Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Надзор за исполнением законов в сфере экономики 1 страница






 

5.2.1. Общие вопросы организации надзора в сфере экономики*(17)

 

Множественность правовых сфер в экономике (к примеру, антимонопольная, кредитно-финансовая, регистрации и лицензирования, отношений государственной и муниципальной собственности, противодействия рейдерству, государственная поддержка предпринимательства, размещение заказов на поставки товаров для государственных и муниципальных нужд, приватизация, земельные правоотношения и др.), в которых прокурор должен обеспечивать надлежащее состояние законности, требует от него оптимальной организации надзора деятельности. Условиями достижения высокого уровня организации являются:

1) знание прокурором законодательства, регулирующего ту или иную правовую сферу и все сферы экономики в совокупности;

2) знание (хотя бы ориентировочное) характеристики правонарушений в той или иной сфере либо в экономике в целом (а также на отдельных объектах, определенной территории, по стране в целом), предварительно составленной по сигналам о правонарушениях, поступающих в прокуратуру и в другие органы;

3) основанное на знаниях законодательства и предварительного состояния правонарушений в различных сферах экономики проведение в них проверок исполнения законов в деятельности органов управления.

Для полноты сбора информации о состоянии правонарушений перед проверкой Генпрокуратура РФ может направить задание на места прокурорам субъектов РФ о проведении соответствующих проверок, сборе и обобщении материалов и пр. Значительным объемом сведений, касающихся правонарушений в сфере экономики, располагают контролирующие органы федерального, регионального и местного уровней. Консолидировав данные о правонарушениях, полученные в процессе прокурорских проверок, в том числе и на местах, а также от контролирующих органов, прокурор имеет возможность сделать вывод о реальном состоянии правонарушений и законности в той или иной сфере экономики;

4) реагирование прокурора на выявляемые правонарушения в сфере экономики. Применяемые меры реагирования имеют большое профилактическое значение, нередко ведут к прекращению правонарушений, устранению их, пока эти правонарушения не переросли в преступление;

5) анализ эффективности мер реагирования на правонарушения и их совершенствование, который позволяет выяснить, насколько результативными были принимаемые меры, удалось ли устранить причины и условия, способствующие правонарушениям. Если нет, то нужно заменить формы и методы работы более эффективными, совершенствовать меры воздействия на правонарушителей. Чтобы признать организацию надзора рациональной, необходимо освоить все пять его составных частей или условий. Причем третье условие выполняется с привлечением данных контролирующих органов, полномочия которых предусмотрены положениями о них.

Осуществляемые государством экономические преобразования требуют от прокуратуры соответствующего правового их обеспечения, новых подходов к организации надзора за исполнением обновленного законодательства, связаны с изменениями прокурорских полномочий. Отсюда новые направления прокурорской деятельности, заключающиеся, к примеру, в защите прав хозяйствующих субъектов предпринимательства, даче прокурорами согласия на проведение выездных внеплановых проверок в этих субъектах контролирующими органами.

Масштабная модернизация экономики, перевод ее на инновационный путь развития требуют от прокуратуры совершенствования организации надзора в целях правового обеспечения происходящих изменений, в частности, правовой защиты интеллектуальной собственности, результатов интеллектуальной деятельности, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Надо сказать, что прокуроры оказывают активное содействие в обеспечении сохранности и целевом использовании бюджетных средств, отпущенных на создание новинок, наукоемкой продукции, доведения их до внедрения в производство.

 

5.2.2. Надзор за исполнением законов о государственной и муниципальной собственности*(18)

 

Основу правового регулирования отношений государственной, муниципальной собственности и управления государственным, муниципальным имуществом в России составляют положения Конституции РФ, ГК, Федеральных законов от 26.12.1995 N 208-ФЗ " Об акционерных обществах", от 12.01.1996 N 7-ФЗ " О некоммерческих организациях", от 21.07.1997 N 122-ФЗ " О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", от 29.07.1998 N 135-ФЗ " Об оценочной деятельности в Российской Федерации", от 06.10.1999 N 184-ФЗ " Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 21.12.2001 N 178-ФЗ " О приватизации государственного и муниципального имущества", от 14.11.2002 N 161-ФЗ " О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", от 06.10.2003 N 131-ФЗ " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 26.07.2006 N 135-ФЗ " О защите конкуренции", от 03.11.2006 N 174-ФЗ " Об автономных учреждениях", от 08.05.2010 N 83-ФЗ " О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".

Типичными нарушениями законов являются:

- ненадлежащие учет и ведение реестров государственного, муниципального имущества;

- отсутствие государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество публично-правовых образований, сделок с ним;

- нарушение порядка разграничения государственной, муниципальной собственности между публично-правовыми образованиями;

- незаконное распоряжение государственной, муниципальной собственностью органами управления государственным, муниципальным имуществом (например, с превышением компетенции; минуя процедуру приватизации) и субъектами права хозяйственного ведения, оперативного управления (например, без согласия собственника; совершение сделок, противоречащих целям и характеру деятельности унитарных предприятий, учреждений);

- передача прав владения, пользования государственным, муниципальным имуществом без проведения торгов;

- распоряжение объектами государственной, муниципальной собственности без проведения рыночной оценки;

- незаконное изъятие органами управления государственного, муниципального имущества из хозяйственного ведения унитарных предприятий; распоряжение имуществом, закрепленным на праве оперативного управления, без изъятия в установленном законом порядке;

- ненадлежащее представление интересов публично-правовых образований в органах управления акционерных обществ;

- незаконное отчуждение имущества акционерных обществ с государственным, муниципальным участием (например, совершение сделок без предварительного одобрения советом директоров, общим собранием акционеров в установленных законом случаях);

- неперечисление, несвоевременное перечисление в бюджеты неналоговых доходов от использования и продажи государственного, муниципального имущества, части прибыли унитарных предприятий, прибыли от участия в капиталах юридических лиц, дивидендов по акциям;

- нарушение порядка оценки и реализации имущества, обращенного в собственность государства;

- ненадлежащий контроль органов управления государственной, муниципальной собственностью за использованием и сохранностью государственного, муниципального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также переданного во владение (пользование) по иным основаниям, за деятельностью представителей публично-правовых образований в органах управления юридических лиц с государственным, муниципальным участием; непринятие мер по защите государственных и муниципальных имущественных интересов, привлечению виновных в причинении ущерба к ответственности.

Помимо органов управления государственным и муниципальным имуществом (на федеральном уровне - Росимущество и его территориальные органы) определенными контрольными функциями в сфере отношений государственной, муниципальной собственности наделены: Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований; Росфиннадзор, региональные и муниципальные органы финансового контроля; ФАС России; Росохранкультура и соответствующие органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Основные направления прокурорских проверок исполнения законов о государственной и муниципальной собственности охватывают сферы: управления государственным и муниципальным имуществом; разграничения публичной собственности; приватизации; деятельности государственных, муниципальных унитарных предприятий и учреждений; осуществления публично-правовыми образованиями прав акционеров; распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства.

Объектами прокурорских проверок являются органы управления государственным, муниципальным имуществом; организации, осуществляющие их отдельные полномочия в соответствии с законодательством, поручениями органов управления публичной собственностью, договорами (например, реализация имущества, управление акциями); государственные, муниципальные унитарные предприятия, учреждения, юридические лица с участием публично-правовых образований; организации, во владении и пользовании которых находится государственное, муниципальное имущество. Прокуроры не должны подменять контрольные функции органов управления государственным, муниципальным имуществом, органов специализированного контроля в отношении названных организаций, вмешиваться в их оперативно-хозяйственную и иную деятельность. Прокурорские проверки в указанных организациях следует проводить при наличии информации о фактах нарушений законов, которые: свидетельствуют о бездействии со стороны органов управления публичной собственностью; сопряжены с неправомерными действиями их должностных лиц; в силу значимости объекта могут повлечь негативные последствия, затрагивающие значительный круг лиц.

В органах управления государственным, муниципальным имуществом проверке подлежат: 1) организация учета, своевременность и полнота ведения реестров государственного, муниципального имущества; 2) соблюдение требований законов о регистрации вещных прав на недвижимое имущество; 3) законность распоряжения государственным, муниципальным имуществом (необходимо дать оценку принятым решениям и заключенным договорам по его отчуждению, передаче в пользование, в доверительное управление, решениям, направленным на разграничение публичной собственности); 4) соблюдение порядка проведения конкурсов, аукционов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав владения, пользования в отношении государственного, муниципального имущества; 5) проведение оценки объектов публичной собственности, вовлекаемых в сделки; 6) полнота и своевременность поступления в бюджеты доходов от использования государственной, муниципальной собственности; 7) обеспечение надлежащего контроля за использованием по назначению и сохранностью государственного, муниципального имущества.

В ходе проверки с целью получения сведений о нарушениях законов в органах управления государственным, муниципальным имуществом изучаются: правовые акты, статистическая отчетность и текстовые отчеты; данные реестра государственного, муниципального имущества; правоустанавливающие документы на объекты недвижимости; распоряжения в отношении объектов публичной собственности; договоры их отчуждения, передачи в пользование, в доверительное управление; конкурсная (аукционная) документация к торгам; контракты (договоры) на проведение оценки, отчеты об оценке; финансовая отчетность о поступлении в бюджет доходов от использования и продажи государственного, муниципального имущества; платежные поручения, подтверждающие перечисление доходов; акты проверок в порядке реализации контрольных полномочий; документы по претензионной работе; материалы гражданских дел с участием органа управления имуществом.

Помимо органов управления государственным, муниципальным имуществом сведения о нарушениях законов о государственной и муниципальной собственности могут быть получены: в Счетной палате РФ и контрольно-счетных органах субъектов РФ, муниципальных образований, в органах финансового контроля (содержащаяся в отчетах проверках, актах проверок информация о необеспечении сохранности, неэффективном использовании государственного и муниципального имущества); в территориальных управлениях ФАС России (информация о нарушениях порядка заключения договоров, предусматривающих переход прав владения, пользования государственным, муниципальным имуществом, антимонопольных требований к торгам; о незаконном предоставлении государственных, муниципальных преференций в виде льгот при использовании государственного, муниципального имущества); в территориальных органах Росреестра (сведения о регистрации вещных прав на недвижимое государственное, муниципальное имущество, сделках с ним (в том числе в регистрации которых отказано).

 

5.2.3. Надзор за исполнением законов о приватизации*(19)

 

К основным нормативным правовым актам о приватизации государственного и муниципального имущества относятся: Федеральные законы от 21.12.2001 N 178-ФЗ " О приватизации государственного и муниципального имущества" и от 22.07.2008 N 159-ФЗ " Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Указы Президента РФ от 24.12.1993 N 2284 " О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" и от 22.07.1994 N 1535 " Об основных положениях государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года". Порядок и условия приватизации имущества субъектов РФ, муниципального имущества определяются принимаемыми в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами.

Типичными нарушениями законов являются:

- утверждение планов (программ) приватизации, принятие решений об условиях приватизации неуполномоченными органами;

- отчуждение имущества в отсутствие плана (программы) приватизации;

- включение в состав приватизируемого имущества объектов, не подлежащих приватизации;

- отчуждение государственного и муниципального имущества, минуя установленные ст. 13 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ способы приватизации (например, отчуждение имущества под видом расчетов с кредиторами, путем внесения в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ, закрепление на праве хозяйственного ведения за унитарными предприятиями с последующей реализацией с согласия органа управления государственным, муниципальным имуществом заранее известным заинтересованным лицам);

- ненадлежащее информационное обеспечение приватизации: неопубликование (опубликование не в полном объеме, с несоблюдением установленных сроков) планов (программ) приватизации, информационных сообщений о продаже, информации о результатах сделок приватизации;

- нарушения порядка проведения торгов по продаже государственного и муниципального имущества (например, нарушение антимонопольных требований к торгам; предоставление не предусмотренных льгот и преимуществ конкретным покупателям; признание состоявшимися торгов, в которых фактически принял участие только один участник);

- занижение стоимости имущества, подлежащего приватизации;

- невыполнение покупателями условий приобретения государственного, муниципального имущества в собственность;

- использование незаконного средства платежа при оплате приватизируемого имущества (например, оплата векселями, заключение договоров мены);

- неперечисление, несвоевременное перечисление средств от продажи в бюджеты.

Распространены следующие нарушения Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ: формирование прогнозных планов приватизации, принятие решений об условиях приватизации имущества без учета преимущественного права его выкупа арендаторами из числа субъектов малого и среднего предпринимательства; незаконные отказы последним в приобретении арендуемых помещений в заявительном порядке (ст. 9); предоставление права преимущественного выкупа лицам, не относящимся к категории субъектов малого и среднего бизнеса или не отвечающим условиям, установленным ст. 3; предоставление права выкупа большего по площади помещения, чем предусмотрено законом.

Прокурорские проверки исполнения законов о приватизации могут проводиться в органах управления государственным, муниципальным имуществом; в организациях, наделенных функциями, связанными с продажей приватизируемого имущества; на предприятиях, имущественный комплекс или акции которых подлежат приватизации.

При подготовке к проверке следует установить перечень объектов, подлежащих приватизации, ознакомиться с отчетами о результатах приватизации, с данными федерального статистического наблюдения по формам N 2-приватизация " Сведения о приватизации имущественного комплекса государственного или муниципального унитарного предприятия" и N 3-приватизация " Сведения о средствах от приватизации государственного и муниципального имущества".

Перечень основных вопросов, подлежащих проверке:

- соблюдаются ли требования закона при принятии решений об условиях приватизации (все ли объекты, в отношении которых оно принято, включены в планы (программы) приватизации; уполномоченным ли органом принято решение; соответствует ли его содержание требованиям закона (подп. 7, абз. 2 подп. 9 п. 1, п. 2 ст. 6; п. 2 и 4 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ);

- нет ли фактов включения в план (программу) приватизации продажи объектов, не подлежащих приватизации (п. 3 ст. 3, п. 4 ст. 11, п. 1 ст. 30, п. 6 ст. 43 данного Закона);

- соблюдаются ли требования закона при определении состава подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия (ст. 11 Закона). При необходимости с помощью специалистов в области бухгалтерского учета, финансов устанавливается: включены ли в передаточные акты, акты инвентаризации все виды подлежащего приватизации имущества, нет ли фактов его необоснованного списания, правильно ли определена балансовая стоимость активов;

- проводится ли оценка для установления начальной цены подлежащего приватизации имущества (ст. 12 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ; ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ);

- соблюдаются ли требования ст. 15 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ об информационном обеспечении приватизации;

- не осуществляется ли отчуждение приватизируемого имущества не предусмотренными законом способами. Соблюдаются ли условия использования отдельных способов приватизации (п. 2 ст. 13, п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 24 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ);

- не допускается ли нарушений порядка приватизации, установленного отдельными статьями гл. 4 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ применительно к каждому способу приватизации, в том числе правил проведения торгов;

- обеспечивается ли полное и своевременное поступление в бюджеты доходов от продажи имущества (ст. 41, 51, 57, 62 БК);

- действуют ли специализированные организации, осуществляющие функции, связанные с продажей приватизируемого имущества, в пределах своих полномочий, не допускается ли их превышение;

- выполняются ли покупателями условия приобретения государственного и муниципального имущества в собственность, соблюдаются ли ограничения, установленные в порядке обременения приватизируемого имущества (ст. 20, 29, п. 4 ст. 30, ст. 31 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ). Осуществляется ли органами управления государственным, муниципальным имуществом надлежащий контроль за выполнением покупателями условий приобретения имущества и установленных ограничений;

- соблюдаются ли предусмотренные гл. 7 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ требования к особенностям создания в процессе приватизации и к правовому положению открытых акционерных обществ, акции которых находятся в государственной или муниципальной собственности.

В целях выявления фактов отчуждения имущества, минуя установленные законом способы и порядок приватизации, следует ознакомиться в органах управления государственным, муниципальным имуществом с правовыми актами и договорами, касающимися отчуждения объектов государственной, муниципальной собственности, получить сведения о соответствующих сделках из налоговых органов, органов Росреестра, ГИБДД. Необходимо обратить внимание: на основания исключения имущества государственной, муниципальной казны из реестра; на факты распоряжения государственным, муниципальным имуществом, не включенным в реестр, либо без зарегистрированного права на него; на договоры купли-продажи имущества казны без включения в планы приватизации; на договоры его мены, передачи в залог; на договоры подряда, оказания услуг, по которым средством платежа выступает передача права собственности на объекты государственного, муниципального имущества.

В ходе проверки исполнения законов в сфере приватизации изучаются: планы (программы) приватизации; решения об условиях приватизации; приватизационные дела; аукционная (конкурсная) и иная документация, соответствующая способу приватизации (протоколы итогов аукциона, конкурса, протоколы приема заявок, заявки, документы, представляемые участниками торгов); договоры на проведение оценки, отчеты об оценке имущества; договоры купли-продажи; платежные поручения; документы, подтверждающие выполнение условий приобретения государственного, муниципального имущества в собственность; другие документы по необходимости.

С целью выявления нарушений Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ прокурорам следует обеспечить поступление из органов государственной власти, местного самоуправления, органов Росреестра, от общественных объединений предпринимателей и провести комплексный анализ сведений о заключенных и расторгнутых договорах аренды, основаниях их расторжения; объектах недвижимости, арендуемых субъектами малого и среднего предпринимательства и включенных в программы приватизации; обращениях предпринимателей о реализации преимущественного права приобретения арендуемого имущества, результатах их рассмотрения; заключенных договорах купли-продажи.

 

5.2.4. Надзор за исполнением законов в сфере землепользования*(20)

 

Основу правового регулирования земельных отношений составляют: Конституция РФ; ГК и ЗК; Федеральные законы от 15.04.1998 N 66-ФЗ " О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", от 18.06.2001 N 78-ФЗ " О землеустройстве", от 25.10.2001 N 137-ФЗ " О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", от 21.12.2001 N 178-ФЗ " О приватизации государственного и муниципального имущества", от 24.07.2002 N 101-ФЗ " Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", от 07.07.2003 N 112-ФЗ " О личном подсобном хозяйстве", от 21.12.2004 N 172-ФЗ " О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", от 24.07.2007 N 221-ФЗ " О государственном кадастре недвижимости".

В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

ЗК определяет цели и принципы земельного законодательства, участников и объекты земельных отношений (ст. 1, 5-6); устанавливает полномочия субъектов РФ и органов местного самоуправления в области земельных отношений, порядок предоставления земельных участков в собственность и пользование; права и обязанности собственников земли и иных титулообладателей; механизм защиты и гарантии их прав, требования к охране земель и основания ответственности за нарушения земельного законодательства (ст. 10, 11, 15-19, 20-25, 37, 57-67 и др.).

Статья 130 ГК определяет землю как объект гражданских прав и относит ее к категории недвижимых вещей, а гл. 17 содержит ряд важных положений, связанных с обращением земельных участков.

Вопросы разграничения собственности на землю России, ее субъектов и муниципальных образований регламентированы нормами Федерального закона " О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".

Согласно ст. 28 Федерального закона " О приватизации государственного и муниципального имущества" приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Правила определения границ земельных участков и описания их характеристик закреплены в Федеральном законе " О государственном кадастре недвижимости". Государственному кадастровому учету подлежат все земельные участки, расположенные на территории РФ, независимо от форм собственности на землю, их целевого назначения и разрешенного использования.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона " Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном капитале которых доля иностранных субъектов или лиц без гражданства составляет более 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды. Земельные участки данной категории, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (ст. 10).

Наиболее типичными являются нарушения, связанные с неэффективным и нерациональным использованием земель. Имеют место факты: незаконного распоряжения земельными участками, ненадлежащего осуществления контролирующими органами возложенных на них контрольно-надзорных функций; использования земельных участков без правоустанавливающих документов на землю, а также не по целевому назначению. В деятельности органов местного самоуправления нередки случаи: нарушений установленного порядка рассмотрения обращений граждан и организаций о предоставлении земельных участков; порядка информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков, а также учета общественного мнения при оформлении разрешительной документации на строительство; нарушения порядка изъятия земельных участков из незаконного владения граждан и организаций. Имеют место факты превышения органами местного самоуправления полномочий, выражающиеся в распоряжении земельными участками, не находящимися в муниципальной собственности.

Земельный контроль (в пределах предоставленных полномочий) осуществляют Россельхознадзор, Росприроднадзор, Росреестр, положения о которых утверждены постановлениями Правительства РФ соответственно от 30.06.2004 N 327, от 30.07.2004 N 400 и от 01.06.2009 N 457.

Основными источниками информации о деятельности поднадзорных объектов и возможных нарушениях земельного законодательства являются: материалы Росреестра и его территориальных органов, касающиеся кадастрового учета; книги регистрации выдачи свидетельств о праве собственности на землю и иных прав; свидетельства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество; решения органов власти по вопросам изъятия и предоставления земель; материалы проверок и статистическая отчетность Росреестра (в том числе, сведения о государственном земельном контроле по форме N 1-ЗЕМ), Росприроднадзора, Россельхознадзора, Росимущества.

При проведении проверки в органах государственной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления прокурор выясняет соблюдение:

- установленного порядка распоряжения землями, государственная собственность на которые не разграничена;

- порядка отнесения земель к категориям, перевода земель из одной категории в другую;

- порядка изъятия ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей;

- ограничений прав на землю и оборотоспособности земельных участков на соответствующих территориях;

- порядка предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

- порядка проведения в установленных законом случаях торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков и заключения договора аренды;

- условий и порядка принудительного прекращения прав на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования земельного участка; изъятия земельных участков для государственных и общественных нужд;

- порядка организации и осуществления муниципального земельного контроля.

В органах местного самоуправления в ходе проверки исполнения требований законодательства при предоставлении участков для жилищного строительства необходимо выяснить:

- сформирован ли участок перед выставлением его на торги, т.е. имеется ли проект границ земельного участка; определено ли разрешенное использование земельного участка; согласованы ли технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.