Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕМА1: Назначение прокуратуры и сущность прокурорского надзора в РФ.






1. Роль и назначение прокуратуры в государстве.

2. Понятие и признаки прокурорского надзора.

3. Цели прокурорской деятельности.

4. Основные направления деятельности прокуратуры. Отрасли прокурорского надзора.

5. Принципы организации и деятельности прокурорского надзора.

 

1. Основное назначение прокуратуры - точное и единообразное применение и соблюдение всеми лицами законодательства (надзор).

Помимо надзора прокуратура осуществляет так же и другие функции (направления деятельности): уголовное преследование, участие в рассмотрении дел судом, координация деятельности правоохранительных органов, правотворческая деятельность.

Из ч.1 ст. ФЗ о прокуратуре следует, что прокуратура это орган осуществляющий надзор за точным и единообразным соблюдением Конституции и иных законов. В ст. 1 определены цели прокуратуры. 2 ч. посвящена определению направлению деятельности.

Прокурор в суде участвует только тогда, когда речь идет о привлечении к ответственности виновновных лиц или в гражданском процессе (в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований). Является результатом надзорной деятельности. (т.зр. Ефановой В.А.).

Правотворческая деятельность – заключается в том, что он издает приказы и распоряжения. Но в самом процессе правотворческой деятельности он не участвует. Прокуроры субъектов РФ обладают правом законодательной инициативы, также издают приказы или распоряжения нижестоящим прокурорам.

Прокуратура это основной орган осуществляющий надзор за точным и единообразным применением законов.

Не определено место прокуратуры среди государственных ветвей власти. Данный вопрос остается открытым, так как место прокуратуры законодательно не определено.

Существует несколько точек зрения по поводу определения места прокуратуры:

1 – это орган при Президенте

2 – относится к исполнительной власти, так как обеспечивает исполнение законов, осуществляет надзор за органами исполнительной власти).

3 – относится к законодательной ветви власти, так как прокуратура от обеспечивает точное и единообразное исполнение законов.

4 – относится к судебной ветви власти, так как в Конституции о прокуратуре указано в главе о судебной власти (ст. 129).

Ч. 1 ст.1 ФЗ «О прокуратуре» прокуратура РФ – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющая от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнения законов, действующих на территории РФ.

 

 

2. Понятие прокурорского надзора нет ни в одном из законов. С т. зр. Ефановой В.А. существует 4 понятия прокурорского надзора:

- как вид деятельности, осуществляемый генеральным прокурором и подчиненных ему прокуроров;

- как отрасль права – система норм, регламентирующих деятельность прокурора по осуществлению надзора и осуществлению иных предоставленных ФЗ «О прокуратуре функций».

- как науки: взгляды, мнения ученых по совершенствованию законодательное регламентирование деятельности прокуратуры, на нормативное регулирование и практику. Осуществляют оценку и анализ.

- как учебная дисциплина – изучение отдельных направлений надзорной деятельности и участие прокуроров в осуществлении судебной деятельности.

Понятие прокурорского надзора должно исходить из цели, которое указано в ст. 1 ч. 2 ФЗ о прокуратуре. Всякий вид деятельности должен исходить из цели осуществления данной деятельности.

Прокурорский надзор - это особый вид деятельности, осуществляемый генеральным прокурором и подчиненных ему прокурорами, направленный на обеспечение точного единообразного исполнения законов, действующих на территории РФ, прав и свобод человека и гражданина, охрану интересов общества и государства (см. ч. 2 ст. 1 ФЗ).

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства, прокуратура РФ осуществляет:

- надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

- надзор за исполнением законов органами, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

- надзор за исполнением законов судебными приставами.

- надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

- уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ.

-координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

- возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования.

Как наука это совокупность взглядов ученых, связанных с совершенствованием законодательства. С 1995 г развивается наука. Особый повод для развития науки дало принятие закона о прокуратуре.

Прокурорский надзор – это совокупность норм регулирующих данную отрасль права. Относится к комплексной отрасли права.

Признаки прок надзора:

1) Предмет надзора – исполнение законов поднадзорными органами. Прокуратура обеспечивает только исполнение закона. Это отличие от других органов – от органов ветеринарного, санитарного и прочего контроля. Отличие от органов пожарной безопасности: осуществляют контроль не только за деятельностью регламентированной законом, но и подзаконными актами. Прокуратура – только за деятельностью регламентированной законом. Прокуратура и прокурорский надзор и уже и шире надзорной деятельности исполнительной власти.

2) Объект надзора - их перечень назван в ч. 2 ст.1 ФЗ о прокуратуре. Расширительному толкованию не подлежит. Прокурорский надзор не распространяется на высшие органы всех ветвей власти, Президента, органы формируемые Президентом и Парламентом (Уполномоченный по правам человека), суд, граждане.

3) Особые полномочия - для осуществления функций прок надзора, законодатель наделил прокурора полномочиями, которые указаны в законе (ФЗ о прокуратуре, где содержатся отсылочные нормы УПК и ФЗ об ОРД). Основная масса полномочий направлена на выявления нарушений и требования прокурором их устранить. Сам прокурор в редких случаях требует отмены решения, постановления. С т. зр. Ефановой В.А. сфера деятельности уже… Привлекать к ответственности может лишь прокурор, наделенный для этого соответствующими полномочиями в отношении нижестоящих прокуроров.

4) Правовые акты, используемые прокурором для устранения нарушения закона – Акты прокурорского реагирования – это те правовые средства, которые использует прокурор для требования устранения правонарушения (протест, постановление, предупреждение о недопустимости нарушения закона представления, предостережение, требование, утверждение, согласие. Субъекты, которые могут использовать данные действия прокуроры либо их заместители (помощники в случаях, если это предусмотрено законом).

5) Отличие прокурорского надзора от органов контроля:

- органы контроля подпадают под прокурорский надзор.

- органы контроля регламентированы не только законом, но и подзаконными актами.

- органы контроля принимают окончательные решения (штрафы, лишение специального права и т.д.), а прокурор ставит вопрос о привлечении к ответственности – сам не может привлечь к ответственности, только подчиненных прокуроров, если они нарушают закон.

 

3. Цели прокурорской деятельности.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства, прокуратура РФ осуществляет:

- надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

- надзор за исполнением законов органами, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

- надзор за исполнением законов судебными приставами.

- надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

- уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ.

-координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

- возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования.

Ч. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре».

 

4. Основные направления деятельности – это функции.

1)надзор

2)уголовное преследование

3)участие прокурора в рассмотрении дел судом

4) координация деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью

5) правотворческая деятельность

Отрасли:

- за исполнением законодательства

- за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

- за соблюдением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание, предварительное следствие

- за исполнением законов судебными приставами

- надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

 

5. Принципы организации деятельности прокуратуры.

Ст. 4 ФЗ «О прокуратуре»

1) Принцип единства и централизации – прокуратура это единая централизованная система органов. Это один принцип и не подлежит разделению.

2) Принцип деполитизации – прокурорские работники не могут создавать политические партии, быть их членами. С т.зр. Ефановой В.А. это не принцип, а гарант независимости прокурорских работников от политических партий и т.д.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.