Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация новаций и инновационных процессов






 

№ п/п Классификационный признак Классификационные группировки инноваций
     
  Области применения инноваций Управленческие, организационные, социальные, промышленные и т.д.
  Этапы НТП, результатом которых стали инновации Научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные
  Степень интенсивности инноваций " Бум", равномерная, слабая, массовая
  Темпы осуществления инноваций Быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные
  Масштабы инноваций Трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие
  Результативность инноваций Высокая, низкая, стабильная
  Эффективность инноваций Экономическая, социальная, экологическая, интегральная
  Степень новизны Абсолютные, относительные, условные, частные
  Инновационный потенциал Радикальные, комбинированные, модификационные,
  Уровень разработки и распространения Государственные, республиканские, региональные, отраслевые, корпоративные, фирменные
  Сферы разработки и распространения Промышленные, финансовые, услуги, торгово-посреднические, научно-педагогические, правовые
  Сфера применения Для внутрифирменного применения, для накопления на фирме, для продажи
  Частота применения Разовые, повторяющиеся (диффузия)
  Форма Открытия, изобретения, рационализаторские предложения, ноу-хау, товарные знаки, новые документы и т. д.
  Вид эффекта, полученного в результате внедрения инновации Научно-технический, социальный, экологический, экономический (коммерческий), интегральный

 

Различные виды инноваций находятся в тесной взаимосвязи и предъявля­ют специфические требования к инновационному механизму. Так, техничес­кие и технологические инновации, влияя на содержание производственных процессов, одновременно создают условия для управленческих инноваций, по­скольку вносят изменения в организацию производства.

Для понимания сущности и характера возникновения инноваций важно рассмотреть так называемый вопрос цикличности. Н.Д. Кондратьев – автор теории больших циклов хозяйственной конъюнктуры - обосновал идею множественности циклов и разделил их на короткие (продолжительность 3 – 3, 5 года), торгово-промышленные (средние) циклы (7 – 11 лет), большие циклы (48 – 55 лет) (таблица 3) [9].

Таблица 3

 

Хронология больших циклов экономической динамики по Кондратьеву *

(составлена в 1925 г.).

 

I повышательная волна 1785-1790 по 1810-1817
I понижательная волна 1810-1817 по 1844-1851
II повышательная волна 1844-1851 по 1870-1875
II понижательная волна 1870-1875 по 1890-1896
III повышательная волна 1890-1896 по 1914-1920
III понижательная волна 1914-1920 по?

 

Кондратьевым было сделано важное наблюдение относительно характера этих циклов: перед началом и в начале повышательной волны каждого длинного экономического цикла наблюдаются глубокие изменения в условиях экономической жизни общества. Эти изменения выражены в значительных изменениях в технике (чему предшествуют в свою очередь значительные технические открытия и изобретения), вовлечении в мировые экономические связи новых стран, изменении добычи золота и денежного обращения.

Главную роль Кондратьев отводил научно-техническим новациям Инновации переводят хозяйственную конъюнктуру с понижательной на повышательную тенденцию, вызывая волнообразование. Н.Д.Кондратьев показал, что нововведения распределяются по времени неравномерно, появляясь группами, или, говоря современным языком, кластерами.

Эпохи повышенной экономической активности представляют собой периоды, на протяжении которых развитие техники и открытие новых ресурсов создают благоприятную основу для роста, и, в первую очередь, для роста инвестиций. В такие периоды темп технического прогресса намного ускоряется по сравнению с тем, что можно было бы ожидать при обычном действии многочисленных изобретений, каждое из которых имеет относительно небольшое значение. В длительные периоды экспансии вводится в действие новая, можно сказать революционная техника, которая глубоко меняет характер всей экономики. Эта техника создаёт основу для огромного увеличения массы капитальных благ и роста инвестиций. Сущность бума можно свести к внедрению в производственную систему нововведений.

В период рецессии экономическая система переходит к новому состоянию равновесия, следующему за нарушениями, вызванными бумом. Период депрессии можно определить как период, на протяжении которого завершается приспособление к новой промышленной ситуации, которая создаётся в предшествующий период внедрения нововведений.Эти достижения привели буквально к взрывному развитию (big bang) в двух секторах, образующих нервную систему современного общества: финансовых рынков и информационных сетей. Рынок стал планетарным и мгновенным. Цикличность характерна и для микроэкономических явлений. Рассмотрим их на примере жизненного цикла организации, технологии, спроса, товара в разрезе производственного потенциала фирмы.

Потенциал организаций – главный критерий целесообразности их существования. Через развитие потенциала идет развитие организации и ее подразделений, а также всех элементов производственно-хозяйственной системы. Развитие организации рассматривается как реакция на изменения внешней среды и поэтому носит стратегический характер. Потенциал организации имеет две составляющие: готовность ее к стабильной производственной деятельности и готовность к инновациям. От состояния инновационного потенциала зависит выбор инновационной стратегии, поэтому его оценка – необходимая операция процесса разработки стратегии.

Инновационный потенциал организации – это мера готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели, т. е. мера готовности к реализации проекта или программы инновационных стратегических изменений.[10] За последние десятилетия рынок превратился в «рынок потребителя». Эволюция рынка представлена в таблице 4.[11]

Таблица 4

Эволюция рыночных требований и критериев исполнения для бизнес-проектов

 

Рыночные требования 60-е годы 70-е годы 80-е годы 90-е годы Критерии исполнения
Цена         Эффективность
  Качество           Качество
Ассортимент         Гибкость
  Оригинальность         Инновационность

Новые требования рынка (наряду с традиционными требованиями по эффективности, качеству и гибкости) заключаются в том (так хочет покупатель), чтобы товары отличались от товаров конкурентов, отражали оригинальность и индивидуальный вкус покупателя, способность к инновациям становятся важнейшим фактором конкурентоспособности фирмы на рынке. Инновационная цель выступает как глобальная стратегия предприятия, как средство достижения более высоких целей: получение достаточно высокой прибыли в долгосрочной перспективе, сохранение, а затем и повышение конкурентных возможностей на рынке, решение кризисной проблемы и проблемы выживания в целом.

Американский консультант Айзенк Адизенс предложил следующую модель жизненного цикла организации (рис. 4).[12]

 
 

 


Младенчество

 

Выхаживание Смерть

 

Рис. 4.Жизненный цикл организации по Адизенсу

Жизненный цикл организации непосредственно связан с жизненным циклом продуктов, которые она производит.

Жизненный цикл товара, услуги – время их нахождения на рынке от поставки первой партии до сбыта последней. Доходы от продажи товара или услуги зависят от их жизненного цикла.

Схематически кривая жизненного цикла товара представлена на рис. 5.

 
 

 

 


Рис. 5. Жизненный цикл товара

 

Эта кривая коррелирует с кривой жизненного цикла спроса на товар и жизненного цикла технологии. Циклы жизненного цикла товара, спроса, технологии состоят из нескольких стадий: [13]

1. Зарождение (emergence – E) – бурный период становления.

2. Ускорение роста (G1; growth – G) – период, когда спрос и объем продаж, растет, опережая предложение.

3. Замедление роста (G2) – период, когда появляются первые признаки насыщения спроса и предложение начинает опережать спрос.

4. Зрелость (maturity – M) – период, когда насыщение спроса достигнуто и имеются значительные мощности.

5. Затухание, спад – (die down или die out – D) – снижение объема спроса и продаж (иногда до нуля).

Неравномерное развитие фирм, рост или снижение объема продаж раньше рассматривалось как аномалии. Со временем стало складываться новое понимание экономического роста, называемое «кривая роста по Гомпарту», [14] более известное на практике как кривая жизненного цикла спроса и технологий (рис. 6).

 

 

 
 

Рис. 6. Кривая роста по Гомпарту

 

На графике видно, как меняется кривая жизненного спроса технологий. В то время как жизненный цикл товара по по-прежнему переживает неизбежную стадию спада, за счет введения новых продуктов жизненный цикл технологии фирмы держится на постоянном подъеме.

Постоянно внедрять инновации – этот принцип основатели Electrolux сделали главным для своего бизнеса еще 100 лет назад.[15] Первый успех пришел к компании в 1910-х годах, когда был изобретен бытовой пылесос, и началось его коммерческое производство. Закрепить успех удалось в 20-е годы благодаря другому изобретению – холодильнику. Так компания создала новый рынок – бытовой техники. Ставка на инновации дала свои результаты – Electrolux и поныне лидирует на этом рынке.

Все существующие продукты, услуги, процессы, технологии, рынки и распределительные каналы имеют ограниченную (обычно короткую) среднюю продолжительность жизни.[16]

Для того чтобы поддерживать свое развитие фирма должна постоянно добавлять к набору видов деятельности новые и отсекать те, которые не согласуются со стратегией экономического роста предприятия. Это ключевая задача управления стратегическим набором продукции производства и услуг.

Важно уметь предвидеть смену фаз цикла спроса продукции и пересматривать стратегию предприятия в соответствии с меняющимися условиями конкуренции.

Закономерность нелинейного поступательного развития технологии фирмы, на которой внедряются инновации, можно проиллюстрировать с помощью S-образных кривых. Идея S-образной кривой и технологических разрывов была разработана консалтинговой группой MacKinsey применительно к технологии автомобильной промышленности (рис. 7).[17]


Рис. 7. S-кривые развития технологий

 

На первом этапе зарождения технологии (эмбриональная технология) инвестиции не приводят к росту эффективности. Затем наступает второй этап (ключевая технология) резкого роста, когда результат стремительно нарастает. На завершающем этапе (классическая технология) вложения приносят минимальную отдачу. Далее наступает период технологического разрыва, происходит переход к принципиально новой технологии. На каком-то этапе начальный отрезок кривой по времени совпадет с конечным отрезком старой. На этом этапе происходит конкурентная борьба между старыми и новыми технологиями.

Новое поколение техники и технологий вытесняет предшествующее, однако технологический разрыв трудно точно предугадать. Приверженность организации к какой-нибудь одной технологии, жесткие планы, стабильная структура являются тормозящими факторами при переходе к новым технологиям предприятия от одной S-образной кривой к другой. Такой переход вначале менее эффективен, требуется выбор критериев для оценки новой технологии, затем эффективность повышается. Максимальные капиталовложения необходимо делать в ключевые технологии и избирательно – в классические.

Принцип S-образной кривой развития можно применить и для иллюстрации развития инновационной организации, исходя из стадий жизненного цикла организации (рис. 8).

 
 

 
 

 


Рис. 8. Освоение фирмой новой продукции, технологий

 

И, как следствие, жизненный цикл фирмы, проводящей активную инновационную политику, можно представить в виде следующей кривой (рис. 9).[18]

 
 

 
 

 


Рис. 9. Жизненный цикл фирмы, проводящей активную инновационную политику

 

Здесь следует акцентировать внимание на значении инноваций на различных стадиях жизненного цикла фирмы. Если на стадии зарождения и начального развития организации инновации являются средством формирования производственного потенциала, а на стадии роста - средством повышения конкурентоспособности фирмы, совершенствования ее производственного потенциала, то на стадии зрелости (стабильности) организации – инновации – единственное средство выйти на новый виток развития, средство выживания, необходимое для предотвращения неизбежных в случае стабильной, неизменной структуры стадий спада и гибели.

Различают диверсификацию в ширину и в глубь.

Диверсификация в ширину – расширение номенклатуры товаров и услуг, проникновение в новые сферы бизнеса.

Диверсификация в глубину – новое использование товара (услуги), придание им новых потребительских свойств.

Диверсификация осуществляется путем внедрения новшеств. В задачу предпринимателей входит целенаправленный поиск источников инноваций, для чего необходимо знать и уметь использовать принципы, лежащие в основе успешных инновационных решений.

Почти двести лет назад французский экономист Ж. Б. Сэй заметил: «Предприниматель перемещает экономические ресурсы из области низкой производительности и низких доходов в область более высокой производительности и прибыльности».[19] Шумпетер[20] в книге «Теория экономической динамики» (1911) утверждал, что нормой здоровой экономики, главной реальностью экономической теории и практики является не равновесие или оптимизация, а динамическое неравновесие, вызванное деятельностью новатора-предпринима-теля.

С точки зрения математики нет различий между понятиями «стакан наполовину полон» и «стакан наполовину пуст». Но в более широком значении эти два утверждения различны, и поэтому абсолютно различны их производные. Если общее восприятие смещается от видения стакана «наполовину полного» к видению его как «наполовину пустого» - это значит, что имеются большие инновационные возможности.[21]

Показатель инновационности ТАТ характеризует инновативность фирмы. Термин ТАТ пущен в оборот японцами и происходит от американского словосочетания turn-around time («успевай поворачиваться»). Под этим понимают время с момента осознания потребности или спроса на новый продукт до момента его отгрузки в больших количествах.[22]

Более широкими возможностями для проведения инновационных мероприятий обычно располагают небольшие, высокоспециализированные организации, внедряющие новые процессы или новые услуги.[23]

Инновационное предпринимательство — это процесс создания и коммерческого использования технико-техно­логических нововведений. Как правило, в основе предпри­нимательской деятельности лежит нововведение в области продукции или услуг, позволяющее создать новый рынок, удовлетворить новые потребности.

Анализ деятельности фирм, успешно ведущих инновационную деятельность, показывает, что основным побудительным мотивом для разработки инноваций является желание и стремление руководства вести стратегическую деятельность вообще и осуществлять инновационную в частности. Другими словами, на фирме должен быть лидер-новатор, который готов выделить ресурсы на разработку продукции и постоянно заинтересовывать в инновациях весь персонал. Из мирового опыта известно, что стремление к новациям таких известных менеджеров, как Билл Гейтс из компании Microsoft, Акио Морито из Sony, Джека Уэлча из General Electric, привело их компании к мировому лидерству.

Для осуществления инновационной деятельности необходимо наличие инновационного потенциала предприятия, который характеризуется как совокупность различных ресурсов, включая:

q интеллектуальные (технологическая документация, патенты, лицензии, бизнес-планы по освоению новшеств, инновационная программа предприятия):

q материальные (опытно-приборная база, технологическое оборудование, ресурс площадей);

q финансовые (собственные, заемные, инвестиционные, грантовые);

q кадровые (лидер-новатор; персонал, заинтересованный в инновациях; партнерские и личные связи сотрудников с НИИ и вузами; опыт проведения НИР и ОКР; опыт управления проектами);

q инфраструктурные (собственные подразделения, НИОКР, отдел главного технолога, отдел маркетинга новой продукции, патентно-правовой отдел, информационный отдел, отдел конкурентной разведки);

q иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.

Необходимый шаг на пути к организации инновационной деятельности в организации – выработка инновационных целей (как то: повышение конкурентоспособности и закрепление на новых рынках путем совершенствования имеющихся продуктов или создания принципиально новых; сокращение издержек производства путем экономии на основе новых технологий и т. п.).

Предприятие может в зависимости от возможностей и стратегических целей приобретать инновации на стороне или разрабатывать самостоятельно. В первом случае имеет смысл установить стратегическое партнерство со специализированной научно-исследовательской или конструкторской организацией. Во втором случае целесообразно создание собственных специализированных инновационных подразделений (по аналогии с зарубежными отделами R & D – Research and Development).

Результаты инновационной деятельности выражаются в виде инновационной продукции, которая может иметь конкретную вещественную форму или быть невещественной (например, ноу-хау). В России законодательная охрана интеллектуальной собственности гарантирована Конституцией Российской Федерации (ст. 44). Действует также пакет законов в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности: [24]

Инновации являются важнейшей составляющей производственного потенциала фирмы, так как только за счет инноваций можно эффективно конкурировать. И цель эффективного менеджмента сегодня – быть раньше всех.

 

4.2. Планирование инноваций

 

Современный подход: развитие фирмы (и ее производственного потенциала) определяют инновации. Инновации не падают с неба: их необходимо исследовать, планировать, целенаправленно реализовывать.

Когда мы говорим о нововведениях, которые можно воспроизвести, направить и реализовать, мы имеем ввиду целенаправленные нововведения, которые составляют по меньшей мере 90% всех эффективных нововведений.[25]

Питер Друккер: «Ошибочным можно считать мнение, что предпринимательская и инновационная деятельность лежит в области свободного творчества и носит стихийный характер. Эта деятельность обязательно должна быть организованной, иначе она может закончиться полным провалом».[26]

В основе планирования должна лежать инновационная стратегия.

Томпсон мл. и Стрикленд III[27] выделяют пять основных конкурентных стратегий. (рис. 10).

 

 


 

__________________________________________________________________






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.