Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Номенклатура потребительских свойств и показателей






Номенклатура потребительских свойств и показателей – совокупность свойств и показателей, обуславливающих удовлетворение реальных или предполагаемых потребностей.

Группы:

Назначение – способность товаров удовлетворять физиологические и социальные потребности, а также потребности в их систематизации.

Подгруппы:

o свойства функционального назначения отражают способность товаров выполнять их основные функции.

o Свойства социального назначения – способность товаров удовлетворять индивидуальные или общественные социальные потребности.

o Классификационное назначение – способность ряда свойств и показателей выступать в качестве классификационных признаков.

o Универсальное назначение – способность свойств и показателей удовлетворять разнообразные потребности.

Надежность – способность товаров сохранять функциональное назначение в процессе хранения и потребления.

Подгруппы:

o Долговечность – способность товаров сохранять работоспособность до наступления предельного состояния.

o Безотказность – способность товаров выполнять функциональное назначение без возникновения дефектов.

o Ремонтопригодность – способность товаров восстанавливать свои исходные свойства после устранения выявленных дефектов.

o Сохраняемость – способность поддерживать исходные количественные и качественные характеристики без значительных потерь в течение определенного срока.

Эргономические свойства – способность товаров создавать ощущения удобства, комфортности, наиболее полного удовлетворения потребностей в соответствии с антропометрическими, психологическими и психолого-физиологическими характеристиками потребителя.

Подгруппы:

o Антропометрические свойства – способность товаров при потреблении соответствовать в наибольшей степени измеряемым характеристикам потребителя.

o Психологические свойства – способность товаров обеспечивать при потреблении душевную комфортность потребителя.

o Психолого - физиологические свойства – способность товаров обеспечивать соответствие психолого-физиологическим возможностям потребителя.

Эстетические свойства – способность товаров выражать в чувственно-воспринимаемых признаках формы общественные ценности и удовлетворять эстетические потребности человека.

Экологические свойства – способность товаров не оказывать вредного воздействия на окружающую среду при их эксплуатации или потреблении.

Безопасность – состояние, при котором риск вреда или ущерба ограничен допустимым уровнем.

  • Химическая безопасность – отсутствие недопустимого риска, который может быть нанесен токсичными веществами.
  • Радиационная безопасность - отсутствие недопустимого риска, который может быть нанесен радиоактивными элементами.
  • Механическая безопасность - отсутствие недопустимого риска, который может быть нанесен вследствие различных механических воздействий (ударов, проколов).
  • Электрическая, магнитная и электромагнитная безопасность - отсутствие недопустимого риска, который может быть нанесен воздействием электрических, магнитных и электромагнитных полей при эксплуатации сложно технических товаров.
  • Термическая безопасность - отсутствие недопустимого риска, наносимого потребителю воздействием высоких температур при эксплуатации и потреблении товара.
  • Санитарно-гигиеническая безопасность - отсутствие недопустимого риска, который может возникнуть при различного рода биоповреждениях потребительских товаров.
  • Противопожарная безопасность - отсутствие недопустимого риска при хранении и эксплуатации товаров в результате их возгорания и самовозгорания.

 

 


4. Оценка качества: градации качества, дефекты и их классификация.

Оценка качества — совокупность операций по выбору номенклатуры показателей, определению их действительного значения и сопоставлению с базовыми показателями.

Деятельность по оценке качества складывается из трех групп операций, каждой из которых свойственны специфические особенности.

Выбор номенклатуры потребительских свойств и показателей, их определяющих. Основными критериями выбора являются: этап жизненного цикла продукции (приемка сырья, производство, хранение, распределение и реализация); потребности, которые должен удовлетворять товар; субъективные особенности оценщика.

Определение действительных значений показателей качества. Проводится путем количественных и качественных измерений. Количественные измерения применяются для определения размера показателя, а качественные — для размерности. Так, показатель «цвет» может быть измерен количественно (например, цвет пива в мл 0, 01 N раствора йода) и качественно (визуально отмечаются цвет пива, его насыщенность).

Сопоставление действительных значений измеряемого показателя с базовым. В качестве базовых показателей могут быть приняты регламентированные значения стандартов или других НД, а также стандартные образцы, вещества, эталоны. Цвет пива по стандарту устанавливается как светло- или темно-коричневый и сравнивается с цветом раствора йода определенной концентрации.

Цвет муки устанавливается по эталонам, соответствующим по цвету определенному сорту муки.

При сравнении выявляется соответствие или несоответствие действительных значений показателей качества базовым. Эта операция завершается установлением определенных градаций, классов, товарных сортов, марок продукции, что в конечном счете связано с принятием решения о присвоении товару определенной градации качества.

Градация, класс, сорт — категория или разряд, присвоенные объектам, имеющим то же самое функциональное применение, но различные требования к качеству (МС ИСО 8402: 1994).

Для принятия окончательного решения о градации качества товара необходимо сравнить действительные и базовые значения по всей номенклатуре выбранных показателей.

Стандартным признается товар, который соответствует установленным требованиям по всем выбранным пока­зателям.

Если хотя бы по одному из определяемых показателей выявлено несоответствие, то товару не может быть присвоена стандартная градация, а только пониженная — нестандартная или брак.

К нестандартному относится товар, который не соответствует установленным требованиям по одному или комплексу показателей, но это несоответствие не является критическим (опасным) Например, если влажность хлеба выше установленной нормы, то он относится к нестандартному.

Брак — товар с выявленными устранимыми или неустранимыми несоответствиями по одному или комплексу показателей

Различают устранимый и неустранимый брак. После устранения несоответствий градация товара может быть изменена. Если устранение брака способствовало улучшению всех показателей до установленной нормы, та товар признается стандартным. Например, сортировка партии свежих плодов и овощей с отбраковкой дефектных экземпляров приводит к формированию новой партии стандартной продукции

Разновидностью брака с неустранимыми значительными или критическими дефектами являются отходы. Отходы со значительными несоответствиями установленным требованиям относятся к ликвидным, а с критическими — к неликвидным.. Примером ликвидных отходов могут служить кости и шкура мясокопченостей или окислившийся поверхностный слой жира (штафф) у сливочного масла, которые могут быть использованы при условии реализации по пониженным ценам (кости, шкура) или после термической обработки (сливочное масло). К неликвидным отходам относятся товары, которые не могут быть использованы по назначению из-за несоответствия по показателям безопасности, например товары с биоповреждениями (загнившие, плесневелые, поврежденные грызунами)

В результате выявления соответствия или несоответствия установленным требованиям все товары по назначению могут быть подразделены на три класса:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.