Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Квалификация и компетентность






 

Стандарты первых двух поколений базировались на квалификационном подходе к профессиональному образованию:

- в стандартах первого поколениях – на общих требованиях к уровню подготовленности;

- в ГОС второго поколения на квалификационных характеристиках, в качестве подготовленности выпускников к видам деятельности и решению профессиональных задач.

В настоящее время квалификация является недостаточно адекватной мерой для проектирования результатов высшего образования.

Работодателям нужна не квалификация, которая, по их представлению, связана с дроблением производственных функций на ряд задач, функций и видов деятельности.

Работодателям необходима компетентность как своего рода соединение навыков, свойственных каждому индивиду, в котором сочетаются квалификация с социальным поведением, способностью работать в группе, инициативностью, умением принимать решения и отвечать за их последствия [10, 11].

 

 

2.8.1. Квалификация

 

Квалификация – степень профессиональной подготовленности к выполнению определенного вида работы. Различают квалификацию работы и квалификацию работника.

В трудовом праве различают квалификацию работы и квалификацию отдельных работников [51].

Квалификация работы – характеристика данного вида работы, устанавливаемая по степени ее сложности, точности и ответственности. Обычно определяется разрядом, к которому данная работа отнесена тарифно-квалификационным справочником. Квалификация работы важна для установления тарифных ставок и должностных окладов.

Квалификация работника – это степень и вид профессиональной обученности, необходимые для выполнения конкретного вида работы.

Квалификация – это совокупность свойств работника, характеризующих объем его профессиональных знаний и трудовых навыков, которыми он должен обладать для трудовой деятельности на конкретном рабочем месте.

В квалификационных характеристиках профессии определяются, какие профессиональные задачи должны решать работники с разным разрядом, что они должны знать и уметь, какими личностными качествами обладать [53].

В США студенты инженерных специальностей по окончании первого этапа высшего образования (undergraduate) обычно получают степень бакалавра. Наличие этой степени, как правило, является единственным условием для получения разрешения на профессиональную деятельность, поэтому она представляет собой аналог первого профессионального диплома в этой области. Студенты, которые решили продолжить свое образование, чаще всего обучаются на степень магистра, за которой следует докторантура. Что касается квалификации инженера (Degree of Engineer или Engineer's Degree), то у выпускников вузов, получивших инженерные специальности, она встречается реже всего. Ей обычно предшествует магистратура, однако эта квалификация не требует обязательного обучения в докторантуре и предоставляет своим обладателям право на профессиональную деятельность (MBA consult).

 

 

2.8.2. Компетенции

 

В постиндустриальном мире вместо парадигмы «образование для себя» приходит тезис «образование для всех. В этих условиях на смену квалификационной модели выпускника необходимо использовать компетентностную модель.

Квалификационная модель – обычно увязывается с объектами, предметами труда. Компетентностная модель – освобождается от диктата объекта труда, но не игнорирует его. Она ставит во главу угла междисциплинарные, интегрированные требования к результату образовательного процесса [25].

Слово компетенция происходит от латинского сompetentio и от compete – добиваюсь, соответствую, подхожу. Компетенция – это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач. Под компетенцией понимают формально описанные требования личностных, профессиональных и т.п. качеств сотрудников.

Совокупность компетенций, наличие знания и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области называют компетентностью (от английского сompetence).

В русском языке к понятию «компетенция» ближе слово ведать (сведущий человек) – знать, уметь, управлять.

В докладе ЮНЕСКО прозвучало следующее определение: компетентность – это своего рода коктейль навыков, свойственных каждому индивиду, в котором сочетается квалификация, социальное поведение, способность работать в группе, инициативность и любовь к риску.

Framework for Qualification of the EHEA определяет: компетенции специалистов – подтвержденная способность использовать знания, умения, личные, социальные и методологические навыки в рабочей или учебной ситуации в профессиональном и (или) личностном развитии.

В проекте стандарта ООП ТПУ (Чучалин А.И.) компетенция определяется ФГОС ВПО как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Соответствует понятию «Competence».

И далее: Кратко компетенцией является: «готовность проявить способность при наличии возможности». «Возможность» зависит от существования проблемной ситуации и ресурсов.

«Способность» представляет собой совокупность знаний, умений, навыков и опыта их применения. «Готовность» связана с мотивацией к проявлению «способности» разрешить проблемную ситуацию.

В соответствии с [52] различают общие и специальные компетенции. Составляющими общих компетенций являются: инструментальные, межличностныеисистемные компетенции.

Инструментальные компетенции включают:

- когнитивные способности – способность понимать и использовать идеи и соображения;

- методологические способности – способность понимать и управлять окружающей средой, организовывать время, выстраивать стратегии обучения, принятия решений и разрешения проблем;

- технологические умения, связанные с использованием техники, компьютерными навыками и способностями информационного управления;

- лингвистические навыки и коммуникативные компетенции.

Набор инструментальных компетенций включает:

- способности к анализу и синтезу;

- способность к организации и планированию;

- базовые общие знания;

- базовые знания по профессии;

- коммуникативные навыки в родном языке;

- элементарные компьютерные навыки;

- навыки управления информацией (способность извлекать и анализировать информацию из различных источников);

- способность решать проблемы и принимать решения.

Межличностные компетенции – это индивидуальные способности, связанные с умением выражать чувства и отношения, критическим осмыслением и способностью к самокритике; социальные навыки, связанные с процессами социального взаимодействия и сотрудничества, умением работать в группах, принимать социальные и этические обязательства.

В набор межличностных компетенций входят:

- способность к критике и самокритике;

- способность работать в команде;

- межличностные навыки;

- способность работать в междисциплинарной команде;

- способность взаимодействовать с экспертами в других предметных областях;

- способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия;

- способность работать в международном контексте;

- приверженность этическим ценностям.

Системные компетенции – это сочетание пониманий, отношений и знаний, позволяющее воспринимать, каким образом части целого соотносятся друг с другом и оценивать место каждого из компонентов в системе, способность планировать изменения с целью совершенствования системы и конструировать новые системы. Системные компетенции требуют освоения инструментальных компетенций как основы.

Системные компетенции включают способности применять знания на практике, исследовательские к самообучению, адаптации к новым ситуациям, генерации новых идей (к творчеству), к лидерству, работать автономно. Также отметим способности к разработке проектов и управлению ими, к инициативе и предпринимательству, а также ответственность за качество и волю к успеху.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ бакалаврского уровня содержат:

- способность продемонстрировать знание основ и истории предметной области;

- способность логично и последовательно представить освоенное знание;

- способность анализировать новую информацию и дать ее толкование;

- умение продемонстрировать понимание общей структуры предметной области и связь между её подобластями;

- способность понимать и использовать методы критического анализа и развития теорий;

- способность правильно использовать методологию и методы предметной области;

- способность оценить качество исследований в данной предметной области;

- способность понимать и адекватно оценивать результаты наблюдений и экспериментальной проверки методов и научных теорий.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ магистерского уровня требуют:

- владеть предметной областью на продвинутом уровне, владеть новейшими методологиями и методами (исследования), знать новейшие теории и их интерпретации;

- критически отслеживать и осмысливать развитие теории и практики;

- владеть методами независимого исследования и уметь объяснять его результаты на продвинутом уровне;

- быть способным внести оригинальный вклад в предметную область в соответствии с канонами данной предметной области, в том числе в рамках выпускной квалификационной работы;

- продемонстрировать оригинальность и творческий подход;

- овладеть компетенциями на профессиональном уровне.

Знакомство с видами компетенций необходимо при составлении ООП направления или специальности, при проектировании рабочей программы учебной дисциплины и, естественно, для грамотной разработки фонда оценочных средств и контролирующих материалов в нем.

Чтобы выполнить такую работу придется выбрать и согласовать с выпускающей кафедрой те компетенции, которые будут нарабатываться в процессе обучения студента данной дисциплине.

В такой работе [60] может пригодиться опыт при использовании компетентностного подхода МСФ на кафедре «Физика высоких технологий в машиностроении» и АВТФ на кафедре «ОСУ», а также разработка, выполненная заместителем проректора Боевым О.В.

Проверка знаний, умений и выбранных компетенций, обозначенных в целях и задачах учебной дисциплины, может осуществляться за счет применения контролирующих материалов фонда при организации различного вида испытаний.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.