Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 14. Взаимодействие прокуратуры с органами государственной власти и местного самоуправления, институтами гражданского общества






 

14.1. Предмет и основные формы взаимодействия прокуратуры с органами государственной власти и органами местного самоуправления*(179)

 

Важным аспектом организационной деятельности прокуратуры является обеспечение надлежащего взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, в том числе с различными надзорными и контрольными органами. Под " взаимодействием" в данном случае понимается взаимосогласованная деятельность различных органов, имеющих общие цели, задачи. Для прокуратуры обеспечение законности, защита прав и свобод человека и гражданина, законных интересов общества и государства составляют основное содержание ее деятельности. Для органов власти вопросы законности, общественной безопасности и правопорядка, выявление и устранение нарушений закона - лишь часть их деятельности по решению многих иных задач. Поэтому прокуратура в отношениях с указанными органами хотя и имеет общие цели, но не выступает в роли координатора, а согласованные действия по вопросам правоохранительной деятельности проводит с ними в форме взаимодействия. Учитывая, что основная часть работы прокуратуры сосредоточена в регионах и на уровне городов, районов, взаимодействие прокуроров преимущественно связано с органами законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а также контрольно-надзорными органами федерального, регионального и муниципального уровней, контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований.

Правовую основу взаимоотношений прокуратуры и органов власти регионального и муниципального уровней, органов надзора и контроля составляют Конституция РФ, Закон о прокуратуре и другие федеральные законы. К числу принятых в последнее время законодательных актов следует отнести ФЗ от 07.02.2011 N 6-ФЗ " Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ органы власти субъектов РФ вместе с федеральными органами обеспечивают на своей территории защиту прав и свобод человека и гражданина, законность, правопорядок, общественную безопасность. Кроме того, органы исполнительной власти субъектов РФ, образуя с федеральными органами исполнительной власти единую систему исполнительной власти государства, обеспечивают охрану собственности и общественного порядка, организуют борьбу с преступностью. В свою очередь, и органы местного самоуправления, самостоятельно решая вопросы местного значения в пределах своей компетенции, также обеспечивают на своих территориях соблюдение прав и свобод граждан, охрану муниципальной собственности, общественного порядка, принимают меры по предупреждению преступлений и правонарушений.

Названный перечень вопросов свидетельствует об общности задач, которые должны решать совместными согласованными действиями органы прокуратуры, а также органы регионального и муниципального уровней. Их взаимодействие строится с учетом свойственных законодательным (представительным) и исполнительным органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления форм деятельности: проведение заседаний, сессий. Прокурорам в соответствии со ст. 7 Закона о прокуратуре предоставляется право участвовать в заседаниях таких органов. При этом в одних случаях прокурорское участие в работе названных органов заключается в виде " присутствия", т.е. с правом совещательного голоса, или наблюдателя в целях получения информации по вопросам состояния преступности и законности, оценке работы, выполненной прокуратурой и иными правоохранительными органами. В других случаях - при рассмотрении внесенных прокурором представлений, протестов, требований на заседаниях соответствующих органов - в форме непосредственного участия прокурора. Такое участие предполагает наличие права прокурора выступить на заседании, дать анализ правонарушений, поддержать внесенные им акты реагирования, представить дополнительные разъяснения существа нарушенного закона.

В целях реализации органами прокуратуры Указа Президента РФ от 11.12.2010 N 1535 " О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка", организации эффективного взаимодействия с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти в субъектах РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления прокурорам субъектов РФ предписано активизировать эту деятельность. При этом в соответствии с приказом Генпрокурора РФ от 20.12.2010 N 445 " Об организации исполнения Указа Президента Российской Федерации от 11.12.2010 N 1535 " О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка" названным прокурорам вменено в обязанность принимать личное участие в качестве постоянных членов в работе создаваемых высшими должностными лицами субъектов РФ (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ) координационных совещаний по обеспечению правопорядка в субъектах РФ. Кроме того, прокуроры субъектов РФ должны обеспечивать подготовку и направление высшим должностным лицам субъектов РФ предложений в комплексного плана мероприятий по своевременному предотвращению противозаконных действий, охране и поддержанию правопорядка на территориях субъектов РФ, сосредоточивая основные усилия на выработке согласованных решений и координации организационно-практических мероприятий по профилактике преступлений и иных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних, а также направленных на активизацию борьбы с экстремизмом, терроризмом, коррупцией, незаконным оборотом наркотиков и нелегальной миграцией. Также в приказе обращено внимание на необходимость исключения подмены и дублирования органами прокуратуры возложенных на руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ полномочий по координации работы территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по вопросам обеспечения правопорядка в субъектах РФ, обеспечения недопустимости вмешательства этих органов в осуществление прокурорского надзора.

Исходя из этих положений, к формам взаимодействия органов прокуратуры с законодательными (представительными) и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления можно отнести: 1) взаимное информирование о состоянии законности, борьбы с преступностью и правонарушениями, о предупреждении преступлений и иных вопросах правоохранительной деятельности; 2) информирование органов прокуратуры о выявленных в нормативных правовых актах коррупциогенных факторах; 3) совместную разработку и в последующем принятие соответствующим органом комплексных программ по борьбе с преступностью, а также выполнение этих программ; 4) совместную деятельность по подготовке проектов нормативных правовых актов, касающихся вопросов борьбы с преступностью и правонарушениями; 5) совместное определение приоритетов в сфере борьбы с преступностью; 6) участие представителей соответствующих органов в координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов; 7) участие прокуроров в заседаниях органов государственной власти, органов местного самоуправления, в работе координационных совещаний по обеспечению правопорядка в субъектах РФ; 8) предварительное ознакомление прокуроров с проектами нормативных правовых актов, принимаемых органами власти, в том числе для выявления в них коррупциогенных факторов; 9) проведение межведомственных совещаний с руководителями территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в целях координации деятельности субъектов по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов; 10) участие прокурорских работников в работе различных специальных рабочих групп по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.

На практике могут применяться и иные формы взаимодействия, главное, чтобы они строились с учетом требования соблюдения законности в пределах компетенции каждого субъекта отношения и оказывали бы положительное влияние на эффективность выполнения общих задач.

Несколько иной характер взаимоотношений у прокуратуры с органами надзора и контроля. В первую очередь следует отметить, что, несмотря на различия в наименовании контролирующих органов (их еще называют органами межведомственного, специального контроля), речь в данном случае идет о государственных органах или органах местного самоуправления, на которые возложен надведомственный (внешний) контроль и надзор за соблюдением законов на организационно не подчиненных им объектах. Это, как правило, структурные подразделения (главные управления, департаменты, отделы, инспекции) федеральных и региональных органов исполнительной власти, наделенные полномочиями осуществлять контрольно-надзорные функции в определенной области управления. Среди них выделяются федеральные службы, которые образованы специально для осуществления контрольно-надзорных функций, для проведения проверок соблюдения (исполнения) на конкретном объекте действующего законодательства и целесообразности и эффективности использования предоставленных полномочий. К их числу относятся, например, ФНС России, Росприроднадзор, ФАС России и др.

Кроме этих контрольно-надзорных органов прокуратура активно взаимодействует с контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований, которые являются постоянно действующими органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля. И хотя указанные органы образуются соответственно законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ и представительными органами муниципального образования, они обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно.

С учетом организационно-правового статуса органов надзора и контроля прокуроры должны строить отношения с ними так, чтобы обеспечить получение более полной информации о нарушениях и нарушителях законов, обстоятельствах, способствующих нарушению законов; не подменяя органы контроля, требовать от них проведения мероприятий, направленных на выявление, пресечение и устранение нарушений законов, анализировать результативность актов реагирования соответствующих органов на выявленные нарушения законов. Прокуратура в соответствии с предоставленными ей полномочиями, с одной стороны, вправе обязывать органы надзора и контроля проводить проверки в подконтрольных организациях и на предприятиях, требовать выделения специалистов для выяснения возникших в надзорной деятельности вопросов, а с другой стороны, прокуроры сами проверяют законность и полноту принимаемых надзорными и контрольными органами мер для устранения выявленных нарушений и привлечения виновных к ответственности.

Эти обстоятельства позволяют выделить следующие формы взаимодействия органов прокуратуры с органами надзора и контроля: 1) взаимный обмен информацией по вопросам выявления, пресечения и устранения нарушений законов; 2) участие представителей органов контроля в рабочих группах по подготовке координационных совещаний руководителей правоохранительных органов, а также в работе таких совещаний; 3) привлечение специалистов из контролирующих органов для участия в прокурорских проверках; 4) участие прокуроров в рассмотрении органами контроля протестов и представлений. Практикой нарабатываются и иные формы взаимодействия.

Общность задач, стоящих перед органами прокуратуры, конституционными (уставными) судами субъектов РФ, органами юстиции по защите и охране Конституции РФ, федеральных законов, конституций и уставов субъектов РФ, обусловливает необходимость обеспечения тесного взаимодействия органов прокуратуры с указанными органами. Основой взаимодействия прокуроров субъектов РФ с конституционными (уставными) судами служит предоставление в ряде субъектов РФ права соответствующим прокурорам обращаться с запросом в эти суды либо принимать участие в заседаниях (подробнее об этом см. 10.1).

Взаимодействие органов прокуратуры и органов юстиции РФ осуществляется в соответствии с Соглашением Генпрокуратуры РФ и Минюста России от 25.03.1998 N 18 " О формах взаимодействия Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации в сфере надзора и контроля за ведомственным нормотворчеством, правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также за созданием и деятельностью общественных и религиозных объединений". Этим Соглашением предусмотрены следующие формы взаимодействия: 1) обмен информацией об издании незаконных правовых актов органами государственной власти субъектов РФ, федеральными органами исполнительной власти; 2) проведение совещаний у руководителей двух федеральных служб; 3) осуществление совместных обобщений материалов о нарушениях законов в рассматриваемой сфере; 4) проведение согласованных мероприятий по предупреждению и пресечению незаконной деятельности общественных и религиозных объединений; 5) разработка совместных предложений по совершенствованию законодательства о государственном надзоре и контроле за нормотворческой и правоприменительной практикой федеральных министерств и федеральных служб, субъектов РФ, общественных и религиозных объединений.

Особо следует отметить не входящие, как прокуратура, ни в одну из ветвей власти такие органы государственного надзора и контроля, как ЦБ РФ, Счетная палата РФ, ЦИК России и др. Генпрокуратурой РФ с учетом особого статуса таких органов заключены соглашения о сотрудничестве (взаимодействии) с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Счетной палатой РФ, Торгово-промышленной палатой РФ и рядом других структур. На основании их принимаются положения, совместные приказы, указания о порядке взаимодействия прокуратуры с данными органами. К примеру, в соответствии с Положением о порядке взаимодействия Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Счетной палаты Российской Федерации при проведении контрольных мероприятий (проверок) на объектах, представляющих взаимный интерес, от 16.11.2007, Генпрокуратура РФ для проведения проверок с участием сотрудников Счетной палаты РФ по согласованию с этим органом создает совместную рабочую группу. Сотрудники Счетной палаты РФ, входящие в состав рабочей группы, в соответствии с программой проверки знакомятся с материалами проверки и в пределах своей компетенции дают ответы на поставленные перед ними вопросы. По завершению проверки Генпрокуратура РФ уведомляет в установленном порядке о результатах ее проведения Счетную палату РФ.

 

14.2. Основные формы взаимодействия прокуратуры с институтами гражданского общества*(180)

 

Под взаимодействием органов прокуратуры с институтами гражданского общества понимается совместная деятельность субъектов, каждый из которых, имея свои собственные цели, к которым он стремится (являясь при этом частью общей организованной системы), одновременно достигает общих для них целей - защиты прав и свобод человека и гражданина, устойчивого состояния законности и правопорядка*(181).

Деятельность органов прокуратуры по осуществлению взаимодействия с институтами гражданского общества должна строиться на определенных принципах, к которым относятся: планомерность, комплексность, оперативность, непрерывность, объективность, законность, эффективность.

Для выработки действенных шагов в организации взаимодействия прокурору необходима всесторонняя и объективная информация об институтах гражданского общества в регионе, их проблемах. Источниками ее получения являются: 1) данные о зарегистрированных общественных объединениях, полученные в территориальных органах Минюста России; 2) данные, полученные в процессе выполнения надзорных мероприятий; 3) данные, полученные в порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры; 4) данные от иных государственных органов, в том числе контрольных и надзорных, органов местного самоуправления, Уполномоченного по правам человека, Уполномоченного по правам ребенка, общественных советов и иных структур; 5) материалы из СМИ, официальных сайтов конкретных институтов гражданского общества, Интернета и иных общедоступных источников.

Массивный по объему источник информации, недостаточно эффективно используемый отдельными прокурорами, - Интернет. При работе в сети необходимо ориентироваться как на официальные сайты органов государственной власти, так и анализировать иные доступные материалы.

Обращение прокуроров к различным источникам может дать массу полезной в работе по организации рассматриваемого взаимодействия информации. При этом требуется ее тщательный анализ. Исходя из полученных и отработанных данных, целесообразно определить те институты гражданского общества, взаимодействие с которыми для органов прокуратуры актуально. Необходимо учитывать, что в Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. Соответственно, и акцент на анализ их деятельности и определение приоритета при организации сотрудничества с ними целесообразно ставить на межрегиональные, региональные - для прокуратур субъектов РФ, местные общественные объединения (отделения межрегиональных общественных объединений) - прокуратур районов, городов.

Наиболее характерными чертами взаимодействия органов прокуратуры с институтами гражданского общества являются: 1) наличие внешней по отношению к взаимодействующим сторонам цели, достижение которой предполагает объединение усилий; 2) организация совместных согласованных действий, позволяющая участникам взаимодействия эффективно реализовать общее для них направление деятельности; 3) взаимный обмен информацией, а также обоюдное влияние друг на друга, вызывающие изменения представлений о предмете взаимодействия, поведении взаимодействующих участников, а в отдельных случаях - совершенствование организационной структуры органов, участвующих в такой деятельности.

Учитывая многообразие институтов гражданского общества, было бы неверным призывать прокуроров в обязательном порядке организовать взаимодействие со всеми из них. В этой ситуации необходимо обеспечить открытость и доступность прокуратуры, реальную готовность к диалогу со всеми структурами гражданского общества.

В то же время при организации рассматриваемого сотрудничества прокурорам необходимо обращать внимание на то, что продолжаются попытки некоторых лиц и организаций экстремистской направленности легализовать свою противоправную деятельность путем проникновения в общественные организации для использования их политического и экономического потенциала. В связи с этим прокурорам средствами надзора необходимо обеспечить соблюдение общественными объединениями установленных Конституцией РФ норм о равноправии независимо от социальной, расовой, национальной, религиозной принадлежности, об охране достоинства личности, о запрете создания и деятельности объединений, в том числе незаконных вооруженных формирований, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности государства, подрыв его безопасности, возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды.

Рассматривая вопрос о методике взаимодействия органов прокуратуры с институтами гражданского общества, важно определиться с границами, когда заканчивается сотрудничество и начинается иная деятельность субъектов: со стороны институтов гражданского общества - общественный или гражданский контроль, а со стороны органов прокуратуры - прокурорский надзор.

Приказом Генпрокурора РФ от 10.09.2008 N 182 органам прокуратуры предписано активно взаимодействовать с общественными объединениями путем оказания им содействия в защите прав граждан (п. 5).

Прокурорам необходимо использовать в работе наиболее эффективные и отвечающие их целям и задачам формы сотрудничества с общественностью, как сложившиеся в системе прокуратуры, так и наработанные иными государственными органами. Основными формами взаимодействия органов прокуратуры с институтами гражданского общества являются: 1) участие на постоянной основе в разработке и реализации совместных комплексных программ; 2) проведение совместных мероприятий; 3) информационный обмен; 4) методическая, консультативная, организационная помощь; 5) иные формы взаимодействия*(182).

Так, участие в разработке и реализации совместных комплексных программ предполагает наличие постоянно действующих " базовых площадок" для обеспечения диалога в целях комплексного и перспективного, не зависящего от сиюминутных веяний времени решения проблем, мешающих активному сотрудничеству. К подобной форме взаимодействия необходимо отнести деятельность общественных советов по защите прав малого и среднего предпринимательства при прокуратурах субъектов РФ.

Указанные советы созданы по поручению Генпрокурора РФ и осуществляют свою деятельность в целях учета мнения субъектов предпринимательской деятельности, борьбы с коррупцией, оперативного и своевременного выявления и пресечения нарушений закона, повышения гласности и прозрачности деятельности органов прокуратуры. В состав советов входят представители прокуратур субъектов РФ, правоохранительных и контролирующих органов, общественных организаций и объединений предпринимателей. Работа этих советов позволила повысить эффективность взаимодействия органов прокуратуры и общественных организаций, представляющих интересы предпринимателей.

Проведение совместных мероприятий является одной из наиболее популярных форм сотрудничества. К подобным мероприятиям относятся: а) научно-практические и иные конференции (в том числе международные), совместные совещания, " круглые столы", семинары и семинары-совещания, рабочие встречи, диспуты; б) приглашение представителей общественности, СМИ на открытые судебные процессы, заседания, коллегии органов прокуратуры, прокурорские проверки; в) организация социологических опросов о тенденциях в состоянии законности и правопорядка в регионе; г) совместные мониторинговые исследования по отдельным актуальным проблемам; д) совместное участие в подготовке предложений по совершенствованию законодательства и практики его применения, в том числе участие в работе по антикоррупционной экспертизе проектов нормативных правовых актов, в разработке проектов законодательных актов для целей совершенствования взаимодействия с органами государственной власти, местного самоуправления; е) совместные проекты по изданию различных материалов, подготовке и проведению теле-, радиопрограмм.

Научно-практическая конференция - это массовое мероприятие с привлечением большого числа участников, в том числе представителей научного сообщества с целью обсуждения наиболее значимых и сложных проблем, включая теоретические. Выработанные на конференции рекомендации могут стать частью обязательных для исполнения программ дальнейших действий участников в намеченных направлениях.

Целью совместного совещания, на котором могут присутствовать представители 1-3 общественных объединений, является выработка единого мнения по различным вопросам практики взаимодействия и уточнение планов и порядка организации конкретных совместных мероприятий.

Круглый стол как форма сотрудничества, понимаемая ныне довольно широко, предполагает публичное обсуждение каких-либо вопросов, обмен мнениями между представителями институтов гражданского общества и прокурорскими работниками в рамках единой общей темы. Суть названия мероприятия заключается в равенстве участников и свободе высказывания своего мнения. Обсуждаемые вопросы формулируются в процессе открытой дискуссии и охватывают наиболее актуальные проблемы, требующие совместного реагирования. Число участников может быть как значительным и открытым, так и ограниченным.

Одной из схожих с круглым столом форм сотрудничества с общественностью являются рабочие встречи.

Семинар проводится с целью совместного обсуждения заранее согласованных с участниками вопросов (как правило, двух-пяти), повышения эффективности сотрудничества, совершенствования его форм и методов, получения либо углубления необходимых знаний и навыков, в том числе практической направленности. Обсуждаемые вопросы могут корректироваться в процессе открытой дискуссии и охватывать актуальные проблемы, требующие оперативного реагирования. Организаторы семинара должны обеспечить конструктивную дискуссию, живое, творческое обсуждение рассматриваемых вопросов. В ходе семинара могут решаться вопросы специальной подготовки, повышения квалификации, совершенствования навыков участников.

Семинар-совещание необходимо рассматривать как мероприятие, при организации которого решаются задачи обмена мнениями и выработки направлений дальнейшего сотрудничества, путей совместного решения вынесенных на обсуждение проблем.

Диспут - это публичный спор на определенную тему, по сути аналогичен семинару. Главное отличие заключается в необходимости обмена зачастую разными мнениями с поиском компромисса. Основанием является инициатива одной из сторон взаимодействия, направленная на необходимость в оперативном порядке дать комментарий по существу возникшего разногласия между сторонами взаимодействия (например, непринятие, по мнению общественной организации, действенных мер прокурорского реагирования). Такая форма позволяет изначально нейтрализовать возможный конфликт между сторонами, стабилизировать основу взаимодействия, восстановить взаимное доверие.

Часто результатом взаимодействия прокуратуры с институтами гражданского общества является совместная издательская деятельность, которую необходимо развивать и далее.

В приказе Генпрокурора от 10.09.2008 N 182 упоминается также совместное с заинтересованными институтами гражданского общества исследование проблем правосознания граждан. Результатом этой работы должна стать разработка программ, методических пособий и других материалов по правовому воспитанию различных групп населения. Важное место в этой деятельности отводится Академии Генпрокуратуры РФ и правовому управлению Генпрокуратуры РФ (п. 9).

В целях реализации отдельных положений Федерального закона " Об антикоррупционной экспертизе" приказом Генпрокурора РФ от 28.12.2009 N 400 прокурорам предписано наладить взаимодействие с иными субъектами антикоррупционной экспертизы, в том числе проводящими независимую экспертизу на коррупциогенность.

При обеспечении эффективного взаимодействия с общественностью прокурор получает возможность в ее лице иметь постоянный дополнительный информационный источник о нарушениях в различных сферах общественных отношений и, соответственно, оперативно влиять на состояние законности и правопорядка. При этом для институтов гражданского общества - носителей информации важно, что полученная прокурором информация проверена и в случае, предусмотренном законодательством, по конкретным фактам предприняты меры прокурорского реагирования. Именно об этих мерах и результатах реагирования целесообразно в обратном порядке информировать соответствующий институт гражданского общества. Информационный обмен между сторонами на постоянной основе - существенная составляющая сотрудничества с общественностью. Кроме того, стороны взаимодействия обмениваются иной, представляющей взаимный интерес информацией, в частности об отдельных планируемых или проведенных мероприятиях либо по вопросам, определенным соответствующими соглашениями о сотрудничестве.

Методическая, консультативная, организационная помощь. Развитие деловых отношений с различными общественными организациями способно также содействовать повышению квалификации прокурорских работников. Это достигается за счет широкого внедрения современных форм и методов обучения кадров, практикуемых в некоторых некоммерческих организациях. Наиболее прогрессивными технологиями в этой области являются так называемые активные методы обучения - это различного рода практические занятия, тренинги, деловые, ролевые игры, в ходе которых слушатели не пассивно воспринимают готовый материал, а активно его прорабатывают и усваивают на конкретных примерах.

Поиск новых форм сотрудничества с общественностью во многом зависит от инициативы и творческого подхода к этой деятельности самих участников. Так, к иным формам взаимодействия прокуратуры с гражданским обществом можно отнести работу по оказанию помощи в разработке программ в области обеспечения информационного обмена, ведение " паспортов" неблагополучных сфер общественных отношений и территорий и пр.

Для качественного решения стоящих перед субъектами взаимодействия задач прокурору необходимо учитывать условия этого взаимодействия, под которыми понимаются различные правила, обстоятельства. К их числу относится четкое определение правового статуса, последовательное разделение функций взаимодействующих сторон, взаимная ответственность друг перед другом. Главный вектор в организации взаимодействия с институтами гражданского общества - эффективное сотрудничество с ними для реализации прокуратурой стоящих перед ней целей и задач.

В рассматриваемом процессе взаимодействия органы прокуратуры могут участвовать на различных уровнях: во-первых, эта деятельность может осуществляться силами Генпрокуратуры РФ; во-вторых, прокуратурами субъектов РФ, приравненными к ним военными и другими специализированными прокуратурами; в-третьих, прокуратурами городов и районов, другими территориальными, военными и иными специализированными прокуратурами. Соответственно, организация и координация работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства возлагается: а) в Генеральной прокуратуре РФ - на правовое управление (в составе правового управления создан отдел по взаимодействию с общественностью и разъяснению законодательства); б) в прокуратуре субъекта РФ - на старших помощников прокуроров по правовому обеспечению; в) в прокуратурах городов и районов, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах - на одного из заместителей прокурора.

На уровне прокуратуры субъекта РФ прокурору необходимо разработать и утвердить соответствующий организационно-распорядительный документ - приказ (указание), регулирующий вопросы взаимодействия с общественностью, разъяснения законодательства и правового просвещения. В документе нужно подробно изложить цели, задачи, основные направления и вопросы организации этой работы. Приказ направляется нижестоящим прокурорам. В сопроводительном письме либо в другом документе, направленном позже, целесообразно дополнительно дать подробные рекомендации по эффективной организации работы.

Кроме того, учитывая возрастающую значимость разрешения обращений общественных правозащитных организаций в интересах граждан, предлагается ставить подобные вопросы на особый контроль.

Для выработки действенных шагов в организации взаимодействия прокурору необходима всесторонняя и объективная информация об институтах гражданского общества в регионе, их проблемах. Источниками ее получения являются:

- данные о зарегистрированных общественных объединениях, полученные в территориальных органах Минюста России;

- данные, полученные в процессе выполнения надзорных мероприятий;

- данные, полученные в порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры;

- данные от иных государственных органов, в том числе от контрольных и надзорных, органов местного самоуправления, Уполномоченного по правам человека, Уполномоченного по правам ребенка, общественных советов и иных структур;

- материалы из СМИ, официальных сайтов конкретных институтов гражданского общества, Интернета и иных общедоступных источников.

Необходимо учитывать, что в России создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. Соответственно, и акцент на анализ их деятельности и определение приоритета при организации сотрудничества с ними целесообразно ставить прокурорам субъектов РФ - на межрегиональные и региональные, а прокурорам районного звена - на местные объединения (отделения межрегиональных общественных объединений).

Важным условием организации эффективного взаимодействия с институтами гражданского общества является ее планирование, которое должно основываться на системном, глубоком анализе состояния законности и правопорядка, приоритетных направлениях деятельности органов прокуратуры в рассматриваемый период. Планировать мероприятия по взаимодействию с общественностью целесообразно на полугодие. Кроме того, для обеспечения последовательности и непрерывности взаимодействия возможно планирование этой деятельности на год.

При формировании в прокуратуре рассматриваемого плана мероприятий необходимо учитывать инициативы институтов гражданского общества, органов государственной власти, местного самоуправления, а также предложения самих прокуроров. Планы должны быть комплексными, конкретными по предмету, месту, лицам и срокам исполнения. Мероприятия нужно называть четко и ясно с указанием конкретных субъектов взаимодействия.

Кроме того, целесообразно готовить планы проведения отдельных мероприятий, обращая внимание на их подготовку, исполнителей и сроки.

Важное значение для дальнейшего совершенствования форм и методов сотрудничества, повышения эффективности взаимодействия в целом имеет текущий контроль за выполнением проводимых мероприятий.

Для организации контроля за качеством взаимодействия прокурору целесообразно истребовать от ответственного исполнителя информацию о проведенных мероприятиях, полученных результатах. Посредством " обратной связи" получение информации об этих мероприятиях возможно и от самих институтов гражданского общества. Одним из источников ее получения является Интернет.

Немаловажный вопрос организации рассматриваемой деятельности - учет проведенных мероприятий. Организация системного учета в рассматриваемом направлении позволяет обеспечить анализ проделанной работы за отчетный период, качество мероприятий, выявить недостатки в их подготовке и проведении.

И учет, и контроль служат в том числе решению таких задач, как выявление недостатков и упущений в рассматриваемой деятельности, адекватное реагирование на них, устранение допущенных нарушений, способствующих им причин и условий. В целях унификации оценки результатов деятельности органов прокуратуры приказом Генпрокурора РФ от 07.06.2010 N 246 утвержден и введен в действие статистический отчет " О работе прокурора по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению по форме ВОиПП". Понятие и классификация общественных объединений, используемых в данном статистическом отчете, соответствуют определениям, данным Федеральным законом от 19.05.1995 N 82-ФЗ " Об общественных объединениях".

Строка 1 первого раздела статистического отчета по форме ВОиПП (количество мероприятий, проведенных совместно с общественными объединениями) отражает общее число совместных мероприятий, организованных как по инициативе прокуроров, так и по инициативе представителей общественных объединений. В строках 2-13 учитывается число рассмотренных обращений общественных объединений, а также принятые по ним меры прокурорского реагирования. Второй раздел данного статистического отчета содержит сведения о разъяснении законодательства и правовом просвещении.

Для совершенствования взаимодействия с институтами гражданского общества работникам органов прокуратуры целесообразно: 1) приоритетным направлением сотрудничества с общественностью считать взаимодействие с правозащитными и иными общественными организациями; 2) во взаимоотношениях с общественными организациями неуклонно руководствоваться требованиями федерального законодательства, запрещающего как необоснованный отказ в предоставлении информации, так и вмешательство в осуществление прокурорского надзора; 3) активнее использовать зарекомендовавшие себя ранее и появившиеся в последние годы формы и методы работы с упомянутыми организациями; 4) усилить поиск новых эффективных форм сотрудничества.

 

14.3. Правовое просвещение граждан*(183)

 

В приказе Генпрокурора РФ от 10.09.2008 N 182 подчеркнуто, что в деле привития гражданам уважения к закону, преодоления правового нигилизма необходимо максимально использовать весь потенциал прокуратуры. Важным средством решения указанных задач является правовое просвещение, которое представляет собой распространение в обществе знаний о праве, а также разъяснение положений действующих нормативных правовых актов и практики их применения в целях формирования убежденности в необходимости соблюдения норм права и предупреждения правонарушений.

Расширение системы правового просвещения населения отнесено также к основным направлениям реализации Национальной стратегии противодействия коррупции, утв. Указом Президента РФ от 13.04.2010 N 460 (подп. " ж" п. 8 разд. IV).

Правовое просвещение включает следующие направления: 1) правовое обучение - преподавание и усвоение правовых знаний в образовательных заведениях юридического и иного профиля; 2) правовую пропаганду - распространение правовых знаний в обществе и разъяснение в доступной форме положений отдельных правовых актов неопределенному кругу лиц; 3) правовое консультирование - разъяснения отдельным гражданам юридических норм, подлежащих применению в конкретных правовых спорах.

Правовое просвещение осуществляется как: 1) общее - обучение правовым знаниям, пропаганда права и правовое консультирование населения в целом; 2) специальное - выполнение такой деятельности в отношении отдельных категорий лиц, например несовершеннолетних, лиц, подлежащих призыву на военную службу, лиц, находящихся в исправительных учреждениях.

Прокуратурой РФ реализуются все направления и виды правового просвещения.

Основными принципами правового просвещения служат: научность, информативность, аргументированность, наглядность, доступность, последовательность и системность. Необходимо помнить также, что правовое просвещение не может достигнуть своих целей, если лишь несет сведения о праве. Главная задача этой деятельности - создание внутренних стимулов к соблюдению правовых норм. Недооценка этого требования ведет к несоответствию между правовыми знаниями и действиями гражданина*(184).

Объектами правового просвещения выступают все категории граждан, в первую очередь молодежь, наиболее остро воспринимающая отрицательные последствия экономических преобразований и правового нигилизма*(185). Это обстоятельство влияет на методы, формы и средства правового просвещения. Так, доведение до сознания молодых людей неотвратимости наказания за преступления и иные правонарушения является одной из важных задач правового просвещения.

К формам правового просвещения, специально предназначенным для пропаганды права и разъяснения законодательства, относятся следующие.

1. Пропаганда правовых знаний при непосредственном участии работников прокуратуры. Сюда относятся: чтение лекций и докладов гражданам; проведение бесед, тематических вечеров, вечеров вопросов и ответов, недель, декад и месячников правовых знаний. Немалую пользу приносят встречи с лидерами и активистами общественных объединений. Подобные мероприятия организуются по месту жительства, учебы, в трудовых коллективах организаций, учреждений и предприятий различных форм собственности.

При этом следует учитывать, как правило, низкий уровень заинтересованности граждан в проведении таких мероприятий. Потому необходимо тщательно выбирать тематику выступлений, сосредоточивать внимание аудитории на непосредственной практической пользе. Приоритетными темами служат жилищное, земельное, природоохранное, трудовое законодательство, защита прав субъектов предпринимательской деятельности, противодействие коррупции, экстремизму.

В то же время нужно принимать во внимание возраст, национальность, семейное положение, профессию, круг интересов людей, с которыми проводится правовое просвещение. Учет этих факторов положительно влияет на контакт с аудиторией, вызывает у нее интерес к выступлению. Подобный подход дает возможность также должным образом подготовиться к предстоящему выступлению.

Поясним, что лекции представляют собой систематическое, последовательное, научно обоснованное и изложенное в популярной форме освещение причин и следствий конкретных явлений правовой действительности, например состояния законности и необходимости принятия норм права, упорядочивающих определенную сферу общественных отношений. Для достижения цели лекции необходимо четко определить ее главную тему. Следует также установить объем лекционного материала, который может быть изложен в отведенное время, отобрав самое важное для раскрытия темы.

Беседы являются небольшим сообщением и обменом мнения по отдельным правовым вопросам, основанным на изложенных сведениях и вытекающих из них выводах. К примеру, приводятся данные о количестве преступлений отдельных категорий и причинах их совершения.

Нередко лекции целесообразно дополнять беседами на соответствующие темы, что делает правовую пропаганду более действенной.

В процессе сообщения требуется делать ссылки на нормы права и пояснять их содержание*(186).

В ходе правового консультирования прокуроры должны обращать внимание граждан на правовую основу разрешения проблем, разъяснение им социальной сущности и конкретного содержания норм права.

Эффективным средством пропаганды права служит использование прокурорскими работниками наглядных материалов и технических средств.

2. Выступления в СМИ и информационной сети Интернет. Телевидение, радиовещание и печать занимают ведущее место по популярности среди граждан по сравнению с другими источниками правовой информации. Они обладают наиболее широкими возможностями донесения правовых знаний до каждого человека. В процессе взаимодействия со СМИ наиболее эффективны выступления (интервью) прокурорских работников и публикации подготовленных ими материалов на правовые темы.

Большое значение имеют выступления представителей органов прокуратуры в новостных и аналитических передачах телевидения. Плодотворны пропаганда права и разъяснение законодательства прокурорами по региональным телевизионным каналам. Получает распространение подписание соглашений между органами прокуратуры и телестудиями о вещании по правовой проблематике.

Не менее полезно использование для правового просвещения возможностей радиовещания.

В региональных и местных печатных изданиях целесообразно организовывать постоянные рубрики, куда граждане могут обратиться по интересующим их правовым вопросам и в которых систематически размещают материалы, разъясняющие законодательство.

Особого внимания заслуживают правовое просвещение с использованием СМИ совместно с другими органами государственной власти, в том числе судебными органами.

Все большее распространение в качестве средства правовой пропаганды получает информационная сеть Интернет. На официальных сайтах прокуратур субъектов РФ и приравненных к ним специализированных прокуратур могут открываться разделы правовой информации и осуществляться консультации граждан по вопросам права.

Расширение использования указанного ресурса возможно также путем участия в совместных с федеральными и региональными информационными агентствами проектах правовой пропаганды.

3. Участие в проводимых законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, научными и образовательными учреждениями, общественными объединениями и иными организациями мероприятиях, которые способствуют правовому просвещению граждан. Целью таких мероприятий служит, как правило, разъяснение порядка реализации положений нового законодательства, информирование о принимаемых мерах по укреплению законности и правопорядка в регионах.

Формами этой работы выступают: участие прокурорских работников в научно-практических конференциях и сборах, онлайн- и пресс-конференциях, семинарах, тренинг-семинарах, " круглых столах"; участие в парламентских и публичных слушаниях.

Согласно приказу Генпрокурора РФ от 10.09.2008 N 182 перед прокурорами поставлена задача сочетания пропаганды права с надзором за исполнением законов, информированием органов публичной власти и институтов гражданского общества о состоянии законности, правопорядка и обеспечения прав граждан, с участием в судебных процессах, обсуждением представлений об устранении обстоятельств, способствующих правонарушениям (п. 2).

Информирование федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности является одним из принципов организации и деятельности прокуратуры РФ (ст. 4 Закона о прокуратуре). При реализации этого принципа прокурорам необходимо рассматривать и вопросы правового просвещения граждан.

Одновременно требуется проведение правового просвещения при осуществлении органами прокуратуры основной функциональной деятельности.

Заметное место среди соответствующих форм занимает разъяснение прав и правовых способов их защиты при рассмотрении и разрешении обращений граждан. В соответствии с Законом о прокуратуре в органах и учреждениях этого института государства рассматриваются и разрешаются в пределах компетенции заявления, жалобы и иные обращения граждан. При этом ответ на такие обращения должен содержать разъяснение его правового содержания. Когда в удовлетворении обращения отказывается, заявителю обязательно разъясняется порядок обжалования принятого решения (ст. 10).

Вместе с тем согласно приказу Генпрокурора РФ от 10.09.2008 N 182 консультирование граждан по вопросам прав и свобод и способов их защиты не должно подменять рассмотрение и разрешение обращений по существу затронутых в них вопросов (п. 1).

Большое значение имеет разъяснение законов в актах прокурорского реагирования, так как нередко основной причиной значительного количества допускаемых нарушений служит недостаточный уровень правовых знаний соответствующими субъектами.

В соответствии с Законом о прокуратуре прокуроры приносят протесты на незаконные правовые акты (ст. 23), вносят представления об устранении нарушений законов (ст. 24), выносят постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (ст. 25), объявляют предостережения о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1). В этих документах в обязательном порядке излагается и разъясняется содержание нарушенных (могущих быть нарушенными) законодательных норм. Тем самым обеспечивается возможность устранения или недопущения нарушений закона.

Приказом Генпрокурора РФ от 07.12.2007 N 195 прокурорам предписано излагать в документах прокурорского реагирования правовую сущность, а также негативные последствия нарушений закона, причины и условия, которые этому способствовали (п. 16).

Согласно приказу Генпрокурора РФ от 10.09.2008 N 182 в ходе прокурорских проверок исполнения законов о несовершеннолетних и молодежи надлежит отслеживать наличие правовой тематики в учебных планах, ориентировать руководство образовательных учреждений на предупреждение правонарушений, разъяснение ответственности за противоправное поведение (п. 6).

При осуществлении надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу прокурорам надлежит разъяснять уголовное, уголовно-процессуальное и иное действующее законодательство задержанным, заключенным под стражу, осужденным и лицам, подвергнутых мерам принудительного характера (п. 1 ст. 33 Закона о прокуратуре).

Важную роль играет разъяснение законодательства в ходе судебных заседаний. В соответствии с Законом о прокуратуре прокурор участвует в рассмотрении дел судами в ситуациях, предусмотренных процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами (п. 1 ст. 35). При этом выступления и иные процессуальные действия прокурора при рассмотрении дел судами предполагают обязательное разъяснение правового содержания его позиции, действий и решений иных участников судопроизводства, что оказывает правовоспитательное воздействие также на присутствующих граждан. Это требование имеет особое значение при судебном разбирательстве дел с участием коллегии присяжных заседателей.

Важным направлением организации работы органов прокуратуры по правовому просвещению является взаимодействие с иными государственными органами, общественными и другими объединениями. Так, для обеспечения сотрудничества с уполномоченными по правам человека и уполномоченными по правам ребенка в субъектах РФ органами прокуратуры могут заключаться соответствующие соглашения, предусматривающие и совместное осуществление правового просвещения.

При прокуратурах субъектов РФ создаются также общественные советы, например по защите малого и среднего бизнеса, работа которых предполагает разъяснение законодательства предпринимателям.

Неплохой результат приносит участие руководителей общественных организаций в совещаниях прокуратур субъектов РФ по вопросам правового просвещения. В некоторых прокуратурах регионального звена принимаются совместные с общественными объединениями программы правового просвещения, включающие чтение лекций, участие в семинарах и " круглых столах", издание брошюр по правовым вопросам.

В ряде регионов при прокуратурах работают общественные приемные, в которых оказывается правовая помощь гражданам. При этом особое внимание уделяется слабо защищенным категориям граждан.

К правовому просвещению граждан необходимо также активно привлекать ветеранские организации работников прокуратуры.

Последнее время в органах прокуратуры уделяется пристальное внимание взаимодействию в проведении правового просвещения с высшими учебными заведениями. В ряде регионов между прокуратурами и вузами заключены договоры о сотрудничестве, определяющие рамки взаимодействия. Одним из новых направлений такого сотрудничества является участие прокурорских работников в деятельности юридических клиник. Эти структуры создаются при юридических факультетах высших учебных заведений, студенты-старшекурстники которых под руководством преподавателей оказывают бесплатную правовую помощь социально незащищенным слоям населения. Прокурорские работники оказывают правовую помощь студентам - участникам таких формирований по наиболее сложным вопросам законодательства и его применения.

Важно подчеркнуть, что приведенные направления и формы правового просвещения могут с успехом использоваться всеми звеньями системы органов и учреждениями прокуратуры РФ.

Кроме того, прокурорам необходимо уделять внимание ведению первичного учета показателей, отображению и контролю их достоверности в статистической отчетности. Приказом Генпрокурора РФ от 07.06.2010 N 246 утвержден и введен в действие статистический отчет о работе прокурора по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению по форме ВОиПП. Прокурорам вменено в обязанность представлять указанные сведения раз в полугодие нарастающим итогом в отдел информационного обеспечения информационно-аналитического управления Главного организационно-аналитического управления Генпрокуратуры РФ (п. 2). При этом следует выполнять положения Инструкции по составлению указанного отчета, утвержденной данным приказом. Соблюдение указанных требований позволит анализировать и оценивать состояние, опыт и проблемы, а также вырабатывать меры по совершенствованию рассматриваемого направления деятельности органов прокуратуры.

 

Рекомендуемая литература к главе

 

1. Бессарабов, В.Г. Взаимодействие органов прокуратуры со средствами массовой информации в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина: методич. пособие / В.Г. Бессарабов, В.М. Захарчук, М.В. Маматов. - М.: Академия Генпрокуратуры РФ, 2010.

2. Будай, С.Н. Взаимодействие органов прокуратуры Российской Федерации с институтами гражданского общества: пособие / С.Н. Будай, Т.Г. Чернышова, В.В. Артемов. - М.: Академия Генпрокуратуры РФ, 2010.

3. Забелина, Е.А. Совершенствование взаимодействия органов прокуратуры со средствами массовой информации: методич. рекомендации / Е.А. Забелина, М.С. Андрианов. - М.: Академия Генпрокуратуры РФ, 2011.

4. Жидких, А.А. Организация работы органов прокуратуры по правовому просвещению / А.А. Жидких [и др.]. - М.: Академия Генпрокуратуры РФ, 2010.

 

Заключение

 

Уважаемые читатели!

Вашему вниманию было представлено научно-методическое пособие " Настольная книга прокурора", подготовленное авторским коллективом ученых и практиков на основе ключевых положений пауки прокурорского надзора и современных тенденций развития законодательства и практики его применения.

Авторы выражают надежду, что материалы, представленные в книге, смогли оказать определенную помощь прокурорам в организации работы, включая ее основные элементы, и непосредственном осуществлении функциональной деятельности. Возможно, она дала определенные позитивные знания и другим читателям, кто в силу своей профессиональной деятельности прямо либо косвенно соприкасается с деятельностью органов прокуратуры, профессорско-преподавательскому составу учреждений системы высшего профессионального образования, осуществляющих обучение будущих правоведов, докторантам, аспирантам и соискателям, работающим над диссертационными исследованиями по прокурорской тематике, студентам вузов.

Безусловно, в процессе работы над пособием едва ли удалось достичь желаемого идеала, что весьма проблематично, принимая во внимание широкий диапазон вошедших в него тем, а также разнообразие правоприменительной практики, на раскрытие особенностей которой вряд ли хватило бы отведенного объема издания.

Авторский коллектив с благодарностью примет все пожелания и предложения прокуроров и других читателей, направленные на улучшение структуры и содержания книги при работе над ее последующим переизданием.

Благодарим всех, кто проявил интерес к данному пособию. Успехов в освоении основ прокурорской профессии.

 

Авторский коллектив

 

Приложение 1

 

Перечень основных приказов и указаний генерального прокурора Российской Федерации*(187)

 

Вопросы организации работы и управления

 

О введении в действие Положения о работе с секретными материалами, документами, делами: приказ Генпрокурора РФ от 10.06.1998 N 33.

Об организации учета, хранения и выдачи боевого ручного стрелкового оружия и боеприпасов к нему в органах прокуратуры Российской Федерации: приказ Генпрокурора РФ от 11.08.1999 N 56.

О полномочиях прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов на особо режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях: приказ Генпрокурора РФ от 30.03.2001 N 17.

О порядке официального опубликования организационно-распорядительных актов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящих нормативно-правовой характер: приказ Генпрокурора РФ от 20.03.2002 N 10.

О систематизации законодательства в органах прокуратуры: приказ Генпрокурора РФ от 19.04.2004 N 9.

О порядке рассмотрения запросов Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека - заместителя Министра юстиции Российской Федерации: приказ Генпрокурора РФ от 17.10.2007 N 170.

О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации: приказ Генпрокурора РФ от 17.12.2007 N 200.

О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях: приказ Генпрокурора РФ от 27.12.2007 N 212.

Об организации работы прокуратур городов с районным делением: приказ Генпрокурора РФ от 12.03.2008 N 39.

О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур: приказ Генпрокурора РФ от 07.05.2008 N 84.

О введении в действие Инструкции по делопроизводству в органах прокуратуры Российской Федерации и их учреждениях: приказ Генпрокурора РФ от 05.06.2008 N 107.

О введении в действие Перечня документов органов прокуратуры Российской Федерации и их учреждений с указанием сроков хранения: приказ Генпрокурора РФ от 19.06.2008 N 113.

О мерах по реализации в органах прокуратуры Российской Федерации Указа Президента Российской Федерации от 4 октября 2008 г. N 1441 " Об учреждении геральдического знака - эмблемы и флага прокуратуры Российской Федерации": приказ Генпрокурора РФ от 22.01.2009 N 19.

Об утверждении Инструкции по формированию ведомственной статистической отчетности в органах прокуратуры Российской Федерации: приказ Генпрокурора РФ от 18.08.2009 N 264.

Об утверждении и введении в действие статистического отчета " Сведения о реабилитации лиц в порядке, предусмотренном главой 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации": приказ Генпрокурора РФ от 22.12.2009 N 392.

Об утверждении Инструкции по организации проверок оперативного учета и статистики в органах прокуратуры Российской Федерации: приказ Генпрокурора РФ от 21.01.2010 N 13.

О порядке представления специальных донесений и иной обязательной информации: приказ Генпрокурора РФ от 16.07.2010 N 284.

Об утверждении и введении в действие статистического отчета " Сведения об основных показателях работы прокурора" по форме ПМ: приказ Генпрокурора РФ от 24.01.2011 N 13.

О разграничении компетенции транспортных прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законов органами внутренних дел на транспорте: приказ Генпрокурора РФ от 07.02.2011 N 25.

Об утверждении и введении в действие статистического отчета " Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" по форме ОН и Инструкции по его составлению: приказ Генпрокурора РФ от 26.04.2011 N 106.

Об утверждении и введении в действие статистического отчета " Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина транспортными прокурорами" по форме ОНТ и Инструкции по его составлению: приказ Генпрокурора РФ от 26.04.2011 N 107.

Об утверждении и введении в действие статистического отчета " Сведения о результатах надзора за исполнением законов на досудебной стадии уголовного судопроизводства" по форме НСиД и Инструкции по его составлению: приказ Генпрокурора РФ от 26.04.2011 N 108.

Об утверждении и введении в действие статистического отчета " Участие прокурора в гражданском и арбитражном судопроизводстве" по форме ГАС и Инструкции по его составлению: приказ Генпрокурора РФ от 26.04.2011 N 109.

Об утверждении и введении в действие статистического отчета " Сведения о результатах надзора за законностью исполнения уголовных наказаний" по форме УИС и Инструкции по его составлению: приказ Генпрокурора РФ от 26.04.2011 N 110.

Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного доступа в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации: приказ Генпрокурора РФ от 27.04.2011 N 111.

Об утверждении и введении в действие статистического отчета " Сведения о работе прокурора по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции и о результатах расследования уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности" по форме К и Инструкции по его составлению: приказ Генпрокурора РФ от 03.05.2011 N 116.

Об организации работы по обеспечению доступа к информации о деятельности органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации: приказ Генпрокурора РФ от 31.05.2011 N 153.

Об утверждении и введении в действие статистического отчета " Сведения о работе прокурора по координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью" по форме КДПО и Инструкции по его составлению: приказ Генпрокурора РФ от 01.06.2011 N 156.

Об утверждении и введении в действие статистического отчета " Сведения о работе прокурора по надзору за исполнением законодательства контролирующими органами в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" по форме ГМК и Инструкции по его составлению: приказ Генпрокурора РФ от 16.06.2011 N 175.

О взаимодействии органов прокуратуры с Академией Генеральной прокуратуры Российской Федерации: указание Генпрокурора РФ от 14.01.2008 N 2/22.

Об организации работы с обращениями военнослужащих, пострадавших при выполнении ими воинского или служебного долга, и членов их семей: указание Генпрокурора РФ от 23.03.2009 N 82/14.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.