Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подготовка, повышение квалификации и профессиональная переподготовка прокурорских работников






 

Правовую основу подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников органов прокуратуры наряду с Законом о прокуратуре составляют Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 " Об образовании", Федеральные законы от 22.08.1996 N 125-ФЗ " О высшем и послевузовским профессиональном образовании" и " О государственной гражданской службе Российской Федерации", приказы Генпрокурора РФ от 12.08.2010 N 316, от 04.10.2010 N 373 и др. В частности, во исполнение постановления Правительства РФ от 08.07.1996 N 787 " О создании институтов прокуратуры Российской Федерации в составе Московской государственной юридической академии, Саратовской государственной академии права и Уральской государственной юридической академии" Генпрокуратура РФ заключила с перечисленными академиями договоры, предусматривающие целевую подготовку специалистов юридического профиля и трудоустройство их в органы прокуратуры. Кроме того, кадры для прокуратуры готовятся в институтах Академии Генпрокуратуры РФ, расположенных в Санкт-Петербурге и Иркутске, а также на основе заключенных договоров в ряде иных высших образовательных учреждений юридического профиля. С 2006 г. действует соглашение о подготовке кадров, заключенное между юридическим факультетом ФГОУ " Санкт-Петербургский государственный университет" и Генпрокуратурой РФ, в рамках которого на контрактной основе ежегодно в университет принимаются 25 студентов для обучения. Аналогичное соглашение в 2009 г. заключено с юридическим факультетом МГУ им. М.В. Ломоносова.

Порядок подбора, приема и обучения лиц, поступающих в институты прокуратуры, регламентируется организационно-распорядительными актами Генпрокуратуры РФ, договорами о целевой подготовке специалистов, заключенными между Генпрокуратурой РФ и соответствующими вузами, а также нормативными правовыми актами Минобрнауки России, уставом и правилами приема конкретного вуза, положениями об институтах прокуратуры.

Постановлением Правительства РФ от 08.07.1996 N 787 установлено, что прием в институты прокуратуры осуществляется по направлениям органов прокуратуры РФ, а специальные порядок и условия приема определяются ежегодно руководством академий по согласованию с Генпрокуратурой РФ. Особенностью обучения в институтах прокуратуры является прокурорская направленность основной образовательной программы, введение специальных дисциплин и курсов по прокурорской тематике, индивидуальный подход к студентам и постоянный контроль за их успеваемостью. В связи с этим у прокуроров областного и районного звеньев возникают дополнительные обязанности, связанные с организацией качественного отбора кандидатов в абитуриенты лиц, обладающих хорошей теоретической подготовкой и устойчивыми морально-психологическими качествами.

Поиск и отбор кандидатов для направления на обучение в вузы должны проводить в первую очередь прокуроры районного звена, так как молодые специалисты начинают свою трудовую деятельность, как правило, именно в этих прокуратурах. Работники кадровых подразделений, осуществляя отбор кандидатов в абитуриенты, проводят ознакомительное собеседование с этими лицами для уточнения мотивов, побудивших их к поступлению в вуз и выбору прокурорской профессии, а также данных о близких родственниках и о возможном опыте негативных взаимоотношений с правоохранительными органами. Кроме того, происходит ознакомление с документами, представленными кандидатом: листком по учету кадров, автобиографией, характеристикой с места работы (учебы или из воинской части), документом об образовании или справкой об успеваемости учащегося, копией трудовой книжки, военным билетом, паспортом, медицинскими справками, справками из психоневрологического и наркологического диспансеров. В результате определяется пригодность кандидатов в абитуриенты к будущей прокурорской деятельности по интеллектуальным и личностным качествам, которые в ходе обучения должны быть приведены в систему знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное прохождение ими службы в органах прокуратуры (см. письмо Генпрокуратуры РФ от 24.02.1999 N 6-49/3/54-99 " Рекомендации работникам кадровых служб органов прокуратуры по отбору абитуриентов для поступления в юридические вузы").

Кадровые подразделения при подборе абитуриентов направляют с указанными документами кандидатов для прохождения обязательного психодиагностического обследования (тестирования), в ходе которого выявляются индивидуальные психологические и другие качества кандидата, необходимые в прокурорской деятельности. Данное обследование в определенной мере повторяет методы и методики аналогичного обследования, проводимого при поступлении на службу в органы прокуратуры, однако имеет и некоторые отличия*(11). Программа отбора абитуриентов включает в себя более простые процедуры оценки. Наряду с индивидуальной работой с обследуемыми проводится обследование в группах (10-15 человек). Абитуриенты проходят тестирование как в специально оборудованных компьютерных классах с использованием методик компьютерной психодиагностики, так и в классах с использованием бланковых методик. Помимо собеседования при работе с абитуриентами используется метод анкетирования, когда заполняется специально разработанная анкета, дающая значимую информацию о личных качествах молодых людей. По результатам обследования абитуриентов относят к одной из четырех групп профессиональной пригодности, аналогичных тем, которые применяются при оценке кандидатов на службу (от 1 группы - " полностью пригоден" до 4 - " не пригоден"). Индивидуальные заключения на каждого абитуриента не готовятся, психолог делает общее заключение на всю группу обследованных лиц, в котором указывает, к какой группе профессиональной пригодности относится каждый кандидат.

Прокуратурой областного звена при успешном прохождении кандидатом психологического тестирования с учетом требований приказа Генпрокурора РФ от 14.04.1997 N 366-к " О проведении психодиагностического обследования" в установленном порядке выдается направление для поступления в институты прокуратуры, входящие в состав юридических академий, или иные образовательные учреждения, которые осуществляют целевое обучение студентов для органов прокуратуры. Лица, поступающие по направлению, участвуют в целевом конкурсе по конкретному субъекту РФ. Поэтому для осуществления конкурсного отбора при зачислении в вуз рекомендуется на каждое целевое место подбирать до четырех абитуриентов. При этом предпочтение отдается лицам, прошедшим военную службу или имеющим стаж работы не менее одного года, отличную или хорошую общеобразовательную подготовку, высокие деловые и нравственные качества, годным по состоянию здоровья к службе в системе прокуратуры РФ. Таким образом, направления для поступления в институты прокуратуры должны выдаваться только на основании комплексной оценки деловых и личных качеств претендентов.

До 2011 г. после зачисления граждан в образовательные учреждения на целевые места заключался трехсторонний договор между прокуратурой областного звена, студентом и институтом. В настоящее время с учетом перехода на систему подготовки бакалавров-магистров договоры на оказание образовательных услуг с вузами заключает Генпрокуратура РФ. В соответствии с Законом о прокуратуре лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования с оплатой обучения Генпрокуратурой РФ, обязаны в соответствии с заключенными с ними договорами проработать в органах или учреждениях прокуратуры не менее пяти лет.

В ходе обучения студентов в порядке целевой подготовки кадров для органов прокуратуры психологами кадровых подразделений прокуратур осуществляется психологическое обеспечение учебного процесса. Кроме того, занятия по ряду учебных дисциплин (" Методика и тактика проведения прокурорских проверок", " Особенности поддержания государственного обвинения по отдельным категориям дел", " Организация работы в органах прокуратуры районного звена" и др.) проводят, как правило, преподаватели, имеющие большой опыт работы в органах прокуратуры. Нередко на занятия со студентами приглашаются практические работники прокуратуры, что позволяет добиваться правильной профессиональной ориентации будущих юристов, поддерживать на высоком уровне интерес студентов к дисциплинам прокурорской специализации, формировать активное, заинтересованное, а главное осознанное отношение к получению знаний, умений и навыков их предстоящей практической деятельности.

Кадровыми подразделениями прокуратур областного звена в целях обеспечения контроля соблюдения учебной дисциплины студентами, направленными на обучение соответствующими прокуратурами, на протяжении всего периода их обучения осуществляется взаимодействие с деканатом и кураторами учебных групп. В частности, изучаются вопросы посещаемости и успеваемости указанных студентов, участия в студенческой научно-исследовательской деятельности, спортивных соревнованиях и т.д.

Как свидетельствуют статистические данные, ежегодно на службу в прокуратуру принимается в среднем от 2, 5 до 3, 5 тыс. новых работников. Вместе с тем институтами прокуратуры и другими вузами, с которыми прокуратурой заключены договоры о целевой подготовки кадров, осуществляется выпуск в среднем 450-500 специалистов. Таким образом, в настоящее время большая часть кадров прокуратуры подбирается из числа выпускников " непрофильных" образовательных учреждений страны. Такое положение вызывает необходимость поддерживать и развивать всесторонние связи органов прокуратуры и с другими имеющими государственную аккредитацию образовательными учреждениями высшего профессионального образования. Это выражается в проведении представителями органов прокуратур лекций, докладов, встреч и консультаций со студентами (индивидуальных и групповых); участии работников прокуратуры в работе кафедр вузов, в разработке учебных планов и программ, а также проводимых научно-практических семинаров, конференций; оказании содействия студентам в сборе практического материала для выполнения курсовых и дипломных работ; организации в составе студенческих групп, потоков, неформальных учебных объединений экскурсий, посвященных истории прокуратуры, ее деятельности, знакомств с коллективом прокуратур по месту жительства и обучения; участии представителей прокуратуры в работе государственных аттестационных комиссий вузов и др.

Формирование потребностей выбора трудовой деятельности в органах прокуратуры является ключевым и для мероприятий, организуемых в связи с прохождением студентами ознакомительной, производственной и преддипломной практик в прокуратурах районного звена. Порядок организации и прохождения практики, конкретные сроки, а также расходы на ее проведение определяются Положением о прохождении практики студентами юридических вузов в органах прокуратуры, утв. заместителем Генпрокурора РФ от 08.09.1998, учебными планами и программами прохождения студентами соответствующих видов практик. Общее руководство практикой и ответственность за ее проведение возлагается на руководителей соответствующих прокуратур. В качестве непосредственного руководителя практики закрепляется работник прокуратуры из числа наиболее подготовленных прокуроров, имеющий стаж работы по занимаемой должности, как правило, не менее трех лет, обладающий высокими деловыми и моральными качествами. В прокуратуре руководитель соответствующего подразделения знакомит практикантов с правоприменительной деятельностью; организует выполнение ими учебно-практических заданий по программе практики и осуществляет текущий контроль этой работы; изучает деловые и личные качества практикующихся, выявляет их способности к прокурорско-следственной деятельности. Общий контроль прохождения практики студентами осуществляется кадровыми подразделениями прокуратур областного звена.

Процесс обучения должен выстраиваться с учетом решения задач, определяемых Законом о прокуратуре, необходимости обеспечения единообразного подхода к решению проблем результативности прокурорской деятельности, учета региональных особенностей функционирования органов прокуратуры, результатов анализа состояния законности, прокурорской практики.

Управлением кадров Генпрокуратуры РФ, прокурорами областного звена систематически изучается и анализируется эффективность целевой подготовки специалистов, принимаются меры по повышению качества обучения, уделяя, после их трудоустройства в прокуратуру, особое внимание приобретению молодыми специалистами навыков прокурорской деятельности. При этом в обязательном порядке обеспечивается индивидуальное планирование профессиональной подготовки молодых специалистов, составление и реализация планов предаттестационной подготовки, индивидуальных планов, предусматривающих поэтапное ознакомлении со всеми видами прокурорской деятельности, методикой прокурорских проверок, изучение нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов, издаваемых в системе прокуратуры РФ. Этому в значительной мере способствует совершенствование и развитие деятельности базовых прокуратур районного звена, проведение стажировок в вышестоящих прокуратурах.

Также широко используется институт наставничества, к подготовке молодых специалистов привлекаются ветераны прокуратуры, наиболее опытные прокурорские работники с целью оказания помощи в овладении специальностью, изучения индивидуальных способностей, интересов и склонностей применительно к прокурорской деятельности. Результаты профессиональной подготовки молодых специалистов систематически анализируются и обсуждаются на заседаниях аттестационных комиссий. Наряду с этим практикуется проведение конкурсов на лучшего прокурорского работника (прокурора, государственного обвинителя и др.), наставника, распространяется положительный опыт, осуществляется стимулирование работников, достигших высоких результатов в работе.

В связи с тем, что основой совершенствования профессиональной деятельности должна стать систематическая самоподготовка по индивидуальным планам и под постоянным контролем соответствующих руководителей, в прокуратурах необходимо на надлежащем уровне обеспечить организацию систематизации законодательства, доступ к использованию специальной литературы, достижений компьютерных технологий.

Кадровым и иным подразделениям органов прокуратуры РФ следует систематически изучать уровень профессиональной подготовки работников, выявляя прокурорских работников, склонных к научной и научно-педагогической деятельности, для выдачи таким лицам рекомендаций для поступления в аспирантуру (работникам, имеющим ученые степени, - в докторантуру) Академии Генпрокуратуры РФ.

Качественная подготовка и осуществляемое на постоянной основе повышение квалификации, которые в соответствии со ст. 43.4 Закона о прокуратуре представляют собой систему непрерывного обучения, включающую индивидуальную и групповую учебу по специальным планам, стажировку в вышестоящих органах прокуратуры, образовательных учреждениях прокуратуры, обучение в межрегиональных центрах повышения квалификации, институтах Академии Генпрокуратуры РФ и других образовательных учреждениях, участие прокурорских работников и государственных гражданских служащих в работе постоянно действующих семинарах, конференций.

Наряду с тем, что организация повышения квалификации прокурорских работников и государственных служащих является одним из элементов кадровой работы, Законом о прокуратуре и Федеральным законом " О государственной гражданской службе Российской Федерации" повышение уровня квалификации включено в круг служебных обязанностей этих работников. Отношение к учебе и рост профессионального мастерства учитывается при решении вопросов о соответствии прокурорского работника и гражданского служащего занимаемой должности, их поощрении и влияет на дальнейшее продвижение по службе.

В соответствии с п. 1.3 приказа Генпрокурора РФ от 04.10.2010 N 373 перед назначением работника на руководящую должность в обязательном порядке должна учитываться необходимость прохождения им обучения по программам повышения квалификации или профессиональной переподготовки в институтах Академии Генпрокуратуры РФ.

Кроме того, при аттестации прокурорских работников обращается внимание на реальное влияние учебных мероприятий, в том числе и обучения в межрегиональных центрах повышения квалификации, институтах повышения квалификации, на показатели их служебной деятельности, принимаются меры к материальному и моральному стимулированию работников прокуратуры, стремящихся к непрерывному повышению квалификации и результативно использующих полученные знания на практике. В межрегиональные центры повышения квалификации прокурорских работников и федеральных государственных гражданских служащих направляются молодые специалисты со стажем работы до трех лет и лица, не работавшие ранее в органах прокуратуры; в институты Академии Генпрокуратуры РФ для повышения квалификации и профессиональной переподготовки - работники, как правило, со стажем работы свыше трех лет.

Кадровые подразделения прокуратур областного звена оказывают содействие в повышении квалификации работникам, состоящим в резерве кадров для выдвижения на вышестоящие должности. В целях повышения квалификации вновь назначенных прокуроров районного звена по истечении, как правило, шести месяцев службы зачастую обеспечивается их обязательное прохождение стажировки в подразделениях вышестоящих прокуратур.

Начиная с 2010-2011 учебного года в Академии Генпрокуратуры РФ организовано обучение по программам профессиональной переподготовки прокурорских работников, состоящих в резерве кадров для выдвижения на должности прокуроров районного звена, с целью достижения их соответствия требованиям квалификационной характеристики этих должностей. Это обучение отличается от повышения квалификации более длительным периодом обучения (свыше 3, 5 месяцев) с отрывом от выполнения служебных обязанностей в конкретной прокуратуре, углубленным изучением теории и освоением практики прокурорской деятельности, приобретением дополнительных навыков и умений в сфере организации труда и управления, психологическом обеспечении функциональной деятельности прокуратуры, профессиональном общении.

При этом прокуроры областного звена перед направлением прокурорских работников, состоящих в резерве для выдвижения на должности прокуроров районного звена, на обучение по программам профессиональной переподготовки, обязаны уведомлять их, на какую должность они могут быть представлены для назначения при условии успешной учебы в Академии Генпрокуратуры РФ.

В соответствии с требованиями Генпрокурора РФ при организации и осуществлении профессиональной подготовки работников управлению кадров Генпрокуратуры РФ, ректору Академии Генпрокуратуры РФ, начальникам методических отделов - директорам межрегиональных центров повышения квалификации соответствующих прокуратур при составлении учебных программ и учебно-тематических планов предписано использовать рекомендации Генпрокуратуры РФ, учитывать предложения прокуратур областного звена, а также студентов и слушателей, обучающихся в указанных образовательных учреждениях, развивать и активно использовать передовые формы обучения, направленные на совершенствование системы повышения квалификации прокурорских работников и гражданских служащих, адаптацию молодых специалистов к прокурорской деятельности.

Всем подразделениям Генпрокуратуры РФ, прокурорам областного звена предложено обеспечить распространение положительного опыта работы по всем направлениям прокурорской деятельности, систематическое и своевременное направление в прокуратуры районного звена, Академию Генпрокуратуры РФ и межрегиональные центры повышения квалификации копий приказов и указаний Генпрокурора РФ, решений коллегий, постановлений координационных совещаний руководителей правоохранительных органов РФ, информационно-методических писем, статистических данных.

Необходимо также систематически организовывать ознакомление научных и педагогических работников с прокурорской практикой в подразделениях Генпрокуратуры РФ и прокуратурах областного звена.

Дополнительное профессиональное образование государственного гражданского служащего органов прокуратуры, как и прокурорского работника, включает в себя профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку. Указанное направление кадровой работы наряду с Федеральным законом " О государственной гражданской службе Российской Федерации" (ст. 62 и 63) регламентируется Указом Президента РФ от 28.12.2006 N 1474 " О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации". В соответствии с этими нормативными правовыми актами основанием для направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку являются назначение этого работника на иную должность в порядке должностного роста на конкурсной основе, включение его в кадровый резерв на конкурсной основе, а также результаты аттестации гражданского служащего. В отличие от повышения квалификации прокурорских работников, периодичность которой на законодательном уровне не определена, повышение квалификации для гражданских служащих прокуратуры должно осуществляться не реже одного раза в три года. При этом государственные гражданские служащие прокуратуры повышают квалификацию не только в межрегиональных центрах и институтах повышения квалификации, но и в порядке исполнения государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих проходят повышение квалификации в других образовательных учреждениях по учебным программам в соответствии со спецификой выполняемых служебных обязанностей.

Прохождение государственным гражданским служащим профессиональной переподготовки, повышение квалификации или стажировки является преимущественным основанием для включения гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе или продолжения замещения гражданским служащим должности гражданской службы.

Таким образом, профессиональная подготовка работников прокуратуры должна осуществляться постоянно, во всех звеньях прокурорской системы, распространяться на всех прокурорских работников и государственных гражданских служащих и включать в себя следующие формы: а) самостоятельную учебу; б) постоянно действующие семинары, научно-практические семинары и конференции; в) стажировку в структурных подразделениях; г) обучение в межрегиональных центрах повышения квалификации; д) учебу в институтах Академии Генпрокуратуры РФ и других образовательных учреждениях по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Исходя из практики обучения слушателей по программам повышения квалификации в Академии Генпрокуратуры РФ, следует отметить, что одним из недостатков работы кадровых подразделений прокуратур областного звена является зачастую формальный подход к осуществлению данного вида кадровой работы. Это относится к подбору кандидатов, направляемых на обучение (нередко одни и те же работники аппаратов прокуратур ежегодно, а некоторые и дважды в год проходят подобное обучение по различным направлениям прокурорской деятельности; имеют стаж работы менее трех лет; занимают должности, не соответствующие тематике предстоящего обучения, и др.). Кроме того, не направляются заблаговременно справки-анкеты будущих слушателей, а в этих справках, как правило, отсутствуют сведения об уровне их профессиональной подготовки, обоснованные рекомендации о круге вопросов, которые им необходимо более детально изучить, а также о знаниях, умениях, требующих пополнения или развития в процессе обучения.

В настоящее время очевидной является необходимость формирования банка данных на всех прокурорских работников и государственных гражданских служащих о полученном ими образовании (в том числе послевузовском), прохождении ими обучения в межрегиональных центрах повышения квалификации, в институтах Академии Генпрокуратуры РФ по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки, об обучении в аспирантуре, о наличии ученых степеней и ученых званий и других данных о профессиональной подготовке работников.

 

3.5. Этика прокурорского работника, воспитательная работа и профилактика коррупционных правонарушений в системе прокуратуры*(12)

 

Выполнение задач формирования необходимого кадрового корпуса прокурорских работников и его поддержания в адекватном состоянии непосредственно связано с укреплением этических начал, организацией эффективной воспитательной работы и профилактикой коррупционных правонарушений в органах и учреждениях прокуратуры. Эти задачи взаимосвязаны и требуют комплексного подхода. Важным шагом в этом направлении является принятие Кодекса этики прокурорского работника и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры, которые утверждены приказом Генпрокурора РФ от 17.03.2010 N 114.

Отдельные нормы этического характера содержатся в различных нормативных правовых актах: Законе о прокуратуре, Указе Президента РФ от 12.08.2002 N 885, организационно-распорядительных документах Генпрокурора РФ, включая указанный выше приказ.

В ст. 40.1 Закона о прокуратуре установлено, что прокурором может быть лицо, которое, наряду с наличием других обязательных критериев, обладает также необходимыми профессиональными и моральными качествами. А согласно ст. 40.4 Закона лицо, впервые назначаемое на должность прокурора, принимает Присягу прокурора, в соответствии с которой обязуется, в частности, чутко и внимательно относиться к предложениям, заявлениям и жалобам граждан, соблюдать объективность и справедливость при решении судеб людей, дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности, моральной чистоты, скромности, свято беречь и приумножать лучшие традиции прокуратуры. В тексте Присяги указывается, что ее нарушение несовместимо с дальнейшим пребыванием в органах прокуратуры.

Именно поэтому требования нравственности можно считать приоритетными в числе тех, которые могут быть предъявлены не только непосредственно к служебной деятельности прокурора, но и к правильности выстраиваемых им взаимоотношений с подчиненными, с посетителями, с должностными лицами поднадзорных органов, организаций и учреждений, а также к его поведению вне службы, в быту.

Кодекс этики прокурорского работника учитывает положения международно-правовых документов, касающиеся данного аспекта, включая Международный кодекс поведения государственных должностных лиц (принят на 51-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН), Стандарты профессионального поведения и ответственности прокуроров (приняты 23 апреля 1999 г. Международной ассоциацией прокуроров (МАП)), Европейские руководящие принципы по этике и поведению для прокуроров (приняты в Будапеште 31 мая 2005 г. на шестой конференции Генеральных прокуроров Европы), Модельный кодекс поведения для государственных служащих (рекомендация N 2 (2000) 10 Комитета министров Совета Европы) и ряд других актов.

В соответствии с упомянутыми Стандартами профессионального поведения и ответственности прокуроры: всегда поддерживают честь и достоинство своей профессии; ведут себя профессионально в соответствии с законом, правилами и этикой своей профессии; применяют высочайшие стандарты честности и внимательного отношения; стремятся быть стойкими, независимыми, беспристрастными; служат интересам общества и защищают их. Прокуроры должны исполнять свои обязанности беспристрастно, без страха, одолжения или предрассудков, не поддаваться влиянию интересов индивидуальных лиц или групп, давлению общества или прессы, всегда стремиться к установлению истины, содействовать в этом суду и обеспечить законное и справедливое решение для пострадавшего, обвиняемого и всего общества в соответствии с законом и велением справедливости.

Важно отметить, что решающая роль в установлении и поддержании в коллективе здорового морально-психологического климата принадлежит прокурорскому работнику - руководителю (п. 2.2 Кодекса этики). В целом же, каждый прокурорский работник должен исходить из того, что он является полномочным представителем государства в делах законности, в связи с чем требования этического характера распространяются на него не только при осуществлении служебных обязанностей, но и во внеслужебной деятельности.

Руководителям органов и учреждений прокуратуры необходимо исходить из того, что нарушение прокурорским работником норм Кодекса этики учитывается при решении вопроса о привлечении его к дисциплинарной ответственности, а в случае, когда данное нарушение выразилось в совершении проступка, порочащего честь прокурорского работника, влечет наложение дисциплинарного взыскания. Кроме того, за нарушение положений Кодекса этики руководителем органа прокуратуры лично или при необходимости в присутствии трудового коллектива к прокурорскому работнику могут быть применены такие меры воздействия, как устное замечание, предупреждение о недопустимости неэтичного поведения, требование о публичном извинении (п. 5.1 Кодекса). Более того, прокурорский работник может быть уволен по инициативе руководителя органа или учреждения прокуратуры в случае нарушения Присяги прокурора, а также совершения проступков, порочащих честь прокурорского работника (подп. " в" п. 1 ст. 43 Закона о прокуратуре).

Соблюдение прокурорским работником норм Кодекса этики учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий (п. 6.1 Кодекса).

Целью воспитательной работы как проходящих службу прокурорских работников, так и лиц, готовящихся к поступлению на службу в органы прокуратуры, является формирование у работников органов и учреждений прокуратуры РФ правосознания, системы ценностей и профессионально значимых свойств личности, необходимых для безупречного исполнения служебных обязанностей, поддержания в обществе высокого авторитета прокуратуры как единой федеральной централизованной системы органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

Составной частью процесса формирования и воспитания кадрового корпуса прокуратуры, способного решать сложные задачи в динамичных условиях, является подбор профессиональных кадров, который предполагает всестороннее изучение личности кандидата на должность и его профессиональной пригодности применительно как к общим требованиям, предъявляемым к прокурорским работникам, так и к требованиям, предъявляемым при занятии конкретной должности.

Воспитательный процесс в целях укомплектования прокуратуры квалифицированными кадрами осуществляется путем использования системы организационных и правовых воспитательных принципов, приемов и средств. В нее входят: 1) совершенствование системы отбора кандидатов на службу на основе квалификационных требований к кандидатам; 2) применение современных научных методик изучения деловых и личностных качеств кандидатов; 3) недопущение необоснованных перемещений, освобождения от занимаемой должности и увольнения из органов прокуратуры; 4) формирование качественного резерва кадров для выдвижения на вышестоящие должности по профессиональным, деловым и личностным качествам с учетом установленных критериев отбора кандидатов, исключения протекционизма и подбора кадров по принципу личной преданности; 5) временное замещение лицами, состоящими в резерве, рекомендуемой должности с последующим анализом позитивных сторон исполнения и допущенных недочетов; 6) прохождение прокурорскими работниками стажировок в вышестоящих прокуратурах, базовых прокуратурах и региональных учебных центрах; 7) перемещение прокурорских работников (ротация) для рационального и эффективного использования их профессиональных, деловых и личностных качеств, предупреждения возможности формирования коррупционных связей; 8) принятие комплексных мер по сокращению оттока квалифицированных кадров из органов прокуратуры, их закрепления путем формирования позитивной мотивации к труду, в том числе путем совершенствования системы материального и морального стимулирования, улучшения социально-бытовых условий и обеспечения реальной возможности карьерного роста; широкое внедрение новых, доказавших свою эффективность форм и методов комплектования кадров; изучение опыта воспитательной работы в правоохранительных органах, иных государственных структурах в целях установления возможности его использования в органах прокуратуры.

Воспитательная работа в служебных коллективах прокуратур различного уровня должна быть направлена на обеспечение организованности и порядка в работе, предупреждение нарушений закона, служебной дисциплины, конфликтов, улучшение социально-психологического климата в коллективах прокуратур, профилактику и пресечение негативных явлений среди работников прокуратуры.

Для решения задач обеспечения преемственности поколений, воспитания прокурорских кадров в лучших традициях прокуратуры необходимо в полной мере использовать потенциал организаций ветеранов прокуратуры, а также всемерно содействовать самоорганизации ветеранов и пенсионеров органов прокуратуры, становлению создаваемых ими общественных органов, обеспечению условий для их деятельности.

Руководствуясь приказом Генпрокурора РФ от 07.05.2010 N 195 " О мерах по совершенствованию взаимодействия с общественными организациями ветеранов и пенсионеров прокуратуры", следует совершенствовать тесное взаимодействие с организациями ветеранов; в рамках предоставленных законом полномочий и имеющихся возможностей оказывать им помощь и поддержку; практиковать привлечение ветеранов и пенсионеров прокуратуры к участию в мероприятиях, связанных с воспитанием работников прокуратуры, обменом опытом, повышением деловой квалификации. При формировании методических советов, рабочих групп и комиссий по разработке мер, направленных на повышение эффективности прокурорского надзора и уровня организации работы, надлежит включать в их состав наиболее опытных, высококвалифицированных и неравнодушных ветеранов прокуратуры.

Позитивное значение имеет развитие таких форм привлечения ветеранов к воспитанию молодых работников прокуратуры, как наставничество, выступления в коллективах, участие в заседаниях аттестационных комиссий и иные.

Приоритетной задачей в кадровой работе остаются профилактика и противодействие коррупционным проявлениям. Правовые основы такой деятельности закреплены в Федеральных законах " О системе государственной службы Российской Федерации", " О прокуратуре Российской Федерации", " О противодействии коррупции", " О государственной гражданской службе Российской Федерации", в Указах Президента РФ от 21.09.2009 N 1065 " О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению", от 13.04.2010 N 460 " О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы", в иных нормативных правовых актах, а также в приказах Генпрокурора РФ.

В соответствии с организационно-распорядительными актами Генпрокурора РФ функции профилактики коррупционных нарушений возложены: в отношении прокурорских работников - на Главное организационно-инспекторское управление Генпрокуратуры РФ, подразделения и должностных лиц других органов прокуратуры, осуществляющих полномочия по обеспечению собственной безопасности; в отношении государственных гражданских служащих органов прокуратуры - на управление кадров Генпрокуратуры РФ, кадровые подразделении и должностных лиц других органов прокуратуры, осуществляющих работу с кадрами.

Выделяются следующие основные направления работы по профилактике коррупционных правонарушений: 1) обеспечение исполнения прокурорскими работниками и гражданскими служащими органов прокуратуры антикоррупционных обязанностей и соблюдения ограничений и запретов, требований к служебному поведению; 2) предотвращение и урегулирование конфликта интересов на службе в органах прокуратуры; 3) проведение проверок достоверности представляемых работниками сведений в отношении себя и своих супругов, несовершеннолетних детей; проведение служебных расследований по фактам нарушений требований к служебному поведению.

Статья 40.2 Закона о прокуратуре распространяет на прокурорских работников ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом " О противодействии коррупции" и ст. 17, 18 и 20 Федерального закона " О государственной гражданской службе Российской Федерации" для государственных служащих. Таким образом, прокурорские работники и гражданские служащие органов прокуратуры, являясь по своему статусу федеральными государственными служащими, несут общие для всех обязанности, ограничения и запреты антикоррупционного характера.

Одной из основных обязанностей такого рода является представление работниками органов прокуратуры сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя и своих супругов, несовершеннолетних детей. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, в кадровую службу органа, учреждения прокуратуры в виде справок и в порядке, установленном приказом Генпрокурора РФ от 25.03.2010 N 126 " Об утверждении Положения о порядке представления в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера".

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера могут быть представлены прокурорским работником (гражданским служащим) в кадровое подразделение как непосредственно, так и через работников, уполномоченных на это распоряжением соответствующего руководителя, который обеспечивает принятие мер, исключающих доступ к данным сведениям каких бы то ни было лиц. В целях обеспечения прозрачности доходов работников прокуратуры и информирования общественности эти данные размещаются на официальном сайте Генпрокуратуры РФ, сайтах других органов и учреждений прокуратуры, а также предоставляются для опубликования СМИ по их запросам.

При этом в размещаемой на сайтах (предоставляемой СМИ) информации запрещается указывать иные, помимо установленных, сведения, в частности, персональные данные супруги (супруга), детей; данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации прокурорского работника (гражданского служащего), его супруги (супруга), детей и иных членов семьи; данные, позволяющие определить местонахождение объектов недвижимого имущества, принадлежащих прокурорскому работнику (гражданскому служащему), его супруге (супругу), детям; информацию, отнесенную к государственной тайне или являющуюся конфиденциальной.

Другой профилактической антикоррупционной мерой является установленная законодательством обязанность прокурорского работника (гражданского служащего) уведомлять об обращениях к нему в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

Кроме того, работник органов прокуратуры должен лично предостерегать обратившихся к нему лиц о противоправности действий, которые они предлагают совершить (см. приказ Генпрокурора РФ от 06.05.2009 N 142 " О порядке уведомления прокурорскими работниками и федеральными государственными гражданскими служащими руководителей органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации о фактах обращения к ним в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений и организации проверок поступающих уведомлений"). Он также обязан в течение суток с момента такого обращения составлять рапорт на имя соответствующего руководителя с уведомлением о фактических обстоятельствах происшедшего, а также указанием личных данных и данных обратившихся лиц. При этом уполномоченные должностные лица органов прокуратуры при наличии достаточных сведений о совершенном или готовящемся преступлении обязаны в порядке, определенном уголовно-процессуальным законодательством, направить соответствующее заявление в органы, уполномоченные для его рассмотрения и принятия процессуального решения.

На прокурорских работников, как и на всех федеральных государственных служащих (в том числе гражданских служащих органов прокуратуры), возложена обязанность принимать меры по недопущению возникновения конфликта интересов. Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника органов прокуратуры влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда указанным правам и интересам.

О возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения работник органов прокуратуры обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника. Для реализации данной обязанности работником подается рапорт на имя руководителя органа прокуратуры с изложением существа возникшего или потенциального конфликта интересов.

Руководитель органа прокуратуры, если ему стало известно о возникновении у прокурорского работника личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов на службе в органах прокуратуры может состоять в изменении должностного положения прокурорского работника (гражданского служащего органа прокуратуры), являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной конфликта интересов.

Например, если родственник прокурорского работника, реализующего полномочия по надзору за исполнением законов, является руководителем поднадзорного органа или учреждения, то имеет место потенциальный конфликт интересов. Для того чтобы он не перерос в фактический конфликт и конкретное правонарушение, должны быть приняты препятствующие этому меры. Во-первых, прокурорский работник должен письменно (в форме рапорта) уведомить руководителя органа прокуратуры о присутствии личной заинтересованности, которая может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей. Во-вторых, руководитель органа прокуратуры должен исключить участие этого прокурорского работника в проверках исполнения законов в данном поднадзорном органе (организации), в рассмотрении обращений, материалов по фактам нарушений в этом органе (организации) и принятии по ним решений.

Для рассмотрения вопросов, связанных с конфликтом интересов, в органах прокуратуры действуют специально образованные комиссии по урегулированию конфликта интересов.

В случае если прокурорский работник владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи) в доверительное управление в соответствии с федеральным законодательством.

На прокурорских работников распространяются и другие запреты. В их числе запреты на участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией; на осуществление предпринимательской деятельности; на приобретение ценных бумаг, по которым может быть получен доход; на получение в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц и ряд других.

В числе требований к поведению прокурорского работника в служебной и во внеслужебной деятельности, которые установлены Кодексом этики прокурорского работника Российской Федерации и носят профилактический антикоррупционный характер, содержатся обязанности: а) избегать личных и финансовых связей, конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб чести и достоинству прокурорского работника, репутации прокуратуры РФ; б) воздерживаться от любых действий, которые могут быть расценены как оказание покровительства каким бы то ни было лицам в целях приобретения ими прав, освобождения от обязанности или ответственности; в) не допускать незаконного вмешательства в деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций; г) соблюдать запреты, ограничения и обязанности, установленные действующим законодательством для государственных служащих; д) информировать непосредственного руководителя о случаях предъявления кем бы то ни было требований, высказывании просьб либо предложений совершить противоречащий закону или правилам служебного поведения поступок; е) не допускать использования своего служебного положения для оказания влияния на деятельность любых органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов, в том числе неслужебного характера, в которых он прямо или косвенно заинтересован.

Неисполнение работниками обязанностей, нарушение установленных запретов и ограничений, а также требований к служебному поведению, направленных на предупреждение коррупционных правонарушений, в зависимости от характера допущенного нарушения, может повлечь дисциплинарную, административную или уголовную ответственность, порядок привлечения к которой регламентируется соответствующими федеральными законами.

 

Рекомендуемая литература к главе

 

1. Братановский, С.Н. Административно-правовое регулирование службы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации: монография / С.Н. Братановский, В.В. Стрельников. - Саратов, 2007.

2. Будай, С.Н. Ротация кадров в системе прокуратуры как средство противодействия коррупции / С.Н. Будай, А.Ю. Винокуров // Представительная власть - XXI век. - 2009. - N 5-6.

3. Государственная служба в прокуратуре Российской Федерации: пособие для прокурорских работников. - М., 2002.

4. Гражданская служба: нравственные основы, профессиональная этика / под общ. ред. В.М. Соколова и А.И. Турчинова. - М.: СТАТУТ, 2006.

5. Основы организации и управления в органах прокуратуры Российской Федерации: учебник / под ред. А.Ф. Смирнова. - М.: ИПК прокуратуры, 2005.

6. Правовое обеспечение государственной службы Российской Федерации: учебник / под ред. И.Н. Барцица. - М.: РАГС, 2007.

 

Глава 4. Психологические аспекты деятельности органов прокуратуры*(13)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.