Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Спроса по цене






1. Наличие и доступность товаров-заменителей. Чем больше хороших заменителей данного товара предлагается потребителю, тем более эластичен спрос на него, поскольку при повышении цены потребители могут легко перейти на потребление заменителей. При этом большое значение имеет количество фирм-конкурентов по производству товаров-аналогов, так как чем больше конкурентов, тем больше и разнообразнее заменители товара в текущем периоде и в перспективе. Отсюда спрос на товар становится тем более эластичным, чем конкретнее этот товар определен. Так, спрос на автомобиль «Жигули» гораздо более эластичен, чем спрос на автомобили вообще.

2. Степень необходимости товара для потребителя (предметы первой необходимости и предметы роскоши). Спрос на предметы первой необходимости обычно является неэластичным, а спрос на предметы роскоши обычно эластичен. Например, хлеб и электричество имеют неэластичный спрос, соль – крайне неэластичный спрос, в то время как спрос на драгоценные камни – эластичен. Следовательно, чем больше необходимость в товаре, тем меньше его эластичность. Особенно низка эластичность спроса на те товары, потребление которых нельзя отложить.

3. Удельный вес расходов на покупку этого товара в доходе потребителя. Чем большую долю занимает товар в бюджете потребителя, тем выше эластичность спроса на него (припрочих равных условиях). Например, 10-процентный рост цен на канцтовары, расходы на которые занимают доли процента доходов потребителей, вызовет минимальную реакцию с их стороны, в отличие от 10-процентного роста цен на автомобили, повышение цен на которые сопоставимо с годовыми размерами доходов и снижением количества реальных покупок.

4. Период времени.

В краткосрочном периоде спрос менее эластичен, чем в долгосрочном. В общем случае спрос на товар тем эластичнее, чем больше времени требуется для принятия решения о его приобретении. В основном это связано со сложившимися привычками каждого конкретного потребителя и необходимостью определенного периода для принятия решения об альтернативных товарах и услугах. Так, приспособление к изменению цены одного товара может потребовать изменений во всем виде и количестве товаров потребительской корзины.

В долгосрочном периоде происходит постепенная адаптация вкусов потребителей.

Пример

«Долгосрочная» эластичность спроса на железнодорожные билеты почти в три раза превышает его «краткосрочную» эластичность. Более высокая долгосрочная эластичность объясняется тем, что при наличии достаточного количества времени потенциальные железнодорожные пассажиры получают возможность принять необходимые решения относительно покупки автомобиля или изменения местонахождения дома или работы.

Из данных табл. 3.2 видно, что для большинства товаров и услуг спрос более эластичен в долгосрочном периоде, чем в краткосрочном. Примеры ценовой эластичности на разные виды товаров относятся к экономике США. В российской статистической практике таких сведений пока нет, но если бы они были, то имели существенное отличие, поскольку на эластичность спроса по цене оказывают влияние не только перечисленные выше факторы, но и различия в самих отдельно взятых странах, например, доходах, уровнях потребления, структуре расходов населения и других.

 

Таблица 3.2

Ценовая эластичность спроса в краткосрочном и долгосрочном периодах

 

Товары и услуги Краткосрочный период Долгосрочный период
Канцелярские принадлежности -0, 47 -0, 56
Драгоценности и часы -0, 41 -0, 67
Шины и камеры -0, 86 -1, 19
Бензин -0, 4 -1, 50
Поездки за границу граждан США -0, 14 -1, 77
Жилье -0, 30 -1, 88
Потребление электроэнергии в домашнем хозяйстве   -0, 13   -1, 89
Табачная продукция -0, 40 -2, 10
Автомобили и запчасти -1, 87 -2, 24
Фарфор, стеклянная и прочая посуда   -1, 54   -2, 55
Международные железнодорожные перевозки   -1, 40   -3, 19
Кино -0, 87 -3, 67

 

Вопросы

1. Сформулируйте определение эластичности спроса по цене и запишите формулы для ее расчета.

2. Что означают понятия: эластичный и неэластичный спрос, спрос единичной эластичности, совершенно эластичный и совершенно неэластичный спрос?

3. Перечислите факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса.

4. Объясните зависимость между ценовой эластичностью спроса и выручкой.

5. Почему коэффициент спроса по цене всегда отрицателен и необходимо рассматривать его абсолютное значение (модуль)?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.