Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Схема программного управления
Рис.3
Т. е. сначала человек выбирает какой-то способ записи, какой-то язык и записывает алгоритм. Затем этот алгоритм как-то попадает к ЭВМ. И, наконец, ЭВМ начинает командовать Исполнителем в соответствии с алгоритмом, полученным от человека. Почему же алгоритм трудно записать? Это трудно по трем причинам. Во-первых, алгоритм придется сразу («вперед») продумать во всех деталях, ничего нельзя отложить на потом — ведь выполнять алгоритм будем уже не мы, а ЭВМ. Во-вторых, мы должны не только все продумать «вперед» во всех мыслимых вариантах, но и записать это без двусмысленностей и фраз типа «и т. д.». В-третьих, выполнять алгоритм будет ЭВМ — техническое устройство. Оно не может догадаться, что мы что-то «имели в виду», — все должно быть описано явно, точно, формально и на понятном ЭВМ языке. Алгоритм — план будущей деятельности, записанный в заранее выбранной формальной системе обозначений. Составляет алгоритм человек, а выполняет — ЭВМ. И вот те характеристики мышления, те методы мышления, способы, которые необходимы для перехода от непосредственного управления к программному, от умения сделать самому к умению записать алгоритм, называют алгоритмическим стилем мышления. Логико-алгоритмическое мышление проявляется в умении: - строить логические утверждения о свойствах данных и запросы к поисковым системам; - мыслить индуктивно и дедуктивно при решении практических задач; - формализовать свои намерения вплоть до записи на некотором алгоритмическом языке. Психолого-педагогические основы развития мышления младших школьников. В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта. Развитие идет от конкретного мышления (7 – 8 лет) к стадии развития формальных операций, которая связана с уровнем развития способности к обобщению, абстрагированию. Одна из важнейших линий умственного развития ребенка состоит в последовательном переходе от элементарных форм мышления к более сложным. Так развитие наглядно-действенной формы мышления создает основу для перехода к наглядно-образному мышлению, которое, в свою очередь, является необходимой ступенью в развитии логического мышления. Эти переходы начинаются еще в дошкольный период и активизируются на этапе начального образования. Условия и методы обучения и воспитания могут способствовать этому процессу, могут и тормозить его. «Одна из главных задач в обучении алгоритмизации – обучение формальному мышлению, формализации», – это известная цитата из книги Сеймура Пейперта «Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи». Выполнение задания по готовому алгоритму – низшая степень творчества, но, лишь научившись самим думать и действовать формально, люди могут мыслить на языке машины как на своем собственном и свободно формулировать как задания, так и пути их решения – формализовать их. Алгоритм просто приводит к цели, не давая понимания. Пошаговая детализация алгоритма есть формализация, результатом которой является алгоритм, способный выполнить поставленную задачу. Все те составные действия, на которые разбивается алгоритм, формальны, неформален лишь сам процесс разбиения – это сложная творческая задача. При этом исполнитель алгоритма – компьютер – «безмозглая» машина, которая выполняет команды человека, человек же в процессе написания алгоритма использовал весь свой интеллект, использовал все мыслительные операции – разумный субъект. Умение планировать структуру целенаправленных действий необходимо в каждом научном исследовании, в любом производстве, в армии, в общественной жизни коллектива, в быту. Особенно важно умение планировать свою деятельность для педагога: план представляет собой определяющий документ в деятельности школьного учителя.
|