Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Налоговой тайной






 

Законодатель определил перечень сведений, которые налоговой тайной не являются (п. 1 ст. 102 НК РФ). Это:

- информация, которую разгласил сам налогоплательщик или другое лицо с его согласия;

- ИНН налогоплательщика;

- сведения о нарушениях налогового законодательства, которые допустил налогоплательщик, и примененных к нему мерах ответственности.

 

Обратите внимание!

Если нарушение закона не является налоговым правонарушением согласно гл. 16 НК РФ, то информация о нем является налоговой тайной. К такому выводу пришел ФАС Центрального округа в Постановлении от 29.08.2007 N А14-15673-2006/614/34;

 

- сведения, которые предоставляются налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств на основании международных договоров (соглашений);

- сведения о размере и источниках доходов, а также о собственном имуществе кандидата на выборную должность и его супруга, которые предоставляются избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах.

 

Обратите внимание!

Тот факт, что перечисленные сведения не являются налоговой тайной, не означает, что налоговики должны выдавать их по требованию любого третьего лица. Это их право, но не обязанность. На это указывают суды (см., например, Постановления ФАС Дальневосточного округа от 13.09.2007, 06.09.2007 N Ф03-А51/07-2/3620, ФАС Уральского округа от 27.06.2005 N Ф09-2678/05-С7).

При этом некоторые судьи ссылаются на пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ. В нем перечислены те сведения, которые налоговый орган обязан предоставлять налогоплательщику.

В то же время существует и противоположная судебная практика. Так, часть судов полагает, что информацию, не составляющую налоговую тайну, налоговый орган обязан предоставить по требованию третьего лица, если она влияет на его права. Основание - ст. 8 Закона N 149-ФЗ (см., например, Определение ВАС РФ от 31.03.2008 N 4302/08).

 

При буквальном толковании п. 1 ст. 102 НК РФ можно прийти к выводу, что перечень сведений, которые не могут быть отнесены к налоговой тайне, является исчерпывающим.

То есть любая информация, кроме приведенной выше, является налоговой тайной, и налоговики не вправе ее разглашать. В противном случае они могут быть привлечены к ответственности (п. п. 2, 4 ст. 102 НК РФ).

Однако следует подчеркнуть, что многие эксперты не согласны с таким толкованием положений ст. 102 НК РФ. Они считают, что к налоговой тайне также не может относиться вся общедоступная информация о налогоплательщике (например, его наименование или адрес) < 1>. Ведь налоговая тайна является разновидностью конфиденциальной информации. А общедоступная информация не может быть конфиденциальной (п. 7 ст. 2, ст. 7 Закона N 149-ФЗ).

--------------------------------

< 1> Общедоступная информация - это общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Такая информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении законно установленных ограничений на ее распространение (п. п. 1, 2 ст. 7 Закона N 149-ФЗ).

 

Есть судебное решение, которое основано на этом подходе (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.08.2009 N А78-7102/08).

В заключение добавим, что не могут быть налоговой тайной для налогоплательщика материалы налоговой проверки, которую провели в его отношении налоговики. Именно к такому выводу пришел ФАС Уральского округа. Суд отвергает ссылки налоговых органов на ст. 102 НК РФ в ситуациях, когда налоговики отказываются знакомить налогоплательщиков с приложениями к актам налоговых проверок, которые получены от третьих лиц (Постановления ФАС Уральского округа от 04.05.2009 N Ф09-2653/09-С3, от 30.10.2006 N Ф09-9512/06-С2).

В то же время сведения, на основе которых налоговики принимают решение о проведении налоговой проверки конкретного налогоплательщика, являются налоговой тайной. Так, ФАС Уральского округа в Постановлении от 07.06.2005 N Ф09-2414/05-С7 отказал налогоплательщику, который настаивал на том, чтобы инспекция выдала ему копию заявления физического лица, послужившего основанием для проведения налоговой проверки.

 

СИТУАЦИЯ: Обязаны ли налоговые органы выдавать третьим лицам информацию о задолженности налогоплательщика перед бюджетом

 

На практике налогоплательщики нередко запрашивают у налоговых органов информацию о задолженности своих контрагентов перед бюджетами. При этом налоговики часто отказываются предоставлять такую информацию, ссылаясь на налоговую тайну, а также на то, что в их обязанности не входит предоставление такой информации согласно ст. 32 НК РФ. Правомерны ли их действия?

Как мы отметили выше, сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения не являются налоговой тайной (пп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ). При этом неуплата налога (сбора, взноса) в бюджет вовремя и возникшая в результате этого задолженность - это налоговое правонарушение (ст. 122 НК РФ).

Таким образом, информация о задолженности, возникшей в результате неуплаты налога в бюджет (включая задолженность по пеням и штрафам, которые были начислены в связи с указанной неуплатой), не составляет налоговую тайну.

Однако это не означает, что налоговики обязаны ее представлять по требованию третьих лиц.

Отметим, что разъяснения контролирующих органов по этому вопросу вроде бы свидетельствуют о признании такой обязанности (Письма МНС России от 05.03.2002 N ШС-6-14/252, УФНС России по г. Москве от 03.10.2008 N 09-10/093263). В то же время их можно истолковать и не так однозначно, что подтверждается действиями налоговиков на местах.

Суды по-разному относятся к подобным ситуациям.

Так, ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 11.12.2007 N Ф04-8404/2007(40773-А67-32) (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 31.03.2008 N 4251/08) пришел к выводу, что информация о задолженности контрагента перед бюджетом влияет на права налогоплательщика, который ее истребует. Поэтому налоговики обязаны предоставить такую информацию.

В то же время часть судов полагает, что предоставлять сведения о нарушениях налогоплательщиками налогового законодательства налоговики вправе (пп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ), но не обязаны. Ведь их обязанности по предоставлению информации четко ограничены пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 13.09.2007, 06.09.2007 N Ф03-А51/07-2/3620).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.