Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прокурорский надзор как самостоятельная отрасль права






ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

 

Прокурорский надзор как самостоятельная отрасль права

 

Прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением за­конов представляет собой самостоятельную отрасль государственной деятельности. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ст. 125) и Законом «О прокуратуре Республики Беларусь» от 8 мая 2007 г. надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполни­тельными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами возлагается на Генерального прокурора и подчиненных ему прокуроров.

Как правовая дисциплина прокурорский надзор определяется сово­купностью правовых норм, регулирующих систему и структуру органов прокуратуры, принципы и условия их организации и деятельности, полно­мочия прокуроров по установлению и устранению нарушений законнос­ти, исполнения законов и проведения их в жизнь.

Нормы прокурорского надзора имеют самостоятельный, четко вы­раженный предмет и метод правового регулирования. Они образуют орга­ничную совокупность, занимая самостоятельное место в системе права как его отрасль.

Каждое государство создает систему гарантий, обеспечивающих исполнение законов. Одной из них является прокурорский надзор. Про­куратура является неотъемлемой частью государственного механизма, наделена определенным объемом власти для осуществления высшего надзора за исполнением законов в государстве. Прокурорская деятель­ность это особое направление функций государства, так как задачи прокуратуры отличаются от задач иных структур государства.

Прокуратура обладает присущим именно ей механизмом реализа­ции возложенных на нее полномочий, который не может рассматривать­ся в других областях и отраслях права, поскольку имеет специфику, тре­бующую особого рассмотрения. Прокурорский надзор есть функция го­сударства, состоящая в обеспечении нормальной деятельности всех зве­ньев государственного аппарата, общественных организаций, должнос­тных лиц и граждан.

Объектом прокурорского надзора является исполнение законов орга­нами государственного управления, общественными объединениями, политическими партиями и движениями, субъектами хозяйствования, должностными лицами и гражданами без вмешательства в их опера­тивно-хозяйственную деятельность. Органы прокуратуры выступают как самостоятельные и независимые. Гарантии независимости прокурату­ры закреплены в ст. 6 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» (воздействие в какой бы то ни было форме должностных лиц, органов государственной власти и управления, представителей политических партий, иных общественных и религиозных объединений, средств мас­совой информации и их представителей, а также граждан на прокурорс­ких работников с целью понудить их к принятию незаконного решения или воспрепятствовать их законной деятельности запрещается и влечет установленную законом ответственность: ст. 166 (4) КоАП «Воспрепят­ствование законной деятельности прокурорского работника», ст. 366 УК Республики Беларусь «Насилие либо угроза в отношении должностного лица, выполняющего служебные обязанности, или иного лица, выполня­ющего общественный долг»).

Предметом прокурорского надзора являются правовые нормы, оп­ределяющие функцию, задачи, направления, принципы организации и деятельности прокуратуры, систему и структуру ее органов, правовые средства и методы осуществления надзора. Предмет прокурорского надзора составляют общественные отношения, возникающие между органами прокуратуры и другими субъектами общественных отноше­ний, вовлеченными в эту деятельность органами власти и управления, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органа­ми управления и руководителями коммерческих и некоммерческих орга­низаций, физическими лицами.

Таким образом, деятельность прокуратуры регламентируется спе­циальным законодательством, которое требует своего толкования и со­отношения с другими отраслями права и поэтому является самостоя­тельной отраслью.

Прокурорский надзор имеет свои отличительные особенности:

1 - надзор осуществляется от высшего органа государственной власти;

2 - надзор осуществляется на всей территории государства;

3 - прокурор надзирает за всеми органами, которые сами осуще­ствляют контроль за исполнением законов.

Итак, прокурор наделен большими государственными властны­ми полномочиями по выявлению нарушений закона, кем бы они ни допускались, реагированию на эти нарушения, а также принятию мер по

их предупреждению, пресечению и привлечению виновных к предусмот­ренной законом oтветсвенности.

Курс «Прокурорский надзор» взаимосвязан с курсами других учеб­ных дисциплин. Наиболее тесно он связан с уголовным и гражданским процессом, трудовым, жилищным, семейным, земельным, хозяйствен­ным и административным правом, где прокурорский надзор занимает видное место.

Он также связан и с такими отраслями права, как таможенное, пред­принимательское, коммерческое, банковское, торговое и экологическое право, где рассматриваются процессуальные полномочия прокурора.

 

Система и содержание курса

 

Курс «Прокурорский надзор» делится на две основные части - об­щую и особенную.

В общей части рассматриваются понятие законности, предмет про­курорского надзора, система, структура и кадровое обеспечение орга­нов прокуратуры, история возникновения и развития органов прокурату­ры, принципы ее организации и деятельности.

В особенной части раскрываются сущность, пределы, задачи и пол­номочия прокуроров в различных отраслях надзора. Специальные раз­делы посвящены организации и деятельности прокуроров в сферах об­щего надзора за органами дознания, предварительного расследования и осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, участие про­курора в уголовном и гражданском судопроизводстве, в стадии исполне­ния приговоров. Определенное место в работе органов прокуратуры за­нимает надзор за исполнением законов в отношении несовершеннолет­них. Один из разделов посвящен участию прокуроров в совершенство­вании законодательства. Также рассматриваются вопросы, связанные с международным сотрудничеством органов прокуратуры и ролью про­куратуры в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.