Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие 5: Лекция 5. – 4 часа.






Тема 6: Надзор за исполнением законов

Вопросы:

  1. Предмет и пределы прокурорского надзора.
  2. Полномочия прокурора.
  3. Организация работы прокурора по надзору за исполнением законов.

 

 

Первый лекционный вопрос следует начать с того, что надзор за Исполнением законов составляет ведущую отрасль прокурорского надзора. С его помощью реализуется наиболее широкий комплекс стоящих перед прокуратурой задач обеспечения верховенства Конституции РФ и действующих на территории Российской Федерации законов, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина,

охраняемых законом интересов личности, общества и государства.

Надзор за Исполнением законов является наиболее эффективной и последовательной формой контроля со стороны государства в очень важной для него сфере — обеспечение законности. Он свободен от ведомственных и местнических влияний, вследствие чего объективно исходит из общегосударственных задач.

Общий надзор прокуратуры охватывает наиболее широкую область правовой действительности, связанную с практикой исполнения законов. В поле зрения прокуроров находятся десятки тысяч законодательных и подзаконных актов. Законы, исполнение которых отслеживается прокурорами, относятся к правовым сферам, регулирующим более 40 (по другим данным более 60) видов различных общественных отношений.

Понятие предмета надзора за исполнением законов дано в ст. 21 Закона о прокуратуре. В нем выделены два как бы само самостоятельных элемента:

1) соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, иными федеральными органами исполнитель ной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

2) соответствие законам правовых актов, издаваемых указанными органами и должностными лицами.

Исполнение законов выражается в виде действий или правовых актов. Действия (бездействие) и правовые акты служат формами исполнения законов, охватывающие все области правоприменительной деятельности в действиях (бездействии) и актах, Порождающих юридически значимые последствия (правовых актах), материализуются возведенные в закон воля и интересы российского народа. Через них реализуется главная функция закона как регулятора общественных отношений.

Говоря о предмете надзора необходимо отметить, что прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов строго определенной действующим законодательством Совокупностью органов, организаций и должностных лиц.

С содержанием предмета надзора за исполнением законов тесно связано решение вопроса о его пределах. В теории прокурорского надзора вопрос о пределах общего надзора рассматривается в нескольких плоскостях: относительно круга объектов надзора, актов, надзор за исполнением которых осуществляют прокуроры, характера прокурорского надзора и характера мероприятий, рекомендуемых прокурорами в целях устранения нарушений закона, их причин и способствующих им условий, и др. Собственно говоря, этими параметрами можно и ограничиться. Они в достаточной мере определяют границы прокурорского надзора, и их знание способно обеспечить единство подхода прокурорск4х работников к надзору за исполнением законов, в чем, в сущности, и заключается Смысл обозначения пределов прокурорского надзора.

Второй лекционный вопрос касается полномочий по выявлению нарушений закона, их причин и способствующих им условий обеспечивают установление фактических данных о событии правонарушения, способе его совершения, лицах, ответственных за его совершение, причиненном ими вреде, о конкретных обстоятельствах, приведших к совершению правонарушения. В зависимости от источника информации, с ПОМОЩЬЮ которой производится выявление правонарушений, различаются полномочия, ориентированные на получение требуемых сведений путем непосредственного обнаружения прокурором фактов противоправных действий (бездействия), путем истребования и изучения необходимых документов, путем получения информации от физических лиц, а также путем использования специалистов.

Полномочия прокурора по устранению нарушений закона представляют собой систему правовых средств, используемых прокурором для пресечения правонарушений, восстановления законности, ликвидации вызванных нарушениями закона негативных последствий.

Одним из основных, наиболее последовательно отражающих специфику прокурорского надзора полномочий по устранению нарушений закона является право опротестования противоречащих закону правовых актов. Примечательно, что данное полномочие было свойственно прокуратуре с момента ее возникновения. Прямое указание на наличие данного полномочия прокурора содержится в Указе Петра I от 27 апреля 1722 г. «О должности генерал-прокурора»

Принесение протеста следует рассматривать не только как право, но и как обязанность прокурора. Во всех случаях выявления противоречащих закону правовых актов прокурор не должен уклоняться от реагирования.

По своему правовому содержанию протест прокурора означает требование об устранении положений правового акта, противоречащих закону, приведении акта в соответствие с действующим законодательством либо его отмене. Сфера применения протеста ограничена только правовыми актами, хотя по смыслу ст. 46 Конституции РФ в нее можно включить и действия (бездействие) органов и лиц, надзор за исполнением законов которыми производит прокуратура.

Правом принесения протеста наделены только прокурор и его заместитель; помощники прокурора, прокуроры отделов могут осуществлять подготовку проектов протеста, но вносить их от своего имени они не вправе.

Полномочия прокурора по предупреждению нарушений закона в «чистом виде» представлены правом прокурора объявлять предостережение о недопустимости нарушения закона. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что определенный превентивный заряд несут в себе все без исключения акты прокурорского реагирования.

Третий вопрос лекции посвящен надлежащей организации работы прокурора по надзору за исполнением законов предполагает наличие высокого уровня ее информационного обеспечения. Все источники информации должны быть взяты под постоянный контроль. Накопление сведений о законодательстве, правонарушениях, их причинах и способствующих им условиях нужно осуществлять систематически и с максимальной полнотой.

Непременным условием эффективной организации прокурорского надзора является квалифицированно поставленная аналитическая работа в органах прокуратуры. Использование результатов аналитической работы важно для определения «болевых точек» надзорной деятельности, требующих первоочередного внимания, рационального распределения кадров по конкретным участкам работы, оценки влияния прокурорско-надзорной практики на реальное положение дел в области законности, внесения в нее необходимых корректив и др.

Существенная роль в правильной организации работы прокурора по надзору за исполнением законов принадлежит планированию. К планированию различных видов деятельности как известно, в последние годы формировалось в известной мере негативное отношение. Не обошли эти веяния стороной и органы прокуратуры. Внимание к составлению планов несколько ослабело, однако отказываться от них, бесспорно нельзя. Это правило должно действовать не только на уровне Генеральной прокуратуры РФ, Регламентом (утверждается приказом Генерального прокурора РФ) которой предусмотрено планирование ее работы на полугодие. Аналогичный порядок применим и для прокуратур субъектов РФ. В прокуратурах городов и районов планы обычно составляются на менее длительный срок (месяц, три месяца). Задания плана, касающиеся работы прокурора по надзору за исполнением законов, формируются на основе информации о состоянии законности на территории, на которую распространяется надзорная деятельность прокурора. Это не будет отступлением от п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре, предписывающего проводить проверки только на основании поступившей в органы прокуратуры информации. Результаты аналитической деятельности прокурора — это так же поступающая в прокуратуру информация, но прошедшая определенную процедуру обработки, и поэтому они с полным основанием могут быть отнесены к той категории информации, которая служит основанием производства прокурорской проверки.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.