Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Участие прокурора в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанций.






Производство в суде второй инстанции включает в себя апелляционный и кассационный порядок рассмотрения уголовного дела. Апелляционное и кассационное обжалование прокурором судебных решений, не вступивших в законную силу. В апелляционном порядке рассматриваются представления государственного обвинителя или вышестоящего прокурора на не вступившие в законную силу приговоры и постановления, вынесенные мировыми судьями. В кассационном порядке рассматриваются представления государственного обвинителя или вышестоящего прокурора на не вступившие в законную силу приговоры и постановления, вынесенные федеральным судом первой и апелляционной инстанций. Апелляционное и кассационное представление может быть подано в течение 10 суток со дня провозглашения приговора.

Подача представления приостанавливает приведение приговора в исполнение, за исключением случаев вынесения: оправдательного приговора; обвинительного приговора без назначения наказания; обвинительного приговора с назначением наказания и с освобождением от его отбывания; обвинительного приговора с назначением наказания, не связанного с лишением свободы, или наказания в виде лишения свободы условно. До начала заседания суда апелляционной или кассационной инстанций государственный обвинитель или вышестоящий прокурор вправе отозвать поданное представление, изменить его либо дополнить новыми доводами.

Участие прокурора в стадии апелляционного производства. Производство в суде апелляционной инстанции ведется по правилам производства в суде первой инстанции. Участие государственного обвинителя в судебном заседании является обязательным.

Особенность: предмет и пределы судебного разбирательства ограничены той частью приговора мирового судьи и в отношении тех осужденных (оправданных), которые указаны в представлении. Однако если при рассмотрении уголовного дела будут установлены обстоятельства, касающиеся интересов других лиц, осужденных или оправданных по этому же уголовному делу и в отношении которых представление не было подано, то уголовное дело должно быть проверено и в отношении этих лиц. При этом не может быть допущено ухудшение их положения.

Судебное следствие начинается с краткого изложения председательствующим содержания приговора, а также существа апелляционного представления. После доклада председательствующего суд заслушивает выступление государственного обвинителя, подавшего представление. Если производство по уголовному делу в суде апелляционной инстанции осуществляется по жалобе участника судебного разбирательства, то после доклада председательствующего и заслушивания выступление лица, подавшего жалобу, государственным обвинителем излагается возражение. Если дело рассматривается в связи с принесенным представлением, то первым в судебных прениях выступает прокурор. Вынесенные судом апелляционной инстанции приговоры и постановления могут быть обжалованы в вышестоящий суд в кассационном порядке, в том числе государственным обвинителем или вышестоящим прокурором.

При поступлении уголовного дела с кассационным представлением судья назначает дату, время и место судебного заседания, о чем прокурор должен быть извещен не позднее 14 суток до дня судебного заседания. Однако неявка лиц, своевременно извещенных о дате, времени и месте заседания суда кассационной инстанции, не препятствует рассмотрению дела.

Рассмотрение уголовного дела судом кассационной инстанции начинается стого, что председательствующий открывает судебное заседание и объявляет, какое уголовное дело рассматривается и по чьим кассационным жалобе и (или) представлению. Председательствующий выясняет у участников судебного разбирательства, в том числе прокурора, имеются ли у них отводы и ходатайства.

После разрешения отводов и ходатайств один из судей кратко излагает содержание приговора или иного обжалуемого судебного решения, а также кассационных жалобы и (или) представления. Затем суд заслушивает выступления стороны, подавшей жалобу или представление, в обоснование своих доводов и возражения другой стороны.

В случае обжалования судебного решения другой стороной и отсутствия оснований для принесения представления прокурор в обязательном порядке должен выражать свое отношение к существу жалобы посредством соответствующих возражений.

При рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке суд вправе по ходатайству прокурора непосредственно исследовать доказательства.

В подтверждение или опровержение доводов, приведенных в кассационном представлении, прокурор вправе представить в суд кассационной инстанции дополнительные материалы.

В случае несогласия прокурора с вынесенным судом кассационной инстанции определением оно может быть обжаловано в вышестоящий суд в надзорном порядке, путем подачи прокурором ходатайства, которое именуется надзорным представлением.

Ошибки и нарушения закона, допускаемые в суде первой инстанции, не всегда устраняются в апелляционном или кассационном порядке, поэтому законом предусмотрен исключительный – надзорный порядок пересмотра приговоров, определений и постановлений суда, заключающийся в том, что применяется в виде исключения, когда не достигнуто правильное разрешение дела в основных стадиях, когда судебное решение вступило в законную силу, а осужденный, оправданный, их защитники или законные представители, потерпевший, его представитель, а также прокурор полагают, что оно неправосудно.

Прокурор независимо от участия в судебном разбирательстве вправе в пределах своей компетенции ходатайствовать о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения или постановления в порядке надзора, если сочтет, что они незаконны, необоснованны или несправедливы. Ходатайство прокурора именуется надзорным представлением.

Представление должно соответствовать предъявляемым законом требованиям к форме и содержанию представления.

Представление приносится в суд надзорной инстанции.

Пересмотр обвинительного приговора в пользу осужденного сроками не ограничен.

Пересмотр в порядке надзора по жалобе потерпевшего, его представителя и по представлению прокурора обвинительного приговора, а также определения и постановления суда в связи с необходимостью применения уголовного закона о более тяжком преступлении, ввиду мягкости наказания или по иным основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении уголовного дела, допускается лишь в течение года по вступлении их в законную силу.

Дела в порядке надзора рассматриваются с обязательным участием прокурора, которому предоставляется возможность ознакомиться с надзорными жалобами других участников.

При рассмотрении дела в надзорной инстанции прокурор поддерживает внесенное им надзорное представление. В президиуме суда субъекта РФ это делает прокурор субъекта РФ, в судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РФ – прокурор Генеральной прокуратуры РФ, в Президиуме Верховного суда РФ – Генеральный прокурор РФ или его заместитель.

В результате рассмотрения дела представление прокурора может быть удовлетворено или отклонено. На определения и постановления президиумов судов субъектов РФ или коллегии Верховного суда РФ могут быть принесены представления в порядке надзора в рассмотренном выше порядке. Постановление Президиума Верховного суда РФ окончательно и обжалованию в уголовно-процессуальном порядке не подлежит.

 

47. Участие прокурора в рассмотрении судами гражданских дел.

В соответствии с Законом о прокуратуре и ГПК РФ при осуществлении гражданского судопроизводства прокурор вправе обратиться в суд с заявлением (иском), если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, а также вступить в процесс для дачи заключения по делу. Предъявление исков и принесение представлений прокурором – средства реагирования на установленные нарушения закона, восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц.

Цель участия прокурора в гражданском судопроизводстве – защита прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Правовую основу участия прокурора в рассмотрении судами гражданских дел составляют Закон о прокуратуре; ГПК РФ; приказ Генерального прокурора РФ «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском судопроизводстве», Информационное письмо Генерального прокурора РФ «О некоторых вопросах участия прокурора в гражданском процессе, связанных с принятием и введением в действие ГПК РФ» и др.

Формы участия прокурора:

132) обращение в суд с заявлениями, как в порядке искового производства (исковые заявления), так и по делам, возникающим из публичных правоотношений, по делам, рассматриваемым в порядке особого производства;

133) вступление в процесс для дачи заключения по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством, в целях осуществления возложенных на него полномочий;

134) подача апелляционных представлений на решения мировых судей, кассационных представлений на не вступившие в законную силу решения суда и надзорных представлений на вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Президиума ВС РФ, если в рассмотрении указанных дел участвовал прокурор.

Полномочия прокурора, участвующего в рассмотрении гражданского дела судом: знакомиться с материалами дела; делать выписки из них, снимать копии; заявлять отводы; заявлять перед судом ходатайства, в том числе об истребовании доказательств; представлять доказательства; участвовать в исследовании доказательств; задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам, специалистам; давать объяснения суду в устной и письменной форме; приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам; возражать против доводов и ходатайств других лиц, участвующих в деле; вносить представления на решения суда, не вступившие и вступившие в законную силу; проверять законность обращения к исполнению решений, определений и постановлений суда.

Прокурор обязан добросовестно пользоваться всеми принадлежащими ему процессуальными правами.

 

48. Процессуальное положение прокурора при рассмотрении судами гражданских дел.

Обязательное участие прокурора в рассмотрении гражданских дел судами: 135) дела о восстановление на работе; 136) о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью; 137) дела о лишении, восстановлении и ограничении родительских прав;

138) дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;

139) дела о признании недействующим нормативных правовых актов полностью или в части; 140) дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ; 141) дела об усыновлении (удочерении) ребенка; 142) дела об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами; 143) дела об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным; 144) дела о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар или о продлении срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством; 145) дела о принудительном направлении гражданина на судебно-психиатрическую экспертизу.

Кроме того, обязательное участие прокурора в качестве стороны процесса обусловлено направляемыми им исками и заявлениями.

Особенности процессуального положения прокурора в гражданском процессе. Суд не может отказать прокурору в приеме искового заявления. Прокурору может быть отказано в приеме искового заявления только в случае, когда у лица, в интересах которого предъявляется иск, нет права на обращение в суд.

Прокурор, подавший заявление, не становится стороной по делу. Истцом в процессе является лицо, в интересах которого прокурор обратился в суд. Прокурор выступает самостоятельно, независимо от других участников процесса.

Прокурор не имеет права заключения мирового соглашения, к нему не может быть предъявлен встречный иск. Прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, с него не могут быть взысканы расходы на оплату услуг представителя и компенсация за потерю рабочего времени.

После исследования всех доказательств председательствующий предоставляет слово для заключения по делу прокурору.

Если дело рассматривается по иску прокурора, то в прениях он выступает первым.

Прокурор имеет право отказаться от поданного заявления и выйти из процесса. Однако эти действия не влекут за собой правовых последствий, связанных с отказом истца от исковых требований. Рассмотрение дела продолжается, если лицо, в интересах которого подано заявление, или его представитель не заявит об отказе от иска, который будет принят судом в общем порядке.

Решение суда по иску прокурора распространяется на лицо, в интересах которого заявлен иск.

 

50. Участие прокурора в рассмотрении гражданского дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанций.

Апелляционное производство по обжалованию решений и определений мировых судей.

На решение мирового судьи, не вступившее в законную силу, прокурор, участвующий в деле, может принести апелляционное представление.

Апелляционное представление может быть подано прокурором в течение десяти дней со дня принятия мировым судьей решения в окончательной форме.

Апелляционное представление подается в районный суд через мирового судью и должно соответствовать требованиям, предъявляемым к форме и содержанию апелляционного представления.

Апелляционное представление подписывается прокурором.

Апелляционное представление и приложенные к нему документы представляются в суд с копиями, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле.

Если решение мирового судьи обжалуется противоположной стороной, то прокурор вправе представить мировому судье возражения в письменной форме с приложением документов, подтверждающих эти возражения, и их копий, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле, и вправе ознакомиться с материалами дела, с поступившими жалобой и возражениями относительно них.

Прокурор вправе отозвать апелляционное представление до принятия решения или определения районным судом.

Рассмотрение дела судом апелляционной инстанции проводится по правилам производства в суде первой инстанции.

Прокурор участвует в рассмотрении дела апелляционной инстанции в случае принесения апелляционного представления или если он участвовал в суде первой инстанции.

Постановление районного суда апелляционной инстанции принимается в форме апелляционного решения, которое заменяет полностью или в части решение мирового судьи или определения.

Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию в кассационном порядке не подлежит.

Участие прокурора при исполнении судебного решения связано с осуществлением прокурорского надзора за законностью и своевременностью исполнения решений по гражданским делам.

Проверка исполнения судебных решений осуществляется прокурором в связи с поступившими жалобами заинтересованных лиц. ГПК РФ предоставляет прокурору право принести жалобу в суд на действия судебного пристава-исполнителя.

Деятельность прокурора в стадии исполнения решения суда по гражданским делам связана с осуществлением прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами.

На не вступившие в законную силу решения всех судов в РФ, принятые по первой инстанции, за исключением решений мировых судей, прокурором, участвующим в деле, может быть принесено кассационное представление.

Кассационное представление может быть подано в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Кассационное представление приносится через суд, вынесший решение, и должно соответствовать требованиям, предъявляемым к форме и содержанию кассационного представления.

Ссылка прокурора, приносящего кассационное представление, на новые доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции, допускается только в случае обоснования в представлении, что эти доказательства невозможно было представить в суд первой инстанции.

Кассационное представление подписывается прокурором.

Прокурор вправе представить возражения в письменной форме относительно кассационных жалоб других лиц, участвующих в деле, с приложением документов, подтверждающих эти возражения.

В случае принесения прокурором кассационного представления в судебном заседании суда кассационной инстанции вправе принимать участие: • в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, автономного округа, окружном (флотском) военном суде – должностное лицо прокуратуры по поручению соответственно прокурора республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота); • в Судебной коллегии по гражданским делам, Военной коллегии и Кассационной коллегии Верховного суда РФ – должностное лицо прокуратуры по поручению Генерального прокурора РФ. Неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.

Участвуя в рассмотрении дела в кассационной инстанции, прокурор заявляет ходатайства, втомчислео вызове и допросе дополнительных свидетелей, об истребовании других доказательств, в исследовании которых ему было отказано судом первой инстанции, дает объяснения, вправе приводить доводы, не указанные в представлении, и представлять доказательства.

Если кассационное производство начато в связи с принесением представления прокурором, то его заслушивают в суде первым.

Кроме того, прокурор дает заключение о законности и обоснованности решения после объяснений лиц, участвующих в деле.

Постановление суда кассационной инстанции выносится в форме кассационного определения и вступает в силу со дня его вынесения.

Надзорное производство по гражданским делам, так же как и в уголовном судопроизводстве, является стадией исключительной. Исправление ошибок судов первой инстанции должно происходить, как правило, в судах кассационной инстанции. Между тем в надзорном порядке пересматривается незаконных и необоснованных решений больше, чем в кассационном порядке. Происходит это, главным образом, вследствие неудовлетворительной работы прокуроров, осуществляющих надзор за законностью решений, определений и постановлений судов первой и кассационной инстанций, которые своевременно не принимают надлежащих мер к исправлению ошибок этих судов. Надзорное производство по гражданским делам призвано исправлять эти ошибки. Участие прокурора в стадии надзорного производства является одной из существенных гарантий успешного пересмотра решений, определений и постановлений судов, вступивших в законную силу. Генеральный прокурор РФ предлагает подчиненным прокурорам правильно и своевременно проверять и разрешать надзорные жалобы, в необходимых случаях приостанавливать исполнение незаконных и необоснованных решений и опротестовывать такие судебные решения. При отсутствии оснований для принесения протеста предлагается составлять мотивированное заключение с сообщением заявителю результатов рассмотрения его жалобы с изложением мотивов отказа.
Обобщения производств прокуроров в надзорном порядке, проведенные Генеральной прокуратурой России, показывают, что в целом надзорное производство по гражданским делам в органах прокуратуры осуществляется правильно. Многие неправосудные решения исправляются по протестам прокуроров. Однако не все прокуроры выполняют указания Генерального прокурора о своевременном и правильном рассмотрении жалоб и проверке гражданских дел. Некоторые дела изучались прокурорами невнимательно, без учета существенных доводов, содержащихся в жалобах, в результате чего по делам принимались необоснованные решения об отказе в принесении протеста. Это порождает направление гражданами и должностными лицами повторных жалоб и обращение в центральные органы прокуратуры и правосудия, тогда как подавляющее большинство таких жалоб могло бы получить правильное разрешение на местах. Вследствие недостаточно глубокого анализа материалов гражданского дела и жалоб, а также ошибок в применении норм материального и процессуального права некоторые прокуроры приносят необоснованные протесты. В результате суды надзорной инстанции отклоняют около 15% протестов, принесенных прокурорами. Определенная часть постановлений и определений судов, которыми отклонены надзорные протесты прокуроров, пересматриваются вышестоящими судами надзорных инстанций (около 5%), однако то, что отклоняется каждый десятый протест прокуроров, свидетельствует о серьезных недостатках в подготовке надзорных протестов.
Некоторые прокуроры не проявляют должной принципиальности и в тех случаях, когда необоснованно отклоняются их протесты, они не переносят решения этих вопросов на рассмотрение вышестоящих прокуроров и не добиваются отмены необоснованных и незаконных постановлений и определений судов надзорной инстанции. В то же время до сих пор не исключены из практики случаи необоснованного отзыва протестов прокуроров с рассмотрения суда надзорной инстанции. Бывает и такое, когда прокурор района или города вносит вышестоящему прокурору представление об опротестовании в порядке надзора незаконного определения кассационной инстанции, отменившей законное и обоснованное решение, но оно не поддерживается вышестоящим прокурором.
Субъектами надзорного опротестования являются прокуроры, перечень которых содержится в ст. 320 ГПК1. Этот перечень не подлежит расширительному толкованию. Прокурор, не обладающий правом принесения надзорного протеста, вносит соответствующее представление вышестоящему прокурору, правомочному это сделать. Свои полномочия по принесению надзорных протестов прокуроры используют в случае необходимости исправить ошибки мировых судей, судов первой инстанции, которые не были своевременно исправлены. Предметом надзорного опротестования могут быть также решения и определения суда апелляционной инстанции (ст. 31810 ГПК), определения судов кассационной инстанции, когда необоснованно отменялись или изменялись законные и обоснованные решения судов первой инстанции, и наоборот, оставлялись без изменения решения незаконные и необоснованные, а протесты и жалобы, принесенные на предмет их отмены, необоснованно отклонялись апелляционными или кассационными инстанциями. Определенная часть надзорных протестов приносится прокурорами в связи с необходимостью отмены или изменения определений и постановлений самих надзорных инстанций, которые не соответствуют или противоречат закону. Допустим, президиум областного суда отклонил протест прокурора области. Последний вносит представление Генеральному прокурору РФ, и тот приносит протест в Верховный Суд РФ, в котором предлагает отменить постановление президиума областного суда.
Закон (ст. 322 ГПК) предоставляет прокурорам, приносящим надзорный протест, а также прокурорам районов и городов право истребования из суда гражданских дел для разрешения вопроса о наличии оснований для принесения протеста в порядке надзора. При этом следует иметь в виду, что гражданское дело может быть истребовано лишь в том случае, когда решение по нему вступило в законную силу. Поводами для истребования и проверки дела могут быть жалобы сторон, третьих лиц, представителей общественных организаций и трудовых коллективов, сообщения в печати и в других средствах массовой информации, результаты проверки деятельности судов, а также усмотрение самого прокурора. Иначе говоря, любой сигнал о незаконности судебного решения служит поводом для производства по делу в порядке надзора.
Каждая жалоба на решение, вступившее в законную силу, подлежит тщательной проверке. При этом не может быть без внимания оставлен ни один довод, приведенный в жалобе. В результате проверки жалобы и изучения материалов дела прокурор принимает решение об отказе в принесении протеста или о принесении протеста.
В случае отклонения жалобы прокурор составляет заключение. В нем указывается: содержание решения Мирового судьи, суда· первой инстанции, апелляционного или кассационного определения; наиболее существенные доводы, приводимые в жалобе; ссылка на доказательства, опровергающие доводы жалобы; материальные и процессуальные основания, в силу которых решения суда признаются законными и обоснованными; решение об отказе в принесении протеста и сообщении заинтересованному лицу о принятом решении. При составлении заключения прокурор руководствуется ст. 322 ГПК. Заключение подписывается прокурором, от имени которого оно составлено, и утверждается прокурором, правомочным принести надзорный протест. После этого заключение приобретает силу процессуального документа. Оно остается в надзорном производстве, которое хранится в отделе по надзору по гражданским делам прокуратуры субъекта РФ. К заключению могут обратиться в последующем и другие прокуроры, которым предстоит проверять жалобы на решение суда. Автору жалобы прокурор сообщает о принятом решении. При этом от прокурора требуется, чтобы он подробно, с указанием мотивов, убедительно и в уважительной форме сообщил заинтересованному лицу о своем решении. При этом автору жалобы должен быть разъяснен порядок обжалования принятого решения. Ответ должен быть подписан прокурором субъекта РФ или заместителями этих прокуроров. Если лицо, получившее это сообщение, не согласится с принятым решением, оно обращается с жалобой к вышестоящему прокурору, приложив к жалобе ответ этого прокурора. В этом случае вышестоящая прокуратура обязана принять жалобу к своему производству, истребовать дело и проверить его. Закон о прокуратуре (ст. 10) запрещает прокурорам пересылать жалобы тем прокурорам, на решения которых приносится жалоба.
В случае необходимости прокуроры вправе приостановить исполнение соответствующих решений, определений и постановлений до окончания производства в порядке надзора. Указание прокурора о приостановлении решения дается в письменном виде и направляется в суд, принявший решение по делу. Некоторые прокуроры ошибочно направляют указание о приостановлении решения в суд, который будет впоследствии рассматривать его надзорный протест.
При принесении надзорного протеста прокурор исходит из требований закона (ст. 330 ГПК) об основаниях к отмене в порядке надзора решений, определений и постановлений судов. Основаниями к опротестованию являются их необоснованность или существенные нарушения норм материального или процессуального права. Существенными нарушениями процессуального закона являются: рассмотрение дела судом в незаконном составе; нарушение принципа независимости судей; нарушение принципа о национальном языке судопроизводства; рассмотрение дела в отсутствие лиц, которые не были своевременно извещены о месте и времени судебного заседания, и др. Нарушения норм материального права заключаются в неприменении судами закона, подлежащего применению; в применении закона, не подлежащего применению; неправильном толковании закона. Необоснованность решения означает, что фактические обстоятельства, имеющие значение по делу, не были проверены, как того требует закон - всесторонне, полно и объективно.
К надзорному протесту прокурора предъявляются те же требования, что и к кассационному. Его содержание должно быть объективным, с подробным изложением фактических обстоятельств дела; выводы должны быть мотивированными; предложения о судьбе опротестованных решений должны быть основаны на нормах материального и процессуального права. Целесообразно, чтобы в протесте содержалось изложение наиболее существенных мотивов жалобы, послуживших поводом к принесению протеста. В необходимых случаях жалоба или ее копия должны быть приложены к протесту.
Прокуроры, принесшие протест в порядке надзора, вправе отозвать его до начала рассмотрения дела (ст. 37 Закона о прокуратуре). Вышестоящему прокурору такое право не предоставлено. Это свидетельство повышения процессуальной самостоятельности прокуроров, принесших надзорные протесты, и в то же время повышения их ответственности за качество приносимых протестов. Об отзыве протеста суд извещает лиц, участвующих в деле. В ходе рассмотрения дела необоснованный протест не может быть отозван, он подлежит отклонению (ст. 326 ГПК).
Суд, рассматривающий дело, обязан заблаговременно известить прокурора о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 328 ГПК участие Генерального прокурора РФ в заседании Президиума Верховного Суда РФ, а прокурора субъекта РФ в заседании президиума соответствующего суда обязательно. В практике есть факты, когда в рассмотрении дела участвуют не прокуроры субъектов РФ, как того требует закон, а их заместители. Это является существенным нарушением закона. Заместитель прокурора вправе участвовать в рассмотрении дела, если он исполняет обязанности прокурора субъекта РФ. При отсутствии прокурора рассмотрение дела должно быть отложено.
Прокурор, участвующий в рассмотрении гражданского дела в надзорной инстанции, проверяет полномочия суда данного состава на рассмотрение конкретного дела. Если кто-то из судей неправомочен участвовать в рассмотрении деда, прокурор заявляет ему отвод.
Прокурор, участвуя в рассмотрении дела судом надзорной инстанции, поддерживает протест, принесенный им или вышестоящим прокурором, или дает заключение по делу, рассматриваемому по протесту председателя суда или его заместителя. При даче заключения прокурор указывает мотивы, в силу которых он считает протест обоснованным или необоснованным. Суд надзорной инстанции при рассмотрении дела не связан доводами протеста и обязан проверить дело в полном объеме. Это обязывает прокурора при даче заключения учитывать не только доводы, содержащиеся в протесте, но и все иные существенные нарушения норм материального и процессуального права. Если таковые будут установлены, прокурор дает заключение об отмене решения с учетом этих нарушений.
Деятельность прокурора в суде надзорной инстанции заканчивается его надзором за законностью и обоснованностью постановления или определения суда надзорной инстанции. Если оно является незаконным или необоснованным, прокурор входит с представлением к вышестоящему прокурору о его отмене или изменении.
Близко по правовой природе и процессуальному значению к надзорному производству стоит возобновление дела по вновь открывшимся обстоятельствам. По этой причине некоторые прокуроры при исправлении судебных ошибок подменяют один вид производства другим, и вместо того, чтобы обратиться в суд, вынесший решение о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам, приносят по делу надзорный протест. В отличие от уголовного судопроизводства возобновляет гражданское дело по вновь открывшимся обстоятельствам не прокурор (ст. 384 УПК), а суд, вынесший решение, подлежащее пересмотру (ст. 333' ГПК).
Проверяя дело, прокурор учитывает особенности оснований к возобновлению дел по вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 333 ГПК). Этими основаниями являются: 1) существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю; 2) установленные вступившим в законную силу приговором суда заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложные показания эксперта, заведомо неправильный перевод, подложность документов или вещественных доказательств, повлекших за собою вынесение незаконного или необоснованного решения; 3) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия сторон, других лиц, участвующих в деле, или преступные действия судей, допущенные при рассмотрении данного дела; 4) отмена решения, приговора, определения или постановления суда либо постановления другого органа, послужившего основанием к вынесению данного решения, определения или постановления.
Установив новые обстоятельства, прокурор в течение трех месяцев со дня их обнаружения подает заявление в суд, вынесший решение. В заявлении прокурор указывает конкретные фактические обстоятельства, являющиеся новыми для заявителя. При этом он дает обоснование их существенного значения по делу и указывает, в силу каких причин они не были известны.
Если речь идет о лжесвидетельстве, ложности заключения эксперта или перевода, а также о злоупотреблении судей, прокурор прилагает к заявлению копию вступившего в законную силу приговора в отношении виновных лиц. В указанных случаях прокурор приводит мотивы, в силу которых нельзя признать законным и обоснованным решение по делу. Если новые обстоятельства не повлекли за собою принятия судом незаконного или необоснованного решения, он отказывает в принесении заявления и сообщает об этом заинтересованным лицам.
Заявление прокурора о возобновлении дела суд рассматривает в судебном заседании с участием прокурора. Прокурор в суде дает заключение об обоснованности заявления и о необходимости его удовлетворения. В случае отмены решения дело рассматривается судом в обычном порядке. Суд, рассмотрев заявление о пересмотре решения, определения или постановления по вновь открывшимся обстоятельствам, вправе, удовлетворив заявление, отменить решение, определение или постановление, либо отказать в удовлетворении заявления, тем самым отказывая в пересмотре дела. Определение суда об удовлетворении заявления о пересмотре решения, определения или постановления обжалованию не подлежит.
В случае отмены решения, определения или постановления дело рассматривается в обычном порядке (ст. 337 ГПК).

51. Основания предъявления прокурором исков в арбитражные суды.

Сущность участия прокурора в рассмотрении арбитражных дел судами. Работа прокуратуры по использованию полномочий в арбитражном процессе обусловлена самостоятельным направлением прокурорской деятельности, ролью прокуратуры в защите государственных и общественных интересов, в укреплении законности и предупреждении правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском в защиту государственных и общественных интересов.

Участие прокурора в арбитражном процессе – действенное средство укрепления законности и предупреждения правонарушений в экономической сфере, защиты государственных и общественных интересов, нарушенных или оспариваемых прав участников предпринимательской деятельности.

Участие прокурора в арбитражном процессе представляет собой одну из форм защиты публично-правовых интересов, наряду с защитой таких интересов государственными органами и органами местного самоуправления.

Правовую основу участия прокурора в рассмотрении дел арбитражными судами составляют Закон о прокуратуре РФ; ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»; АПК РФ; приказ Генерального прокурора РФ «О реализации прокурорами полномочий в арбитражном судопроизводстве»; информационное письмо Генеральной прокуратуры РФ «О некоторых вопросах участия прокуроров в арбитражном процессе, связанных с принятием и введением в действие АПК РФ» и др.

Формами участия прокурора в рассмотрении арбитражных дел судами являются:

149) возбуждение дела по основаниям, предусмотренным АПК РФ, и участие в его рассмотрении. В этом случае прокурор занимает процессуальное положение истца, защищающего публично-правовые интересы;

150) вступление в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности. В этом случае прокурор наделяется всеми правами лица, участвующего в деле, однако не имеет специальных прав сторон.

Полномочия прокурора включают права: • знакомиться с материалами дела; -делать выписки из них, снимать копии; -заявлять отводы и ходатайства; -знакомиться с доказательствами, представлять доказательства; • давать объяснения суду в устной и письменной форме; -делать заявления; -обжаловать судебные акты в апелляционном и кассационном порядке; • вносить представления о пересмотре судебных актов в порядке надзора и др.

Прокурор обязан добросовестно пользоваться всеми принадлежащими ему процессуальными правами.

 

52. Процессуальное положение прокурора при рассмотрении дел арбитражными судами.

Прокурор, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца.

Обратившись в арбитражный суд с иском, прокурор в ходе судебного разбирательства первым дает объяснения по делу по существу заявленных требований. Прокурор участвует в исследовании всех материалов дела, вправе участвовать в осмотре на месте, осмотре вещественных доказательств, задавать вопросы всем участникам процесса, в том числе свидетелям, экспертам, может изменить предмет или основания иска, обязан его обосновывать и доказывать и т.д.

Если прокурор установит в ходе судебного разбирательства, что дело возбудил необоснованно, то он вправе отказаться от него. Отказ прокурора от предъявленного им иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу, если истец участвует в деле. Отказ истца от иска, заявленного в его интересах прокурором, влечет оставление иска без рассмотрения. Прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности.

Прокурор освобожден от возмещения каких-либо судебных расходов. К иску прокурора не применяется требование об уплате государственной пошлины и принятия мер к непосредственному досудебному урегулированию спора. Прокурор, не являясь в материально-правовом смысле субъектом спора, имеет лишь процессуальный интерес в решении спорного правоотношения. Учитывая действие принципов диспозитивности и состязательности, прокурор не может закончить процесс, заключив мировое соглашение по спору; к нему не может быть предъявлен встречный иск (материальные права во всех случаях принадлежат лицу, в интересах которого начато дело).

В случаях, когда прокурор не участвовал в рассмотрении дела в суде первой инстанции, он вправе вступить в дело при его рассмотрении судом апелляционной или кассационной инстанции, подать апелляционную или кассационную жалобу. Кроме того, прокурор вправе подать представление о пересмотре судебных актов в порядке надзора.

Обязанности прокурора в арбитражном процессе:
• обеспечить качество, правовую и фактическую обоснованность обращений в арбитражный суд, оформление процессуальных документов в соответствии с требованиями законодательства;
• ставить вопрос о применении мер по обеспечению иска;
• принимать участие в судебном разбирательстве всех дел, возбужденных по искам и заявлениям прокуроров, в первой, апелляционной и кассационной инстанциях;
• позицию определять в соответствии с требованиями закона, материалами дела и внутренним убеждением, последовательно отстаивать ее, руководствуясь принципами законности, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон;
• своевременно обжаловать в апелляционном и кассационном порядке незаконные и необоснованные судебные решения;
• использовать все имеющиеся процессуальные возможности в целях реального исполнения решений арбитражных судов по делам по искам прокуроров.

 

53. Полномочия прокурора в арбитражном суде.

 

54. Расследование уголовных дел органами прокуратуры.

 

55. Социальная и правовая защита оперативных работников органов прокуратуры.

56. Развитие законодательства о прокурорском надзоре.

Обеспечение законодательства о прокурорском надзоре – одно из важнейших направлений развития правового государства. За последние годы в России осуществлен ряд важных шагов в области совершенствования законодательства о прокурорском надзоре.

Прокурорский надзор – самостоятельный, специфический вид государственной деятельности. Прокурорский надзор осуществляется от имени государства – Российской Федерации. Важность этого положения заключается в том, что прокурор, осуществляя надзор, представляет и защищает общественные интересы не от имени отдельных органов местного самоуправления, субъектов федерации или иной представительной, исполнительной или судебной власти, а в совокупности всех их, объединяемых обшей системой государства, приводя таким образом интересы отдельных органов, организаций, учреждений, должностных или физических лиц в соответствие с интересами государства в целом.

Как и другие государственно-правовые структуры, прокуратура подвержена изменениям, которые должны соответствовать направлениям развития общества и государства в условиях перехода от сырьевой экономики к инновационной.

Однако на практике в направлении совершенствования законодательства о прокурорском надзоре еще предстоит огромная работа. В частности, систематизация законодательной базы о прокурорском надзоре с учетом состояния российского общества и экономики – требование времени.

В условиях модернизации общества правозащитный и правоохранительный потенциал страны должно способствовать развитию демократического правового государства. Исторически так сложилось, что в России функция надзора за исполнением законов возлагалась на органы прокуратуры. Такая практика себя вполне оправдала, и никакой необходимости освобождать прокуратуру от надзорной: функции не имеется, так как это неизбежно привело бы к негативным последствиям, что не отвечает национальным интересам России. Поэтому в будущем прокуратура может в основном развиваться как надзорный правозащитный орган. Талипов Д.Х., Болдырев Д.Ю. рассматривают проблемы, связанные с подменой органами прокуратуры функций контролирующих органов и необходимостью закрепления на законодательном уровне за органами прокуратуры функции по координации деятельности органов государственной власти по борьбе с правонарушениями [1].

В законодательстве РФ до сих пор имеется проблема использования термина «законы», не разделяя данное общее понятие на виды действующих на территории Российской Федерации нормативных правовых актов данного уровня – федеральные конституционные законы, федеральные законы, конституции (уставы) и законы субъектов Российской Федерации [2]. Предлагаемая законопроектом новация была направлена на корректировку концепции прокурорского надзора в части более расширительного толкования понятия «законы» путем включения в них конституций (уставов) и законов субъектов Российской Федерации. Изучение сложившейся практики прокурорского реагирования, а также инициированных органами прокуратуры судебных процессов по делам, возникающим из публичных правоотношений, показывает, что содержание и исполнение Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предполагает деятельность органов прокуратуры только по надзору за исполнением федеральных законов.

Можно полагать, что в будущем более полно будет востребован правозащитный потенциал российской прокуратуры, задействованы имеющиеся здесь резервы. Повышению роли прокуратуры как надзорного правозащитного органа, а следовательно, повышению эффективности ее многогранной деятельности в наибольшей мере могли бы способствовать повышение правового статуса как самой прокуратуры, так и ее работников, полное проведение в жизнь принципа независимости прокурорского надзора, наделение прокуроров дополнительными полномочиями, т.е. дальнейшее развитие законодательства, регулирующего прокурорский надзор.

Как и российское законодательство в целом, законодательство о прокурорском надзоре нуждается в совершенствовании, дальнейшем развитии.

Это развитие может идти по пути:

− повышения статуса прокуратуры как централизованного федерального правозащитного надзорного органа;

− повышения обязательности исполнения законных требований прокуроров, направленных на устранение и предупреждение нарушений законов, восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц;

− более обстоятельной детализации надзорных и иных действий прокуроров (процессуально-процедурных вопросов).

В числе приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры продолжают оставаться борьба с преступностью и коррупцией, защита прав и законных интересов граждан, обеспечение единства правового пространства страны. Повышается объем работы и уровень ответственности прокуроров в условиях решения важнейших общегосударственных задач.

В настоящее время органы прокуратуры придают важное значение своевременному информированию органов представительной и исполнительной власти всех уровней о состоянии законности, складывающейся в правоприменительной практике.

 

57. Концепция развития органов прокуратуры.

В настоящее время на местах накоплен положительный опыт по осуществлению прокурорами руководящей роли в координации. Генеральная прокуратура Республики и прокуратуры областей постоянно изучают и распространяют накопленный опыт в этой работе. С другой стороны, анализ ошибок, упущений и просчетов в координации также поучителен, он позволяет предупредить их в деятельности подчиненных прокуроров.

При осуществлении координации прокурорам надлежит избирать главные направления в деятельности правоохранительных органов. Определяя кардинальные направления в этой работе, прокуроры должны проявлять инициативу и творческий подход в работе с тем, чтобы она постоянно обогащалась, развивалась и совершенствовалась. Вместе с тем, нельзя не отметить и того бесспорного факта, что координация правоохранительных органов нередко носит формальный характер. В практике координационной деятельности по борьбе с преступностью встречается и такой недостаток как издание совместных приказов руководителями правоохранительных органов по результатам обсуждения тех или иных проблем об устранении недостатков в деятельности подчиненных работников. В итоге допускается смешение функций правоохранительных органов; оказывается, что начальники управлений внутренних дел предписывают прокурорам выполнение тех или иных действий, а прокуроры указывают судам на недостаточно строгую карательную практику по определенной категории уголовных дел.

Такое смешение функций правоохранительных органов недопустимо. Если руководитель правоохранительного органа намерен провести в жизнь решение, принятое координационным советом или межведомственным совещанием, он вправе издать самостоятельный приказ, положив в его основу коллегиальное решение. Определенную помощь правоохранительным органам в совершенствовании координации оказывают местные органы государственной власти и управления, которые обязаны уделять внимание проблемам борьбы с преступностью и иными правонарушениями, совершенствованию деятельности правоохранительных органов. В настоящее время, в условиях децентрализации прокурорского надзора, важно правильно организовать координацию деятельности прокуратуры Содружества Независимых Государств. Уголовная преступность не признает границ, поэтому прокуратурам стран СНГ приходится совместно решать проблемы, связанные с организацией борьбы с преступностью и нарушениями установленного порядка. В этой связи Генеральные прокуратуры Республик, являющихся субъектами СНГ, на встрече в Москве 2006 года условились об общих принципах взаимодействия и сотрудничества между прокурорами.

 

58. Основные направления повышения эффективности деятельности прокуратуры в современный период.

Повышение эффективности прокурорского надзора за исполнением законов связано с совершенствованием управления (руководства) надзорной деятельностью со стороны вышестоящих прокуратур. Оно может идти по следующим направлениям:

• своевременное, оперативное корректирование надзорной деятельности, нацеливание ее на решение главных, ключевых задач укрепления законности, предупреждение правонарушений;

• улучшение анализа надзорной деятельности и своевременное доведение результатов анализа до нижестоящих прокуроров;

• своевременное принятие мер к устранению ошибок и упущений в работе, допускаемых нижестоящими прокурорами;

• улучшение методической помощи нижестоящим прокурорам;

• подготовка более совершенных методических пособий, разработок, указаний, писем и обеспечение ими прокуроров;

• совершенствование деятельности по распространению положительного опыта работы;

• совершенствование контроля за внедрением в практику работы новейших достижений науки и практики, передовых методов и приемов выявления и устранения правонарушений;

• развитие инициативы, самостоятельности и боевитости у нижестоящих прокуроров. При этом основные усилия должны направляться на оказание действенной помощи прокурорам районов и городов в организации ими на научной основе прокурорского надзора за исполнением законов.

В плане повышения методического мастерства прокурорских работников низового звена хорошие результаты может дать проведение работниками областных и им равных прокуратур показательных (учебных) проверок исполнения законов. Речь идет об обучении в условиях проведения реальной проверки.

Следующее направление — это совершенствование тактики и методики выявления нарушений законов и установления обстоятельств, им способствующих. В первую очередь необходимо добиваться повышения качества прокурорских проверок, которое к сожалению, не всегда высокое. Прокуроры не всегда готовятся к проведению проверок, в результате чего они порой проводятся поверхностно и отдельные нарушения законов не выявляются, не устанавливаются обстоятельства, способствующие нарушениям. Устранение этих и других недостатков будет способствовать повышению качества прокурорских проверок. Этому может способствовать также:

• комплексное применение прокурорами различных проверочных действий;

• применение различных приемов и методов, в том числе и криминалистических;

• активное привлечение к проверкам специалистов;

• проведение проверок совместно (одновременно) с другими правоохранительными органами, контролирующими и иными органами;

• проведение комплексных проверок, т.е. проверок исполнения нескольких законов. Повышению качества проверок будет способствовать, кроме того, совершенствование ныне действующих и разработка новых частных методов их проведения.

Повышению эффективности прокурорского надзора за исполнением законов также может способствовать совершенствование практики реагирования прокуроров на нарушения законов. Совершенствование практики реагирования может идти по следующим направлениям:

• совершенствование порядка внесения актов прокурорского надзора, активное применение всех правовых средств и актов реагирования;

• сочетание письменных и устных форм реагирования;

• повышение остроты прокурорского реагирования;

• совершенствование структуры и повышение качества актов прокурорского надзора;

• усиление контроля со стороны прокуроров за реализацией внесенных актов реагирования;

• систематическое обобщение (анализ) практики реагирования;

• совершенствование профессиональных навыков прокуроров. Этому могут способствовать все формы повышения квалификации прокуроров.

Кроме этого повышению эффективности прокурорского надзора, как и всей многогранной деятельности прокуратуры, может способствовать дальнейшее совершенствование законодательства, регулирующего организацию и деятельность прокуратуры, о чем будет сказано в следующем параграфе этой главы. Понятно, что и совершенствование всего законодательного массива России и, в частности, устранение пробелов в правовом регулировании тех или иных общественных отношений, разночтении, дублирования, его кодификация будут в конечном итоге способствовать повышению эффективности прокурорского надзора за исполнением законов.

Прокуроры должны использовать все имеющиеся в их распоряжении средства (возможности) для повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов, что будет, несомненно, способствовать укреплению законности и правопорядка как в регионах, так и в целом в стране.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.