Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие 6: Лекция 6. – 4 часа.






Вопросы:

1. Предмет прокурорского надзора.

2. Полномочия прокурора.

3. Организация и методика прокурорского надзора за соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

 

Освещение первого лекционного вопроса следует начать с Конституции РФ, в которой перечислены основные права и свободы человека и гражданина РФ. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина отпочковался от общего надзора и в настоящее время может рассматриваться в качестве самостоятельной отрасли прокурорского надзора, поскольку имеет собственный предмет надзора и характеризуется свойственными ему полномочиями прокурора. В настоящее время ему посвящена гл. 2 разд. III Закона о прокуратуре. Выделение данного направления деятельности прокуратуры свидетельствует о признании значительно возросшего в современной конкретно-исторической ситуации правозащитного потенциала прокуратуры, о существенном усилении позиций органов прокуратуры в механизме государственной охраны прав и свобод человека и гражданина. Следует вместе с тем отметить, что соблюдение прав и свобод человека и гражданина входит в предмет не только рассматриваемого направления прокурорского надзора. Оно охватывает также сферу надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, надзора за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, осуществляется в ходе реализации функции уголовного преследования. Предметом надзора, определяемым ст. 26 Закона о прокуратуре, охватывается соблюдение только тех прав и свобод человека и гражданина, которые не относятся к предмету других отраслей прокурорского надзора.

В соответствии со ст. 26 Закона о прокуратуре предмет прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина составляет законность действий и правовых актов федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов РФ, органов местного сам управления, органов военного управления, органов контроля их должностных лиц, а также органов управления и Руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, связанных с соблюдением конституционных норм и положений законов, регламентирующих права и свободы человека и Гражданина. Закон о прокуратуре, определяя предмет надзора, исходит из понятия конституционных, т.е. установленных основным законом страны — Конституцией РФ, прав и свобод человека гражданина, прав и свобод, закрепленных действующими на территории Российской Федерации законами и международными договорами Российской Федерации. Это позволяет прокуратуре осуществлять надзор за соблюдением основных прав и свобод человека и гражданина, признаваемых в Российской Федерации, как сказано в ст. 17 Конституции РФ, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в Соответствии с конституционными нормами. К числу источников международного права, которыми руководствуются органы прокуратуры в практике надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, относятся: Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Международный пакт об Экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (1995 г.) и др.

Во втором вопросе лекции рассмотрен объем полномочий прокурора при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в основной своей части идентичен полномочиям прокурора по надзору за исполнением законов. Здесь также для выявления нарушений прав человека и гражданина прокуроры используют предоставленные им законом возможности беспрепятственно входить в помещения и посещать органы, указанные в п. 1 ст. 26 Закона о прокуратуре, иметь доступ к документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы Прокуратуры информацией о фактах нарушения прав граждан, требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов, проведения проверок и ревизий, получать объяснения от должностных лиц и граждан по поводу нарушений прав граждан.

Для устранения нарушений прав граждан, их причин и условий, восстановления нарушенных прав прокурор опротестовывает противоречащие закону правовые акты, вносит представления, возбуждает производство по делу об административном правонарушении, принимает меры к привлечению лиц, нару шивших закон, к иным видам ответственности, освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов. В соответствии со ст. 35 Закона о прокуратуре Генеральный прокурор РФ наделен правом обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. В целях предупреждения нарушения прав граждан прокурор объявляет должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. Совпадая по форме с правами прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов, указанные полномочия различаются по содержанию решаемых задач.

Вместе с тем наряду с названными полномочиями при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина прокурор наделен полномочиями, принадлежащими только данному направлению деятельности органов прокуратуры. На фоне изменений, внесенных в ст. 22 Закона о прокуратуре Федеральным законом от 5 июня 2007 г., лишившим прокурора полномочия возбуждать уголовное дело, особую значимость приобрело сохранившееся в ст. 27 право (и обязанность) прокурора принимать меры по осуществлению уголовного преследования в отношении лиц, в действиях (бездействии) которых установлены признаки преступления. Специфическим для надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является прежде всего право рассмотрения и проверки за явлений, жалоб и иных сообщений о нарушении прав и свобод граждан. Заявления и жалобы служат основным поводом, определяющим необходимость прокурорского вмешательства. Сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина могут поступать как от лиц, чьи права нарушены, так и от иных лиц, а также из государственных органов, различных организаций.

Рассмотрение поступающих в прокуратуру сообщений (жалоб, заявлений) позволяет прокурору установить состав правонарушения, определить меры, необходимые для пресечения фактов нарушения прав, устранения причин и условий, способствующих выявленным правонарушениям. Обычно поступающие в прокуратуру материалы содержат достаточные для принятия решения данные. В случае неполноты материалов производится проверка. Проверка сообщений предпринимается прокурором для получения необходимой информации о событии нарушения прав, обстоятельствах их совершения, лицах, допустивших нарушения прав и свобод граждан, выбора правовых средств прокурорского реагирования.

Основные направления работы прокурора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина определяются исходя из особенностей конкретно ситуации в целом в стране, определенном регионе и показателей состояния законности. В Настоящее время органами прокуратуры приоритетное значение придается защите закрепленных в конституции РФ трудовых, имущественных, жилищных, экономических, политических прав человека и гражданина, права на социальное обеспечение, неприкосновенность частной жизни. Это связано с предпринятыми в последние годы реформаторскими акциями в экономике и социальной сфере, заметной активизацией политической жизни в стране. Выделение названных направлений деятельности не означает принижения значимости работы прокурора на других участках. По мере изменения обстановки приоритеты могут меняться.

Эффективность прокурорского надзора обеспечивается плановостью его осуществления. Плановое начало здесь, безусловно, необходимо, ибо позволяет осуществлять борьбу с правонарушениями на системной основе. В качестве информации, на основании которой проводятся проверки, в данном случае, как правило, выступают результаты анализа состояния законности, регулярно проводимого органами прокуратуры. Вполне очевидно, что хорошо спланированной должна быть каждая проверка независимо от поводов ее проведения — поступивших в прокуратуру заявлений, жалоб, иных сообщений либо сведений, установленных в процессе аналитической работы прокурора.

Третий лекционный вопрос посвящен организации работы по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина строится с расчетом на максимально полное обеспечение профилактической направленности надзорной практики. Она достигается на основе тщательного и полного установления причин и условий правонарушений по каждому факту обращения пострадавших в прокуратуру, накопления и регулярного пополнения информации о фактическом состоянии законности, о факторах, приводящих к нарушениям прав и свобод граждан, стратегически выверенного, тактически обоснованного подхода к выбору средств прокурорского реагирования, позволяющих радикально решать задачи общего и специального предупреждения правонарушений. Особого внимания в этой связи заслуживают меры, направленные на пре одоление правового нигилизма, обеспечение неотвратимости ответственности лиц, нарушивших права граждан, и в первую очередь сотрудников исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, чьи действия (бездействие) часто составляют первооснову нарушений прав и свобод человека и гражданина.

Особенностью организации прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является необходимость широкого внедрения в деятельность прокуроров принципа гласности. Если в других отраслях прокурорского надзора известная закрытость находящихся в производстве прокуратуры дел и материалов в большинстве случаев оправданна, то надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина фактически никаких оснований для ограничения принципа гласности не дает. Более того, необходимо, чтобы результаты прокурорских проверок приобретали самую широкую огласку — от этого существенно возрастает профилактический эффект проверок. Реализация принципа гласности достигается привлечением к освещению результатов работы органов прокуратуры средств массовой информации, докладами прокуроров в трудовых коллективах, участием в обсуждении коллегиальными органами актов прокурорского реагирования и др.

Методика прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина основывается на тех же закономерностях и правилах, что и надзор за исполнением законов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.