Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ждать, пока придут мыши.






5. Хватать!

- Как вы думаете, кто будет исполнять составленный Васькой план?

- Каждый шаг хитрой мышиной охоты – это команда Ваське выполнить отдельной действие. Такой план называют алгоритмом.

- Как можно назвать Ваську, исполняющего данный алгоритм? (исполнителем).

- Как называют отдельные шаги алгоритма? (команды исполнителя).

Таким образом, на данном уроке вводится понятие алгоритма, повторяются понятия: «исполнитель», «команда».

Введению понятия «алгоритм» в курсе информатики с машинной поддержкой также должна предшествовать система таких понятий формализации как «исполнитель», «команда», «среда исполнителя», «система команд исполнителя».

Рассмотрим фрагмент урока введения понятия алгоритм с программной поддержкой из ПМК «Роботландия» на основе известной задачи «Перевозчик». Учитель знакомит детей с условием задачи:

- Сейчас нам предстоит решить старинную русскую задачу. Условие этой задачи было найдено в старинных рукописях XIV века. Представьте, что над решением этой задачи ломали голову еще ваши пра-пра-пра-пра-пра-пра-бабушки и пра-пра-пра-пра-пра-пра-дедушки! Слушайте внимательно условие задачи.

Жили были Дед и Бабка. Послала Бабка Деда на другой берег реки на базар купить кочан капусты для супа, козу, чтобы всегда было молоко в доме, и волка на воротник для шубы. Дед отправился на маленькой старой лодочке. Все купил, а как перевезти – не знает. В лодочке он может поместиться только с кем-нибудь одним: либо с волком, либо с козой, либо с капустой. А товар «не дружный»! Если уедет он с волком – коза съест капусту. Уедет с капустой – волк съест козу. Только в присутствии деда они ведут себя смирно. Как же ему быть?

Задача про «Перевозчика» буквально просится быть сюжетом инсценировки. Это является удачным методическим приемом, так как инсценировка (особенно с заготовленными масками или надеваемыми на голову бумажными лентами-обручами, на которых написано крупными буквами: «Волк», «Коза», «Капуста») даст должный эффект. Более того, может оказаться, что желающих поучаствовать в такой инсценировке будет много. Этим можно воспользоваться для того, чтобы несколько позднее провести демонстрацию второго способа решения обсуждаемой задачи.

Здесь следует проявить осторожность в пропедевтических целях. Хотя слово «исполнитель» было бы очень легко воспринято детьми – как участниками инсценировки, так и зрителями, - произносить его на этом занятии не нужно. Дело в том, что участники инсценировки, которых режиссер спектакля или зрители могли бы назвать исполнителями ролей волка, козы и капусты, с точки зрения информатики вовсе не исполнители, а элементы среды.

Исполнителем же является тот школьник, который, выслушав команду учителя (или, еще лучше, ученика – автора созданного им алгоритма), берет за руку одного из бессловесных персонажей инсценировки и «перевозит» его через реку (переводит его через проход между партами, через нарисованную мелом на полу рекреации «реку»). Сейчас важно позаботиться, чтобы инсценировка не внесла терминологическую путаницу в эти предстоящие обсуждения.

В «спектакле» «Перевозчик» импровизация не поощряются. Учитель отмечает все отклонения от правил ввода (записи, произнесения) команд и правил их выполнения.

Инсценировка или иная модель выполнения алгоритма (дедушка использует с этой целью различные предметы; вполне подходит для этого магнитная доска) обязательно сопровождается формальной записью команд на доске или экране проектора. О зафиксированной последовательности команд можно говорить как об алгоритме в одной из форм его представления.

После инсценировки дети в нетерпении начать записывать алгоритм на компьютере. Однако (возможно, сдерживая такой порыв) надо потратить достаточно много времени на обсуждения элементов интерфейса: правила записи в окно ввода команд, объяснение элементов стандартной информационной строки.

Учитель ведет подробный рассказ о справочном режиме, вызываемом по нажатию клавиши F1, подчеркивая общность элементов интерфейса для большинства роботландских программ, которые позднее придется изучать: справочное окно, лента протяжки, бегунок. Еще до составления алгоритма на компьютере дети должны прочитать справку и вернуться в задачу (по Esc).

До начала упражнения важно предусмотреть возможные аварийные сообщения. Еще не начав нажимать на клавиши, ребенок должен уметь привести примеры ситуаций, в которых может появиться сообщение «Не могу».

Задача о перевозе имеет два решения. На каждом рабочем месте должны быть воспроизведены оба решения. Если за компьютером сидят два ученика, то учитель может организовать их деятельность в зависимости от темперамента учеников: либо они набирают по очереди отдельные команды алгоритма, либо сначала один ученик полностью воспроизводит на экране одно сообщение, а затем его напарник другое.

Если «Перевозчику» отводится одно занятие, то, кроме воспроизведения алгоритма на экране, надо побеспокоиться о том, чтобы запись алгоритма осталась и в тетрадях учеников. Другой вариант фиксации алгоритма в тетради – домашнее задание: учитель формулирует задание, а в начале следующего занятия собирает тетради для проверки.

В качестве образца можно использовать следующий вариант записи алгоритма:

СКИ: Волка® Волка Козу® Козу Капусту® Капусту Лодку® Лодку     Алгоритм
  1. Козу®
  2. Лодку
  3. Капусту®
  4. Козу
  5. Волка®
  6. Лодку
  7. Козу®
 

Таким образом, данный урок включает следующую последовательность:

    1. Формулировка условия задачи.
    2. Знакомство с интерфейсом программы «Перевозчик» с демонстрацией выполнения команд.
    3. Практическая работа учащихся за компьютерами.
    4. Составление и запись в тетрадь алгоритма решения задачи (оба способа решения).

На последующих уроках закрепление понятия алгоритм идет в процессе разработки алгоритмов решения задач.

 

Контрольные вопросы:

1. Что такое алгоритмический стиль мышления?

2. В чем проявляется логико-алгоритмическое мышление?

3. Обоснуйте актуальность развития алгоритмического мышления младших школьников.

4. В каком возрасте целесообразнее развивать алгоритмическое мышление?

5. Определите основные понятия раздела алгоритмизации и последовательность их изучения.

6. Что общего и каковы различия введения понятия «исполнитель» в курсе безмашинного изучения информатики и с компьютерной поддержкой?

7. Какова структура компьютерного варианта урока введения понятия алгоритма для младших школьников?







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.