают с толку приобретенные в течение жизни отрицательные программы. Если у вас не возникает желания станцевать на сцене или изучить недра подводной пещеры или прыгнуть с парашютом, то у вас в программе этого нет (точнее, на ближайших страницах программы), и вы просто не будете задумываться на эту тему. Если же вы на одну из этих тем серьезно задумались, то что-то здесь «не­чисто». Значит, это задело какие-то ваши подсозна­тельные структуры, и вполне вероятно, что именно вы и есть тот кандидат, которого выбрал бог для заня­тия этим делом или каким-либо подобным делом, или вы тот кандидат, который должен быть теорети­ком этого дела, заниматься его обслуживанием, рабо­тать в какой-нибудь близлежащей области.

Маленький мальчик говорит:

— Я хочу быть великим композитором!

На что взрослые, прошедшие обработку коллекти­вом и стандартизированные до предела, отвечают:

— Не придумывай! Если все будут великими ком­позиторами, то кто же тогда будет работать на фабри­ках?

И тут резонно возникает вопрос: а при чем здесь все? Все же не хотят стать великими композиторами, это он хочет! Значит, он и должен к этому стремиться, не оглядываясь на окружающих.

Я не совсем согласна с тем, что психологически здоровый человек ставит перед собой только дости­жимые цели. Во-первых, человек никогда не сможет оценить достижимость той или иной цели. Обычная цель (например, научиться шить) может оказаться для данного человека совершенно недостижимой, а какая-нибудь с общепринятой точки зрения нереаль­ная цель, как то: переплыть на лодке океан, именно для него (подчеркиваю!) окажется достижимой. А во-вторых, что плохого в недостижимых целях? Допус­тим, захотела обычная женщина лет сорока полететь в космос. Она проверила свое желание по вышеизло­женной схеме и установила, что оно истинно. Что она может сделать? Во-первых, научиться прыгать с парашютом. Это реально. Во-вторых, заняться спор­тивной подготовкой, тренировать вестибулярный ап­парат. В-третьих, она может прочитать соответствую­щую литературу, купить компьютерные симуляторы вождения самолетов, тренироваться, а потом, веро­ятно, научиться управлять реальным спортивным самолетом. Если женщина очень сосредоточится на этой цели, она найдет способ это сделать. Дальней­шие перспективы могут быть самыми разными. Господь в конце концов оценит ее рвение и предоставит ей много прекрасных возможностей. Вероятно, эта женщина и не окажется в космосе непосредственно, но разве скучную жизнь она проживет? Жизнь ее будет насыщена прекрасными событиями, она встре­тит интересных людей, она сама будет интересным человеком, ей будет что рассказать потомкам. Может быть, она впоследствии и раздумает лететь в космос, найдя себе какое-нибудь дело, больше соответствую­щее ее статусу. Но ее огромные знания в этой области обязательно найдут свое применение.

 

ЗНАНИЯ, ПОЛУЧЕННЫЕ ДОБРОВОЛЬНО, НИКОГДА НЕ БЫВАЮТ ЛИШНИМИ!

И кому было бы лучше, если бы эта женщина сразу бы сочла свою мечту полететь в космос нереаль­ной или послушала бы знакомых, которые, как пра­вило, в таких случаях злобно говорят: «У нашей На­дежды Петровны совсем крыша поехала!» — и влачила бы жалкое существование ничем не примечательной сорокалетней тетки? Может быть, это кому-то было бы и удобно, но не ей.

Здесь необходимо пояснить, какого человека сле­дует считать психически здоровым, а какого — не со­всем. Признаками психического отклонения являют­ся такие варианты поведения:

1. Если эта женщина впадает в отчаяние и прокли­нает свою несчастную судьбу, рассуждая так: «Я всю жизнь мечтала стать космонавткой, а мне это не уда­лось. У меня есть столько недоброжелателей! Это они мне помешали! И вообще, я родилась не в том госу­дарстве и не в то время!»

2. Если эта женщина очень много болтает о своих планах, гордится ими, испытывает самодовольство и презрение к обычным людям.

3. Если эта женщина одержима только одной мыс­лью о космосе и говорит только о нем вплоть до таких высказываний: «Каждую ночь я туда возношусь. Моя душа пролетает сквозь звездные пространства», «Я изобрела новый двигатель для ракеты, но ни одна проектная организация его не берет. Что ж, я буду продавать его на Запад», «Я одна из тех, кто в следую­щем сезоне выйдет на орбиту и будет год работать на орбитальной станции», «Я уже несколько раз была в космосе. Во время своего последнего полета я видела инопланетян. Я сделала их фотографии. Я хочу опуб­ликовать их!»

Если же эта женщина никому ничего не говорит о своем стремлении, гармонично развита во всех отно­шениях и умеет поддерживать обычные темы разго­вора, если она до мельчайших подробностей знает то, к чему стремится, если готова трудиться ради этого днем и ночью и не впадать в амбиции и в отчаяние, то она психически здорова, хотя и хочет полететь в кос­мос.

То же самое можно сказать о «толстой тетке», ко­торая хочет стать балериной Большого театра. Это не грех и не шизофрения, если она будет с утра до вечера трудиться, заниматься растяжкой, делать упражне­ния. Она может поступить в кружок бальных танцев, выступить в самодеятельности и, если она будет много и целеустремленно заниматься, она может раз­виваться дальше, максимально приближаясь к своему идеалу. Я бы не советовала ей уничтожать эту идею на корню, взглянув на себя в зеркало и оценив свой воз­раст, ибо она ей, так или иначе, принесет очень мно­го пользы. По крайней мере женщина улучшит себе фигуру и будет нравиться мужчинам, а также разовьет в себе силу воли и обогатит свой внутренний мир. Со­всем другой будет ситуация, если эта «толстая тетка» уже возомнит себя балериной и будет неуклюже от­плясывать перед всеми своими знакомыми, заставляя их восхищаться ее телодвижениями.

 

НЕВОЗМОЖНОСТЬ ПОСТАНОВКИ ДВОЙНЫХ ЦЕЛЕЙ

Человеческая психика так устроена, что она запре­щает человеку сознательно ставить перед собой двой­ные цели. Это происходит в силу все того же линей­ного мышления. Что такое двойная цель? Это лучше всего проиллюстрировать на примере автомобилиста. Водитель спрашивает:

— Как мне проехать к магазину «Одежда»? Ему отвечают:

— Видите телевизионную башню? Следуйте по на­правлению к ней и, не доезжая до нее ста метров, сверните направо.

Попробуйте посоветовать такое человеку относи­тельно его жизненного пути:

— Кем мне стать?

— Стремись стать профессором. Когда же ты ста­нешь доцентом, тебе институт предоставит хорошую дачу, и ты будешь садовником.

Так и складываются наши жизненные пути. Однако способны ли мы задаться такой целью с самого нача­ла? Естественно, мы попытаемся тут же провести ли­нейку:

— Если в конце концов я все равно буду садовни­ком, зачем мне стремиться в профессора? Лучше на­копить денег и купить участок сразу.

— Но ты станешь хорошим садовником только лет в сорок, а в тридцать ты должен писать диссертацию!

От такой цели человеку станет не по себе. Он так бы и сделал, если бы ничего не знал, и ему всю жизнь было бы хорошо, но когда ему сообщат о такой цели заранее, он запутается. Человеку трудно осознать, что жизнь — это процесс, поэтому двойной цели он всег­да достигает вслепую, вопреки своим разумным пла­нам. Здесь существует временной парадокс: человек достигнет своей двойной цели, только не зная о ней; если же он о ней узнает, он ее не достигнет.

Есть такой анекдот. Съел одну баранью ногу — не наелся, съел вторую — не наелся, скушал один ма­ленький орешек — наелся. Так почему же сразу не скушать маленький орешек? Этот анекдот при других обстоятельствах может звучать и так: прожила десять лет с Ивановым — была несчастна, прожила пять лет с Петровым — была несчастна, вышла замуж за Си­дорова — стала счастлива. Почему же я сразу не вы­шла замуж за Сидорова? К сожалению, женщина не понимает, что не проживи она многие годы с Ивано­вым и Петровым, она не была бы счастлива с Сидо­ровым. Именно ее предыдущий путь, многолетний опыт и размышления сделали возможным ее счастье с ним. А попробуйте поставить перед девушкой такую двойную цель с самого начала: «Выходи замуж за Червякова, а через три года разводись с ним и выходи за Птицына». Девушка, естественно, попытается перепрыгнуть через первую ступень: «Тогда надо сра­зу выходить замуж за Птицына!» — а это будет ошиб­кой. Последовательность нарушится, и она не сможет быть с Птицыным счастлива не в том месте и не в то время.

Таким образом, учитывая временной парадокс, мы не можем знать свои двойные цели. Однако нам необходимо помнить правило:

СТАВЯ ПЕРЕД СОБОЙ ЦЕЛЬ,

МЫ ДОЛЖНЫ СТРЕМИТЬСЯ К НЕЙ,

НО НЕ ОБЯЗАНЫ ЕЕ ДОСТИГАТЬ!

Так что стремитесь к ЛЮБОЙ ЦЕЛИ, к которой на данном этапе хочется стремиться. Даже если вы ее не достигнете, вы будете развиваться в правильном направлении и в конце концов свернете на нужную трассу, на которую вы бы никогда не попали, если бы не преследовали эту ВЕЛИКУЮ ЦЕЛЬ. Главное, ТРУДИТЕСЬ и не бойтесь!

Конечно, трудиться никто не хочет, а мечты у всех великие. Я этого ожидала и именно поэтому хочу за­тронуть еще одну тему, которая позволит читателям разобраться в себе и в том, чего они действительно хотят.

Все желания, которые встречаются в природе, де­лятся на две большие группы:

1. Желания, которые возникают ради их исполне­ния.

2. Желания, которые возникают ради пребывания в состоянии транса.

Человек говорит: «Я хочу летать!» — и при этом прекрасно понимает, что летать во сне и летать на­яву — это совершенно разные вещи. Наяву есть такие явления, как ветер и перегрузка. Вестибулярный ап­парат не каждого человека выдержит реальный полет, если он будет происходить не на большом комфорта­бельном лайнере. Да и летая на большом комфорта­бельном лайнере, далеко не все получают удовольст­вие. С романтикой космоса и моря та же самая ситуа­ция. Как бы мы ни восхищались звездами и волнами и как бы нас ни тянуло туда, реальные условия жизни в космическом корабле или на морском корабле сильно отличаются от того, что мы видим в своих прекрасных снах о звездах и далеких островах. И тем не менее МЕЧТА есть всегда и она должна быть. Дру­гое дело, надо ли реализовывать эту мечту?

Некоторые считают, что МЕЧТА ради МЕЧТЫ — это занятие пустое и глупое. Или что это вообще не занятие, а потеря времени. У нас есть общее заблуж­дение, что дело — это только то, что включает в себя передвижение предметов и целью чего является не­который материальный результат. Даже когда дело сугубо духовное, мы и то ждем какого-то конкретно­го результата, хотя бы очень мудрого духовного выво­да. Просто проигрывание в голове танца с зонтиками, и притом изо дня в день одного и того же, многим ка­жется пустым времяпрепровождением. На самом же деле МЕЧТА или СОЧИНИТЕЛЬСТВО - это очень важное дело, не менее важное, чем мытье полов или работа над диссертацией. Человек должен какое-то время в сутках находиться в состоянии транса, равно как и должен какое-то время спать. Есть, правда, и такие люди, которые сон считают потерей времени. Но, с другой стороны, на что мы способны, когда мы не выспались? Наши возможности максимальны именно тогда, когда мы хорошо высыпаемся! Пребы­вание в состоянии транса — такая же необходимая вещь, как регулярный, здоровый сон.

В своей книге «А вы пробовали гипноз?» [2] С. Горин упоминает о Милтоне Эриксоне, основополож­нике эриксонианского гипноза: «...Милтон Эриксон считал транс естественным состоянием человека. Одна из принадлежащих ему формулировок такова: транс — это состояние с ограниченным фокусом внимания, когда внимание человека направлено пре­имущественно внутрь, а не во внешний мир. Эриксон считал также, что у человека есть потребность в трансе (так же, как есть потребность во сне), по­скольку именно в состоянии транса человек обраща­ется к внутреннему опыту и организует его так, чтобы изменить свою личность в нужном направлении; ли­шить человека транса — значит лишить его возмож­ности организовать свой внутренний опыт».

Таким образом, с трансом бороться бесполезно, равно как и со сном. Если составить расписание и за­грузить весь свой день делами, требующими разумно­го подхода, и все попытки помечтать или посмотреть телевизор пресекать на корню, то очень быстро может начаться деградация личности. Когда катаю­щему по тетради машинку школьнику родители гово­рят: «Не отвлекайся! Решай задачу! Вот когда ре­шишь, тогда поиграешь!» — то они совершают ошиб­ку. Покатав машинку, ребенок быстрее придет к решению задачи, чем если будет тупо смотреть в тет­радку. Транс все равно наступит, как бы мы с ним не боролись, но нам выбирать, будет ли он пустым смот­рением в.точку или его время заполнится красивой мечтой или фантазией, целью которой будет именно отдых нашего разума и упорядочивание полученной задень информации.

Эту сторону жизни я знаю очень хорошо, ибо по­добный эксперимент я однажды произвела на себе. Когда мне было двенадцать лет, я решила, что уже хватит играть в куклы и пора заняться учебой, изучать науки, готовиться к будущей великой карьере. В две­надцать лет играть просто неприлично! — так каза­лось мне. Я составила себе план занятий (три языка, физика, математика, бассейн) и начала готовиться к великому будущему. И, как ни странно, мои успехи в учебе стали резко падать. У меня расшатались нервы, я не понимала, в чем проблема. Я отказывала себе во всех удовольствиях, стараясь только учиться, а ре­зультата не было. Все кончалось тем, что я после школы часами слушала музыку и ни о чем больше не хотела думать. Интеллектуальный коэффициент упал до минимума, в школе я ничего не соображала, дома уроки делала до двух ночи. Когда же мне исполни­лось тринадцать и я пошла в седьмой класс, я вдруг решила: «Пошли все к черту! Играть, только играть! Плевать мне, прилично это в таком возрасте или нет!» И я снова достала свои игрушки. Жизнь моя стала прекрасной, и интеллектуальный коэффициент начал резко расти. Пожалуй, в тринадцать лет, окру­жив себя своими куклами, «вместе с ними» я выучила всего намного больше, чем в двенадцать, в частности, я прошла всю неорганическую химию по институт­скому учебнику.

Если насильно лишить себя МЕЧТЫ, ФАНТА­ЗИИ, «бессмысленных занятий», то можно дойти до увлечения алкоголем.

Поэтому помните:

ОЧЕНЬ Детские игры

ВАЖНЫЕ Однообразные игры на компьютере

ЗАНЯТИЯ: Смотрение глупых передач по телевизору

Чтение легких книг

Катание шарика по столу

Рисование мордочек на бумажках

Мечты и фантазии






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.