Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






К выполнению курсовой работы по дисциплине

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГОУ ВПО ЯРОСЛАВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

 

Кафедра физики и электротехники

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

« электропривод » ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 110302 «ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ И АВТОМАТИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА»

 

 

 

 

 

Ярославль

 

2010 г.

 

 

Составитель: профессор кафедры физики и электротехники ФГОУ ВПО ЯГСХА, д.т.н. В.В. Шмигель

 

 

Методические указания к выполнению курсовой работы разработаны в соответствии с программой курса «Электропривод» для студентов электротехнических инженерных специальностей сельскохозяйственных высших учебных заведений.

 

 

Методические указания к выполнению курсовой работы по курсу «Электропривод» рассмотрены на заседании кафедры физики и электротехники Ярославской ГСХА 28 марта 2010 г. протокол № 4 и рекомендованы к внедрению в учебный процесс.

 

Рецензенты:

доцент кафедры «Электропривода и электротехнологии» Костромской ГСХА

к.т.н., Ф. А. Новожилов.

зав.кафедрой математики и механики, профессор, канд.физ.-мат.наук Ярославской ГСХА, К.А. Зиновьев

 

Методические указания к выполнению курсовой работы по курсу «Электропривод» рекомендованы к публикации и использованию в учебном процессе учебно-методическим советом инженерного факультета ФГОУ ВПО ЯГСХА12_апреля_ 2010 г. протокол №4.

 

Макет методических указаний к выполнению курсовой работы по курсу «Электропривод» является собственностью ФГОУ ВПО ЯГСХА. Тиражирование указаний возможно только с разрешения владельца макета. При цитировании обязательна ссылка на источник.

 

 

Содержание

 

 

Задание на курсовую работу  
Выбор двигателя  
Расчет естественной характеристики двигателя  
Характеристика двигателя при пуске  
Графический расчет сопротивления пускового резистора  
Расчет переходных процессов при пуске  
Расчет переходного процесса при торможении  
Проверка двигателя по нагреву  
Схема управления асинхронным двигателем  
Литература  

 

 

Задание на курсовую работу.

1. По нагрузочной характеристике подобрать асинхронный двигатель переменного тока.

2. Выбрать редуктор (передаточное число).

3. Построить механическую характеристику двигателя при пуске.

4. Построить механическую характеристику при торможении.

5. Рассчитать переходный процесс при пуске двигателя.

6. Рассчитать переходный процесс при торможении двигателя.

7. Проверить выбранный двигатель по нагреву.

8. Выбрать схему управления двигателем.

 

Варианты по курсовой работе по электроприводу (по последней цифре зачетки)

№ варианта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0
Момент инерции механизма 12 14 16 18 12 14 16 18 12 14
Угловая скорость вращения вала механизма Рад/ с 50 60 70 80 50 60 70 80 50 60

Характеристика нагрузки (варианты по последней цифре зачетки)

Вариант Мс, Нм 200 250 150 300 200 350 400
1 Т, с 100 200 75 150 100 150 50
Вариант Мс, Нм 300 250 100 350 250 380 500
2 Т, с 125 150 60 80 250 120 30
Вариант Мс, Нм 250 300 180 325 250 400 600
3 Т, с 80 100 50 150 200 100 15
Вариант Мс, Нм 400 250 200 100 300 700 1000
4 Т, с 70 90 200 50 400 200 40
Вариант Мс, Нм 500 300 250 70 200 800 900
5 Т, с 90 120 400 20 300 100 30
Вариант Мс, Нм 600 350 230 50 150 750 1300
6 Т, с 100 180 250 40 500 340 20
Вариант Мс, Нм 700 200 100 300 800 1200 1400
7 Т, с 125 250 60 45 350 200 40
Вариант Мс, Нм 800 600 300 500 900 1300 1500
8 Т, с 75 150 70 35 500 300 100
Вариант Мс, Нм 900 500 250 400 750 900 1200
9 Т, с 85 220 80 65 650 400 50
Вариант Мс, Нм 1000 800 650 1000 700 1300 1450
0 Т, с 140 300 100 75 800 650 80

 

 


 


 

 

 

Пример выбора двигателя.

 

 

Характеристика нагрузки двигателя:

 

 

 

 

Средний момент нагрузки, H∙ м

 

 

316 Н·м

 

Момент нагрузки принимаем равным

 

Мнагр = 1, 1 ·Мср = 1, 1·316 = 348 Н·м

 

Мощность привода

 

Р = Мнагр · ω мех = 348· 50 = 17425 Вт


 
 


 

 

По справочнику выбираем двигатель МТ-51-8 со следующими характеристиками:

 

Номинальная мощность РН = 22 кВт

Номинальное напряжение U = 197 В

Номинальный ток ротора I = 70, 5 А

Номинальное сопротивление обмотки ротора r Р = 0, 0496 Ом

Частота вращения nН = 723 об/мин

Перегрузочнаяспособность λ = 3

Момент инерции двигателя Jдв = 1, 1 кг·м2

Номинальная угловая скорость вращения двигателя

 

 

Передаточное число редуктора

 

 

Из стандартного ряда выбираем одноступенчатый редуктор с передаточным

числом i = 1, 6 и коэффициентом полезного действия η =0, 97.

 

 

Максимальный момент на валу двигателя

 

 

 


 
 

 


 

Расчет естественной характеристики двигателя

 

 

Синхронная скорость вращения двигателя

 

 

Номинальная скорость вращения двигателя

 

 

Номинальное скольжение

 

SH =

 

Критическое скольжение

 

Критически момент

 

Н·м

 

Естественная механическая характеристика рассчитывается по формуле

 

 

Зависимость между скоростью и скольжением

 

 

Данные расчетов сведены в таблицу

 

S   0, 05 0, 07 0, 09 0, 12 0, 15 0, 2 0, 3 0, 4 0, 5 0, 6 0, 7 0, 8 0, 9  
M                              
ω 78, 5 74, 6 73, 0 71, 4 69, 1 66, 7 62, 8 55, 0 47, 1 39, 3 31, 4 23, 6 15, 7 7, 9 0, 0

 

На основании расчетных данных строим естественную механическую характеристику

двигателя.


 
 

 

 


 

Естественная характеристика асинхронного двигателя

 
 

 


Характеристика двигателя при пуске

 

 


 
 


Графический расчет сопротивления пускового резистора.

 

 

Максимальный пусковой момент асинхронного двигателя

 

М1 = 0, 85· МК = 0, 85· 871, 8 = 741 Н·м

 

Момент переключения выбирается произвольно.

 

Из построения получаем:

 

ас = 16

ва = 15

cd = 31, 5

еd = 64.5

 

Сопротивление секций пускового резистора

 

 

 

 

Полное сопротивление цепи пускового реостата

 

RП = Rp1 + Rp2 + Rp3 = 0, 213+0, 104+0, 053 = 0, 3704 Ом

 

Общее сопротивление при торможении

 

 

Сопротивление добавочной секции реостата при торможении

 

rT = RT + rP + RП = 0, 84 – 03704 – 0, 0496 = 0, 42 Ом


 
 

 


Расчет переходных процессов при пуске

 

 

Переходные процессы при реостатном пуске определяются уравнениями

 

 

, где

 

ω у и Му – установившиеся значения скорости и момента,

ω нач и Мнач – начальные значения скорости и момента,

t – время переходного процесса,

Tм – постоянная времени переходного процесса.

 

Установившееся и начальное значение скорости вращения вала двигателя и жесткость

механической характеристики будут различными на разных ступенях пуска.

Данные для расчета берутся с графика характеристики двигателя при пуске.

 


 
 

 

 


Приведенный момент инерции системы

 

кг·м2

Первая ступень разгона

 

Жесткость механической характеристики на первом участке разгона

 

 

Постоянная времени разгона на первом участке разгона

 

сек

 

Время разгона на первом участке

 

сек

 

Закон изменения скорости и момента на первом участке

 

рад/с

Н·м

 

Результаты расчета зависимости скорости и момента во времени на первом участке

разгона приведены в таблице

 

t   0, 1 0, 2 0, 3 0, 4 0, 5 0, 6 0, 7 0, 8 0, 88
ω   6, 7 12, 6 18, 0 22, 8 27, 1 30, 9 34, 3 37, 4 39, 7
M   694, 1 652, 0 614, 3 580, 6 550, 3 523, 3 499, 0 477, 2 461, 5

 

 

Вторая ступень разгона

 

Жесткость механической характеристики на вторм участке разгона

 

 

Постоянная времени разгона на втором участке разгона

 

сек

 

 

 
 

 


Время разгона на втором участке

 

сек

 

Закон изменения скорости и момента на втором участке

 

рад/с

Н·м

 

Результаты расчета зависимости скорости и момента во времени на втором участке

разгона приведены в таблице

 

t 0, 88 0, 9   1, 1 1, 2 1, 31
ω 39, 5 40, 9 47, 0 51, 9 55, 8 59, 3
M 741, 0 721, 4 635, 4 566, 6 511, 5 461, 9

 

Третья ступень разгона

 

Жесткость механической характеристики на третьем участке разгона

 

 

Постоянная времени разгона на третьем участке разгона

 

сек

 

Время разгона на третьем участке

 

сек

 

Закон изменения скорости и момента на третьем участке

 

рад/с

Н·м

 

Результаты расчета зависимости скорости и момента во времени на третьем участке

разгона приведены в таблице

 

t 1, 31 1, 35 1, 4 1, 45 1, 5 1, 53
ω 59, 2 61, 7 64, 3 66, 4 68, 1 69, 0
M 741, 0 669, 0 595, 0 535, 4 487, 4 461, 0

 


 

 

Четвертая ступень разгона

 

Жесткость механической характеристики на четвертом участке разгона

 

 

Постоянная времени разгона на четвертом участке разгона

 

сек

 

Переходной процесс, описываемый экспоненциальной зависимостью, считается

законченным по истечению времени, в 3-4 раза превышающем характеристическое

 

ТР4 = 4·Т4 = 4· 0, 136 = 0, 544 сек

 

Закон изменения скорости и момента на четвертом участке

 

рад/с

Н·м

 

Результаты расчета зависимости скорости и момента во времени на четвертом участке

разгона приведены в таблице

 

 

t 1, 53 1, 6 1, 7 1, 8 1, 9   2, 3
ω 69, 2 71, 9 73, 9 74, 9 75, 4 75, 6 75, 8
M 741, 0 553, 2 412, 0 346, 5 316, 2 302, 1 291, 8

 

Общее время разгона

 

сек

 

По полученным уравнениям строим графики переходных процессов при пуске двигателя

 
 


 
 

 

Расчет переходного процесса при торможении

 

Переходной процесс при торможении двигателя противовключением описывается

уравнениями:

 

 

 

Жесткость характеристики при торможении

 

 

Постоянная времени торможения

 

сек

 

Время торможения двигателя

 

сек

 

Закон изменения скорости и момента при торможении

 

= - 147, 5+223, 2·e –t/1, 33

 

= 290, 6 - 1031·e –t/1, 33

 

Результаты расчета зависимости скорости и момента при томожении приведены в

таблице

 

t 0, 0 0, 1 0, 2 0, 3 0, 4 0, 5 0, 6 0, 6
ω 75, 70 59, 52 44, 51 30, 59 17, 67 5, 70 0, 04 -5, 41
М -741, 00 -666, 28 -596, 97 -532, 68 -473, 05 -417, 74 -391, 61 -366, 44

 

На основании полученных результатов строим графики зависимостей угловой

скорости вращения вала и вращающего момента двигателя при торможении

 

 

 

 

 

 
 


 
 

 


Проверка двигателя по нагреву

 

Общее время работы

сек

 

Моменты сопротивлений, приведенные к валу двигателя

 

Н м

Н м

Н м

Н м

Н м

Н м

Н м

 

Эквивалентный момент двигателя

 

210 Н м

 

Проверка двигателя по нагреву выполняется сравнением эквивалентного момента

двигателя и его номинального значения:

 

Условие выполняется, следовательно, электродвигатель с данным механизмом, при

заданной нагрузке, в продолжительном режиме будет работать не перегреваясь.

Его установившаяся температура не будет превышать допустимого значения

температуры, определяемой классом нагревостойкости изоляции.

Второе условие проверки двигателя - не превышение допустимой перегрузочной

способности.

 

ММАХ / МН ≤ λ, где ММАХ максимальное значение момента двигателя, взятое

с нагрузочной диаграммы привода; λ - паспортное значение

перегрузочной способности.

 

 

Оба условия проверки двигателя удовлетворяют требованиям, следовательно,

двигатель выбран верно.

 
 

 


Схема управления асинхронным двигателем

 

Схема управления двигателем предусматривает автоматизацию пуска и торможения.

 

 

 

Пуск двигателя в одном и противоположном направлениях осуществляется в

функции времени. Торможение двигателя при реверсировании осуществляется

противовключением в функции ЭДС.

Подготовка двигателя к пуску заключается в подаче напряжения переменного тока

в силовую цепь включением выключателя В и включением автомата ВА в цепи

управления, подключающего аппараты управления к источнику постоянного тока.

При этом в исходном (нулевом) положении командоконтроллера КК получают питание

реле напряжения РН и реле ускорения РУ1 и РУ2 — дополнительно отключаются цепи

контакторов ускорения /СУ/ и КУ2.

Для пуска двигателя в одном направлении необходимо повернуть рукоятку

командоконтроллера в одно из положений, например «Вперед». В этом случае будут

включены контакторы КЛ, KB и реле РБ.

В неподвижном состоянии ротора двигателя напряжение на реле РП недостаточно

для его срабатывания, поэтому его размыкающий контакт замкнут и контактор КП

включится. Пуск двигателя из неподвижного состояния ротора произойдет при

шунтированной ступени противовключения, когда к обмотке ротора подключены

только пусковые (две) ступени резистора. Двигатель разгоняется в соответствии с

реостатной характеристикой, обусловленной полным пусковым сопротивлением

резистора в течение времени, определяемом выдержкой времени реле РУ1, которое в

момент подачи напряжения на статор отключилось размыкающим контактом КЛ.

Когда контакт реле РУ1 замкнется, включится контактор /(У/ — шунтируется первая

пусковая ступень резистора, затем с выдержкой времени включится КУ2, двигатель

будет работать на естественной характеристике.

Реверсирование двигателя производится путем перевода командоконтроллера из

положения «Вперед» в положение «Назад». Во время прохождения командоконтроллера

через нулевое положение система управления возвращается в исходное состояние.

 

 


 
 

 


Переход на положение «Назад» сопровождается включением контакторов КЛ и КН,

которые изменяют чередование фаз на статоре двигателя. При этом возникает режим

противовключения, так как ротор двигателя продолжает еще вращаться по инерции в

прежнем направлении.

После включения контактора КН и реле РБ контактор КП не включается, так как в

начале торможения напряжение на кольцах достаточно велико — РП срабатывает, и

его контакт размыкается. Поэтому при торможении в цепи ротора будут включены и

пусковой резистор, и ступень противовключения.

При переводе рукоятки командоконтроллера в положение «Назад» реле

противовключения РП только тогда замкнет свой размыкающий контакт и обеспечит

включение контактора КП, а затем и контакторов ускорения, когда напряжение в

роторе спадет до значения, соответствующего напряжению в начале пуска; это

произойдет при угловой скорости двигателя, близкой к 0. Затем последовательно

включаются аппараты управления, порядок работы которых был изложен выше.

Реле блокировки РБ создает некоторую выдержку времени до включения

контактора КП, необходимую для того, чтобы реле РП в начале торможения успело

открыть свой размыкающий контакт. При отсутствии такой выдержки времени

контактор КП может включиться раньше срабатывания реле РП, что приведет к

возникновению тока аварийного значения и отключению двигателя защитой.

В данной схеме предусмотрена максимальная защита двигателя (реле РМ1 — РМЗ),

а также защита от чрезмерного снижения напряжения, осуществляемая реле РН

(при этом предполагается, что цепи управления получают питание через выпрямитель,

подсоединенный к силовой цепи двигателя после выключателя В). Цепи управления

защищены автоматом с максимальной защитой.

 

Литература

 

1. Ситников Н.Б. Методические разработки к решению типовых задач по

курсу «Электропривод». 1976 г.

 

2. Чиликин М.Г. Сандлер А.С. Общий курс электропривода. 1981 г.

 

3. Вешеневский С.Н. Характеристики двигателей в электроприводе. 1977 г.

 

4. Дьяков В.И. Типовые расчеты по электрооборудованию 1991 г.

 

5. Онищенко Г.Б. Электрический привод. 2003 г.

 

 

 
 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 3. 2. | Введение. Федеральное агентство по образованию




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.