Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Темпы развития и структура дорожной сети






Классификация автомобильных дорог. В состав дорожной сети входят дороги, которые различаются по своим техническим параметрам, интенсивности и составу движения транспортных потоков, своему функциональному назначению и административному подчинению и т. д.

На начальном этапе развития все дороги входили в единую дорожную сеть. Только в 1955 г. в главе «Автомобильные дороги» СНиП II-Д.5 было введено деление дорог на автомобильные дороги общей сети, дороги промышленных предприятий, а также на внутрихозяйственные сельские дороги и дороги специального назначения.

Постановлениями Правительства РСФСР от 24.12.1991 г. № 61 «О классификации автомобильных дорог в РСФСР» с последующим уточнением в постановлении Правительства от 27.12.1994 г. № 1428 автомобильные дороги, расположенные в Российской Федерации, классифицируются по принадлежности на автомобильные дороги общего пользования, ведомственные и частные.

К автомобильным дорогам общего пользования относятся внегородские автомобильные дороги, которые являются государственной собственностью Российской Федерации и подразделяются на дороги общего пользования, являющиеся федеральной собственностью, – федеральные дороги; дороги субъектов Российской Федерации, относящиеся соответственно к собственности субъектов Российской Федерации.

Дороги субъектов Российской Федерации стали называться территориальными дорогами. К ведомственным и частным автомобильным дорогам относятся дороги предприятий, объединений, учреждений и организаций, колхозов, совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств, предпринимателей и их объединений и других организаций, используемые ими для своих технологических, ведомственных или частных нужд.

В соответствии с «Показателями для определения федеральных дорог в РСФСР», утвержденными постановлением Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. № 61, к федеральным дорогам относятся:

1. Магистральные дороги, соединяющие столицу Российской Федерации г. Москву со столицами независимых государств, столицами республик в составе РСФСР, административными центрами краев и областей;

2. Прочие дороги, соединяющие между собой столицы республик в составе РСФСР, административные центры краев, областей, а также этих городов с ближайшими административными центрами автономных образований.

При отсутствии федеральной сети дорог в районах расположения административных центров к федеральным дорогам относят подъезды от этих центров до аэропортов, морских и речных портов, железнодорожных станций.

Перечень федеральных дорог утверждается Правительством Российской Федерации. Все остальные дороги общего пользования относятся к территориальным автомобильным дорогам, перечень которых в каждом субъекте Российской Федерации утверждается органом исполнительной власти этого субъекта.

Таким образом, классификация автомобильных дорог по народно-хозяйственному и административному значению, содержащаяся в СНиП 2.05.02-85, заменена классификацией автомобильных дорог общего пользования по принадлежности к собственности — на федеральные и территориальные дороги, а техническая классификация остается прежней на переходный период.

Сеть автомобильных дорог России развивалась неравномерно в течение длительного периода времени (рис. 1.5). Многие годы подавляющую часть протяженности дорожной сети составляли грунтовые дороги, мало приспособленные к пропуску автомобильного движения.

Рис. 1.5. Динамика изменения протяженности и структуры сети автомобильных дорог общего пользования
России за период 1940—2000 гг.:

1 – общая протяженность; 2 – грунтовые дороги; 3 – дороги с твердым покрытием

Рост количества автотранспортных средств потребовал увеличения доли дорог с твердым покрытием и, начиная с 60-х гг. прошлого столетия, доля этих дорог стала постепенно возрастать.

Так, например, в период 1986—1990 гг. ежегодные объемы строительства и реконструкции дорог общего пользования составляли от 8 до 12 тыс. км. В целом доля дорог с твердым покрытием в сети дорог общего пользования возросла с 38, 6 % в 1970 г. до 64, 6 % в 1980 г. В то же время протяженность дорог общего пользования сократилась с 543, 1 тыс. км до 497, 8 тыс. км или на 45, 3 тыс. км из-за исключения грунтовых дорог из сети дорог общего пользования.

Определенную роль в улучшении качественных характеристик дорожной сети сыграло постановление ЦК КПСС и СМ СССР № 310 от 14.04.1980 г. «О мерах по улучшению строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог в стране», в котором была постав­лена задача завершить к 1990 г. создание опорной сети магистральных автомобильных дорог с усовершенствованными покрытиями и строительство автомобильных дорог, связывающих районные центры, центральные усадьбы колхозов и совхозов прежде всего в Нечерноземной зоне РСФСР.

Впервые в подобном постановлении была выдвинута задача по соблюдению нормативных межремонтных сроков службы дорожных одежд и созданию сети предприятий автосервиса. Хотя задания этого постановления были выполнены далеко не полностью, доля дорог с твердым покрытием за счет строительства и реконструкции продолжала увеличиваться до 1990 г.

Объемы строительства и реконструкции дорог общего пользования в 1991—1995 гг. снизились до 4—6 тыс. км в год, а объемы работ по ремонту и содержанию — в 1, 5—2 раза. Однако в это время принципиально изменилась политика по отношению к внутрихозяйственным и ведомственным дорогам. Начиная с 1990 г. многие из этих дорог, имеющих твердое покрытие, стали переводиться в сеть дорог общего пользования и протяженность дорог общего пользования с твердым покрытием увеличивалась в основном за счет передачи внутрихозяйственных дорог. Объем ежегодно передаваемых дорог составлял от 5 до 15 тыс. км и более. Таким образом, в 1990 г. прекратилось сокращение протяженности сети дорог общего пользования и начался прирост этого протяжения. Минимальная протяженность сети указанных дорог составляла в 1990 г. 455, 4 тыс. км, что почти в 2 раза меньше, чем в 1940 г.

Дорожная политика на период 1995—2000 гг. была определена в «Программе совершенствования и развития автомобильных дорог Российской Федерации «Дороги России»», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.94 г. № 1310. Указом Президента Российской Федерации «О президентской программе «Дороги России»» от 06.12.1995 г. № 1220 указанной программе был придан статус президентской.

Приоритетными направлениями дорожной политики на федеральных автомобильных дорогах были установлены:

ремонт существующих дорог с ликвидацией недоремонта и усиление дорожных одежд с целью предотвращения их разрушения от возросших нагрузок и ремонта аварийных мостов;

реконструкция наиболее нагруженных автомагистралей с улучшением их транспортно-эксплуатационных показателей;

ликвидация очагов аварийности;

строительство участков новых автомагистралей на обходах населенных пунктов.

На сети местных автомобильных дорог приоритетные направления были установлены в следующем порядке:

ремонт существующих дорог с усилением их до нормативных нагрузок;

ремонт и реконструкция бывших ведомственных дорог, принимаемых в сеть дорог общего пользования, с доведением их параметров до действующих норм;

ремонт аварийных мостов;

строительство дорог с дешевыми покрытиями в сельской местности и реконструкция наиболее загруженных дорог.

За время реализации президентской программы «Дороги России» в период 1995—2000 гг. построено и реконструировано 33 596 км автомобильных дорог общего пользования, в том числе 4318 км федеральных автомобильных дорог. Темпы роста протяженности дорожной сети за счет строительства новых дорог показаны в табл. 1.8.

Таблица 1.8

Показатели прироста протяженности дорожной сети путем строительства новых дорог

Показатели Годы
         
Ввод новых дорог, всего, км          
Доля от общей протяженности, % 0, 6 0, 5 0, 5 0, 5 0, 8
В том числе: Дорог федерального значения, км          
Доля от общей протяженности, % 0, 8 0, 3 0, 8 0, 7 0, 8
Дорог территориального значения, км          
Доля от общей протяженности, % 0, 6 0, 5 0, 5 0, 5 0, 8

 

Фактическая протяженность дорог общего пользования России в 2000 г. составила 579, 0 тыс. км, в том числе федеральных дорог 46, 4 тыс. км, территориальных — 532, 6 тыс. км (табл. 1.9). По общей протяженности дорог общего пользования Россия возвратилась к 1970 г.

Таблица 1.9

Развитие сети автомобильных дорог Российской Федерации в 1993—2000 гг.

Наименование показателей По состоянию на 01.01 соответствующего года, в тыс. км
               
Автомобильные дороги — всего             915, 6 906, 3
В том числе:                
общего пользования             573, 5  
Из них:                
федеральные             46, 2 46, 4
территориальные             527, 3 532, 6
Ведомственные и частные             342, 1 327, 3
Из общей протяженности автодорог – дороги с твердым покрытием – всего             751, 4 753, 4
В том числе:                
общего пользования             517, 4 525, 3
Из них:                
федеральные           45, 5 45, 8  
территориальные           465, 5 471, 6 479, 3
Ведомственные и частные             234, 3 228, 1

Протяженность сети дорог общего пользования с твердым покрытием за период с 1993 по 2000 гг. увеличилась на 106, 3 тыс. км и составила 525, 3 тыс. км. С учетом перевода сельскохозяйственных и ведомственных дорог в сеть дорог общего пользования ежегодный прирост протяженности этой сети составлял в среднем около 3 %. За этот же период парк автомобилей увеличился примерно на 9, 5 млн. ед. Средний прирост численности автомобильного парка составлял более 8 % в год, т.е. почти в 3 раза больше годового прироста сети автомобильных дорог. Соответственно возрастала и удельная загрузка дорог движением, которая оценивается таким условным показателем, как количество автомобилей, приходящихся на 1 км дороги. Этот показатель за последние 7 лет увеличился с 32, 8 до 49, 3 авт/км. По этому показателю Россия обогнала Америку, которая имеет 210 млн. автомобилей и примерно 5 млн. км дорог с твердым покрытием, то есть на каждый км приходится 42 автомобиля.

Дорожная сеть России по темпам своего развития в 3 раза отстает от темпов развития автомобильного парка и в значительной степени перегружена автомобильным движением.

За период с 1993 по 2000 гг. существенно изменилась не только протяженность, но и структура дорог общего пользования и ее качественные показатели (табл. 1.10 и 1.11). К концу указанного периода произошел наибольший прирост дорог с усовершенствованным покрытием из асфальтобетона и материалов, обработанных вяжущими.

Таблица 1.10

Структура сети автомобильных дорог общего пользования Российской Федерации в 1993—2000 гг.

Наименование показателей По состоянию на 01.01 соответствующего года, в км
               
Общая протяженность дорог общего пользования – всего 465 895 489 059 518 971 531 424 558 529 569 036 573 536 579 006
В том числе:                
с твердым покрытием — всего 419 087 439 991 462 816 479 039 500 002 510 719 517 376 525 337
в том числе с усовершенствованным покрытием 274 609 290 652 305 466 318 927 332 474 342 124 347 907 354 036
Из них:                
цементобетонные 9 366 9 364 9 688 9 976 10 545 10 639 10 343 10 290
асфальтобетонные и другие с применением вяжущих материалов 265 243 281 288 295 778 308 951 321 929 331 485 337 564 343 746
С покрытием переходного типа (щебеночные, гравийные и др.) 143 567 149 339 157 350 160 112 167 528 168 595 169 469 171 300
Грунтовые 46 784 49 068 56 155 52 385 58 527 58 317 56 160 53 669
Дороги общего пользования с твердым покрытием по категориям:                
I 2 670 2 694 2 724 2 962 3 343 3 314 3 508 3 906
II 23 267 24 577 24 474 24 731 2 5814 25 578 26 115 26 878
III 105 170 107 649 106 820 106 699 115 188 108 738 108 460 109 115
IV 250 604 253 263 269 309 283 181 285 938 299 270 302 705 305 591
V 37 376 51 808 59 489 61 466 69 719 73 819 76 588 79 816

Таблица 1.11

Характеристики изменения качественных показателей
сети дорог общего пользования России за период 1993—2000 гг.

Показатели Состояние на 2000 г. Прирост за период 1993—2000 гг.
Доля дорог с твердым покрытием, %, всего 90, 7  
В том числе с усовершенствованными покрытиями, % 67, 4  
Из них с покрытиями:    
цементобетонными, %    
асфальтобетонными и другими с применением вяжущих материалов, % 65, 4  
С покрытием переходного типа (щебеночные, гравийные и др.), % 32, 6  
Грунтовые, % 9, 3  
Доля дорог различных категорий, %    
I 0, 7  
II 5, 1  
III 20, 8  
IV 58, 2  
V 15, 2  

 

В составе дорожной сети основную долю протяженности имеют дороги IV категории (58, 2 %). Наибольший прирост (114 %) получили дороги V категории за счет передачи внутрихозяйственных и ведомственных дорог в сеть дорог общего пользования и дороги I категории (46 %) за счет строительства новых и реконструкции существующих дорог.

Также существенно изменились структура и качественные характеристики федеральных и территориальных автомобильных дорог (табл. 1.12 и 1.13).

Таблица 1.12

Структура сети федеральных автомобильных дорог Российской Федерации в 1993—2000 гг.

Наименование показателей По состоянию на 01.01 соответствующего года, в км
               
Общая протяженость дорог общего пользования – всего 40 201 40 622 41 052 44 166 45 442 45 931 46 205 46 356
В том числе:                
с твердым покрытием — всего 39 755 39 862 40 419 43 752 45 030 45 548 45 826 46 049
в том числе с усовершенствованным покрытием 36 405 36 622 37 093 40 323 41 264 41 830 42 123 42 298
Из них:                
цементобетонные 3 005 3 056 3 229 3 485 3 922 3 995 3 694 3 716
асфальтобетонные и другие с применением вяжущих материалов 33 400 33 566 33 864 36 838 37 342 37 835 38 429 38 582
С покрытием переходного типа (щебеночные, гравийные и др.) 3 350 3 240 3 326 3 429 3 766 3 718 3 703 3 751
Грунтовые                
Дороги общего пользования с твердым покрытием по категориям:                
I 2 175 2 097 2 176 2 345 2 563 2 554 2 721 3 060
II 14 228 14 763 15 310 16 602 16 971 17 456 17 546 17 860
III 19 434 19 939 19 963 20 606 21 298 21 082 21 327 21 090
IV 3 610 2 774 2 857 3 088 3 003 3 250 3 052 2 939
V     1 013 1 111 1 195 1 206 1 180 1 100

 

Таблица 1.13

Структура сети территориальных автомобильных дорог Российской Федерации в 1993-2000 гг.

Наименование показателей По состоянию на 01.01 соответствующего года, в км
               
Общая протяженность дорог общего пользования – всего 425 694 448 437 477 919 487 258 513 087 523 105 527 331 532 650
В том числе:                
С твердым покрытием — всего 379 332 400 129 422 397 435 287 454 972 465 171 471 550 479 288
в том числе с усовершенствованным покрытием 238 631 254 030 268 373 278 604 291 209 300 294 305 784 311 739
Из них:                
цементобетонные 5 981 6 308 6 459 6 491 6 622 6 644 6 649 6 574
асфальтобетонные и другие с применением вяжущих материалов 232 650 247 722 261 914 272 113 284 587 293 650 299 135 305 165
С покрытием переходного типа (щебеночные, гравийные и др.) 139 793 146 099 154 024 156 683 163 763 164 877 165 766 167 549
Грунтовые 46 338 48 308 55 522 51 971 58 115 57 934 55 780 53 363
Дороги общего пользования с твердым покрытием по категориям:                
I                
II 9 039 9 814 9 164 8 189 8 843 8 122 8 569 9 019
III 85 736 87 710 87 757 86 123 93 890 87 656 87 133 88 055
IV 246 994 250 489 266 452 280 093 282 935 296 020 299 653 302 652
V 37 068 51 519 58 476 60 355 68 524 72 613 75 408 78 716





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.