Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Экономическая теория рассматривает оценку благ потребителем с точки зрения логики индивидуальных оценок и возможных последствий оценок






 

Экономическая теория рассматривает оценку благ потребителем с точки зрения логики индивидуальных оценок и возможных последствий оценок. Суть рыночной экономики коренится в оценках отдельных людей. Интересен результат выбора из множества вариантов. Этот выбор отражает индивидуальные предпочтения и отражает ценности. Индивидуальные оценки являются непосредственным предметом теории полезности и теории благосостояния. Теория полезности изучает законы выбора потребителя.

Ретроспективность интересна для рассмотрения «поколения». Так, социологи России провели анализ ценности для молодых людей 90-х годов ХХ века и для ХХI века на основе их дневников в Интернете, общения в чатах (https://www.expert.ru/printissues/russion-reporter/2007/08/hasha-molodezh/). Основная ценность современных людей – свобода. «Поколение 2000-х равнодушно к карьере, отвергает массовую культуру и безудержное потребительство». Авторы визуальных дневников определены исследователями как наиболее продвинутая часть молодежи. Их называют трендсетерами, то есть людьми, которые транслируют культурные инновации в более широкие массы. Если в 90-е годы ХХ века молодые люди мечтали стать юристами, коммерческими директорами, то в 2000-х – дизайнерами, журналистами, программистами, PR-менеджерами. Девальвация ценности «карьеры» в сознании молодежи связана с ростом ценности свободы. Если для молодежи 1990-х годов свобода – это возможность ни от кого не зависить материально, покупать различные блага, то для 2000-х – независимость от любых обстоятельств (места жительства, работы); свобода – ключевая ценность, свободный стиль жизни – прямая противоположность «корпоративному рабству»; побег от массовой культуры, отказ от престижного потребления.

Мюррей Ротбард рассматривая концепцию «демонстрируемого предпочтения»[8], отмечал, что деятельность человека состоит в использовании средств для достижения избранных им целей. В этом отношении человеческое поведение отличается от таких явлений, как наблюдаемое «поведение» камней или планет, поскольку деятельность человека подразумевает наличие целей у действующего субъекта. Действие означает выбор из возможных альтернатив. Человек располагает средствами (ресурсами), при помощи которых он достигает разнообразных целей. Этими ресурсами могут быть время, деньги, труд, земля, капитальные блага и т.д. Человек использует их для достижения наиболее предпочтительных из всех своих целей. На основании совершаемых им действий мы можем заключить, что он действует определенным образом, действует, чтобы претворить в жизнь те свои желания, которые он ценит выше других. Понятие демонстрируемого предпочтения означает, что предпочтения выявляются или демонстрируются посредством фактического выбора. Иными словами, предпочтения человека могут быть поняты (выведены) из того, что именно он выбрал, осуществляя те или иные действия. Если человек решает провести час на концерте, а не в кино, делаем вывод, что он предпочитает первое, т.е. что первое он ценит выше, чем второе. Аналогичным образом, если человек тратит пятьсот рублей на рубашку, на этом основании заключаем, что он предпочитает покупку рубашки любой другой вещи, на которую он мог бы потратить эти деньги (а также возможности сберечь). Понятие предпочтения, основанного на реальном выборе, образует основу логической структуры экономического анализа, в частности, экономического анализа полезности и благосостояния.

Для человеческого действия характерно то, что оно вызывается его замыслами и целями. Следовательно, можно говорить о том, что действие есть следствие замысла и цели, и при этом ограничиться выведением конкретных целей из реальных действий.

«Выявленное предпочтение» – предпочтение, выявленное посредством выбора, использовал Самуэльсон в своей, на первый взгляд, похожей, но на самом деле иной, теории. Ключевое различие состоит в следующем: Самуэльсон предполагает существование шкалы предпочтений, которая формирует основу для человеческих действий и остается неизменной в ходе действий человека, не меняясь с течением времени. Самуэльсон, использует сложные математические процедуры, пытаясь построить наблюдаемые действия человека через шкалу его предпочтений.

 

«Ничего нет совершенного, ничего – цельного, ничего – единого в делах, чувствах и побуждениях человеческих, ибо всякий человек раздвоен сам в себе и только стремится к объединению…» – так писал государственный деятель России в ХIX веке[9]. «… люди, одного со всеми естества, раздвоенного в себе, склонность хотеть, чего не делает, и делать, чего не хочет…»[10].

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.