Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие, предмет, пределы прокурорского надзора за исполнением законов






Правозащитная функция органов прокуратуры – одно из звеньев правозащитного механизма в государстве, реализующегося специаль­ными правовыми институтами. Прокурорский надзор служит дополни­тельной гарантией справедливого распределения социальных возмож­ностей, защиты политических, экономических, культурных и иных прав гражданина и человека.

Весь правозащитный потенциал прокуратуры подчинен решению главной задачи: обеспечению верховенства закона, единства, укрепле­ния законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Надзор за исполнением законов и законностью правовых актов тра­диционно именуется общим надзором. Являясь родоначальником спе­циальной прокурорской деятельности, общий надзор в отличие от других отраслей призван содействовать обеспечению законности в сфере госу­дарственного управления. Исходя из этого свойства, общий надзор можно считать звеном, цементирующим белорусскую государственность, спо­собом защиты интересов граждан Республики Беларусь.

Надзор за исполнением законов является главным направлением деятельности органов прокуратуры и представляет собой действия про­куроров по наблюдению за законностью решений органов власти и уп­равления, хозяйствующих субъектов и объединений, затрагивающих права и законные интересы граждан, общества и государства, а также направ­ленные на устранение нарушений законов и способствовавших им об­стоятельств, на восстановление нарушенных прав и привлечение винов­ных к ответственности.

Понятие надзора за исполнением законодательства включает в себя: надзор за точным и единообразным исполнением законов республикан­скими, местными органами государственного и хозяйственного управ­ления и контроля, местными Советами депутатов и иными органами местного самоуправления, воинскими формированиями и учреждения­ми, органами государственной безопасности, внутренних дел и мили­ции, субъектами хозяйствования независимо от принадлежности и форм собственности, учреждениями и организациями, политическими партия­ми, иными общественными и религиозными объединениями, должност­ными лицами и гражданами.

Несмотря на значимость полномочий, при осуществлении надзора за исполнением законодательства прокурор не вмешивается в хозяй­ственную, управленческую и оперативную деятельность предприятий, организаций и учреждений. Прокурор не обладает административными полномочиями, не управляет поднадзорными предприятиями и органи­зациями. Однако при обнаружении нарушений закона он добивается их устранения, восстановления нарушенных прав и привлечения виновных к ответственности особыми мерами - внесением протеста, представле­нием, возбуждением уголовного дела, производства об административ­ном правонарушении, обращением в суды с исками и заявлениями.

Сфера влияния рассматриваемого направления деятельности проку­ратуры значительно шире контроля, осуществляемого, например, админи­страцией какого-либо предприятия, учреждения, организации. Наиболее наглядно отличия общего надзора от контроля представлены в таблице.

 

Стадии Контроль Надзор  
Установление правил поведения Указания, инструкции, правила, предписания индивидуального характера (круг объектов управляющего воздействия определён) принятые, в основном, вышестоящими структурами. Установление параметров (нормативов) наблюдаемого объекта или явления, в частности, природы и общества в целом. Правила и нормы общего характера (круг объектов управляющего воздействия не определён), установленные высшими органами власти или ведомствами на основе закона. Объект наблюдения -деятельность (действия) человека, субъектов хозяйствования на всей территории Республики Беларусь.  
Направление руководящей (командной) информации о действиях, подлежащих исполнению Распространение письменных указаний, приказов и распоряжений по инстанции путём рассылки, направление информации по телефону и другим средствам связи либо направление информации от органа в иной орган. Доведение до сведения через средства массовой информации посредством использования официально установленных источников и способов.  
Методы получения информации о выполненных (совершённых) действиях. Заслушивание отчётов, информации и сообщений, проверки, экспертизы финансовой и хозяйственной деятельности, наблюдение за действиями контролируемого объекта (субъекта), получение текущих сводок, изучение деловых и личных качеств кандидатов на замещение должностей в государственной службе, координация деятельности подконтрольных органов, должностные экзамены, исследования, мониторинг.     Инспектирование (т.е. систематический надзор, реализуемый посещением объекта проверки), проверки соблюдения нормативов плановые и внеплановые, обследования объектов и помещений, выявление : нарушений в ходе расследования аварий и происшествий, обнаружение нарушений непосредственно, выявление нарушений по жалобам и обращениям  
Анализ поступившей информации с позиций: Рациональности, законности, дисциплины, норм морали (нравственности), соответствия естественной обстановке         Законности (соблюдения общеобязательных установлений законов, правил, нормативов»)  
Выбор меры (ответственности) наказания. По усмотрению вышестоящего органа (должностного лица) (увольнение от должности, импичмент, выражение недоверия, перевыборы, дисциплинарные наказания, отказ в назначении на должность) либо отсутствует.   Ограничен нормой права, устанавливающей меру ответственности (санкция правовой нормы).  
Выявление виновных лиц. В результате служебного расследования деятельности комиссий. В ходе производства по делам об административных правонарушениях, прокурорские проверки.  
Привлечение к ответственности. В основном дисциплинарная, аннулирование или приостановление действия лицензии, лишение каких-либо предоставленных прав, отказ в выдаче разрешения.   Административная, уголовная  
           

 

Предметом надзора за исполнением законодательства является точ­ное и единообразное исполнение законов, декретов, указов и иных норма­тивных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными представительны­ми, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организация­ми, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивиду­альными предпринимателями.

В связи с этим предмет надзора за исполнением законов состоит из:

1. Законности и обоснованности правовых актов, издаваемых органа­ми государственной власти, хозяйственного управления, общественными и политическими организациями, движениями, должностными лицами.

2. Точного и единообразного исполнения требований законов, дек­ретов, указов и иных нормативных правовых актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, орга­низациями и учреждениями, общественными объединениями, должнос­тными лицами и гражданами.

3. Соблюдения законности в экономической деятельности предпри­ятий, учреждений, субъектов хозяйствования, индивидуальными пред­принимателями.

Говоря об осуществлении надзора за исполнением законов функции прокуроров, следует подчеркнуть, что они должны действовать строго в пределах предоставленных им полномочий (ст. 27 Закона Республики Беларусь «О прокуратуре»), которые определяют пределы возможного вмешательства и реагирования на выявляемые нарушения. Осуществ­ляя надзор за соблюдением законности, органы прокуратуры не подме­няют другие государственные органы, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность, не подменяют контролирующие органы и должностных лиц органов государственного управления. Проверки ис­полнения законов проводятся только на основании сообщений и других имеющихся данных о нарушениях законности, требующих непосредствен­ного прокурорского реагирования (ст. 14 Закона).

Информация о нарушении законов, прав граждан и т.д. может по­ступать к прокурору из различных источников. Ими могут быть: обра­щения и заявления граждан, должностных лиц (не только в органы про­куратуры, но и в иные государственные учреждения); сообщения средств массовой информации; материалы расследования уголовных дел; Науч­но-консультативного совета при Генеральной прокуратуре Республики Беларусь; статистические данные ИАЦ МВД Республики Беларусь, НИИПКиСЭ при Минюсте Республики Беларусь и иная информация, полученная при помощи факсимильной, телеграфной, электронной почты, содержащая данные о нарушении законов. Положение о невмешатель­стве прокурора в оперативно-хозяйственную деятельность не следует понимать как невмешательство прокурора в тех случаях, когда допу­щено нарушение закона или установленного порядка управления. По­лучив информацию, прокурор обязан отреагировать на нее, используя предоставленные ему полномочия, в соответствии с характером по­ступивших сведений.

Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры осуществля­ют надзор за исполнением законодательства с тем, чтобы правовые акты, издаваемые органами государственного управления и власти, должнос­тными лицами, соответствовали Конституции Республики Беларусь, дек­ретам и указам Президента, а также постановлениям правительства. Проверка исполнения законодательства проводится на основании глубо­кого анализа поступившей информации о состоянии законности во всех сферах поднадзорной деятельности, а также с учетом следственной и судебной практики.

Согласно части первой ст. 6 Закона прокурор принимает меры по пре­сечению нарушений законодательства, от кого бы эти нарушения ни исхо­дили, привлечению к ответственности лиц, их совершивших, восстановле­нию нарушенных прав и законных интересов граждан и организаций.

В процессе проверки, проводимой по основаниям, прокурор вправе (ст. 27 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь»):

1. При осуществлении надзора за исполнением законодательства прокурор в пределах своей компетенции имеет право:

– беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения вхо­дить в помещения и на другие объекты государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей. Вход прокурора на территорию и в помещения, доступ в которые ограничен в соответствии с законодательными актами и международными договорами Республи­ки Беларусь, и допуск его к сведениям, составляющим государствен­ные секреты, осуществляются в соответствии с законодательством;

– требовать от руководителей и иных должностных лиц государствен­ных органов, иных организаций, индивидуальных предпринимателей пре­доставления принятых этими лицами (органами) постановлений, прика­зов, решений, распоряжений, статистических и иных сведений и других необходимых материалов, выделения специалистов для дачи в установ­ленном порядке заключений, проведения проверок, ревизий и экспертиз.

Должностные лица и индивидуальные предприниматели обязаны испол­нить требование прокурора в порядке и сроки, установленные законода­тельными актами, и о результатах сообщить прокурору;

– вызывать должностных лиц и иных граждан, в том числе индивиду­альных предпринимателей, и требовать объяснений об обстоятельствах, связанных с нарушением законодательства, а в случаях, предусмотрен­ных законодательными актами, истребовать от них декларации о дохо­дах и имуществе;

– использовать на безвозмездной основе средства связи, информаци­онные системы, банки данных и архивные документы государственных органов, иных организаций и граждан, за исключением средств связи, информационных систем, банков данных и архивных документов орга­низаций и граждан, пользующихся в соответствии с международными договорами Республики Беларусь дипломатическим иммунитетом;

– проверять законность административного задержания граждан и применения к ним административных взысканий;

– осуществлять иные полномочия в соответствии с законодатель­ными актами.

2. При осуществлении надзора за исполнением законодательства прокурор не вправе вмешиваться в предпринимательскую и иную хозяйственную (экономическую) и организационно-распорядительную деятель­ность государственных органов и иных организаций, индивидуальных предпринимателей, в личную жизнь граждан, за исключением случаев, определенных законодательными актами, когда это необходимо для защиты прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуаль­ных предпринимателей, и организаций, общественных и государствен­ных интересов.

3. Проверки исполнения законодательства проводятся на основании сообщений и других данных о нарушениях законности, требующих не­посредственного прокурорского реагирования.

4. При установлении нарушений законодательства в зависимости от их характера прокурор в пределах своей компетенции принимает следу­ющие меры прокурорского реагирования:

– опротестовывает правовые акты и решения (действия) республи­канских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, местных представительных, исполнительных и распорядительных ор­ганов, других организаций, должностных лиц и индивидуальных пред­принимателей, а в случаях, предусмотренных законодательными ак­тами, отменяет их;

– освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию;

– дает письменные указания по делам об административных право­нарушениях в случаях, предусмотренных законодательными актами, и направляет их органам, ведущим административный процесс;

– в установленном порядке вносит представления, выносит предпи­сания и официальные предупреждения, обязательные для исполнения соответствующими государственными органами и иными организация­ми, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивиду­альными предпринимателями;

– вносит в порядке, установленном законодательными актами, пред­ложение о роспуске местного представительного органа в случае сис­тематического или грубого нарушения им требований законодательства;

– обращается в случаях, предусмотренных законодательными акта­ми, в суд с заявлениями (исками) в защиту прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организа­ций, общественных и государственных интересов;

– составляет протоколы об административных правонарушениях;

– выносит постановления о возбуждении дисциплинарного производ­ства или о привлечении к материальной ответственности;

– выносит в случаях, предусмотренных законодательными актами, постановления о выселении в административном порядке;

– выносит постановления о возбуждении уголовного дела.

В необходимых случаях составляются информационные письма о состоянии законности в различных сферах жизнедеятельности государ­ства, которые Генеральным прокурором представляются Президенту Республики Беларусь. Помимо надзора, прокуроры решают вместе с другими органами и организациями вопросы политического, государ­ственного, экономического, национального и культурного строительства.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.