Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Творчество в системе образования






Образование – это обучение искусству пользоваться знаниями, это выработка стиля мышления, позволяющего анализировать проблемы в любой области жизни.

А.Н. Уайтхед, англ. философ

 

В основе преподавания будет лежать обучение мышлению.

А. Урбански, вице-президент

Американской ассоциации учителей

Не мыслям надо учить, а мыслить.

Э.Кант

Получив образование, мы, обычно, становимся конформистами со стереотипным мышлением, людьми с «законченным» образованием, а не свободными, творческими и оригинально-мыслящими людьми.

Стоит ли беспокоиться из-за этого? Стоит.

В то время, когда созидательные и разрушающие знания стремительно ввели нас в новое тысячелетие, единственную возможность поспеть за калейдоскопом изменений в мире дает человеку по-настоящему творческая адаптация.

В новой технологии обучения материал нужного содержания в соответствии с требованиями для дисциплины по ФГОС ВПО или ОС ТПУ должен вводиться не как описательный, а как содержащий реальную проблему, пусть и имеющую место на момент его создания (или только для студента в момент ознакомления).

Как считает бывший зам. Министра образования России В. Болотов и Джоди Спиро, профессор Колумбийского университета США [42] для этого нужна в образовательном процессе новая методология решения проблем. «В новой системе обучения фокус внимания преподавателя смещается от получения правильного ответа к пониманию того, каким образом этот ответ получен».

Такой подход явно контрастирует с современными реалиями, когда большинство современных учебных программ все еще ориентированы на запоминание фактов и получение ответов на давно уже решенные вопросы.

Слабое формирование культуры творческого мышления, практическое отсутствие обучения критическому мышлению заставляет обеспокоенных этим педагогов обратиться к методам, применяемым инженерами для решения их различных проблем. Эти методы широко освещаются в таких дисциплинах как «Системный анализ», «Теория операций», «Теория принятия решений», «Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)» и др. Так как же формировать активную познавательную деятельность (АПД) студента, использующую аспекты творчества и критичности мышления?

Для этого, прежде всего, должны быть соответствующим образом мотивированы основные участники образовательного процесса.

 

 

2.7.1. Мотивация участников учебного процесса

Вот так выглядит кризис мотивации. Первый симптом – жизнь «по инерции».

А. Алчевский,

социальный психолог

Мотив – это то, что побуждает человека к деятельности, а цель – то, чего он стремится достичь в результате деятельности [44]. Далеко не у всех студентов в период адаптации к вузу формируются позитивные учебные мотивы – профессиональные, социальные, познавательные. У многих превалируют внешние мотивы, зачастую тормозящие положительную мотивацию к учебной деятельности. И тут мир ничего лучшего не придумал, как использовать метод кнута и пряника.

Анализ студенческого контингента ТПУ (А. Дульзон, 2000 г.) показывает, что только незначительная часть студентов нацелена на получение требуемых образованности и образования. Для большинства же студентов ценностью становится не образование, а документ об образовании.

Осознание высокой значимости мотива учения для успешной учебы привело к формированию принципа мотивационного обеспечения учебного процесса.

Для формирования положительной мотивации у студента, на наш взгляд, необходимо:

- усовершенствовать критерии системы отбора абитуриентов при конкурсе аттестатов с целью ранней диагностики склонностей к будущей деятельности; разделить на этой основе студентов на разные категории, в том числе для элитного обучения;

- разработать и активно использовать систему поощрения для студентов при достижении ими реальных результатов в рамках элитного обучения [43];

- реально поставить студента в систему рыночных отношений в процессе его обучения;

- дать возможность студенту на основе профориентационных мероприятий увидеть актуальность выбранного направления и специальности и уяснить цели и задачи своего обучения; установить время и облегчить процедуры перехода студента на другое направление после завершения начального высшего образования;

- получить возможность студенту не на словах [8], а на деле реализовать свое право на индивидуальную и гибкую траекторию обучения;

- обучить студента приемам и методам, лежащим в основе активной познавательной деятельности, т.е. научить студента обучаться;

- дать возможность студенту воспользоваться образовательными технологиями ТПУ, реализующими развитие творческого подхода к обучению;

- организовать требуемые временные рамки самообразования студента, ориентируясь на нормативы его работы – 54 часа в неделю;

- предоставлять студенту право периодически оценивать степень своего развития в образовательном цикле;

- содействовать процессу трудоустройства студента-выпускника.

Контролирующие компоненты системы образования ТПУ должны своевременно выявлять и удалять из образовательного процесса лиц, не справляющихся с его целями и задачами.

Необходимо соблюдать предоставленные многоступенчатым образованием возможности, использующие выходы с неполным высшим образованием и бакалавра. Поток таких бывших студентов в будущем, возможно, создаст полезную конкуренцию на входах второй ступени образования.

Положительно мотивирован должен быть и второй основной участник образовательного процесса в вузе – преподаватель.

Характерной особенностью преподавательского корпуса технического университета является его формирование из своих выпускников с требуемыми академическими регалиями, но не имеющих специального педагогического образования.

«Осредненный» преподаватель вуза (особенно без степени), вынужденный думать о вещах, мало связанных с учебным процессом, так же, как и студент, не имеет особой мотивации к надлежащей постановке АПД студента.

Сформировать такую мотивацию возможно лишь при соответствующей социальной комфортности преподавательского труда (см. также [43]). Одновременно с этим необходимо проводить комплекс мероприятий, ведущих к творческому переосмыслению технологии обучения студентов дисциплине. Речь идет о переработке целевых установок, структуры и содержания дисциплины, исходя из современных квалиметрических характеристик выпускников. Такая переработка потребует смены структуры и состава фонда оценочных средств.

Второе образование – «Преподаватель высшей школы», периодическая (и реальная по миссии и результатам) учеба на ФПК и стажировки на предприятиях, принимающих выпускников тех направлений, по которым и обучаются ваши студенты, позволяют преподавателю поддерживать свой персональный имидж и имидж дисциплины на надлежащем уровне. Студенты это хорошо чувствуют и в условиях гибкой траектории их образовательного процесса выберут вашу дисциплину и потянутся к вам.

При невыполнении целей и задач системы оказания образовательных услуг преподаватель так же, как и студент, должен быть выведен из нее на основе использования контрактных процедур.

 

2.7.2. Творчество и креативность

 

Существует притча о том, что боги прятали тайну человеческого бытия от людей, и, перебрав множество потайных мест, решили спрятать ее внутри человека. Возможно, пришло время попытаться разгадать одну из загадок природы, имя которой Творчество [45].

Общепринятых определений творчества и креативности мышления, т.е. того, чему необходимо обучать современного студента, не существует. И, тем не менее, можно найти ряд определений, раскрывающих смысл этих понятий [45-47]:

- творчество – мышление в его высшей форме, выходящее за пределы известного, а также деятельность, порождающая нечто качественно новое;

- творчество это особое состояние человека; творчество – это процесс, а лучше говорить, состояние;

- творчество – это не технология, а искусство, требующее от человека максимальной концентрации внимания, использования всех имеющихся возможностей, стремление к совершенству.

Креативность (лат. сreation – строю, создаю) – термин, который переводится как «творчество» или «сотворение из ничего», широко используется для обозначения конструктивных способностей человека, потенциала создания и новаций в различных сферах деятельности.

На Западе креативностью обозначают технологический элемент творчества. В России этот термин воспринимают гораздо шире.

Творчество и креативность – не синонимы. Творческий процесс основывается на вдохновении автора, его способностях и традициях. В креативном процессе главной его составляющей становится прагматический элемент, то есть изначальное понимание зачем, для кого, что именно и как нужно что-то создавать.

Главным побудительным мотивом творчества является стремление человека реализовать себя.

Внутренними условиями созидательного творчества являются:

- открытость, т.е. терпимость к неоднозначности, способность принимать и обрабатывать массу противоречивой информации;

- способность к необыкновенным сочетаниям элементов и понятий; эта способность предполагает спонтанную игру с идеями, нахождение проблем в обще известном, выдвижение оригинальных гипотез.

Возможно, самое главное условие творчества состоит в том, что источник оценивания находится внутри индивида. Для творческого человека ценность его произведения зависит не от похвалы или критики других, а устанавливается им самим.

Чтобы в процессе обучения содействовать творческому процессу обучаемого, необходимо создавать и внешние условия: обеспечение психологической безопасности и свободы (не давить, дать раскрепоститься), создание обстановки, обеспечивающей отсутствие на этапе творчества внешнего оценивания.

При становлении и развитии творческой личности студента ему необходимо ставить разумные по сложности задачи. Эти задачи должны характеризоваться новизной (сначала только для студента). На эту субъективную новизну в творчестве студента следует ориентировать учебный процесс, развивая его познавательные и творческие способности, в том числе, используя положения теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Контроль над развитием познавательных способностей должен осуществляться через оценки следующих их видов [48]:

- перенос усвоенного материала на новый материал;

- установление причинно-следственных связей между модулями дисциплины и их разделами;

- обнаружение скрытых зависимостей и связей;

- умение делать правильные выводы из исходной информации;

- определение исходной информации, необходимой для постановки задачи;

- анализ ситуаций, возникающих после заданных изменений в объекте исследования;

- умение предвидеть последствия различных действий;

- умение обосновывать предпринимаемые изменения и т.д..

Контроль над формированием творческих способностей предполагает, что банк контролирующих материалов содержит вопросы, задания, тесты, позволяющие оценить:

- противоречия и проблемы в заданном объекте исследования;

- предполагаемые пути разрешения проблемы в исследуемом объекте;

- правильность выбора рациональных решений, минимизирующих исходную проблему;

- умение проводить анализ, демонстрирующий снятие проблемной ситуации.

 

 

2.7.3. Критическое мышление

 

Образно говоря, новая парадигма образования, связанная с обучением критическому мышлению, советует: отправляясь в путешествие, не набивать рюкзак готовыми продуктами, а захватить с собой орудия, позволяющие добывать пищу в любом месте и, разумеется, умение владеть этими орудиями [49].

 

В настоящее время внимание преподавателей высшего профессионального образования привлекает идея развития критического мышления в связи с отсутствием самостоятельности, социальной направленности, мотивированности и результативности мышления молодого поколения [49].

Большинство из университетского сообщества стало принимать новую образовательную парадигму. Суть ее заключается в смещении основного акцента с усвоения объема информации на «раскрутку мозгов» и развитие самостоятельного, критического и саморефлексивного мышления [50]. Другими словами, необходимо «обучение решению задач», а не просто использование готового знания. Нужно оттачивать навыки работы с любой информацией, с разнородными задачами, с «новизной».

В отличие от догматического, критическое мышление в системе высшего образования учит анализу и конструированию рассуждений, получению знаний вне зависимости от профессиональной сферы деятельности. В его рамках исследуются вопросы – как, когда, почему, – делаются выводы по исследованию рассматриваемого объекта.

Развитие критического мышления должно осуществляться и контролироваться при решении различных задач, в том числе, учебных и проблемных.

Примерами таких задач являются [49]:

- первый тип задач: в процессе занятия или тестирования создается такая ситуация, когда из неверной изначальной посылки путем корректных логических суждений получается новый вывод, явно противоречащий имеющимся у студентов знаниям;

- второй тип задач: создается ситуация, когда их первоначально справедливого суждения путем некорректных логических операций создается абсурдный вывод- причину предполагается выяснить;

- третий тип задач: правильный результат специально критически осмысливается таким образом, что его правильность оказывается сомнительной, дальнейшее рассуждение предлагается студенту провести самостоятельно.

Таким образом, оптимальными являются методы проблемного обучения, когда проблему необходимо обнаружить, понять, найти способы ее минимизации, сформировать альтернативы возможных вариантов решения, определить значимые для пользователя свойства и найти способы выбора оптимального варианта в заданном смысле. Нетрудно видеть, что обозначенный алгоритм реализует классические мероприятия ликвидации проблемных ситуаций с позиций системного подхода.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.